|
|
|
Оценка эффективности воспитательной системы в школе |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Оценка эффективности воспитательной системы в школе
Оценка эффективности воспитательной системы в школе
12 Содержание - Введение
- 1. Воспитательная система школы
- 2. Критерии эффективности воспитательной системы
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
ВведениеПоявление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Первоочередной задачей по реализации "Программы развития воспитания в системе образования России" является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит, прежде всего, от изучения и оценки эффективности воспитательной системы школы.Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.1. Воспитательная система школыВоспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка.Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике.С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.В современной педагогической науке ведущими создателями теории воспитательных систем являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В результате чего было установлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности.Поэтому одним из ведущих методологических подходов на всех возрастных ступенях является системный подход. Его целесообразность в процессе воспитания личности заключается в следующем:личность школьника способна развиваться как целостная интегрированная система в целостном интегрированном педагогическом процессе при условии взаимосвязанных компонентов;системный подход позволяет объединению усилий всех субъектов воспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния на школьников;воспитательная система позволяет с наименьшими затратами сил и времени педагогического коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения;системный подход позволяет осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);создание воспитательной системы формирует модель-образ конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;воспитательная система значительно расширяет возможности воздействия на личность.По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. В педагогике есть несколько определений этой категории.На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле. Необходимо вникнуть в содержание и суть понятий, четко представлять их сущность и отличительные особенности: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы.В основу концепции воспитания принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.Воспитательная система - система организации целостного педагогического процесса - целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет свою целостность.Воспитательная система школы - сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.Воспитательная система класса - это целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система класса проявляет свою целостность. Воспитательная система класса - это система организации целостного педагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание.Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из элементов:цели (совокупность идей, для реализации которых она создается);деятельность, обеспечивающая реализацию целей;субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;среда системы, освоенная субъектом;управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности, а также критерии эффективности.Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности. Она служит оптимизации процессов личностного развития, поэтому главным критерием ее эффективности является развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.2. Критерии эффективности воспитательной системыОсновной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:во-первых, моделирование строящейся системы;во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.Необходимость включения диагностико-результативного компонента в состав основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании детского коллектива, состоянии и результатах воспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей, достаточно сложной и трудоемкой, деятельности по моделированию и построению воспитательной системы учреждения.При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы.Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);наличие сложившегося единого школьного коллектива;интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.Критерии качества складываются из таких показателей, как:степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.Перечень основных критериев сводится к следующим:I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).II. Уровень воспитанности (критерий факта).III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).V. Подготовленность к жизни (критерий времени).VI. Критерий "открытости школы".VII. Критерий системности работы.Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.В приложении приведен опыт работы школы №59 г. Ярославля, представляющей "Культурологический социально - педагогический комплекс.Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы:Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.Отношение к внутришкольным конфликтам.Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.Событийный характер деятельности.Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса. |
Критерии | Показатели | Методики изучения | | I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | Освоение учащимися образовательной программы Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированность учебной деятельности | Школьный тест умственного развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) Педагогическое наблюдение | | II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | Нравственная направленность личности Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" Метод ранжирования Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик" | | III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника | Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение | | IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы | Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств | Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение | | V. Сформированность физического потенциала выпускника | Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств | | VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе | Комфортность ребенка в школе Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) | Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" Анкета "Ты и твоя школа" Социометрия | | VII. Сформированность общешкольного коллектива | Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированность совместной деятельности | Методика "Наши отношения" Методика М.И. Рожкова Социометрический эксперимент | | |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества. Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива. Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки. По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы. Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д. Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы. ЗаключениеТаким образом, организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих.Именно воспитательная система школы способна стать основой для построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе и государстве в целом.В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.Список использованной литературы1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие / В.В. Воронов. - М. Педагогическое общество России, 2002. - 192 с. 2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128 с. 3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Под ред. Н.Л. Селивановой - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с. 4. Караковский В.А. Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, М.А. Исаева и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 416 с. 5. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Е.Н. Степанов, Н.А. Алексеева, Е.В. Алексеева; Под ред. Е.А. Степанова. - М.: Педагогический поиск, 2004. - 160 с. 6. Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 566 с. 7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: изд. центр Владос, 2001. - 256 с. 8. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. - Рязань: Феникс, 2007. - 508 с. 9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 148 с. 10. Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы для XXI века / Под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 258 с. 11. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с. Приложение. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы"Культурологический социально-педагогический комплекс" средней школы №59 г. Ярославля.Комплекс является открытой воспитательной системой, ставящей задачу объединения педагогических воздействий школы и окружающей социальной среды. Воспитание в КСПК рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, по внеурочной клубной деятельности и в социуме, семье.Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.Реализация программы воспитания.Взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание, сотрудничество - критерий I.Развитие качеств личности - критерий II.Коллективное планирование, проведение дел и оценка - критерий III.Формирование ведущих качеств личности. Диагностика - критерий IV.Выполнение целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.) - критерий V.Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграция воспитательных сил микрорайона - критерий VI.Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единство воспитания и диагностики - критерий VII.Деятельность воспитательных центров.Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортное состояние - критерий I.Развитие специальных способностей. Диагностика продвижения в развитии - критерий II.Эффективность РВО. Дифференциация и индивидуализация интересов - критерий III.Разнообразие и уровень деятельности: музыкально-эстетического, театрального искусства, изобразительного искусства, прикладного творчества, экологического центра, читательского центра - критерий IV.Развитие интереса и способностей. Элементы будущей профессии. Отношение к труду - критерий V.Привлечение специалистов. Экологическая деятельность, школьное лесничество. Возрождение забытых народных промыслов - критерий VI.Взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Охват детей. Вовлечение "трудных" - критерий VII.Воспитательная работа в классе.Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости - критерий I.Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активности ребят (поручения) - критерий II.Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса. Творческая деятельность каждого - критерий III.Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление - критерий IV.Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству - критерий V.Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использование возможностей среды - критерий VI.Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности - критерий VII.Воспитательная работа с родителями.Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь - критерий I.Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт дома - критерий II.Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) - критерий III.Выполнение школьных социальных Программ: "Семья", "Трудный", "Здоровье". Территориальные воспитательные микросистемы - критерий IV.Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничество с городским центром профориентации - критерий V.Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность - критерий VI.Анализ родительских собраний - критерий VII.Воспитание в школе.Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководства демократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений - критерий I.Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развития воспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В + Р - критерий II.Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел. Совет школы. Совет параллелей - критерий III.Содержание воспитательных периодов: "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро". Достижения и уровни. "Мажор" - критерий IV.Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работа факультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентации - критерий V.Создание социально-педагогического центра. ГИД, опека, организация каникул. Компенсационная работа. Забота о здоровье - критерий VI.Система тематических КТД - критерий VII.Возрождение народных традиций.Опора на народную педагогику - критерий I.Укрепление семейных традиций. Выполнение "7 заповедей" (воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности) - критерий II.Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники, ярмарки - критерий III.Праздник урожая, "Святки", "Рождество", "Масленица". "Живи, Земля", Праздник березки - критерий IV.Благотворительная деятельность. Участие в бытовом или производительном труде. Воспитание культуры поведения - критерий V.Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи - критерий VI.Объединение сезонных народных праздников в систему - критерий VII.Воспитание на уроке.Анализ урока с позиций личностного подхода - критерий I.Анализ воспитательных аспектов урока - критерий II.Коллективные и групповые способы работы - критерий III.Воспитание мировоззрения, духовной культуры. "Педагогика радости" - критерий IV.Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы, занятия в УПК - критерий V.Использование научного потенциала для адекватного преобразования среды - критерий VI.Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательных задач - критерий VII.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|