|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методика формирования культуры речи в школеМетодика формирования культуры речи в школе7 Первый этап: выбор темы. Методика формирования культуры речи в школе. Второй этап: конкретизация проблемы. 1) Обоснование актуальности проблемы Культура речи - это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Уже в Древних Греции и Риме развивалась культура родного языка. Были выработаны целые системы понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. В России борьба за речевую культуру получила развитие творчестве Ломоносова, Пушкина, Тургенева, Чехова, Куприна и многих других классиков. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. [6] Один из основоположников культуры речи С.И. Ожегов писал: « высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. [5] В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ-го века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова» - все это довольно скоро обернулось для российской лексикологии отсутствием контроля за чистотой речи. Потоки просторечия, жаргонизмов, вульгаризмов вырвались на просторы газет, журналов, политических трибун, телевизионных экранов, книжных страниц. Все это привело к потере большинством населения навыков культуры речи. [11] Но высокий уровень культуры речи - это неотъемлемая черта культурного человека. Ни в коем случае нельзя допустить исчезновение столь важного аспекта культурной личности. Российский филолог Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих трудах неоднократно затрагивал значимость культуры речи. Так, в статье: «О языке устном и письменном, старом и новом» [7] он писал: «Самая большая ценность народа - это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многообразности и много значимости этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, …, но мысли наши все формулируются языком…Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит…, язык человека -точный показатель его культуры». Здесь Лихачев подходит к очень важной теме - он говорит о чистоте языка. «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами - «плевками» говорит, он выявляет свою циничную сущность». [7] Известна нетерпимость Академика к ненормативной лексике: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело... Избегайте слов- «паразитов», слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. В словах- «паразитах» скрытая опасность деградации личности говорящего. [7] К сожалению, все те явления, которые столь сильно не любил Д.С. Лихачев, сейчас очень распространены. Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию культуры речи уже в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших и первичных задач учителя начальной школы. Особое внимание я бы хотела уделить внеурочным мероприятиям в школе. 2) Значимость досуга Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранения здоровья его членов. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали, прежде всего, работа и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. [1] Свободное время в наши дни заметно превращается в самостоятельное поле жизнедеятельности. …Человек по-настоящему реализует свои творческие способности и задатки именно в сфере свободного времени. [8] В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно - ценностных систем, проблемы досуга приобретает особую остроту. В нашей стране досуг до сих пор подвержен состоянию политики, экономики, идеологии и т.д. И как показывает практика, досуг подрастающего поколения зачастую не только не приносит ожидаемого восстановления сил, расцвета творческих способностей и т.п., а напротив - вредит личности. В тоже время досуг становится той сферой, где происходит общение человека с искусством. А это значит, что необходимо обратить особое внимание на сферу досуга. Начинать формирование культуры речи необходимо уже в детском, но осознанном возрасте. Наиболее подходящим для этого возрастом я считаю младший школьный возраст. Исходя из этого, особое внимание нужно уделить сфере досуга. Как было выявлено в ходе исследования культурно-досуговой деятельности, досуг выполняет две основные функции: рекреативную и развивающую. В рамках последней существуют следующие подфункции: · Вовлечение индивида в процесс непрерывного просвещения · Включение людей в различные формы любительского творчества · Обеспечение личностно значимого неформального общения · Компенсаторная [1] В рамках своей методики я бы хотела рассмотреть первую подфункцию: непрерывное просвещение, а учитывая факт того, что объектом методики являются дети младшего школьного возраста, особое внимание я бы хотела уделить игре и художественно - зрелищным мероприятиям. В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все большее распространение получают различного вида игры. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. На помощь в такой ситуации приходят игра и художественно-познавательные мероприятия Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительно значение: игра для них - учеба, труд, форма воспитания. [4] Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включена в педагогический процесс. Великий чешский педагог Я.-А. Коменский читал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка. [2] Чтобы возбудить желание познавать, нужно развивать потребность ребенка заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что его в этом нужно заинтересовать. Для данной возрастной категории больше всего подходит игра. Величайший педагог А.С. Макаренко говорил: «Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять,…, как ребенок играет, так он будет и работать…» Игра развивает и упражняет те способности, которые будут необходимы для жизни. [3] Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: досуг- необходимое звено в цепи воспитания и развития ребенка, в том числе и в формировании культуры его личности, а значит и речи. Третий этап: характеристика аудитории. Аудитория-младший школьный возраст. Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет и связан с обучением в школе. Важной особенностью характеристики этого возраста является физическое развитие ребенка. Оно обуславливает большую подвижность детей, их желание двигаться как больше. [12] Это необходимо учитывать в методике. Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности. У них усиливается контроль сознания над поведением, однако преобладающим в поведении остается возбуждение. [12] Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать . [9] В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения. Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. [3] Именно поэтому ребенку необходимо видеть положительны пример поведения, особенно в кругу семьи. Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. У детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание, они с трудом сосредотачиваются на восприятии неинтересного материала. Поэтому необходимо использовать различные педагогические приемы. Чтобы сделать процесс учения занимательным, особенно в рамках внеклассных досуговых мероприятий. [10] Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то для детей младшего школьного возраста, только что перешедших из одной категории в другую, игра также имеет огромное значение. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У них лучше развита наглядно-образная память, они лучше запоминают и усваивают конкретные события, факты и явления. Поэтому у них вызывают значительный интерес и художественно- зрелищные мероприятия. Все это обуславливает использование художественно- зрелищный мероприятий, игр, праздников в формировании культуры личности ребенка. В том числе и культуры его речи. Четвертый этап: цели и задачи Цель: развитие общих знаний и навыков речевой культуры у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1. Включение родителей в процесс получения знаний о культуре речи 2. Создание условий для получения ребенком знаний и приобретения навыков 3. Включение детей и родителей в различные формы СКД Пятый этап: формы, методы, средства
Список литературы: 1. Ариарский М.А.Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский; ред. П.А. Подболотов, И.М. Болотников, В.Д. Ермаков, И.А. Ивлиева, Н.В. Нагорский, Л.В. Полагутина; СПбГУКИ, Гос. музей "Исаакиевский собор". -- СПб.: Арт-студия "Концерт": ВИС, 2008. -- 791 с. 2. Возрастные возможности усвоения знаний./под ред. Д.Б. Эльконина-М:Просвещение, 1966.-442с. 3. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. - М., 1984. - Т. 1. - С. 376 - 385. 4. Давыдов В.В, Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени/ В.В, Давыдов, В.Т. Кудрявцев//Вопросы психологии.-1997.- №1.- С. 3-18. 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: уч. пос-е-2-е изд.- М.:ФЛИНТА:НАУКА, 1999г.-496с. 6. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм.: уч. пос -е / Г.Н. Иванова-Ульянова.- М.: ФЛИНТА: НАУКА, 1998.-150с. 7. Лихачев Д.С. Статьи ранних лет / Лихачев Д.С. - Тверь : Тверское областное отделение Российского фонда кул, 1993. - 144 с. 8. Орлов Г.П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства.- Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1989.- 176с. 9. Покусаева О. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.:[Электронный документ].-(http://www.psyvita.ru/shkolyari/37/). Проверено 26.05.2010 10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 70 - 75. 11. Политическая лингвистика. - Вып. 3(26).- Екатеринбург, 2008.- С. 64-79. 12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие: [Рек...] / И.Ф. Харламов; М-во образования РФ. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 517 с. 13. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б.эльконин.- М. :Владос, 1999.- 304 с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |