|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основа технологии целостного педагогического процессаОснова технологии целостного педагогического процессаЛекция На тему: Основа технологии целостного педагогического процесса. Мастерство воспитателя. Частная технология Индивидуальный стиль деятельности Донецк 2009 План Социальная необходимость разработки педагогической технологии. Связь дидактики и методики. История возникновения технологии обучения. Понятие технологии обучения. Технология обучения, ее специфика и основные черты, обучающий цикл. Виды педагогических технологий. Классификационные параметры технологии. Технология полного освоения знаний. Технология конструирования педагогического процесса. Мастерство воспитателя. Частная технология. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осмысления и систематизации. В качестве основы анализа этого огромного опыта целесообразно использовать новые для педагогики понятия -- технология и технологический подход к проектированию педагогических процессов. Следует выделить три основные причины возникновения и практического применения педагогических технологий: необходимость внедрения в педагогику системно деятельностного подхода в условиях классно-урочного обучения; * активизация учебно-познавательной деятельности и моделирования эффективного вербального способа передачи информации; * возможность проектирования технологической цепочки процедуры обучения, организация взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающая гарантированный результат обучения. Это абсолютно новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием, проектированием учебных процессов. В XX столетии школьное обучение становится массовым, всеобщим, охватывающим всех детей соответствующих возрастов. В этих условиях школа сталкивается с противоречием: требования к качеству подготовки растут, уровень требования к знаниям учащихся по всем предметам повышается, диапазон индивидуальных различий детей довольно широкий, а вот условия обучения, остаются ориентированными на среднего ученика. Неудивительно, что учебный процесс дает сбои, а общество все более не удовлетворяется работой школы. Вот почему педагоги продолжают поиск такого построения учебного процесса, которое было бы эффективно в условиях массовой школы, безотказно обеспечивало бы успех в руках любого учителя. Если ставить задачу учителю -- построить так процесс обучения, чтобы все дети усвоили знания, то наука должна определить алгоритм действий педагога. Дидактика дает этапы усвоения знаний -- восприятие, осмысление, закрепление, но учителю этого недостаточно. Ему еще необходимо указать, как осуществить эти этапы на практике. В психолого-педагогической литературе указываются операции, в соответствии с которыми идет процесс восприятия: активная ориентировка в новом; сосредоточение внимания; мобилизация прошлого опыта; ориентировка в новых действиях; связь с практикой; необходимость проведения доказательства; поиск подтверждения нового опыта, практического применения знаний; опора на известные знания, представления; поиск главного, существенного. Теперь как бы дан алгоритм действия, то есть цель его деятельности расписана более подробно, диагностично, через деятельность учащихся. Если так конкретно описать цель предстоящей деятельности, то ее успешно может осуществить любой учитель. Так же можно отыскать номенклатуру операций осмысления и закрепления. Они полностью регламентируют деятельность учителя при выполнении его работы. Так легко работать учителю, когда от него не только требуют, но и рассказывают, как это делать. . Современная дидактика требует применения репродуктивного метода обучения. А как его применять? В лекции мы пытались представить стратегию действий учителя по применению этого метода: сущность метода; назначение; связь с элементами содержания обучения; элементы деятельности учителя; виды деятельности ученика; границы применения метода. Этот алгоритм облегчает возможность учителя применить метод в своей работе с учениками. Применение принципов обучения Принцип систематичности предполагает использование правил его реализации: предварительно определить достигнутый уровень знаний ученика; выделить ведущие знания и остальные знания распределить вокруг этого центра; сформировать базу знаний по данному вопросу (основные знания); тему разбить на отдельные вопросы, параграфы и подпараграфы; прибегать к кратким повторам по ходу изложения знаний; дать возможность учащимся высказать свои мысли (как они поняли); приобщить к самостоятельной работе по данной теме. Опять есть предписания действий учителя при выполнении этого принципа, что облегчает работу учителя. И последний пример. Сегодня, говоря о процессе воспитания, мы требуем, чтобы учитель так организовал этот процесс, чтобы воспитание было процессом взаимостроительства личности. Чем располагает учитель для достижения этой цели? Наличие коллективных творческих дел (различных по направлениям и видам забот). Ведущее условие воспитания -- организация жизнедеятельности. Необходимые условия практического выполнения любого дела -- проявлять заботу о ком-то. Опять возникает вопрос у рядового учителя: как организовать эти дела? Есть этапы КТД (И.П. Иванов): Разведка полезных дел. Затем на конкурсной основе отбирается дело (с пользой для кого-то). Участники делятся на микрогруппы, создается совет дела, который руководит подготовкой КТД. Проведение самого дела. Подведение итогов КТД. Ясно, что такое воспитание можно осуществить, так как есть этапы действия учителя (технология коллективного воспитания). Традиционное обучение и воспитание пользуются в основном методикой. Но это понятие шире, чем технология. Методика отвечает на вопрос, чему учить и зачем учить, а технология отвечает на вопрос, как учить, как бы расписывает стратегию действий учителя. Сегодня современная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на требования практики и отыскивают такие подходы и средства, которые могли бы превратить обучение и воспитание в технологический процесс с гарантированным хорошим результатом. На конкретных примерах нами показано, что деятельность учителя можно облегчить, если предоставить хотя бы стратегию решения поставленной цели. Над поиском единого метода обучения педагогика думала давно. Еще Ян Амос Коменский стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Но и сейчас мы не имеем такого механизма в обучении. На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. Но эти попытки были в основном связаны с использованием ТСО в обучении. Многие педагоги утверждали, что, возможно, внедрение ТСО потеснит учителя. Сторонники внедрения ТСО посчитали, что это значительно повысит эффективность обучения. Вместе с тем в 50-е годы появляется программированное обучение. Его характерными чертами являлось уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения (проверочные вопросы, выборочные ответы, рекомендации по дальнейшему продвижению в обучении). По выражению американского педагога Шрамма, это был автоматический репетитор, позволяющий ученику в индивидуальном режиме обучения усваивать информацию (короткие логические ходы; почти нет ошибок при усвоении; наличие правильных ответов; последовательное приближение к ответу, который является целью обучения). В 60-е годы программированное обучение становится переходным к «технологическому» процессу обучения. Появляются обучающие машины. В 70-е годы дидактика испытала воздействие со стороны кибернетики -- науки об управлении, которая служила основой управления процесса обучения. Суть идеи технологизации обучения сводилась к полному управлению дидактическим процессом. Все дидактические установки служили целям управления учебным процессом. В настоящее время опять широко возрождается первоначальное понятие педагогической технологии, которая связана с компьютерным обучением. Итак, в современной дидактике есть понятия «технологический подход» и «технология обучения». Технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных установок (социальный заказ, направления образования, методы обучения, цели обучения и др.). Здесь просматривается технология обучения в самом общем виде, т.к не обращается внимание на специфику указанных звеньев. Пример Содержание образования -- это передача опыта деятельности. Конструируется технологический подход к передаче опыта деятельности по четырем элементам. Технологический подход включает четыре направления содержания опыта человеческой деятельности. Обучение можно представить как организацию учебно-поисковой деятельности. Элементы содержания поисковой деятельности заложены в основу технологического подхода учебно-поисковой деятельности: постановка проблемы; поиск фактов для возможного решения проблемы; поиск идей для решения; решение; поиск путей признания результата. Но не учитываются специфические черты каждого из элементов, а только дается ориентир, самые общие установки по организации учебно-поисковой деятельности. А если учитывать специфику каждого из составных элементов, то на основании этих этапов строится подробный план действий обучающего. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней осуществляется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. Определение педагогической технологии с учетом специфики -- это строго научное проектирование действий учителя и точное воспроизведение этих действий, что гарантирует успех педагогической деятельности. Основные черты педагогической технологии 1.Центральной проблемой педагогической технологии является проблема постановки цели. Цели должны быть четко определены -- речь идет об умении учителя разрабатывать диагностические цели, то есть определять их через желаемые результаты. Эти желаемые результаты выражают действия учащихся, которые учитель всегда может задать содержанием, измерить результат и оценить его. Цели задаются последовательно с учетом усложнения деятельности учащихся. Основанием для последовательности цели служит оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. Обратная связь дает возможность максимально уточнять цель на каждом этапе, ориентируясь на общую цель. Именно это и гарантирует достижение намеченных результатов. Оценка текущих результатов, коррекция обучения направлены на достижение цели. 4. Заключительная (итоговая) оценка результатов. Текущая оценка, как правило, не сопровождается отметками. Она делается по типу усвоил -- не усвоил, понял -- нет. Эта оценка помогает ученику найти недостатки в работе и откорректировать свои действия при переходе на следующий этап. Итоговая лее оценка выражается в баллах. Текущая и итоговая оценка соотносит полученные результаты с поставленными целями. В целях получения текущей оценки ученикам предлагаются тесты, проверочные вопросы, ситуации, игры, что помогает учителю выяснить трудности на каждом этапе по пути достижения цели. Если на вопросы или задания конкретного этапа ученик не отвечает, он самостоятельно прорабатывает (дополнительно) этот этап. Рассмотрим, обучающий цикл в педагогической технологии. Он содержит основные моменты: общую постановку цели обучения; а конкретизацию общей цели в задачах; совокупность учебных процедур (этапы обучения, которые соответствуют задачам). Идет текущий контроль, который служит выяснению степени усвоения знаний и коррекции индивидуальной деятельности каждого ученика. Без этого обучающийся не достигнет цели обучения. Обучающий цикл представляет собой циклический алгоритм действия учителя, который многократно применяется им на новом разделе, теме содержания обучения. Это не описательная, а конструктивная схема, она представляет учебный процесс как модуль. В таком случае учебный процесс складывается из ряда блоков. Представим обучающую технологию в виде схемы.
И этот алгоритм вновь воспроизводится в новой теме. В современной дидактике сегодня представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное, а поэтому говорят, что каждая технология признается авторской. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно представить такие технологии: по уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные); по философской основе', материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и авторитарные, антропософские, теософские, свободного воспитания и др.; по ведущему фактору психического развития -- биогенные, социогенные, психогенные или все три одновременно идеалистические технологии; * по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие; по ориентации на личностные структуры: информационные технологии -- формирование знаний, умений и навыков по предметам; операционные -- формирование способов умственных действий; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные -- формирование сферы эстетических и нравственных отношений; технологии саморазвития -- формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристические -- развитие творческих способностей; прикладные -- формирование действенно-практической сферы» Бывают и комбинированные технологии. Это классификация технологий по сущности и значимым свойствам (цель обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, организация обучения). Классифицируются технологии по характеру модернизации традиционной системы обучения: это технологии по активизации к интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии по эффективности организации управления процессом обучения; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др. Однако при большом их разнообразии в современной дидактике сложился общий план анализа педагогических технологий -- классификационные характеристики. В каждой технологии автор должен видеть: уровень ее применения (общепедагогический, локальный, частнометодический); философскую основу; основной фактор развития личности (среда, наследственность, воспитание); * ведущую концепцию усвоения знаний; ориентацию технологии на личность школьников; отличительный характер содержания образования; тип управления; 9 организационные формы обучения; подход к ребенку в обучении; преобладающий метод обучения; категорию обучаемых. Для примера представим технологию, которая направлена на активизацию учебной деятельности студентов в процессе изучения стандартного курса «Педагогические теории, системы, технологии». В основу технологии положена ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, в соответствии с которой путем непрерывно изменяющихся ассоциаций студенты в определенной логической последовательности приобретают профессиональные знания, умения, навыки Технология полного освоения знаний Тема: Развитие познавательного интереса школьников. Цель занятия: развитие гностических способностей и конструктивных умений. Задачи: Отбор базовых знаний как содержательной основы развития профессиональных умений и способностей. Усвоение психолого-педагогических знаний на уровне воспроизведения. 3.Практическое использование знаний с целью развития профессиональных умений. План занятия: Сущность и критерии познавательного интереса школьников. Значение познавательного интереса в обучении и общем развитии школьников. Характер и уровни познавательного интереса. Условия и пути формирования познавательного интереса. Выполнение практического задания -- составить программу развития познавательного интереса школьника. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |