рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Особенности эмоциональных реакций дошкольников рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности эмоциональных реакций дошкольников

Особенности эмоциональных реакций дошкольников

3

Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный университет

Кафедра психологии

Курсовая работа

Особенности эмоциональных реакций дошкольников

Студентки 5 курса

Естественно-географического

Факультета

Заочного отделения

Базановой Анастасии Александровны

Научный руководитель

Гаршина Н.И.

Смоленск 2010

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Эмоции, переживаемые детьми в дошкольном возрасте
  • 1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
  • 1.2 Эмоциональный процесс
  • 1.3 Виды эмоций
  • 1.4 Фундаментальные эмоции и их комплексы
  • 1.5 Стресс
  • 1.6 Потребность в эмоциональном насыщении
  • 1.7 Влияние эмоций на познавательные процессы
  • 1.8 Эмоции и мотивы
  • Глава II. Развитие эмоциональной сферы дошкольника
  • 2.1 Структура эмоциональных реакций дошкольника
  • 2.2 Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
  • 2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника
  • 2.4 Шестилетний ребенок
  • 2.5 Эмоциональное воспитание
  • 2.6 Нравственное воспитание
  • Глава III. Исследование особенностей эмоциональных реакций дошкольников
  • 3.1 Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
  • 3.1.1 Программа изучения эмоциональной сферы маленьких детей методом наблюдения
  • 3.1.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
  • 3.1.3 Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
  • 3.1.4 Методика "Веселый - грустный" для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
  • 3.2 Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое "Я", свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Однако со стороны родителей и педагогов прохождению этапов эмоционального развития, как правило, не уделяется большого внимания.

В моей курсовой работе объектом изучения является психология, а предметом - его эмоциональные реакции дошкольника на новое явление

Исходя из выше написанного цель этой работы такова: изучение эмоциональных реакций дошкольников (общая характеристика).

Задачи:

1. выявить основу эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;

2. обобщить изученный материал и сделать выводы;

3. рассмотрение типичных и нетипичных эмоций в дошкольном возрасте;

4. описание характерных черт дошкольника;

5. установление взаимосвязей между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни;

6. исследовать формирование высших чувств в дошкольном возрасте.

Глава I. Эмоции, переживаемые детьми в дошкольном возрасте

1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Ведущая деятельность - игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

К 1 году ребёнок использует 7 - 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова "нельзя", начинает ходить (± 2 месяца).

К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 - 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?

К 2 годам словарный запас - 300 - 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о "хорошем" умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.

К 3 годам появляется вопрос вопросов - Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные, и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.

Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам - зайца, по хоботу - слона.

К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже - со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.

3-4 года - самоутверждение. Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, обзывание взрослых, ("Я сам", нарциссизм - восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 - 50 минут.

К 4,5 годам ребенок способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?

К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.

С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

5-6 лет гармонизация отношений с взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям - критический возраст для формирования способности любить другого человека.

1.2 Эмоциональный процесс

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. (3, с.107)

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент - знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение.

Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен.

Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, действий служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления.

Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения.

1.3 Виды эмоций

Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных "ценных" эмоций. (3, с.108-109)

1. Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

4. Практические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.

6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного.

7. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.

9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями (от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д.); чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д); сладострастие.

10. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений.

1.4 Фундаментальные эмоции и их комплексы

Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. (3, с.109)

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени - до того, как активизируются другие эмоции.

Хотя фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций. Эти культурные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других. Так, японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе.

К фундаментальным эмоциям относятся следующие: (3, с.110-111) 1. Интерес-волнение - положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.

2. Радость - максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Горе-страдание - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев. При гневе кровь "кипит", лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.

6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция "холодная", ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, "хладнокровное убийство". В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.

8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.

К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие: (3. с.111)

1. Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.

2. Депрессия - комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.

3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый - особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

4. Враждебность - взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

1.5 Стресс

Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общий адаптационный синдром, или биологический стресс. (3, с.112)

Первичная реакция, реакция тревоги, может представлять собой соматическое выражение всеобщей мобилизации защитных сил организма. Однако реакция тревоги есть по существу лишь первая стадия ответной реакции организма на угрожающее воздействие. При длительном воздействии любого агента, способного вызвать такую реакцию, наступает стадия адаптации, или резистентности. Другими словами, ни один организм не может находиться бесконечно долго в состоянии реакции тревоги. Если агент настолько силен, что длительное воздействие несовместимо с жизнью, то человек или животное в течение первых часов или дней погибает на стадии реакции тревоги.

Если же организм способен выжить, то вслед за первичной реакцией обязательно наступает стадия резистентности. Проявления этой второй фазы весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях и полностью противоположны им. Так, например, если в период реакции тревоги наблюдается общее истощение тканей, то на стадии резистентности вес тела возвращается к норме.

Любопытно, что при еще более длительном воздействии ткани приобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза - стадия истощения, которая, если стрессор достаточно силен, неизбежно приводит к смерти.

Взаимоотношение стресса и болезни может быть двояким: болезнь может вызвать стресс, и стресс может вызвать болезнь. Поскольку любой агент, требующий адаптации, вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторыми проявлениями стресса, ибо все болезни влекут за собой те или иные адаптивные реакции. (1, с.12)

Тяжелое эмоциональное потрясение приводит к заболеванию почти исключительно благодаря своему стрессорному действию. В данном случае истинной причиной заболевания являются избыточные или неадекватные адаптивные реакции.

1.6 Потребность в эмоциональном насыщении

Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эта потребность может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Отрицательная эмоция - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена. (3, с.112)

Жизнь современного человека немыслима без отрицательных эмоций, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски.

Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе борьбы за достижение самых разных целей, которые индивид перед собой ставит.

У человека постепенно могут образовываться ценные для него устойчивые переживания. В результате человек в своем поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемое переживание. В качестве такого сначала обыкновенно выступают положительные эмоции, в связи, с чем значительно усложняются их функции: раньше они лишь санкционировали успешный поведенческий акт, мотивированный отрицательной эмоцией, теперь они сами становятся побуждающей силой. Поведение человека отныне не только "подталкивается сзади" отрицательными эмоциями, страданием, но и "подтягивается спереди" предвкушением положительных переживаний. Таким образом, первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности. (3, с.112)

1.7 Влияние эмоций на познавательные процессы

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. (3, с.113)

Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешным оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упрощенности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом снижению уровня выполнения деятельности; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия и поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями. (3, с.114)

1.8 Эмоции и мотивы

Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. (3, с.114)

Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благодаря мотивации. Следовательно, мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального состояния. Таким образом, мотивация - это эмоция плюс направленность действия. Эмоциональное поведение является экспрессивным, а не ориентированным на цель, и поэтому его направление меняется вместе с изменением ситуации. Между этими двумя формами поведения располагаются действия, целью которых является разрядка эмоций.

Поведение человека в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, поэтому на практике их не легко отделить друг от друга.

Глава II. Развитие эмоциональной сферы дошкольника

2.1 Структура эмоциональных реакций дошкольника

К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций.

1. Эмоциональная сфера.

Малыши. Восприятие аффективно окрашено.

Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией:

- Может ли получить предмет - Успешно ли действует с игрушкой - Помогает ли ему взрослый

Дошкольники. Более спокойный эмоциональный фон восприятия.

Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями:

Желание Представления Действие Эмоции Эмоциональные процессы более управляемы.

2. В общей структуре поведения ребенка меняется функциональное место аффекта.

Малыши. Включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает:

по поводу поступка, по поводу его последствий Оценка взрослого (похвала - порицание).

Аффект - последнее звено в цепочке событий

Дошкольники. В эмоциональном представлении ребенка содержится:

- будущий результат, - его оценка взрослым

Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение).

Переживание после оценки взрослого.

Аффект - первое звено в цепочке развертывающихся событий.

Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может потребовать немедленно привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.

2.2 Эмоциональная неуравновешенность дошкольника

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое "плохое" и "хорошее" поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. (2, с.124)

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому "хорошему" поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: "А почему я должен?" - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. (2, с.131)

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. (4, с.318)

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.

Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. (4, с.318)

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания.

Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является "плохой тетей".

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.

2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

- к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками.

- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку.

И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: "Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?" и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

2.4 Шестилетний ребенок

Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение "разумности". Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

2.5 Эмоциональное воспитание

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства - переживания - плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. (3, с.115)

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать - это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. (3, с.116)

2.6 Нравственное воспитание

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

Таким образом, основным результатам нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Глава III. Исследование особенностей эмоциональных реакций дошкольников

3.1 Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников

3.1.1 Программа изучения эмоциональной сферы маленьких детей методом наблюдения

1
. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольствия. Есть указания, что ребенок начинает улыбаться в конце первого месяца жизни, а нахмуривать брови - на второй неделе своей жизни. Так ли это?

2. Проявление инстинктивного страха. Возьмите новорожденного ребенка, поднимите его на руках вверх и затем быстро опустите вниз. Говорят, что ребенок весь сожмется от страха падения, хотя он никогда еще не падал и не испытывал боли при падении. Проверьте, так ли это?

3. Наблюдения над боязнью детей темноты, диких животных и грозы. Понаблюдайте, как реагируют дети, которым не привит искусственно страх взрослыми, на восприятие указанных объектов. Есть указания, что детям свойственен инстинктивный страх перед этими объектами, а с другой стороны, имеются наблюдения, что дети, по крайней мере до двухлетнего возраста, не испытывают никакого страха ни перед темнотой, ни перед дикими животными, ни перед грозой, и, следовательно, страх этот является не врожденным, а привитым.

4. Наблюдения над различными проявлениями страха у детей. Понаблюдайте, в каких формах обнаруживается чувство страха у детей. Есть указания, что в пределах первого года, начиная со второго месяца жизни, дети обнаруживают страх перед людьми, одетыми в черное платье или имевшими черный цвет волос, бороды, глаз и т.п. Также дети боятся протяжных звуков, прикосновения к меху, механически движущихся игрушек и т.п. Отметьте, как эти формы страха варьируют с возрастом ребенка, и проверьте, правильно ли, что дети боятся больше звуковых, нежели зрительных восприятий?

5. Проявление гнева. Понаблюдайте над выражением личика новорожденного в моменты его плача и вообще выражения неудовольствия. Обратите внимание на появляющиеся в это время подозрительные морщинки возле глаз; есть сведения, что это является выражением гнева ребенка, что было отмечено уже на восьмом дне жизни. Проделайте также такой опыт: возьмите у ребенка во втором полугодии его жизни знакомую и ставшую для него привычной погремушку, мячик, куколку и замените их другими игрушками. Понаблюдайте, как на это будет реагировать ребенок. Есть указания, что он в таких случаях начинает сердиться. Проверьте это.

6. Проявление зависти и ревности. Проверьте, может ли грудной ребенок во втором полугодии его жизни испытывать чувство зависти и ревности, когда он видит у груди своей матери или на коленях у нее другого ребенка. Есть указания, что даже трехмесячные дети не остаются без участия к подобного рода факту. Так ли это?

7. Проявление самолюбия. Понаблюдайте, когда дети начинают болезненно реагировать на оскорбительное к ним отношение. Есть указания, что грудные дети в первые месяцы их жизни реагируют усиленным плачем на грубый, неприветливый тон матери, а дети в начале второго года оскорбляются, если получают легкий шлепок, который им не может причинить никакой физической боли. Понаблюдайте, в каком возрасте, и в каких формах дети начинают впервые реагировать на похвалу и одобрение других. Есть сведения, что к похвале дети бывают, равнодушны в конце первого года жизни. Проверьте это.

8. Чувство застенчивости. Понаблюдайте, когда у ребенка впервые проявляется застенчивость. Существует мнение, что первым проявлением застенчивости является прятанье годовалым ребенком своего улыбающегося лица на груди матери, если на ребенка смотрит посторонний человек. Есть также наблюдения, что дети, начавшие впервые ходить или произносить какое-нибудь слово, стесняются это делать в присутствии других. Проверьте это.

9. Чувство стыда. Понаблюдайте, когда начинает проявляться и в каких формах обнаруживается чувство стыда у детей. Существует мнение, что стыд является прирожденным. Понаблюдайте, как реагирует ребенок, когда он провинится и его бранят. Верно ли, что первые стадии развития стыда имеют много общего с половой сферой, как на это указывают некоторые авторы? Понаблюдайте, когда ребенок начинает стыдиться своей наготы и когда для удовлетворения своих естественных потребностей он начинает уединяться от посторонних свидетелей. Есть указания, что дети стыдятся указанных проявлений лишь на шестом году своей жизни. Верно ли это?

10. Чувство любви. Понаблюдайте, когда у детей начинает проявляться, и в каких формах обнаруживается чувство любви. Является ли первая улыбка проявлением этого чувства? Есть указания, что в первом полугодии своей жизни дети уже выражают свою любовь улыбкой, протягиванием ручонок, поцелуями.

11. Чувство симпатии. Понаблюдайте, когда у детей начинается проявление сочувствия и сострадания к другим людям. Имеются сведения, что полугодовалые дети уже способны выражать свое сочувствие плачем, когда видят, что бьют их няню или мать. А на втором году будто бы у детей можно видеть внешние выражения сострадания даже при рассматривании ими картинок, изображающих страдание. Верно ли это?

12. Проявления альтруизма. Понаблюдайте, когда дети обнаруживают отказ от своих эгоистических побуждений во имя пользы других. Имеются указания, что вполне сознательное и активное проявление альтруизма наблюдается у детей со второй половины 3-го года, когда ребенок, например, дарит свою игрушку другому, не имеющему игрушек ребенку. Проверьте, так ли это?

13. Моральное чувство. Понаблюдайте, когда впервые ребенок переживает чувство морального стыда, раскаяния и угрызения совести за совершение того, что делать "неудобно", "нельзя", "невозможно" или же, наоборот, когда ребенок переживает чувство морального удовлетворения при совершении того, что "нужно" и "должно". Имеются сведения, что уже с 3-го года дети могут очень глубоко переживать оба указанных тонуса морального чувства. Проверьте, так ли это?

3.1.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Подготовка
исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится две серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

Вторая серия. Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?"

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

3.1.3 Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Подготовка
исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация - показать обиду девочки.

V ситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл.6).

Таблица 6

Возраст детей

Правильность передачи эмоций

всего

ситуация

I

II

III

IV

V

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

3.1.4 Методика "Веселый - грустный" для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе

Проведение
исследования. На рис.1 и 2 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

Содержание рисунков

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них в окно.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грустное, и объяснить, почему.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит "Не знаю", то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: "Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто это нарисован?" и т.п.

Рис.2

Выводы. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

у мальчика, который смотрит в окно, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;

мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;

у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;

мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;

мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;

мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоциональное благополучие.

Если ребенок дает 5-6 "тревожных" ответов, то это свидетельствует о том, что он "болезненно" относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

3.2 Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

К шести годам у ребенка происходит формирование основных элементов эмоционально-волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

- поставить цель;

- принять решение;

- наметить план действий;

- исполнить намеченный план:

- проявить усилия в случае возникновения препятствий;

- оценивать результаты своего действия.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личной сферы в области эмоций:

- устойчивости чувств;

- глубины чувств и эмоций;

- осознания причин проявления тех или иных эмоций;

- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование различных примеров из сказок, рассказов, бесед и т.д.

Исследовательская работа проводилась в подготовительной группе Центра развития ребенка "Сказка" п. Ивня с 24.10.2005 г. по 04.03.2006 г.

Задача воспитателя выявить наличие высших чувств у старших дошкольников, через разные формы работы: занятия, игры, труд.

Экспериментатор проводил работу с детьми подготовительной группы по познавательному развитию, изобразительной деятельности, используя следующие методы: наблюдение, игра, беседа.

Описание наблюдения.

Эстетические чувства.

Наблюдение I.

Цель: Определить особенности взаимоотношения детей в совместной деятельности, и эстетический уровень развития.

Проводились наблюдения на занятии по изобразительной деятельности, за детьми седьмого года жизни.

Пятеро ребят: Данил Б., Аня Ш., Лиза Б., Денис А., Настя Н. Изготавливают из цветной бумаги аппликацию "Аквариум". Данил, Лиза, Настя вырезают детали по трафарету, а Денис и Аня соединяют и наклеивают. Выполняя свою коллективную работу, дети интересуются, как продвигается дело у товарищей, подсказывают и помогают друг, другу, высказывают в слух огорчения. Обстановка доброжелательная, дети с удовольствием выполняют работу. Выполнив свою работу Данил, помогает Ане и Денису наклеивать детали. Дело близится к завершению.

Вывод: При анализе данного наблюдения экспериментатор делает следующие выводы, что переживания и возникновение эмоций проявляется у детей в момент приклеивания отдельных деталей в целое, то есть в момент возникшей взаимозависимости. Результат работы можно рассматривать, как положительный, дети справились с заданной задачей и со своими эмоциями.

Наблюдение II.

Экспериментатор предлагает детям посетить зимний сад и рассмотреть экзотические растения. По ходу занятия экспериментатор объясняет ребятам, какие растения привезли нам из далеких, жарких стран, предлагает рассмотреть, какие у них листочки, стебли, необычайные цветочки. Растения привлекли внимание детей. После наблюдения экспериментатор задал детям вопросы. Что понравилось? На что они обратили внимание?

В процессе беседы выяснили, что у Насти, Данила и Дениса хорошо развит эстетический вкус. Они сразу обратили внимание на необычные листочки растений и необычное цветение. Лиза была менее удивлена, так как похожее растение у нее есть дома, но активное участие в беседе принимала и отвечала на вопросы.

Ане было совсем не интересно, и она на вопрос экспериментатора: Что сегодня ты увидела необычного? Она затруднялась ответить. И проявив свою "находчивость" сказала, что летом такие цветы растут у них в саду.

Вывод: В результате наблюдения мы выяснили, что у всех ребят, за исключением Ани хорошо развито эстетическое чувство, прекрасного и красивого. Для того чтобы и Аня могла воспринимать мир красок, чтобы красивое вызывало у нее эстетическое чувство, необходимо организовать специальные формы деятельности, наблюдение, слушание, чтобы заинтересовать ребенка и добиться положительного результата.

Нравственные чувства.

Изучение проявления чувства долга у детей дошкольного возраста.

У детей седьмого года жизни возрастает потребность в дружеских отношениях со сверстниками, оценки, которые дают дети сверстникам, имеют более обобщенный характер и говорят о возрастающей сопричастности жизни группы (хорошие советы, заступаются за слабых, у ребенка появляется чувство долга).

Подготовка исследования:

Для исследования отобрана группа детей подготовительной группы. Лиза Б., Данил Б., Аня Ш., Денис А., Настя Н.

Цель: Определить нравственное развитие детей, к сверстникам и готовности к школе.

Проведение исследования:

Наблюдение I.

В групповой комнате экспериментатор наблюдает за Даниилом Б. К одним детям он относится с симпатией, к другим - без симпатии, к третьим с сочувствием. Данилу дают несколько игрушек, одна из них очень интересная и привлекательная. Экспериментатор следит за взаимоотношением детей, положительное отношение к сверстникам одобряет, с Настей, Денисом, Лизой, Данил делится игрушками и дети стараются играть коллективом, но есть и отрицательный момент: к Ане Данил проявляет эгоистические чувства - экспериментатор осуждает эти действия. При этом экспериментатор выясняет, почему Данил так поступил по отношению к Ане, и почему самую интересную игрушку он уступил Лизе.

Вывод: В целом, у Даниила развито чувство долга, чувство товарищества по отношению к сверстникам. Но иногда проявляется несдержанность в определенные моменты, к некоторым товарищам.

Для того чтобы у Даниила не проявлялись отрицательные эмоции по отношению к сверстникам, необходимы оценочные отношения (хорошо, плохо), практические действия, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, организованность поведения.

Наблюдение II.

Экспериментатор предлагает Лизе, Насте, Денису, Данилу, Ане навести порядок в уголке природы, где находится хомячок и аквариум с рыбками. Дети с удовольствием соглашаются. Экспериментатор наблюдает за деятельностью детей и коллективной работой. Поведение детей хорошее, атмосфера доброжелательная спокойная.

В группу входит художественный руководитель и предлагает всем ребятам пройти в актовый зал для просмотра мультипликационного фильма "Мишка - задира". Происходит всплеск эмоций у детей, Денис и Аня, оставляют свою работу и, не закончив, идут смотреть мультфильм. Настя, Данил, Лиза остаются в уголке природы и доводят начатое дело до конца. Экспериментатор задает детям вопрос: Почему они остались и не пошли со всеми детьми? Хотелось ли им посмотреть мультфильм?

Настя объяснила, что кто же поухаживает за животными, если не мы! А мультфильм я могу и дома посмотреть. Лизе вообще не хотелось идти смотреть мультфильм. Данил ответил: "Я смотрел его уже много раз, лучше девчонкам помочь".

Вывод: У Лизы, Данила, Насти к седьмому году жизни развито чувство долга, дети понимают, что начатое дело необходимо доводить до конца и конечно заботиться о "братьях наших меньших". У Дениса и Ани, чувство долга отсутствует, необходимо проводить беседы, объяснения по развитию нравственного воспитания.

Интеллектуальные чувства.

В данном эксперименте нас интересует развитие интеллектуальных чувств детей седьмого года жизни.

Цель: Определить развитие интеллектуальных чувств в процессе познавательной деятельности. Что дети имеют в виду, используя те или иные понятия.

Наблюдение I.

Экспериментатор дает понятие и дети должны привести примеры, относящиеся к этому предмету.

Понятие: фрукт (могут быть яблоко, слива, груша, персик и т.д.)

Данил отвечает: яблоко, груша.

Настя отвечает: персик, абрикос.

Лиза отвечает: слива, киви.

Эти дети очень находчивы, с задачей справились быстро и правильно дали ответы. Аня затруднялась ответить, повторяла ответы товарищей, Денис не справился с заданной задачей, очень переживал, чувствовал чувство собственного неудовлетворения.

Вывод: При анализе данного эксперимента делаем следующий вывод, что эмоциональное состояние Данила, Насти, Лизы положительное, дети справились с заданной задачей и удовлетворены своими ответами. Аня довольна своими ответами, хотя и ошибалась. Денис сдерживает свои эмоции, проявляет беспокойство и неудовлетворение от своей работы.

Наблюдение II.

Понятие: весна.

Экспериментатор задает детям вопрос. Какие ассоциации подходят к этому слову. Просит ребят быть внимательными, остроумными и не повторять ответы товарищей.

Данил отвечает: теплое солнце, насекомые выползают из земли, цветы.

Денис отвечает: тепло, цветут деревья.

Настя отвечает: подснежники, дождик, радуга.

Аня отвечает: тает снег, зеленая трава.

Денис отвечает: прилетают перелетные птицы, гром.

В процессе эксперимента Данил проявляет товарищеские чувства по отношению к Ане, он ей подсказывает, старается делать это незаметно.

Все ребята удовлетворены своими ответами, проявляют чувство радости и уверенности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что результаты эксперимента позволили получить нормальные данные. Следовательно, Аня не всегда себя уверенно чувствует, присутствует чувство обиды, сомнения. При этом она не старается проявить какие-либо волевые действия.

Имена

Возраст

Эстетические

чувства

Нравственные

чувства

Интеллектуальные чувства

I

набл.

II

набл

I

набл.

II набл.

I

набл.

II

набл.

Аня Ш.

6л 5м

+

-

+

-

+

+

Данил Б.

6л 5м

+

+

+

+

+

+

Денис А.

6л 10м

+

-

+

+

-

+

Лиза Б.

6л 8м

+

+

+

+

+

+

Настя Н.

6л 7м

+

+

+

+

+

+

Вывод: из обработки данных следует, что у Лизы, Данила, Насти проявляется чувство долга по отношению к друзьям и сверстникам. Нравственное развитие соответствует нормам воспитания. У Данилы очень хорошо развито чувство долга, иногда проявляется чувство несдержанности, но всегда ребенок активен и доволен своими действиями. Данил импульсивен, всегда стремиться быть первым и почти всегда ему это удается, в целом эти дети готовы к школе.

Аня и Денис менее активны в деятельности, волевые усилия отсутствуют, чувство ответственности менее развито, чем у других детей. Нравственное поведение Ани не всегда соответствует нормам. Следовательно, Аню необходимо привлекать на основных занятиях, стараться заинтересовать в разных видах деятельности, необходимо развивать интерес к занятиям и в целом к коллективу.

В воспитании высших чувств автор использует и другие методы работы, такие как беседа.

На занятиях по познавательному развитию проводилась беседа на тему: "Страна, где мы живем".

Цель: развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к Родине, к людям, к труду.

Воспитатель рассказывает детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас очень богатая.

В ходе беседы задавались следующие вопросы:

Как вы думаете, какие природные ресурсы есть в нашей стране?

Дети по очереди отвечают:

Лиза - уголь, нефть;

Данил - золото, песок;

Аня - газ, железная руда, серебро.

А что выращивают в нашей стране? Какие зерновые культуры вы знаете?

Влад отвечает: пшеницу, гречиху;

Алена отвечает: кукурузу, ячмень, овес.

Воспитатель добавляет, что еще у нас выращивают просо - это из него делают пшено и готовят вам кашу.

Наша страна очень богата техникой, самые большие машины делают в нашей стране. Какие вы знаете большие машины?

Данил отвечает: Белаз, КАМАЗ;

Юля отвечает: ЗИЛ.

Правильно ребята. Действительно эти машины выпускают у нас в стране. А еще у нас в стране самые сильные ледоколы. Может быть, кто-то из вас знает их название?

Денис отвечает - ледокол "Ленин", я его по телевизору видел.

Правильно Денис, но еще есть такие как ледокол "Сибирь" и "Арктика".

Ребята, а вы знаете, что первые космонавты, которые полетели в космос, тоже из нашей страны.

Знаете ли вы, кто был первым космонавтом?

Все хором отвечают - Юрий Гагарин.

Молодцы ребята. А может быть, кто-то знает еще космонавтов нашей страны?

Лиза отвечает: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая.

Да действительно это космонавты нашей страны, и мы должны ими гордиться.

Ребята, а вы знаете, что не во всех странах мира детям живется так хорошо как у нас. В некоторых странах нет детских садов, дети не получают образования. Чтобы всем людям - и взрослым и детям - было хорошо, чтобы всего в стране было много, нужно хорошо и много работать.

Ученые, рабочие - все люди трудятся так, что страна крепнет, и жизнь наша с каждым днем становится все богаче.

Ребята, когда вы вырастите и станете взрослыми, вы тоже должны хорошо работать и трудится на благо нашей Родины.

Страна наша многонациональная. Как в дружной семье живут в России люди многих национальностей. Какие национальности вы знаете?

Дети хором отвечают: русские, украинцы, армяне, белорусы.

Молодцы ребята. Эти и многие другие народы живут у нас в стране. Они вместе работают, берегут богатства страны, вместе защищают страну от врагов.

Важным средством в воспитании нравственных чувств, являются общественные праздники.

В центре развития ребенка "Сказка" проводился праздник к дню защитников Отечества на тему:

"Воины России".

Цель: воспитание чувства долга, патриотизма, коллективизма. Учить сопереживать, сдерживать свои эмоции.

К 23 февраля в детский сад "Сказка" пригласили воинов-интернационалистов. Воспитатель предложил детям организовать в группе парад боевой техники и сделать мальчикам красные звездочки. К этому событию готовились все дети: одни принесли "военные машины" - "боевую технику", другие красили и вырезали звездочки, каждый ребенок старался, мечтая, что его звездочка будет самая лучшая и яркая, третьи украшали группу, оборудовали площадь для парада, четвертые оформили выставку книг и рисунков на тему "Армия России".

Все дети были вовлечены в работу. Накануне праздника у ребят было бодрое настроение, они пели, радовались, когда видели, как красиво стало в группе.

Прислушиваясь к разговору детей, воспитатель проводит беседу:

Кто такие воины-интернационалисты? Кто они?

Дети хором отвечают: смелые, отважные, они много учатся.

Настя добавляет, что они много знают о военной технике и умеют ею управлять.

Денис дополнил, что воины-интернационалисты, всегда готовы защищать нашу страну от врагов.

Воспитатель поблагодарил детей за ответы.

Дети мы все должны быть такими смелыми, отзывчивыми и должны помогать друг другу.

При подготовке и во время самого праздника дети проявляли свои чувства в поступках: каждому хотелось пригласить солдат в свою группу, показать им парад и самому рассказать о своей игрушке, поделиться с ними своей радостью.

Праздник оставил у детей яркие впечатления. Дети проявили чувство коллективизма, старались дружно без конфликтов выполнить работу, заданную воспитателем. Все дети принимали участие в подготовке к празднику и в целом справились с заданием воспитателя.

Также ведущее место в воспитательно-образовательном процессе занимает эстетическое воспитание дошкольников в общении с окружающим миром.

Чтобы расширить знания детей о природных явлениях, сформировать элементарные представления о процессах происходящих в природе, в умении замечать красоту в окружающем мире проводилось занятие на тему: "Золотая осень".

Проведение занятия:

Дети пришли в парк на экскурсию. Воспитатель во время экскурсии проводит беседу с детьми. Задает вопросы.

Какое сейчас время года?

Осень! - Отвечают дети хором.

Почему вы так думаете?

Аня отвечает: - Потому, что на деревьях желтые листочки, и уже становится прохладно на улице.

Данил обращает внимание на желтые листочки: - Посмотрите, они медленно падают и покрывают землю золотым ковром!

Воспитатель объясняет детям, что листочки, которые падают с деревьев, защищают зимой деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Воспитатель предлагает детям:

Ребята, давайте посмотрим вокруг, какая природа красивая. Голубое небо отражается в пруду. Прислушайтесь, как шуршат листья у вас под ногами. Давайте соберем букет осенних листьев, а когда вернемся с экскурсии, то поставим букет в вазу и будем им любоваться.

Дети все вместе собирают опавшие листья и дают воспитателю.

Ребята, а как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета, здесь и оранжевые, и желтые, и бордовые листочки?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета.

По возвращении в группу воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат.

Таким образом, высшие чувства формируются в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в организационно-трудовой деятельности, а также в повседневной жизни.

В ходе исследовательской работы было выявлено, что уровень развития высших чувств у старших дошкольников соответствует следующим показателям:

Уровень развития высших чувств у старших дошкольников (в %)

Можно сделать вывод, что данные показатели отражают положительные нормы социального развития ребенка.

Заключение

В ходе данной темы ("Особенности эмоциональных реакций дошкольников") мы изучили психологию эмоций и эмоциональные реакции дошкольников. Также мы выявили, каковы эмоции интереса, страха, радости и др. в дошкольном возрасте, обобщили изученный материал и сделали выводы, рассмотрели типичные и нетипичные эмоции в дошкольном возрасте, описали характерные черты дошкольников, установили взаимосвязь между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни, выявили, как образуется эмоциональная сфера и высшие чувства дошкольников.

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в "плену эмоций", потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно - ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Основным результатам нравственного воспитания является формирование нравственного поведения ребенка: во-первых, знаний о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственного эмоционального отношения к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Практический материал данной работы можно использовать при проведении каких-либо мероприятий (как в дошкольном учреждении, так и вне его), учитывать в повседневной дошкольной жизни, а теоретический материал можно использовать при подготовке к семинарам по возрастной психологии, для доклада на научную конференцию.

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. "Союз"; СПб 1997

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. "Союз"; СПб 1997

5. Гербова В.В. Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др.; Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя дет, сада - М Просвещение, 1984

6. Ильин М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 1998. (3)

7. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков; ПОИУУ, 1997

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000

10. Корнилов К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. - М.: Госиздат, 1922. - С.48-55. (1)

11. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - С.100-102. (2)

12. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.

13. 13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М.: Просвещение, 1991.

14. 14. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998

15. 15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. "Роспедагенство"; Москва 1996

16. 16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995

17. 17. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. - Москва: ТОО "ИнтелТех", 1995.

18. 18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение - Владос, 1995. (4)

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты