|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Образование и личностьОбразование и личность31 СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Понятие личности2. Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности3. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личностиЗаключениеСписок литературы ВВЕДЕНИЕМиллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия. Современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у молодого человека ка-честв инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с людьми. ? ????????? ????? ???????? ????????? ???????? ? ??????? ????????? ???????? ??????? ?????????? ????????????. ?? ???????? ???????? ??, ??? ? ????? ???????? ? ???????? ???????? ???????????? ?????????? ? ????????????????. ??????????? ????????? ???????? ???????? ?????????? ?????????????? ?? ?????????, ???????, ???????. ??? ????? ???????, ????? ??????? ????????? ??????????????? ???? ?????????? ????, ? ??????????? ???????? ???? ??????????? ?????????? ?????? ?????. ? ????? ?????? ??????? ?????????????? ?????? ?? ?????? ? ???????????? ???????, ?? ?????? ??? ? ????? ??????????? ?????????? ?????????. ???? ??????? ????????? ? ?????????, ????? ???????????? ???? ?????, ?? ???????? нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него наиболее значимы. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человече-ства, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой при-роды. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрез-вычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия ус-ложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установле-нию того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Теология, философия, психология, естественные и социальные науки - некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю слож-ность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большин-ство серьёзных недугов человечества -- стремительный рост численности населе-ния, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета -- являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приоб-ретают особую значимость в период обновления нашего обще-ства. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть образование, как показатель личностной ценности и функции, и роль, которую играет образование и воспитание в процессе формирования полноценной гармоничной личности. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «лич-ность». Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны. И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность -- есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что чело-век как личность -- продукт общества. Главное качество в человеке -- это его ра-зумность. Можно сказать, что призвание человека состоит в том, чтобы изме-нять мир с помощью силы знания. Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность. «Величие человека -- в его способности мыслить. Человек -- всего лишь тро-стник, слабейшее из творений природы, но он -- тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной, достаточно дуновения ветра, ка-пли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышен-нее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ни-чего не сознает.… Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в ко-то-рых мы -- ничто…» -- Б. Паскаль. Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латин-ского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «ли-чина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древне-греческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть сво-бодным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида. Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности -- это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести соци-альных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли. Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли -- некая «личина», общественное лицо, об-ращенное к окружающим. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуаль-ного, неповторимого, присущего только данной личности). Сущностная характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть сво-бодной и действовать свободно. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы лично-сти, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами -- представитель рода человеческого. Человек, с одной стороны, -- часть природы, с другой -- существо социаль-ное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое су-щество разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рожда-ется, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, уми-рает… Однако это не означает, что биологическое в человеке -- это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологиче-ски новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследст-венные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяю-щая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения -- свободные руки с подвижными пальцами; центральное биноку-лярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утончен-ный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строе-ние гортани и губ, способствующие развитию речи. Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по дос-тижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном разви-тии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рож-дения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом опре-деляет параметры психической деятельности взрослого человека. Формирование личностных качеств человека зависит не только от положе-ния человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему поло-жению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ро-лям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей. В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуали-зировано. Как уже было сказано ранее, индивид -- представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъ-екта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружаю-щую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо от-метить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность -- у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность -- «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индиви-дуальность -- это «глубина» личности и субъекта деятельности». По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, сущест-вует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различ-ными способностями, но еще и представляет некую их целостность, -- как и лич-ность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став ин-дивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Личность -- понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что де-лает человека личностью, -- это его социальная индивидуальность, т.е. совокуп-ность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивиду-альность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Соци-альная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном истори-ческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельно-сти и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность -- это все-гда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социаль-ную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш дейст-вительный успех, а знаменатель -- наши притязания. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие уст-ремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинт-эссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в от-дельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существо-вания и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и явля-ется высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жиз-нью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасы-щаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знамени-том выражении Паскаля о человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деяте-лей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой ду-ховный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века. Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и со-ответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти сто-роны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обо-гащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тя-желые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру лично-сти, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации. Личность -- это совокупность трех ее основных составляющих: биогенети-че-ских задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра -- «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее соци-альное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собствен-ного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущ-ностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он -- процесс, требующий неустан-ной душевной деятельности. Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности23, весьма попу-лярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, акту-ально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоя-нии правильно понять и объяснить. Структура личности по Фрейду имеет три состояния. «Оно» -- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» -- сознание. «Сверх Я» -- представлено на сознательном и бессознательном уровне. Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достиг-нутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенство-вание невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью пере-дачи накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно охарактеризовать как относи-тельно самостоятельную систему, "функцией которой является систе-матическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и полити-ческим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" под-разумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреж-дений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предпи-санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, нау-чение определенным навыкам и действиям, которые должны соответст-вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост-раненных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио-нирование системы формального образования определяется господст-вующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политичес-кими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образо-вание", то под ним понимается несистематизированное обучение инди-вида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Нефор-мальное образование также является важной составной частью социа-лизации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе фор-мального образования в современном обществе оно играет вспомо-гательную роль. По-сколь-ку со-вре-мен-ный спе-циа-лист дол-жен быть под-го-тов-лен так, что-бы все-гда быть го-то-вым ид-ти но-га в но-гу с про-грес-сом нау-ки и тех-но-ло-гии, его об-ра-зо-ва-ние долж-но вос-пи-ты-вать в нем спо-соб-ность как к ин-тел-лек-ту-аль-но-му твор-че-ст-ву, так и к ин-тел-лек-ту-аль-но ак-тив-но-му вос-при-ятию сде-лан-но-го дру-ги-ми. По пря-мо-му смыс-лу сло-ва, нау-ка - это то, че-му мож-но нау-чить или научить-ся, т. е. пе-ре-дать (и по-лу-чить) зна-ние и уме-ние или же до-быть это зна-ние и уме-ние са-мо-му. Об-ра-зо-ва-тель-ный про-цесс--это про-цесс пе-ре-да-чи и по-лу-че-ния зна-ния и уме-ния, под-кре-п-лен-ный до-бы-чей оно-го. А до-бы-ча зна-ния, соз-да-ние но-во-го зна-ния и уме-ния - это про-цесс фун-да-мен-таль-но-го ис-сле-до-вания, при-чем без-от-но-си-тель-но к то-му - при-клад-но-го или аб-ст-ракт-но-го. Для то-го что-бы этот про-цесс шел, не-об-хо-ди-ма со-от-вет-ст-вую-щая ат-мо-сфе-ра, ат-мо-сфе-ра ин-тел-лек-ту-аль-но-го лич-но-го об-ще-ния и не толь-ко в це-поч-ке уче-ник--учи-тель, но и во взаи-мо-дей-ст-вии учи-тель - учи-тель, уче-ник - уче-ник. Для это-го ну-жен уни-вер-си-тет. Раз-ви-вая ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, мир, по край-ней ме-ре, мир об-ра-бот-ки и пе-ре-да-чи зна-ния ухо-дит от идеи кам-пус - цен-три-ро-ван-но-го уни-вер-си-те-та. К со-жа-ле-нию, все боль-шую при-тя-га-тель-ность при-об-ре-та-ет идея вир-ту-аль-но-го уни-вер-си-те-та. Но на-до по-нять, что об-ра-зо-ва-ние не мо-жет быть ре-аль-ным в вир-ту-аль-ном ми-ре вир-ту-аль-ных ре-аль-но-стей. А для че-го же нуж-но ре-аль-ное об-ра-зо-ва-ние? Для то-го что-бы со-от-вет-ст-во-вать из-вест-ной мак-си-ме Воль-те-ра, что “толь-ко че-ло-век об-ра-зо-ван-ный, че-ло-век про-све-щен-ный сво-бо-ден”? Или по-том, что, по Бэ-ко-ну, - “зна-ние--си-ла”? Или, воз-вра-ща-ясь на зем-лю, по-то-му, что че-ло-ве-че-ско-му об-ще-ст-ву нуж-на хо-ро-шо вы-пол-нен-ная слож-ная ра-бо-та, тре-бую-щая, в свою оче-редь, хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ных ра-бот-ни-ков? Хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ные ра-бот-ни-ки мо-гут быть по-лу-че-ны толь-ко с по-мо-щью сис-те-мы на-стоя-ще-го выс-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Да-вать выс-шее об-ра-зо-ва-ние, - значит, го-то-вить мо-ло-дых лю-дей к бу-ду-щей дос-та-точ-но слож-ной ра-бо-те. При этом ра-бо-та, по-лу-чае-мая по за-вер-ше-нии об-ра-зо-ва-ния, долж-на удов-ле-тво-рять как ра-бо-то-да-те-ля, так и ра-бот-ни-ка. Ра-бо-та идет ус-пеш-но, и все сто-ро-ны взаи-мо-дей-ст-вия ис-пы-ты-ва-ют чув-ст-во удов-ле-тво-ре-ния, ес-ли мо-ло-дые ра-бот-ни-ки про-яв-ля-ют твор-че-ское от-но-ше-ние к де-лу и са-мо-от-да-чу, ес-ли они чес-то-лю-би-вы и при-том де-мон-ст-ри-ру-ют ко-манд-ный дух. Эти ка-че-ст-ва очень важ-ны. Ими дол-жен об-ла-дать лю-бой че-ло-век. Но они не мо-гут быть по за-ка-зу или при-ка-зу вло-же-ны в мо-ло-до-го че-ло-ве-ка. Они долж-ны быть раз-ви-ты в про-цес-се обу-че-ния, долж-но быть раз-ви-то то доб-рое, что в за-ро-ды-ше-вой фор-ме су-ще-ст-ву-ет в ка-ж-дом че-ло-ве-ке. По су-ще-ст-ву это--во-прос не об-ра-зо-ва-ния, а вос-пи-та-ния, во-прос фор-ми-ро-ва-ния це-ло-ст-ной лич-но-сти. Но это-го ма-ло. Для ус-пеш-но-сти ра-бо-ты и удов-ле-тво-рен-но-сти ра-бо-то-да-те-ля и ра-бот-ни-ка мо-ло-дые лю-ди, при-сту-пая к ра-бо-те, долж-ны иметь пол-ную ин-фор-ма-цию обо всех, в том чис-ле но-вей-ших дос-ти-же-ни-ях в сво-ей об-лас-ти и об-ла-дать дос-та-точ-но глу-бо-ки-ми зна-ния-ми со-от-вет-ст-вую-щих фун-да-мен-таль-ных на-ук, умея все это при-ме-нить к де-лу. Та-кая по-ста-нов-ка во-про-са тра-ди-ци-он-на для ака-де-ми-че-ской об-ще-ст-вен-но-сти. За-да-ча фор-му-ли-ру-ет-ся пре-дель-но яс-но: нау-чить мо-ло-дых лю-дей при-ме-нять весь ар-се-нал со-вре-мен-ных на-уч-ных ме-то-дов для дос-ти-же-ния тре-буе-мых ре-зуль-та-тов в кон-крет-ной об-лас-ти, лег-ко адап-ти-ру-ясь при этом к ме-няю-щим-ся ус-ло-ви-ям. Ре-ше-на эта за-да-ча мо-жет быть толь-ко на ба-зе проч-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния. Ла-зер-ные тех-но-ло-гии, био-тех-но-ло-гии, ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, тех-но-ло-гии со-вре-мен-ных ма-те-риа-лов по-ка-зы-ва-ют, - что для то-го что-бы в на-ше вре-мя стать, ска-жем, хо-ро-шим ин-же-не-ром, не-об-хо-ди-мо по-лу-чить хо-ро-шее фун-да-мен-таль-ное об-ра-зо-ва-ние. Обу-че-ние фун-да-мен-таль-ным нау-кам долж-но тес-но со-сед-ст-во-вать с соб-ст-вен-ны-ми фун-да-мен-таль-ны-ми ис-сле-до-ва-ния-ми. Здесь вста-ет за-ко-но-мер-ный во-прос: а за-чем то-му же ин-же-не-ру фун-да-мен-таль-ное зна-ние? Раз-ве не дос-та-точ-но кон-крет-но-го, ре-цеп-тур-но-го зна-ния, зна-ния - уме-ния де-лать ве-щи, ис-хо-дя из прак-ти-ки де-ла? Осо-бен-но, ес-ли в про-цес-се об-ра-зо-ва-ния изу-чить тща-тель-но и кон-цен-три-ро-ван-но, да-же обоб-щен-но всю пре-ды-ду-щую прак-ти-ку, до су-ти де-ла от-но-ся-щую-ся. Хо-чет-ся на-де-ять-ся, что от-вет на этот во-прос пред-став-ля-ет-ся са-мо-оче-вид-ным. К со-жа-ле-нию, это не все-гда так. Ведь путь по-сте-пен-но-го при-об-ре-те-ния фун-да-мен-таль-ной нау-кой при-клад-но-го ка-че-ст-ва до-лог и тер-нист. Об-ще-ст-во, жи-ву-щее сию-ми-нут-ны-ми ин-те-ре-са-ми, не склон-но под-дер-жи-вать имен-но фун-да-мен-таль-ную ком-по-нен-ту об-ра-зо-ва-ния. Оно, об-ще-ст-во, со скри-пом го-то-во об-су-ж-дать во-прос о кад-ро-вом обес-пе-че-нии на-уч-но-тех-ни-че-ско-го про-грес-са, о кад-ро-вом со-про-во-ж-де-нии раз-во-ро-та ра-бот по соз-да-нию тех-но-ло-ги-че-ской ба-зы это-го про-грес-са, но оно и слы-шать не хо-чет об опе-ре-жаю-щем со-про-во-ж-де-нии, о ра-бо-те на пер-спек-ти-ву, что воз-мож-но толь-ко на ос-но-ве фун-да-мен-таль-ной нау-ки. Фун-да-мен-таль-ная нау-ка внут-рен-не спо-соб-на к кад-ро-во-му са-мо-вос-про-извод-ст-ву. Для то-го что-бы эта ре-про-дук-тив-ная спо-соб-ность нау-ки не бы-ла по-дав-ле-на, не-об-хо-ди-мы как ин-сти-ту-ты эли-тар-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния, так и со-от-вет-ст-вую-щий уро-вень ма-те-ма-ти-че-ской ес-те-ст-вен-но-на-уч-ной и гу-ма-ни-тар-ной фун-да-мен-таль-но-сти во всей ши-ро-кой се-ти выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний стра-ны. Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществеинститутом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования. Наиболее важные из социальных функций института образования:1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредст-вом института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории чело-вечества образование являлось главным источником знаний, инструмен-том просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особен-ности, а стало быть, система образования играет исключительно важ-ную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психо-логии.2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социали-зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образова-ния процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиоз-ное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осущест-вляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях. 3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса уст-роена таким образом, что она дает возможность уже на самых началь-ных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студен-тов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия. В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. 4) Функция социального и культурного изменения является прерога-тивой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образо-вания и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени стано-вятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретичес-кие и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечи-вают повышение качества специалистов. Пер-вич-ным в по-ни-ма-нии при-ро-ды нау-ки яв-ля-ет-ся ее воз-дей-ст-вие на са-мо-го че-ло-ве-ка, на сис-те-му его ин-те-ре-сов, по-треб-но-стей и воз-мож-но-стей к дей-ст-вию в ор-га-ни-за-ции сво-его бы-тия и его со-вер-шен-ст-во-ва-ния. Нау-ка не есть не-что внеш-нее по от-но-ше-нию к сущ-но-сти че-ло-ве-ка, она, ско-рее, свя-за-на, так ска-зать, с са-мой его су-тью. По-след-няя вы-ра-жа-ет-ся, пре-ж-де все-го, в по-треб-но-стях че-ло-ве-ка. Имен-но по-треб-но-сти, их, так или ина-че, упо-ря-до-чен-ные сис-те-мы оп-ре-де-ля-ют то, что мож-но на-звать фе-но-ме-ном че-ло-ве-ка. По-треб-но-сти че-ло-ве-ка весь-ма раз-но-об-раз-ны, ие-рар-хи-че-ски ор-га-ни-зо-ва-ны и ис-то-ри-че-ски мно-гие из них об-нов-ля-ют-ся. В на-ше вре-мя при-ня-то вы-де-лять три ви-да ба-зис-ных по-треб-но-стей: ви-таль-ные (био-ло-ги-че-ские), со-ци-аль-ные (при-над-леж-ность к оп-ре-де-лен-ной груп-пе) и по-зна-ния. “По-след-нюю груп-пу ис-ход-ных по-треб-но-стей, - пи-шут П. В. Си-мо-нов и П. М. Ер-шов, - со-став-ля-ют иде-аль-ные по-треб-но-сти по-зна-ния ок-ру-жаю-ще-го ми-ра и сво-его мес-та в нем, по-зна-ния смыс-ла и на-зна-че-ния сво-его су-ще-ст-во-ва-ния на зем-ле как пу-тем при-свое-ния уже имею-щих-ся куль-тур-ных цен-но-стей, так и за счет от-кры-тия со-вер-шен-но но-во-го, не-из-вест-но-го пред-ше-ст-вую-щим по-ко-ле-ни-ям. По-зна-вая дей-ст-ви-тель-ность, че-ло-век стре-мит-ся уяс-нить пра-ви-ла и за-ко-но-мер-но-сти, ко-то-рым под-чи-нен ок-ру-жаю-щий мир. Его за-га-доч-ность так труд-но пе-ре-но-сит-ся че-ло-ве-ком, что он го-тов на-вя-зать ми-ру ми-фи-че-ское, фан-та-сти-че-ское объ-яс-не-ние, лишь бы из-ба-вить-ся от бре-ме-ни не-по-ни-ма-ния, да-же ес-ли это не-по-ни-ма-ние не-по-сред-ст-вен-но не гро-зит ему ни го-ло-дом, ни опас-но-стью для жиз-ни”. Весь-ма важ-но от-ме-тить, что по-треб-ность по-зна-ния не яв-ля-ет-ся про-из-вод-ной от био-ло-ги-че-ской и со-ци-аль-ной по-треб-но-стей, а ве-дет свое про-ис-хо-ж-де-ние от уни-вер-саль-ной, свой-ст-вен-ной все-му жи-во-му по-треб-но-сти в ин-фор-ма-ции. По-след-нее на-хо-дит свое от-ра-же-ние, на-при-мер, в том, что В. А. Эн-гель-гардт к чис-лу ат-ри-бу-тов жиз-ни от-но-сил уз-на-ва-ние. Ес-ли не при-зна-вать стрем-ле-ние к по-зна-нию в ка-че-ст-ве ба-зис-ной по-треб-но-сти че-ло-ве-ка, то ее ни-шу зай-мут иные, вспо-мо-га-тель-ные по-треб-но-сти, сре-ди ко-то-рых осо-бо аг-рес-сив-на во-ля к вла-сти. “По-ка мы не при-зна-ем, - пи-шет Г. Баш-ляр, - что в глу-би-нах че-ло-ве-че-ской ду-ши при-сут-ст-ву-ет стрем-ле-ние к по-зна-нию, по-ни-мае-мо-му как долг, мы бу-дем склон-ны рас-тво-рять это стрем-ле-ние в ниц-ше-ан-ской во-ле к вла-сти”. Удов-ле-тво-ряя и раз-ви-вая по-треб-но-сти по-зна-ния, че-ло-век де-ла-ет воз-мож-ным свое ком-плекс-ное, це-ло-ст-ное раз-ви-тие. Нау-ка соз-да-ет иде-аль-ный мир, сис-те-му иде-аль-ных пред-став-ле-ний о ми-ре, пред-ва-ряя этим прак-ти-че-ские дей-ст-вия. Тем са-мым нау-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ря-дом взаи-мо-до-пол-няю-щих функ-ций в жиз-не-дея-тель-но-сти и лич-но-сти, и об-ще-ст-ва. При об-щей оцен-ке иде-аль-но-го ми-ра, ми-ра зна-ний осо-бо об-ра-ща-ют вни-ма-ние на два ас-пек-та. Пре-ж-де все-го, от-ме-ча-ет-ся, что во-вле-че-ние в на-уч-ную дея-тель-ность, при-об-ще-ние к сфе-ре зна-ний по-вы-ша-ет и об-щую куль-ту-ру че-ло-ве-ка. Как ска-зал А. Пу-ан-ка-ре: “ Че-ло-век не мо-жет от-ка-зать-ся от зна-ния, не опус-ка-ясь, по-это-му-то ин-те-ре-сы нау-ки свя-щен-ны. Дан-ная оцен-ка нау-ки до-пол-ня-ет-ся ее ха-рак-те-ри-сти-кой как стра-те-ги-че-ско-го ре-сур-са об-ще-ст-ва. “В ка-че-ст-ве по-ка-за-те-ля на-цио-наль-но-го бо-гат-ст-ва, - пи-шет А.Б. Ми-гдал, - вы-сту-па-ют не за-па-сы сы-рья или циф-ры про-из-вод-ст-ва, а ко-ли-че-ст-во спо-соб-ных к на-уч-но-му твор-че-ст-ву лю-дей”. В раз-ви-тии нау-ки во-пло-ще-на, пре-ж-де все-го, эво-лю-ция мыш-ле-ния че-ло-ве-ка, его ин-тел-лек-та. Имен-но нау-ка ра-ди-каль-ным об-ра-зом со-дей-ст-ву-ет ста-нов-ле-нию и обо-га-ще-нию аб-ст-ракт-но-ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния, де-лая его все бо-лее утон-чен-ным и изо-щрен-ным. Вме-сте с тем при-ро-да че-ло-ве-ка да-ле-ко не сво-дит-ся к мыс-ли-тель-ной дея-тель-но-сти. Важ-ней-шей ха-рак-те-ри-сти-кой жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся ее эмо-цио-наль-но-нрав-ст-вен-ный ас-пект, пред-став-ле-ния о ко-то-ром во-пло-ще-ны глав-ным об-ра-зом в ис-кус-ст-ве. Со-от-вет-ст-вен-но это-му взаи-мо-дей-ст-вие нау-ки и ис-кус-ст-ва обу-слов-ли-ва-ет це-ло-ст-ное раз-ви-тие че-ло-ве-че-ской лич-но-сти, по мень-шей ме-ре, ее ду-хов-но-го ми-ра. Нау-ка есть по-сти-же-ние ми-ра, в ко-то-ром мы жи-вем. Со-от-вет-ст-вен-но это-му нау-ку при-ня-то оп-ре-де-лять как вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ную и вы-со-ко-спе-циа-ли-зи-ро-ван-ную дея-тель-ность по про-из-вод-ст-ву объ-ек-тив-ных зна-ний о ми-ре, вклю-чаю-щем и са-мо-го че-ло-ве-ка. Вме-сте с тем про-из-вод-ст-во зна-ний в об-ще-ст-ве не са-мо-дос-та-точ-но, оно не-об-хо-ди-мо для под-дер-жа-ния и раз-ви-тия жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка. Что-бы по-лу-чить хо-ро-шую ра-бо-ту, мо-ло-дой че-ло-век дол-жен про-де-мон-ст-ри-ро-вать пол-ное и жи-вое зна-ние то-го, что и как де-ла-ет-ся пря-мо сей-час в из-бран-ной им об-лас-ти че-ло-ве-че-ской ак-тив-но-сти. Что-бы удер-жать это ра-бо-чее ме-сто че-рез пять лет по-сле окон-ча-ния уни-вер-си-те-та, он дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван с тем, что-бы на этом фун-да-мен-те уметь по-стро-ить но-вое зда-ние но-во-го кон-крет-но-го зна-ния в со-от-вет-ст-вии с но-вы-ми тре-бо-ва-ния-ми дня. Что-бы че-рез де-сять - пят-на-дцать - два-дцать лет стать ли-де-ром, ру-ко-во-ди-те-лем не по вы-слу-ге лет и по фор-ме, а по су-ти де-ла, вы-пу-ск-ник уни-вер-си-те-та дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван в гу-ма-ни-тар-ной об-лас-ти, в об-лас-ти на-ук о че-ло-ве-ке, на-ук со-ци-аль-ных. Рос-сия мо-жет иметь дос-той-ное бу-ду-щее лишь на пу-ти со-хра-не-ния и раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния и соз-да-ния но-вых со-вер-шен-ных тех-но-ло-гий. Все-сто-рон-няя об-ра-зо-ван-ность на-се-ле-ния - глав-ная опо-ра нау-ки. Фун-да-мен-таль-ная нау-ка от-ве-ча-ет это-му ус-ло-вию. Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений. Перемены в высшей школе в 90-е гг. XX века были связаны с созданием и использованием новых педагогических технологий. В основу их разработки закладывается идея о том, что современное образование для молодого человека должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, т.е. к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы подготовки кадров, которая вписала бы профессиональное образование в контекст культуры. В решение этой сложной проблемы видится несколько направлений работы. Прежде всего, необходимо повышение уровня и содержания гуманитарного образования. Нужно, чтобы высшая школа обеспечивала общекультурную подготовку молодежи и формировала способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения всякой проблемы для специалиста любой сферы деятельности. Гуманитарное мышление - это умение включать человеческое сосуществование как обязательное условие решения всякой задачи. Это может быть осуществлено при расширении культурологической компоненты предметов гуманитарного цикла: изучение вопросов искусства, использования человеком достижений науки, их роли в истории цивилизаций; экологическая подготовка (взаимосвязь "природа", "социум", "культура"); валеологическая культура. Кроме того, актуальность развития гуманитарного мышления обусловлена и тем, что с утратой значения авторитарных форм управления обществом, социальная защищенность человека все более будет зависеть от его умения и способности к социально-психологической адаптации в постоянно меняющемся мире. Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом, и российского образования в частности, привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Жизнь ребенка в школе -- это не только усвоение учебной информации, но и накопление социального опыта, открытие себя и познание других. Важнейшую роль и в том, и в другом случае играет личность педагога, его ценности, отношение к себе, к другим и к миру. Несмотря на важность рассмотрения вопроса о внутриличностной динамике ценностей, смыслов и мотивов педагогической деятельности, разработка этой проблемы пока недостаточна. В отечественной психологии сформировались нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и анализу ценностей. С точки зрения первого подхода, ценности -- это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Д.А. Леонтьев считает, что одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы -- выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Необходимо отличать реальные ценности от идеалов, формулируемых в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации в социальной общности, если адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. “Только “ценность”, а именно в значении “чего-то, что хотели бы иметь все”, делает идеологию идеалом” (Д.А. Леонтьев). Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей. К. Клахон на вопрос “Почему существуют ценности?” отвечает: “Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей”. С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценности. Если анализировать ситуацию, сложившуюся в российском образовании, то мы видим как резко сменились его ориентиры: с формирования всесторонне и гармонически развитой личности (идеологизированный идеал) на формирование самостоятельной, компетентной, способной к проектированию своего жизненного пути личности. Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, духовной психологией как особой формой рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипорова), психологией переживания Ф.Е. Василюка, концепцией диалога А. Хараша, психологией личности и сущности человека А. Орлова и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего “его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты” (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Б.С. Братусь вводит представление о двух плоскостях человеческого развития -- горизонтальной (движение деятельности и времени, деятельности во времени) и вертикальной -- смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальной плоскости. “Лишь будучи пронизанной общим смысловым отношением деятельность приобретает личностный оттенок, способность отражать, являть через себя личность” (Братусь). Эти идеи мы обнаруживаем в текстах М.М. Бахтина: субъективная целостность личности является смысловой целостностью, а пространство и время -- средства реализации его смысловой организации. Осознавать самого себя активным -- значит освещать себя предстоящим смыслом; “вне его меня нет для самого себя” (Бахтин). Личность раскрывается в авторском “прочтении” социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального способа жизни, в особом способе существования человека. Такое авторство предполагает осуществление выбора, взятие ответственности за происходящее на себя и определенный риск. Не каждый способен вести такой образ жизни. В основе включенности личности в социокультурные связи лежат личностные ценности. Личностная ценность -- идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Личностные ценности составляют мотивационную основу поведения. В отличие от потребностей, которые динамичны, зависят от обстоятельств и внутреннего состояния субъекта, личностные ценности выражают стабильные, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта. Можно согласиться с пониманием ценности “как аспекта мотивации, соотносящегося с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией” (Д.А. Леонтьев). Личностные ценности задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности. Для реализации личностных ценностей важна их совместимость с целями групповыми и, в целом, социальными. Личностные ценности связаны с целями. По мнению многих авторов, нет принципиального различия в содержании жизненных целей и ценностей личности. Ценности становятся действенными, если обретают личностный смысл для человека, и основная их функция -- регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях. В общем виде цель можно определить как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека. Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение. РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИСамовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом. Самообучение - является аналогом учению. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни». Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок. Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще. Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными. Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития. ЗАКЛЮЧЕНИЕЛичностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее. Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности протекать более эффективно. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986.2. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1997.3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995.4. Немов Р.С. Практическая психология. 1997.5. Практика персонального образования. // Под ред. Крупнова Ю.В., М.: 2000/6. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.7. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.8. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 199710. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. - СПб, 199711. Психология личности и образ жизни. Сб. ст. Отв. ред. Шорохова Е. В. - М., 1987. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |