|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные направления и содержание воспитательного процессаОсновные направления и содержание воспитательного процесса7 Министерство образования российской Федерации РЕФЕРАТ по дисциплине: педагогика и психология тема: Основные направления и содержание воспитательного процесса г. Петропавлоск-Камчатский 2006 Содержание: 1. Специфические черты процесса воспитания…………………….3 2. Цели воспитания……………………………………………………….4 3. Самовоспитание………………………………………………………..5 4. Перевоспитание………………………………………………………..7 5. Список литературы…………………………………………………..8 Основные направления и содержание воспитательного процесса Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Процесс - разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений. Процесс воспитания - это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания. Специфические черты процесса воспитания: Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность. 1. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив. 2. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. 3. Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность и необратимость. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки. 4. Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности. 5. Важна связь с самовоспитанием. 6. Скрытая позиция воспитателя. 7. Сложность диагностики результата. Цели воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей. Педагог Воспитанник 7 Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Структура процесса воспитания элементы личности 7 Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности. Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться. Отличительные черты самовоспитания: 1. самостоятельная работа. 2. целеустремлённая работа. 3. систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.
Структура: 1. Адекватная самооценка; 2. Потребность в самовоспитании; 3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные-семья, широко-социальные -общество); 4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой); 5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой); 6. Принятие решений (волевой аспект); 7. Применение методов самовоздействия: а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение; б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание) в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание). 8. Мобилизация своей активности и воспитанности. 9. Итоговый самоконтроль. 10. Формирование новой адекватной самооценки. Организация с/воспитания учащегося: 1. Побуждение школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу. 2. Вооружение школьников методами самовоспитания. 3. Помощь в мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм). Перевоспитание - это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков. Основные идеи процесса перевоспитания 1. Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить. 2. Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка. 3. перевоспитание предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка. Список литературы: 1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. 2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000. 3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980. 4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996. 5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М. 6. Подласый 7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994. 8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995. 9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 10. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |