|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методики психолого-педагогического обследования дошкольниковМетодики психолого-педагогического обследования дошкольниковМетодика «Нелепицы» Автор: Апробация: Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей. Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что - то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания - 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц. Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть. 8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть. 6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить. 4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц. 2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло. 0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц. Методика «Времена года» Автор: Апробация: Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления) детей с 4 лет. Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года. Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты. Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима». Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия. Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). 8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение. 4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения. 0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. Или: 1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки. 2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета. 3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето). 4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями. Методика «Чего не хватает?»Автор: Немов Р.С.Апробация:Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.Стимульный материал: 7 картинок с изображением предметов, на которых не хватает какой - либо существенной детали.Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования - 25 секунд.Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд. 6 - 7 баллов (норма) - время поиска заняло от 31 до 35 секунд. 4 - 5 баллов (средний) - время поиска составило от 36 до 40 секунд. 2 - 3 балла (низкий) - время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд. 0 - 1 балл (очень низкий) - время поиска составило в целом больше чем 45 секунд. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»Автор: Немов Р. С.Апробация:Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования - 1 минута.Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - названы 14 предметов, время - 20 секунд.8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - названы все предметы за 21 - 30 секунд.6 - 7 баллов (норма) - названы все предметы за 31 - 40 секунд.4 - 5 баллов (средний уровень развития) - решение задачи с временем - 41 - 50 секунд.2 - 3 балла (низкий) - ребёнок справился с задачей за 51 - 60 секунд.0 - 1 балл (очень низкий) - за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.Методика «Что здесь лишнее?»Автор:Апробация:Цель: исследование процессов образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 - из одной серии классификации, 1 - из другой).Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты. Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) - ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.6 - 7 баллов (норма) - ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.4 - 5 баллов (средний уровень развития) - ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.2 - 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.0 - 1 балл (очень низкий) - ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.Методика «Серия сюжетных картинок»Автор: С.Д. ЗабрамнаяАпробация:Цель: выявление уровня сформированности наглядно - образного мышления детей с 4 лет.Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять , что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.1 балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции. 2 балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. 3 балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может. 4 балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом. Методика «Группировка картинок по количественному признаку» Автор: Апробация: Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет. Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 - я пара (на одной - много огурцов, на другой - один огурец); 2 - я пара (на одной много яблок, на другой - одно) и т. д. Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие - в другой. Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить это принцип в речевом плане. 1 балл - не принимает и не понимает задание. 2 балла - принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую. 3 балла - принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки - признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может. 4 балла - принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует это принцип. Методика «Работа с матрёшками» Автор: С. Забрамная Апробация: Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет. Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки. Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. 1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет. 3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами. 4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами. Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик» Автор: С. Забрамная Апробация: Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей с 4 лет. Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры. Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета. Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам - зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость). У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий - манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы. Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 - 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности. Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. 1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий. 3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения. 4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб. Методика «Разрезные картинки» Автор: С. Забрамная Апробация: Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет. Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали. Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно. Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку. Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка. Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 - 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 - 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным. 1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения. 3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб. 4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием. Методика «Разборка и складывание пирамидки»Автор: С.Д. ЗабрамнаяАпробация:Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет - 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.1 балл - не понимает цель, действует неадекватно.2 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.Методика «Достань ключик»Автор: Е.А. СтребелеваАпробация: Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно - действенного мышления детей 5 - 6 лет.Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула - большой и маленький.Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик».Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно - действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.1 балл - не принимает задание. 2 балла - принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).3 балла - принимает задание, пытается решить задачу в наглядно - образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно - образном плане. Методика «Счёт»Автор: С. ЗабрамнаяАпробация:Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно - образного и элементов логического мышления детей 5 - лет.Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные - синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается); Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.1 балл - действует с палочками, не ориентируясь на задание.2 балла - задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне - может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.3 балла - задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти - действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может. 4 балла - задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи. Методика «Конструирование»Автор: С. ЗабрамнаяАпробация: Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.2 балла - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую - либо постройку, но данный образец не строит.3 балла - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи.4 балла - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.Методика «Рисование (дом, дерево, человек)Автор: Апробация: Цель: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков - основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши, бумага.Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет - дом. После этого просят нарисовать человека, а затем - дерево. Обучение не проводится.Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.1 балл - не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.2 балла - принимает задание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы.3 балла - принимает задание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи).4 балла - принимает задание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.Методика «Цветные кубики»Автор: Е. А. СтребелеваАпробация:Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом - названием, повторив при этом цвет два - три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.1 балл - задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла - принимает задание, сличает два - три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову - названию. 3 балла - принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два - три цвета, но не называет. 4 балла - принимает задание, выделяет цвет по слову - названию, может назвать все или почти все предложенные цвета. Результаты психолого-педагогического обследования Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы. Первую группу (10 - 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование. Во вторую группу (13 - 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.). Третью группу (24 - 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п. Четвёртую группу (34 - 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |