|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Организация работы с родителями в образовательном учрежденииОрганизация работы с родителями в образовательном учрежденииМуниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Абакана. Опыт организации работы с родителями в образовательном учреждении
Абышева Наталья Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе квалификационной категории МОУ «СОШ № 11» г. Абакана Республики Хакасия. Абакан, 2008 Пояснительная записка Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Практическая работа педагогов с родителями детей в нашей школе реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: - психолого-педагогическое просвещение; - родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности); - родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей); - родительское сотворчество. Основные направления сотрудничества семьи и школы 1. Единство требований к учащимся. 2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка). 3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации). 4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция). 5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка. 6. Повышение педагогической культуры родителей. 7. Различные формы сотрудничества с родителями. Функции и задачи взаимодействия семьи и школы Функции взаимодействия семьи и школы: 1. Информационная. 2. Воспитательно - развивающая. 3. Формирующая. 4. Охранно - оздоровительная. 5. Контролирующая. 6. Бытовая. Задачи взаимодействия семьи и школы: 1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся. 2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся. 3. Привитие навыков здорового образа жизни. 4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся. 5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на: - гуманистическом стиле общения и взаимодействия; - уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу; - систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей; - умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы: Методы изучения семей 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.) 3. Индивидуальные беседы. 4. Тестирование. 5. Анкетирование. 6. Диагностика. 7. Деловые игры. 8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. После чего классный руководитель заполняет социальный паспорт семьи. (смотри приложение № 3). Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы. В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками: Формы работы с родителями 1. Встречи за «круглым столом». 2. Родительские собрания. 3. Индивидуальные встречи «разговор по душам». 4. Встречи с директором школы. 5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики). 6. День открытых дверей. 7. Конференции отцов. 8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики). 9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей). 10. Школа молодых родителей. 11. Письменный телефон доверия. 12. Совместные праздники. 13. Семейные конкурсы. 14. Посещение семьи. При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей. Дифференцированный подход в работе с родителями Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей: 1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Работа с родителями в нашей школе строится согласно целевой программе «Семья», которая была разработана творческой группой учителей школы и утверждена на педагогическом совете. Программа «Семья» ЦЕЛЬ: Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности. ЗАДАЧИ: 1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. 2. Оказание семье разнообразной специальной помощи. 3. Повышение педагогической культуры родителей. 4. Профилактика негативного семейного воспитания.
Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия. Методика контактного взаимодействия учителя с родителями 1. Поиск контактов (процесс первого общения). 2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка) 6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников). Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя. Вот несколько практических советов по подготовке родительского собрания: Структура подготовки родительского собрания 1. Определение цели. 2. Изучение научно-методической литературы. 3. Проведение микроисследований. 4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников. 5. Придумать форму приглашения родителей. 6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение). 7. Оборудование и оформление помещения для собрания. 8. Собрание условно делится на три части: - вступительная; - основная; - заключительная. Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания 1. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе. 2. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа. 3. Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе. 4. Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного. 5. Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков. 6. Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе» 7. Тактичность. 8. Построение доверительных отношений с родителями учеников. 9. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом. Примерная тематика традиционных родительских собраний 1 класс. 1. Трудности адаптации первоклассников к школе. 2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии. 3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития. 4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению. 5. О детской дружбе. 2 класс. 1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. 3. Наказание и поощрение в семье. 4. Первые шаги самовоспитания. 5. Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия. 3 класс. 1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. 2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо». 3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка. 4. Эстетическая атмосфера в школе и семье. 5.Если ребенок не хочет учиться. 4 класс. 1. Что такое акселерация. 2. О чем может рассказать школьный дневник. 3. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. 4. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения. 5. Роль отца и матери в воспитании ребенка. 5 класс. 1. «Давайте познакомимся». 2. «Синдром понедельника» у пятиклассников и как его избежать. 3. Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью. 4. Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями. 5. Итоговое «Вот и стали мы но год взрослей». 6 класс. 1. Физическое развитие школьников и пути его совершенствования. 2. Результативность школьного урока. От чего она зависит. 3. «Этот трудный подростковый возраст». 4. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка. 5. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять. 7 класс. 1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 2. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения. 3. Здоровый образ жизни - основа успеха. 4. Контакты и конфликты. Воспитание толерантности. 5. Друзья моего ребенка. Кто они, какие они? 8 класс. 1. Нравственные ценности семьи. 2. Способности и роль семьи в их развитии. 3. Психологические и возрастные особенности подростка. «Переходный возраст продолжается». 4. Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы. 5. Адекватная самооценка как условие успешного развития личности. 9 класс. 1. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка. 2. Трудный ребенок. Какой он? 3. Анализ учебной работы учащихся 9х классов 4. Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период. 5. Эмоции и чувства в разговоре с подростком. 10 класс. 1. Особенности организации учебного труда в 10-ом классе и роль родителей в этом. 2. Воспитание ответственности у взрослых детей. 3. Особенности общения с детьми - старшеклассниками. 4. О доброте и милосердии. 5. Компания в жизни старшеклассников. 11 класс. 1. Значение выбора в жизни человека. 2. Результативность учебы учащихся за 1 полугодие. 3. Организация учебного труда выпускника. 4. «Поговорим о смысле жизни». 5. Организация выпускного вечера. Проблемные тематические общешкольные собрания. 1. Здоровая семья. Нравственные аспекты. 2. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних. 3. Наркотики и статистика. 4. Суицид. Работа с родителями различных групп риска. Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим: семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие); невысокий уровень образовательной культуры родителей; семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем; родители - наркоманы; злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних. Их учет ведется в следующей форме:
Но помимо неблагополучных семей есть семьи, входящие в группу риска. Это: одинокие матери; разведенные родители; многодетные родители; родители детей - инвалидов; родители - мигранты, беженцы; опекуны. Все эти родители стоят на школьном учете и с ними ведется целенаправленная работа, которая включает в себя: психолого - педагогическое консультирование; ведение картотеки; посещение на дому; рейды в неблагополучные семьи; рассмотрение персональных дел на Совете профилактики; оказание материальной помощи через Красный крест и органы социальной защиты населения; летний патронаж с привлечением участковых служб; организация проблемных классных часов; организация тренингов. При работе с данной категорией семей используется следующая документация: - акт обследования материально-бытовых условий семьи (см. приложение № 1); - план индивидуальной работы с семьей (см. приложение № 2); - социальный паспорт семьи (см. приложение № 3) Ошибки семейного воспитания Обещание больше не любить. Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю». Безразличие. Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Слишком много строгости. Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. Детей не надо баловать. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. Навязанная роль. Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. Денежная. Любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не могут исполнить любое его желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый. Наполеоновские планы. При заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел. Приложение № 1 АКТ обследования материально-бытовых условий семьи _____________________________________________________________ (ф.И.О. главы семьи) «____»___________200___г Нами________________________________________________________ _____________________________________________________________ (фамилия, должность лица, проводящего обследование _____________________________________________________________в присутствии_____________________________________ указать фамилии, имена присутствующих родителей, _____________________________________________________________ (родственников, проживающих на данной площади) проведено обследование материально-бытовых условий семьи, проживающей по адресу _________________________________ Обследованием установлено, что семья из ______человек: _______________________________________________________________________________________________________________________________ Семья занимает жилую площадь (указать размер жилплощади, муниципальная или приватизированная квартира, наличие подсобного хозяйства, санитарное состояние помещения, условия жизни детей: имеется ли место для подготовки, для сна, и т.д.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Источники доходов семьи ___________________________ Доход _______________ рублей на каждого члена семьи. Взаимоотношения между членами семьи _____________ если ненормальные, указать причину неблагополучия в семье Взаимоотношение с соседями по квартире _____________ если ненормальные, то в чем заключаются, причины Характеристика родителей: __________________________________ занимаются ли они должным образом воспитанием своих детей, личное поведение родителей: их образ жизни, употребление алкоголя _____________________________________________________________ аморальное поведение и т.п.: привлекались ли к ответственности, обсуждалось ли их поведение в товарищеском суде, рабочем коллективе и т.п., когда, за что В связи с чем проводилось обследование: _____________________ заявление, сообщение, жалоба, плановая проверка, состоящей на учете Заключение __________________________________________________________________ Выводы и предложения, что требуется, по мнению обследующих, для устранения неблагополучной обстановки в семье и т.п. _______________________________________________________________________________________________________________________________ 1 экз. - в дело 2.экз. - социальному работнику 3 экз. - при необходимости (в РОВД, РОНО, КДН ,суд) Обследование провели: С актом ознакомлены: Приложение № 2 План индивидуальной работы с семьей Ф.И.О. матери ___________________________ Ф.И.О. отца___________________________________ Ф.И. учащегося_______________________________ Класс________________________________________
Приложение № 3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ. Ф.И.О. ученика: _________________________________ Дата рождения: _______________ Домашний адрес: ____________________________________________ Телефон (домашний, сотовый): _____________________________ Состояние здоровья: _______________________________________ Социальный статус: опекаемый, приемный, сирота, из многодетной семьи, остронуждающийся. (нужное подчеркнуть) Сведения о родителях: Ф.И.О. отца: _____________________________________ Дата рождения: ________________ Образование: ___________________________________________ Место работы: __________________________________________ Должность: _______________________________________ Рабочий или сотовый телефон: ______________________________ Социальный статус: ___________________ Ф.И.О. матери: ___________________________________________ Дата рождения: ________________ Образование: ______________________________________ Место работы: ______________________________ Должность: _______________________________________ Рабочий или сотовый телефон: ___________________________ Социальный статус: ____________________ Другие дети в семье (заполняется на каждого ребенка): 1. Ф.И.О.: ____________________________ Дата рождения: ________________________ Место нахождения: ______________________ 2. Ф.И.О.: ____________________________ Дата рождения: ________________________ Место нахождения: _____________________ Жилищно-бытовые условия: Благоустроенная квартира (___ комнаты), частный дом, неблагоустроенная квартира, общежитие, арендуют. (нужное подчеркнуть) Характеристика семьи: Полная, живут с матерью, живут с отцом; благополучная, неблагополучная. (нужное подчеркнуть) Стиль воспитания: Авторитарный, демократический, либеральный. (нужное подчеркнуть) Отношение семьи к учебному заведению: ___________ Литература 1. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания.//Советская педагогика. 1988, №2. 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001. 3. Капрвлова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980. 4. Петряевская Л.Г. Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999. 5. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6. 6. Солавейчик С. Педагогика для всех. М., 1987. 7. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск», М., 2002. 8. Степанов Е.Н. педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. 9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М.. 1981. 10. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000. 11. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004. 12. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2001. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |