|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках историиНовые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках историиМинистерство образования и науки Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках историиРазработала: ПреподавательЗаморина Л. Л.г. Донецк 2009 г. 1. В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании « Идёт процесс реформирования системы образования, который направлен на реализацию принципов гуманизации, индивидуализации, дифференциации обозрения. В складывающейся в настоящее время экономической ситуации, профессиональная самореализация и социально полноценная жизнь личности во многом зависит от её профессиональной компетенции, умения хорошо адаптироваться в современных условиях проявить свои способности, склонности, и интересы. Воспитание, формирование такой личности является одной из основных задач ВПУ. Совершенно очевидно, что реализовать её возможно лишь в том случае, если система образования будет максимальной ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Поэтому неудивительно, что на смену педагогике 60-х, 80-х гг. как науке целенаправленном воздействии обучающую и обучаемого с целью обучения и воспитания последнего пришла новая, личностно - ориентированная концепция образования. В соответствии с этой концепцией учащийся из объекта (т.е. переработчика информации) становится субъектом, активно действующим лицом, а вся система образования нацелена не на формирование личности обучаемого, а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Личностно - ориентированный характер обучения диктует необходимость переосмыслить как обучающую деятельность учителя, так и деятельность учащихся. Построение учебного процесса должно осуществляться ни с точки зрения приоритетов учебного материала, накопления знаний, умений, а с целью формирования механизмов самоорганизации и само реализации личности каждого учащегося, обогащения его опытом творчества. Для реализации этого необходимо коренным образом изменить содержание образования, которое должно: способствовать усвоению учащимися социального опыта, т. е. Знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе в конкретной социальной среде; · стимулировать учащихся к свободному и критическому мышлению; · формировать мировоззрение, создавать целостную картину мира; · развивать умение, сознано планировать своё развитие, понимать его динамику и самостоятельно учиться; · развивать в учащихся систему личностных свойств и качеств, способствующих их саморазвитию и самореализации. · Соответственно названным проблемам формируются задания самообразовательной деятельности учащихся. В организации этой работы велика роль преподавателя. Он определяет цели, задачи, средства и методы её проведения, отбирает задания, осуществляет текущий и рубежный контроль, дает анализ результатом, оказывает всестороннюю помощь. А главное, вся деятельность должна быть направлена на личность обучаемого, учитывать его индивидуальные особенности, способности, возможности. Как конкретно это осуществляется на уроках истории? Во-первых, учащийся должен чётко представлять себе весь объём материала, который по учебному плану изучается в текущем семестре. Исходя из этого предлагаем самостоятельно планировать свою работу, используя разнообразные формы усвоения материала (составление планов, тезисов, поиск решения проблемных задач, анализ событий, оценочная деятельность, написание рефератов и. т. п.) Во-вторых, учащийся может идти неординарным путем, опережая программу: самостоятельно изучив материал по последующей теме, готовит на его базе тестовой материал и контрольные задания, которые преподаватель использует для последующих аттестаций, викторин, брэйн - рингов. Это важно! В-третьих, составление собственных программ изучения истории. Иметься введу изучения истории своего края, города, родословной “История Украины - через историю моей семьи,” “Боевые ордена в моей семье в моём раду.” Эти задания предлагаются в начали семестра. Учащиеся должны провести поисковую работу - найти документы, фотографии, записать устные рассказы о своей семье, составить генеалогическое дерево и др. В-четвёртых, приобщение учащихся к изготовлению наглядных пособий, схема, таблиц, плакатов и др. работе. При определении целей, задач, методов самообразовательной деятельности учитываем сложность темы, количество часов на её изучение, степень подготовленности учащихся и методического обеспечения урока. Определяя методы изучения, следует иметь в виду, что методы есть совокупность способов, приёмов, форм совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также друг с другом. В процессе такой деятельности достигается определённый уровень знаний и оказывается существенное развивающее воздействие на личность учащегося, его способности и творческие возможности. 1. Нами накоплен определённый опыт организации и руководства самообразовательной деятельностью учащихся. На вводных уроках и первых консультацыях знакомим их с общими требованиями самостоятельной работе с формами и методами её проведения. Непосредственно на уроках учащиеся получают конкретные рекомендации по методике выполнения своих заданий. Ряд методических советов оформлены в виде “Памяток”, которыми учащиеся могут пользоваться на уроке. Для создания ситуации успеха, атмосфер, в которой учащийся чувствовал бы себя комфортно и свободно, при отборе методов работы (особенное на 1 курсе) стремился идти от простого к более сложному. Первоочерёдной задачей считаем - научить учащихся творчески работать с учебниками, справочной литературой, историческими документами: предлагаем задания по составлению развернутых планов, тезисов. Во-первых, планы и тезисы служат формой систематизации объемного и действительного сложного материала. Во-вторых, выявление узловых вопросов, их логическое построение является важной ступенькой в классификации материала. В-третьих, происходит белее глубокое осмысление информации, так при составлении планов учащиеся должны сформулировать некоторые обобщенные положения, идеи, оценки, соотнести их с конкретными факторами. В-четвертых, учащиеся приобретают навыки и умения систематизировать, классифицировать и излагать исторический материал. Задания на составление развёрнутых планов и тезисов практикуем по темам, которые насыщены обширным, многоплановым фактическим материалом, трудными для восприятия географическими названиями, именами, понятиями: “Страны Азии, Африки и Латинской Америки”; “Развитие культуры”; “Международные отношения” и др. Например, даем фронтальные задания “Составьте развёрнутый план на тему” “Социально - политическое развитие Индии в 20-30-е годы”. В кратком инструктаже напоминаем о правилах составления развёрнутого плана (Приложение 1) и обращаем внимание учащихся на один из наиболее распространённых недостатков планов и тезисов автоматическое следование тексту учебника (из учебника просто вычитывается набор выделённых курсивом общих положений). При. этом в зависимости от уровня развития, творческих способностей и интереса к истории предлагаем отдельным учащимся более сложные вопросы (3-4-й уровень) в зависимости от уровня развития. 1. Проанализируйте основные принципы социально-политического учения м. Ганди? Определите своё отношение к основным положения гандизма? 2. Определите Индийского Национального конгресса в освободительном движении Индии в 20-30-годы. 3. Объясните, почему борьба индийских трудящихся в 30-е годы переросла рамка провозглашенной Ганди кампании гражданского неповиновения? 4. определите сходство и различия национально-освободительного движения в Индии и в Китае в межвоенный период? При выборе методов и приёмов изучения учащимися нового материала важно знать, что любой метод сам по себе не дает нужного эффекта, если, во-первых, не способствует активизации учащихся, т. е. побуждению к активной мыслительной деятельности; во-вторых, не обеспечивает глубокого условия изучаемого материала. Учитывая современные требования к уроку (главное-организация самообразовательной деятельности учащихся), специфику ВПУ (количество часов на предмет, недостаточная учебно-методическая обеспеченность, особенности контингента), на уроках истории широко стали внедрять такую форму, кок выполнение индивидуальных практических работ. Цель - активизировать имеющиеся у каждого учащегося интеллектуальные способности, знания, умения и на их основе развивать творческое мышление, навыки самообразовательной деятельности, совершенствовать и развивать умения и навыки. При разработке заданий для практических работ учитываем основные требования к школьному историческому образованию, уровни учебных достижений. Исходя из этого предлагаем задания на! · знание основных исторических фактов, дат, имён терминов; · усвоение основных исторических понятий, идёт; · владение элементами исторического описания и объяснения; · выделение главного, определения этапов, периодов; · систематизацию материала; · умение сравнивать, сопоставлять события, факты, находить в них общее и особенное; · установление причинно-следственные связи; · оценивание исторических событий аргументированые своей точкой зрения; · использование своих знаний и умений в практической деятельности. Например, по теме “Германия” (1-й курс) учащиеся выполняют такие задания (см. Приложение 2) Из приложения видно, предлагается большой спектр заданий различной сложности, создается ситуация выбора. Вопрос “С чем я справлюсь?” который учащийся ставит перед собой. выбор им задания определённого уровня, последующее сравнение реального результата с предполагаемым - таковы первые шаги в формирование самооценки, которая не только позволяет учащемуся установить уровень своих достижений, но и открывает перспективы дальнейшей творческой работы. Большое место в организации самообразовательной деятельности учащихся решению познавательных задач и проблемных ситуаций. К ним относятся прежде всего те, которые несут в себе известие внешнее противоречие требующее исследования, разъяснения, также вопросы которые прямого ответа не дают, а побуждают учащихся искать (добывать) ответы. Проблемные ситуации могут создаваться при анализе различных точек зрения, мнений с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили и сделали вывод. В практической работе наши накопления значительный арсенал, таких заданий (См: приложение 3) Проблемные вопросы и задания должны вызывать определенное психологическое состояние, характеризующееся интеллектуальным затруднениям. Роль преподавателя состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь учащимся справится с таким состоянием, наметить основные этапы их поисковой работы. 1. Определить, в чем состоит противоречие проблемы. 2. выбрать способ решения. 3. Осуществить решение. 4. Проверить его правильность. Решая проблемы задания, учащиеся проявляют максимум самостоятельности, творчества, концентрируют историческое и логическое мышление, формируют приёмы и умения творчески - поисковой деятельности. Другим важным моментом организации самообразовательной деятельности учащихся является проверка и разбор выполненных заданий. Без анализа того, что сделано, верно, что - неправильно, какие недостатки надо преодолеть, невозможно дальнейшее продвижение. Если задание выполнялось несколькими учащимися, мы в ходе обсуждения показываем классу разные варианты ответа, предлагаем оценить, какой из них более соответствует предъявляемым требованиям, в чем сильные и слабые стороны каждого. Сообща выясняются и причины неудачного ответа (невнимания к тому, как поставлен вопрос, несоблюдения тех или иных требований к данному виду деятельности и др.). Такие обсуждения дают возможность каждому увидеть перспективы своей дальнейшей работы, приобрести уверенность, увидеть в учителе сотрудника, желающего, чтобы он добился результатов. Применяем и такую форму: выбирая проблемное задание, учащиеся ставятся в известность, что в конце работы над проблемой они получат карточку с ответом. Это не только стимулирует их активную творческую работу, но и превысить дух азартности - учащиеся стремятся справиться с заданием как можно лучше и полнее. Можно идти и от обратного: дав карточку - ответ, поставить перед учащимися задачу, составить проблемный вопрос, проблемную задачу. Разнообразные практические задания способствуют дифференцированному подходу к изучению истории, к организации самообразовательной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету. Большое внимание в преподавании истории уделяем структуру - логическим схемам, таблицам. Они используются как средство организации и управления мыслительной деятельности учащихся. Достоинство их в том, что с помощью схем, преподаватель имеет возможность сжато и доходчиво, разъяснить учащимся сложные материал, раскрыть закономерности исторических процессов, их причинно следственные связи, особенности отдельных явлений. С другой стороны работа со схемами может носить поисков - исследовательский характер. Учащиеся, пользуясь заданной информацией, сами составляют схему (таблицу), проявляют умения, связанные с такими интеллектуальными процессами: · осуществлять поиск и выделять ключевую информацию; · классифицировать, группировать, система тезировать исторический материал; · обобщать и оценивать факты, события; · заполнять схему, таблицу, кратко зафиксировать информацию. Приведём примеры на уроке по теме “Российская революция 1917 г.” предлагаем двухуровневое задание. Одной группе учащихся предлагаем проанализировать схему “Три политических лагеря накануне февральской революции к cм: Приложение 4) и ответить на такие вопросы: 1. Охарактеризуйте социальную структуру России накануне февральской революции. В чём её особенности? 2. Определите политические партии, оппозиционные правящему царскому режиму? 3. Назовите партии, которые в России в 1917 г. называли партиями “Революционной демократией”? Аргументируйте свой ответ. Самостоятельный анализ этой схемы и правильный ответ на вопросы позволят глубже уяснить предпосылки революции, социальную и классовую структуру российского общества, отношение к власти различных политических сил, лучше представить многообразие политической палитры. Разобравшись в этой схеме, учащимся легче будет понять позиции различных политических сил, их перегрупировку после февральской революции, уяснить альтернативы общественного развития в период двоевластия. Другой группе учащихся предлагаем, пользуясь учебником, заполнить схему “Три политических кризиса Временного правительства (1917 г.)” (см: Приложение 5) и решить такие проблемы задачи: 2. Одни историки считают, что период от февраля к октябрю 1917 г. в России было двоевластие, другие отрицают это, третьи считают, что было безвластие, а четвёртые - что было безвластие. Ваша точка зрения об этом? Аргументируйте её. 3. Докажите, что главным вопросом политической жизни России в период двоевластие был вопрос о войне и мире? Составив схему и ответив на проблемные вопросы, учащиеся смогут понять, почему Временное правительство утратило доверие широких масс народа и контроль, за ходом событий в революции 1917 г., не смогло повести страну по реформистскому пути. Этим воспользовались большевики, стремившиеся к завоеванию власти и установлению “диктатуру пролетариата”. При изучении истории особенно ценным является заполнение текстовых сравнительно - обобщающих и синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные исторические события и явления, происходившие движение в разных странах в одно и тоже время. Это способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, уяснить их взаимосвязь и причинность, глубже понять социально - экономические и политические, процессы. Так тематическую аттестацию по темам 3, 4 (1-й курс) проводил как повторитель но - обобщающий урок. Учащимся предлагается составить сравнительную таблицу “Экономический кризис 1929-1933 г. в индустриальных странах Европы и США.
Приложение 2 Разноуровневые задания на практическое занятие по теме “Германия”. Звездочкой отмечены более сложные задания. Первое занятие: 1. Охарактеризуйте экономическую и политическую обстановку в Германии после Первой мировой войны? 2. Назовите партии, которые сыграли решающую роль в Ноябрьской революции? 3.* Дайте оценку позиций трёх течений германской социал - демократии в период Ноябрьской революции. Чем отличались их позиции? 4. Определите этапы революции. Охарактеризуйте их? Либкнехта 5. Дайте оценку деятельности К. Либкнехта и Р. Люксембург в период революции? 6. Проанализируйте итоги революции? 7.* В исторической литературе долгое время не было единого мнения о характере Ноябрьской революции в Германии. Одни историки считали её потерпевшей поражение пролетарской революцией, - демократической. Как вы думаете, чем вызвано такое различие точек зрения? Проследите, как сочетались пролетарские и буржуазно - демократические элементы революции. 8.* Сравните причины и задачи революций 1917 г. в России и 1918 - 1919 г. в Германии? Что было общим? 9. Дайте характеристику основным положениям Веймарской ка6нстетуции? Какое значение для Германии имело принятие данной конституции? 10.* Проанализируйте причины кризиса Веймарской революции. Какие уроки можно извлечь из истории Веймарской республики современным государством. Второе занятие: 1. Определите особенности экономического кризиса в Германии. 2. Определите пути выхода из кризиса гитлеровским режимом? 3. * Сопоставьте способы преодоления экономического кризиса в Германии и Франции? Германии и США? Какой из способов кажется вам наиболее эффективным? Ответ обоснуйте. 4. Охарактеризуйте расстановку политических сил в Германии в начале 30- х гг.? 5. Составьте развёрнутый план (тезиса) “ Установление фашистской диктатуры в Германии.” 6. Охарактеризуйте причины победы нацистов в Германии? 7. Какую роль в победе нацистов сыграли монополии? 8. Почему немецкие социал - демократы и коммунисты не сумели сформировать антифашистский фронт? 9. Раскройте основные черты гитлеровского режима? 10. Как была устроена хозяйственная жизнь в фашисткой Германии 11. * Как вы считаете, были ли в Германии альтернатива фашистского режима? Свою точку зрения аргументируйте. 12. * Чему учит исторический опыт Германии 1920-1932 гг.? 13. * Дайте сравнительный анализ нацистской диктатуры в Германии и фашистского режима в Италии. 14. Определите цели внешней политики в Германии? 15. * Составьте таблицу
Какой вывод вы можете сделать из составленной вами таблицы? 16. Почему Гитлер выдвинул территориальные претензии к Австрии, Чехословакии, Литве и Польши? Приложение 3Задания на решения познавательных задач и проблематичных ситуаций: 1. Партия лейбористов была основана в 1890 г., как партия рабочего класса Чем можно объяснить её вхождение в 20-е гг. в буржуазную двухпартийную систему Великобритании? 2. Один из «отцов» Версальской системы был президент США В. Вильсон. Почему же сенат США не ратифицировал Версальский договор? 3. Почему экономический кризис 1929-1933 гг. нанес удар не только по экономике, но и по политическим позициям правящей буржуазии? 4. Докажите, что создание народного фронта во Франции являлось закономерным? 5. Почему народный фронт в Италии не стал альтернативой фашизму? 6. Почему, на Ваш взгляд, фашисты не пришли к власти в Англии, Франции, США? 7. В послевоенной Италии сменилось 57 правительств? Это свидетельствует о экономической и политической нестабильности в стране, или, наоборот, _ подтверждает - демократический характер власти? Свою точку зрения аргументируйте. 8. Как вы считаете, существовала ли в сложившихся исторических условиях возможность сохранения СССР? 9. Как вы считае тка государственного те, имела ли шанс на успех попы переворота в СССР в августе 1991г.? 10. Почему монополия на власть компартий стран Восточной Европы стала тормозом их развития? 11. Почему революционные процессы в странах Восточной Европы, начавшиеся под знаком «Обновления социализму» затем сменились целями и принципами не включающими социалистическую перспективу? 12. Долгие годы Япония была олицетворением милитаризма и агрессивности на международной арене. Какие внутренние и внешние факторы оказали решающее воздействие на изменение её внешнеполитического курса страны? Чем вы можете объяснить миролюбивый характер внешней политики современной Японии? 13. Япония является одной из наиболее развитых стран мира: ВНП на душу населения в 1999 г. составил 39,6 тыс. долларов (в США - 26,9 тыс. долларов). Как вы считаете, является ли современная Япония «Сверхдержавой». Приложение 3Три политических лагеря накануне Февральской революции в России
г) значение сопоставительного анализа, сравнительно-исторического метода для познания сути изучаемых явлений. Приложение 7 При рассмотрении исторических событий, явлений следует: 1. Выяснить, как они возникли, какие этапы прошли в своем развитии. 2. Выяснить, связь данных событий с другими конкретными условиями, в которых они возникли и развивались. 3. Учитывать аналогичные явления, происходившие ранее, опыт истории. 4. Определить, интересам, каких социальных и политических сил они соответствуют. 5. Дать свою оценку событиям, явлениям. Приложение 8 ПланХарактеристики политического устройства государств мира1. Государственный строй.2. Глава государства.3. Политическое устройство государства:а) законодательный орган (его палаты, порядок создания, полномочия);б) исполнительный орган (порядок создания, полномочия, перед кем несет ответственность);в) высший судебный орган (прядок создания, полномочия, ответственность).4. Политические партии в стране:а) правящие партии;б) легальные партии;в) нелегальные партии.5. Политические права населения:а) избирательное право (его всеобщность или ограниченность);б) демократические свободы;в) права человека (возможность использования провозглашенных законом прав);6. Обобщающий вывод (оценка политического строя и прав человека).Приложение 9ПамяткаКак работать с историческими документами1. прочитайте название документа, установите его автора, когда и где документ написан, где издан. Эти данные запишите в тетрадь.2. Установите по названию документа с каким документом имеет дело - закон, конституция, универсал, манифест, инструкция и т. д.3. Цель работы над документом, какие задания должен выполнить.4. Внимательно прочитайте текст документа.5. Выясните непонятные термины, значения отдельных слов. Обратите внимание на комментарии, сопровождающие текст.6. Уясните, поняли ли текст документа и сможете ли выполнить поставленные задачи. В случае необходимости прочтите документ ещё раз; обратите внимание на фрагменты текста, которые дают ответ на поставленные вопросы или имеют к ним прямое отношение.7. выполните предложенное задание.Приложение 10Из выступления президента Аргентины Карлоса Сауля Менема. 1 апреля 1990г. Изменение роли государства. Хочу заявить, что государство как таковое не потерпело краха. Крах потерпел этатищз. Поэтому придание новой роли государству заключается в том, чтобы изменить характер его взаимоотношений с человеком и обществом в целом. Это означает, прежде всего, его демократизацию, правого общества. Государство как политический институт и историческая категория сохраняем своё значение. Устарели лишь его функции предпринимателя, производителя, промышленника и коммерсанта. Государство не изжило себя как система политической организации общества, но уже не может быть неким единым, большим предприятием. Непомерный рост госаппарата, отсутствие адекватных взаимоотношений между государством и обществом, а также снижение уровня социального участия, заставляет нас изменить место и роль государства, во имя укрепления общественных свобод, утверждения прав личности и примата коллективных интересов - всех тех принципов, которые до последнего времени, нарушило авторитетное и неэффективное государство. Конкретные политические меры по изменению его роли должны охватить все сферы, и уже в условиях обновленного государства мы перейдем от представительной демократии к демократии участия. Источник: Латинская Америка - 1994год. №6 - С. 8 вопросы к документу: 1. Изжило ли себя государство как система политической организации общества? 2. В чем К. Менема видит новую роль государства? 3. Каковы причины изменения роли государства в обществе? Как вы понимаете слова К. Менема, что до 90-х годов государство было единым, большим предприятием. Была ли Украина и когда, единным предприятием? Памятка Доказательство1. Четко уясните положение, которое требуется доказать.2. Определите характер доводов, т. е. Фактов, суждений или доказательств.3. Характер доводов следует определять, опираясь на знания о существенных признаках, изучаемого явления или группы явлений, к которым оно принадлежит.4. Вычлените из текста в процессе его анализа доводы для доказательства. Как правило, их необходимо искать не только в тексте учебника, но и в уже имеющихся знаниях.5. Затем свяжите, сложите доводы с доказательством.6. Сделайте в качестве ответа на задание. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |