|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мираОбряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мираМинистерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (ФГОУ ВПО "АмГПГУ") Реферат Тема: Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира Специальность П-27 "Педагогика" Выполнила: Сухоруких Антонина Павловна Проверил: Брит М.В. Комсомольск-на-Амуре 2010 Содержание 1. Обряды жизненного цикла у осетин 2. Обряды жизненного цикла ункратлинцев 3. Обряды жизненного цикла евреев 4. Обряды жизненного цикла калмыков Библиографический список 1. Обряды жизненного цикла у осетин Из многочисленных обрядов, совершаемых в семье, особо выделяют четыре обряда жизненного цикла. Ими отмечены основные вехи человеческого пути. Это обряды детские, связанные с наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные. Обрядов, знаменующих совершеннолетие, у осетин почти не сохранилось. Зато все остальные оставались очень самобытными и яркими. О них и пойдет речь дальше. Детские обряды начинались еще до рождения ребенка. Это были обряды, призванные обеспечить наступление беременности и разрешение от бремени сыном. Многие из таких обрядов были паломничеством к святым местам, прежде всего, к святилищу Мады Майраем - Матери Марии, Богоматери. Беременные женщины избегали показываться в общественных местах и в людных собраниях - на свадьбах или похоронах. [1] При первом купании ребенка в воду бросали щепотку соли, горстку угля и что-нибудь железное - все это, по поверьям, предохраняло новорожденного от возможного вреда. Бывало, что сюда же добавляли воду, которой обмывали священную надочажную цепь. Воду, в которой купали ребенка, не полагалось выплескивать, чтобы не облить и не разгневать злых духов, или выливать туда, где она могла бы попасть под ноги чужим людям. Нельзя было также выливать ее в темноте, когда духов больше, чем при солнечном свете. Если у роженицы пропадало молоко, то считали, что виновата "жммжйон" ("одномесячная") - женщина, которая рожала одновременно с ней. Поэтому старались узнать, не предстоят ли такие одновременные роды и принять посильные меры. Как установила Т. 3. Бесаева, в этих случаях в разных местностях совершались не одинаковые, но по сути дела сходные обряды. Скажем, роженицы встречались за столом и ели из общей чашки, произнося ритуальную формулу: "Пусть грудь будет пополам, чтобы у тебя не было недостатка и у меня не было недостатка (молока. - Авт.)". Или встречались на дороге и, обсыпая друг друга солодом, говорили: "Твою грудь - тебе, мою грудь - мне, никаких претензий ко мне больше не предъявляй". [1] Считалось недопустимым качать пустую колыбель, переносить ребенка через ее перекладину и т. д. и т. п.Приблизительно одновременно с укладыванием ребенка в колыбель роженица совершала обряд поклонения Мады Майржм. Обычно он приурочивался к пятнице и совершался с наступлением темноты. Молодая мать брала с собой ритуальные пироги и в сопровождении повитухи шла к святилищу. Существовали различные вариации молитв и жертвоприношений, но, как правило, обряд включал в себя благодарность за рождение мальчика или просьбу послать мальчика в следующий раз, а также просьбу об обильном грудном молоке для кормления ребенка. [1] 2. Обряды жизненного цикла ункратлинцев В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи, связанные с поминками. [4-с.13] Для похоронно-поминального цикла в целом характерна значительная исламизация обрядности; вместе с тем в нем отражены и некоторые домусульманские воззрения, а также моральные установки, выработанные долгим опытом народной жизни, предписывающие правила поведения людей во время траурной церемонии. Согласно народным поверьям, предвестниками смерти ункратлинцы считали вещие сны самого больного или его близких (например, видение умершего родственника), выпадение коренного зуба, пожар, появление трещины в доме на стене, в потолке. [4-с.13] Около больного находились близкие родственники. Не принято было до смерти оплакивать тяжело больного, чтобы он не терял надежду на выздоровление. О приближении смерти родственники догадывались по землистому цвету лица, особому налету на нем, по бесцветным, тусклым глазам. До последнего дыхания умирающего мулла читал молитву "Ясин" (Сура 36 Корана). Он же после смерти поддерживал подбородок и подвязывал покойному челюсть, закрывал рот и глаза, выравнивал его. [4-с.13] Покойника укладывали на матрас посередине комнаты. Лицо покойника обычно ориентировалось на юго-запад, т. е. в сторону Мекки. Возле покойника оставался человек, который читал молитву до самых похорон. Умершего обязательно обмывали, после чего тело заворачивали в саван (мусру) из белой бязи в несколько слоев (у мужчин - три слоя, у женщин - пять). Женщину мыли женщины, мужчину - мужчины (в специальной рукавице). В этой процедуре принимало участие трое: один мыл, другой поливал, третий подавал нужное. Те лица, которые мыли покойника, получали его одежду. После обмывания труп не трогали до выноса на кладбище. [4-с.13] О смерти оповещали всех родственников. Узнав о случившемся горе, все спешили выразить свои соболезнования, которые выслушивал старший мужчина из числа близких родственников. В доме покойного собирались мужчины и женщины, чтобы разделить горе с его семьей, оказать посильную помощь в устройстве похорон. Чем выше был социальный статус и авторитет покойного, тем больше съезжалось людей на похороны из соседних сел, обществ. [4-с.14] Женщины шли в дом умершего, чаще всего, собравшись вместе (2-3 и более человек). Не останавливаясь во дворе, они входили в комнату, где уже сидели родственницы покойного, обнимали их и плакали, затем здесь же усаживались. Особо следует сказать об обычае оплакивания и причитания, отражающем древнейшие верования. [4-с.14] Он не связан с исламом, более того, и шариат не одобряет оплакивание умершего. Однако искусные плакальщицы, восхваляя деяния покойного, устраивают причитания в честь усопшего. [4-с.14] У мусульман принято совершать похороны в день смерти до заката солнца. Если же он умер во второй половине дня, погребение переносится на следующее утро. Исключение составляет четверг, когда хоронят и после полудня. [4-с.15] Поминки устраивали на сороковой день и в годовщину. Для раздачи "садакъа" (араб, "подаяние") специально режут скот, пекут хлеб. [4-с.15] Траур соблюдают родственники, односельчане и кунаки. Семья умершего, близкие родственники соблюдают траур в течение сорока, а односельчане - семи дней: носят траурную одежду черного цвета, мужчины отпускают бороды до сорока дней. Для женщины ношение траурной одежды длится от одного до трех лет, пока кто-нибудь из старших не разрешит снять черное. Вся близкая родня умершего в период ношения траура избегала каких бы то ни было увеселений, и односельчане на известное время (до сорока дней) прекращали во всем ауле песни, танцы, свадьбы. [4-с.15] Для увековечения памяти умерших повсюду на могилах возводят памятники (после сороковин, годовщины). На прямоугольной стеле выбивают надпись и даты жизни. Ее украшают геометрическим и растительным узором. Проходя мимо кладбищ, односельчане останавливаются и поминают молитвой усопших. [4-с.16] В заключение следует сказать, что в погребально-поминальном цикле XIX и XX вв., в отличие от брачно-семейного и детского цикла, шариат вытеснил местные традиции, и он был почти полностью исламизирован. [4-с.16] 3. Обряды жизненного цикла евреев В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят к эпохе родового строя, и не имеют рационального объяснения. Они вырабатывались и освещались веками в разных местностях, поэтому невозможно полностью даже перечислить их, поскольку они варьируются от эпохи к эпохи и от страны к стране. Самые важные из них являются особыми символическими действиями, воплощающими общепризнанные религиозные и нравственные идеи, объединяющие все иудейские общины независимо от места и времени проживания. [5-с.95] Брак и развод: Свадьба совершается под большим балдахином, называемым хупа. Раввин произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на еврейском языке: Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля. Потом раввин зачитывает текст брачного контракта кетубу. В завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых. Есть толкование, что этим напоминается о разрушении Храма, о котором не следует забывать даже в радости. Согласно иудейскому каноническому праву, вступление в брак является мицвой -- религиозной заповедью, и от ее исполнения освобождались только больные люди. Безбрачие считалось несчастьем и позором. Семьи были, как правило, многодетными, поскольку аборты и контрацепция считались величайшим грехом. Кроме того, был страх перед бездетностью и отсутствием в таком случае заупокойных молитв, которые должен читать сын по родителям целый год после их смерти ежедневно и раз в год в годовщину их смерти всю свою жизнь. [2-с.200] Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Для его получения было необходимо желание одного из супругов, если поведение другого нарушало одно из многочисленных требований, предъявляемых религиозными законами для вступивших в брак. Правда, муж сохранял право развода по собственному желанию, вручив жене оговоренную на этот счет письменным брачным контрактом денежную сумму и разводное письмо. Для усложнения процедуры развода раввинат разработал весьма сложную форму гета и процедуру его вручения. Нарушение хотя бы одной детали развода делало развод недействительным. После вручения по соответствующему ритуалу гета жене раввин сообщает ей, что она снова может выйти замуж через 90 дней. [3-с.35] Отсутствие по какой-либо причине у замужней женщины разводного письма превращало ее в агуну. По религиозному закону, агуна, вышедшая замуж, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака -- незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным, если муж отказывает жене в разводе, когда ее требование имеет законные основания.[3-с.35] 4. Обряды жизненного цикла калмыков Калмыки придавали большое значение обряду создания семьи. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, которые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для "всего, что требует обычай". Калыма, то есть освященного обычаем фиксированного выкупа за невесту, не было. Устройство кибитки для молодых (они жили отдельно от родителей) стоило дорого, и расходы на нее родители делили поровну. Семья жениха готовила само жилье, а семья невесты - внутреннее убранство и предметы обихода. Расходы на свадебное пиршество тоже были немалыми, и если семья бедняка не в состоянии была устроить пир на должном уровне, по договоренности между семьями и самими брачующимися имитировалось похищение невесты. [6-с.204] Обряду бракосочетания предшествовали три этапа: предварительное сватовство, повторное обсуждение и формальный сговор. Каждый приход сватов выливался в своеобразный праздник, главной частью которого было обрядовое пиршество. Все это происходило в значительной мере под надзором и руководством священнослужителей. Зурхачи (астролог) определял по гороскопу, будет ли благоприятен брак новой пары, и назначал счастливый день и час главного обряда. Полный его цикл продолжался не менее трех дней. [6-с.204] Библиографический список 1. http://svlourie.narod.ru 2. Вихнович В. Л. Иудаизм -- СПб Питер, 2006 -- 224 с. ил -- (Серия Религии мира). 3. Гасратян С. М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв. М., 1999. - 127с. 4. Сергеева Г. А. Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. С. 230. 5. Шифман Л. От текста к традиции. М.; Иерусалим, 2002. - 286с. 6. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 304с. (Серия "Библиотека педагога-практика"). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |