|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизниОсобенности представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни2 Оглавление
наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.В семейных отношениях обычные законы арифметики трансформируются в высшую математику чувств - неприятность, разделенная на двоих, уменьшается вдвое, радость, разделенная на двоих, увеличивается в 4 раза.Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:репродуктивную-биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;воспитательную - духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;экономическо-материальную - поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;функцию организации досуга - поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.Функции семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет" [14, с.243].Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут "реализоваться" в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье [22, с.394].Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.).Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи ("снисходительная, потворствующая гиперпротекция и "чрезмерная опека");с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства [5, с.117].Таким образом, семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением. Взгляд на супружеские отношения как совмещенную психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предмета общепсихологического исследования. Совокупность вышеизложенных теоретических построений дает основания для того, чтобы рассматривать семью как открытую совмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия.Об особенностях представления старшеклассников о семейной жизни пойдет речь в следующем параграфе.1.2 Особенности представления старшеклассников о семейной жизниИсследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство [34, с.224].Как складываются и от чего зависят брачно-семейные представления?На первой же стадии, когда идет выбор, складывается только интерес, девочкам и мальчикам свойственно менять свою ориентацию, испытывать симпатию сразу к нескольким людям. Вряд ли нужно раньше времени, в школьные годы обосабливаться в пару, добиваться объяснения, уточнять свои отношения. Объяснение требует ответа, а ответ не всегда может быть удовлетворительным. Вот почему так важно не торопиться со словами о любви, в особенности в школьные годы. Все еще может перемениться.На уроке в школе можно привести множество прекрасных высказываний о любви, в которых поэты и прозаики пытались ответить на вопрос, что такое любовь, описать это бесконечно глубокое и сильное чувство, раскрыть и понять сущность его. О любви написаны сотни страниц, но от этого сама любовь не перестала быть загадкой.Любовь действительно остается тайной и откровением для отдельного человека, и каждое поколение вновь и вновь, как и миллионы лет тому назад, будет ставить и решать проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, откликаясь на призывный голос любви.Первая любовь остается в сердце навсегда. Если первая любовь стала единственной, такому человеку можно позавидовать. Он, безусловно, счастлив, счастлив настолько, что готов безоговорочно осуждать другого, если у него не заладилась личная жизнь. Неудачная первая любовь непременно оставит след, рану, вызовет разочарование. Ну а если к тому же над вами надругались, жестоко обидели, вы уже этого никогда не забудете. Скорее всего, вы попытаетесь отплатить, но уже другим, за жестокость и предательство первого чувства.Только нужно помнить, что это опасный путь, в особенности для девушки. Ничто так пагубно не отражается на характере, внешности, здоровье девушки, как беспорядочные связи, безудержные увлечения, случайные контакты.Сегодня все чаще стали говорить об искусстве любви. Искусство любви - это постоянная корректировка своего поведения в связи с развитием отношений мужчины и женщины, которые требуют от партнера большого такта, деликатности, внимания и чуткости [19, с.71].Зависимость создания семьи от любовного чувства понятна каждого старшекласснику.Любовь - семья,семья - здоровье,здоровье - труд,труд - благополучие - эту схему построил десятиклассник. При всей ее наивности и бесхитростности в ней ухвачены основные закономерности в жизни человека и его семьи.Мальчики начинают искать контактов с девочками, начинаются первые заигрывания, иногда даже в виде хулиганских выходок. Время идет, интерес развивается, выходит за пределы класса, и кому-то из мальчиковой группы поручается (идеально, если у него есть сестра, а у той, соответственно, подруги) привести в компанию несколько хороших девушек ("подходящих").Девичьих компаний в подростковом возрасте как таковых почти не существует. Дружат 2-3 подруги, близкие, преданные, но поиск мужской компании, интерес к ней, желание приблизиться и общаться именно с ребятами никогда не оставляют девушек. При этом мальчики своего класса кажутся "малолетками". Девочки-десятиклассницы начинают посещать места, где можно познакомиться с юношами более старшего возраста. Потребность эта естественная, знать о ней взрослым необходимо. Их задача - помочь ребятам сформировать более широкий круг социального общения, кроме школы и семьи. Иначе жизнь все чаще сталкивает нас с парадоксальным явлением: самые скромные, умные, образованные девушки, готовые к браку и способные осуществить воспитание детей на должном уровне, остаются не замужем. И все же молодым (в первом юношеском возрасте) очень важно обеспечить в определенной мере устойчивое для себя положение, прежде всего в своей среде. Здесь они общаются, группируются по симпатиям, получают новую информацию. Цель общения - кроме приятного времяпрепровождения - поиск партнера для общения из числа представителей другого пола. Следовательно, в подростковой среде общение нельзя заменить ничем другим.В выборе пары отражается гармоническое сочетание социальной и природной сущности человека. И чем выше интеллект, тем обязательнее выявление этой гармонии. В выборе происходит объединение идеала и чувства. Социальная определенность идеала оказывается основополагающим условием выбора.Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие - нет. Отношение к человеку в первом приближении в решающей степени зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первому впечатлению никак нельзя [24, с.125].Оно может быть обманчиво. Бывает так, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм, черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая, содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочито демонстрировать свои достоинства.По мере созревания, в ходе социализации, под влиянием взрослых, учителей, родителей, чтения художественной литературы, фильмов и общения со сверстниками юноши и девушки постепенно усваивают определенные эталоны поведения, вырабатывают свой идеал противоположного пола. Все большее значение начинают приобретать внутренние качества человека, а не только внешность. Молодые люди, в особенности девушки, любят поговорить со старшими (разумеется, с теми, кому они абсолютно доверяют) о своем идеале противоположного пола, показывают свои сочинения, стихи и даже дневники с личными переживаниями.Именно в молодости складывается определенный образ противоположного пола, к которому человек стремится в своем выборе.В настоящее время нет недостатка в сложнейших, порой трагических ситуациях личностного характера, когда подростку приходится совершать моральный выбор. Отец и мать, школа и общественность прилагают немало усилий, чтобы помочь молодому человеку сделать тот единственный выбор линии поведения, который возвышал бы его, оправдывал бы его поступки. Одной из разновидностей морального выбора является выбор супруга (супруги). Рано или поздно всем приходится делать этот выбор.Подготовка к браку - это и забота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека.Основная сфера контактов молодых людей - это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку [35, с.100].Большую роль в межличностных отношениях старшеклассников играет эрудиция, общий интеллектуальный уровень человека. Доминирующие направления личностного выбора находятся в прямой зависимости от общих ценностных ориентации.На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать. На вопрос анкеты: "Хотели бы вы в своих семейных отношениях повторить опыт своих родителей?" - большинство отвечают отрицательно. Это вовсе не значит, что большинство молодых людей - выходцы из неблагополучных семей. Скорее это свидетельствует о возрастном максимализме и великой силе преобразования, заложенной в молодежной среде, с ее страстным стремлением к усовершенствованию, красоте отношений между мужчиной и женщиной, пересмотру установок прошлого [26, с.165].В настоящее время наблюдаются возрастающие требования к своему партнеру в браке. Любопытно, что у девушек эти требования более высокие, чем у юношей. Из анкетного опроса выясняется, что муж в идеальном представлении современной девушки должен быть, прежде всего, интересным человеком, тонким, душевным, немного романтичным. Он также должен обладать чувством собственного достоинства и чувством юмора, быть честным, умным, обаятельным, умеющим понимать жену, помогать ей как на работе, так и дома, быть справедливым, отзывчивым; он не должен пить, курить, ревновать, и, конечно, он должен обязательно любить жену и детей [11, с.273].Юноши видят в идеале свою избранницу, обладающую следующими качествами: нежностью, чуткостью, жизнерадостностью, добротой, живостью, пониманием, эрудицией, спортивностью. Вот наиболее общие, повторяющиеся ответы современных юношей относительно желаемых качеств своей подруги жизни.На формирование идеала огромную роль оказывает общая культура.Большое значение в процессе формирования межличностных отношений нового типа имеет система воспитания и образования. Но при этом нельзя недооценивать волевой компонент, усилия самой личности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физических усилий для становления своих способностей, реализации себя в социальной практике.Таким образом, особенности представления старшеклассников о семейной жизни состоят в том, что семья все больше для них становится в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Но представления молодежи о семье вариативны и соответствуют нескольким основным моделям семейной жизни, рассматриваемым в современной психологической науке: "традиционной", "детоцентрической", "супружеской", "социоцентрической" и "встречающейся". Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом, является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье. Общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи.В следующем параграфе мы рассмотрим различные представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.1.3 Различные представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизниВыбор модели будущей семьи и частота обсуждения отдельных сфер семейной жизни связаны с принадлежностью респондентов к определенной группе (возрастной, половой, социальной). Установлено, например, что:с возрастом и увеличением самостоятельности представления молодежи о семье становятся более содержательными и структурированными за счет количества задействованных характеристик семьи и обсуждаемых сфер семейной жизни;девушки больше, чем юноши осведомлены в вопросах семьи и брака, а их интересы чаще связаны не с психологическими (как у юношей), а с социальными аспектами семейной жизни [27, с.53].Старшеклассники больше других представляют и обсуждают в качестве модели своей будущей семейной жизни "традиционную" семью. В характеристиках, которые они дают этой модели, задействовано не более трех сфер семейной жизни: "любовь", "родительство", "супружеские отношения" (тогда как студенты оперируют в данном случае не менее чем восемью сферами). Другие модели семьи вообще редко выбираются ими. Половые различия в этой группе респондентов заключаются в том, что девушки больше осведомлены и заинтересованы темами семьи и брака, а юноши представляют создание своей собственной семьи как отдаленную перспективу [35, с.96].Но существуют различные представления о семейной жизни среди городских и сельских старшеклассников.У сельских старшеклассников существует определенное представление о будущей семье. Так, большинство школьников планируют создать свою семью в возрасте от 20 до 25 лет (70% девушек и 50% юношей). Наиболее важные качества будущих супругов для учащихся - "любящий", "заботливый", "внимательный"; отношения в будущей семье должны быть "полными любви и взаимопонимания, взаимоуважения"; в семье также обязательно наличие детей. Вместе с тем отмечается то, что супруг (а) должен быть непьющий, некурящий, а в семье чтобы не было ссор, измен. Остальные учащиеся сомневаются либо хотят в корне иных отношений. Можно сказать, что старшеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современных условиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья не является показательным образом семейной жизни, особенно это характерно для учащихся из неполных семей [29, с.1-3].Большинство городских старшеклассников хочет иметь только одного ребенка в своей будущей семье. Интересно отметить, что при сравнении с результатами опроса, проведенного 3 года назад, наблюдается увеличение числа таких респондентов. При анализе установок на желание иметь многодетную семью сельских старшеклассников оказалось в пять раз больше чем городских.Очень завышена самооценка городских старшеклассников о возможности выполнять экономическую функцию семьи при том, что само их участие в ведении семейного хозяйства в городских семьях сокращается.Большинство сельских старшеклассников считают, что брак по любви наиболее счастливый, хотя для себя далеко не все главным мотивом заключения счастливого брака считают любовь, т.е. налицо сознательное или бессознательное программирование частью школьников такого брака, который, с точки зрения их же представлений о семейном счастье, счастливым не будет.Сельские старшеклассники считают обязательными в семейной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, любовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1%) [27, с.55].Городскими старшеклассниками меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требования обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспечивают и его "лучшее качество", побуждая действовать в избранном направлении.Сельскими старшеклассниками предъявляют к браку по сравнению с городскими более жесткие требования. Они считают обязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, 91,7% - взаимную любовь и поддержку и более чем городские старшеклассники, требуют справедливого распределения обязанностей между супругами (75%). Городские старшеклассники по сравнению с сельскими старшеклассниками весьма снисходительны в своих требованиях к семейной жизни. Чаще всего (75%) они считают необходимым взаимопонимание, реже всего (41,7%) - справедливое распределение обязанностей. Четверть из них считают последнее условие желательным, а еще одна четверть - совсем не обязательным. Создается впечатление, что городские старшеклассники стремятся больше получать от супруга, чем отдавать. Они не созрели для семейной жизни, их энергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и в общественной деятельности они не преуспели, и представления о семейных ценностях у них довольно туманны. Из-за недооценки семейных ценностей почти в каждой второй городской семье происходят частые ссоры. Из-за распределения семейных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвертой сельской семье [25, с.338].У сельских старшеклассников основную их часть составляют ценности "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "счастливая семейная жизнь", которые связаны попарно положительной связью.Основными чертами традиционной модели семьи, выявленными сельскими старшеклассниками, определяющих целостный образ феномена, являются "брак", "родительство", "муж-кормилец", "родственные связи", "друзья"; детоцентрической семьи "любовь к детям", "жена-домохозяйка", "домашние животные", "юмор, смех", "счастливый ребенок", "самопожертвование" [25, с.339].Модель семьи в представлениях городских старшеклассников характеризуется "брачным контрактом", "карьерой супругов", "элитным обучением детей", "материальным благополучием", "интересными и важными знакомствами", "яркостью, новомодностью" и "динамичностью", "компетентностью", "здоровым образом жизни". Семейной жизни городскими старшеклассниками даются такие характеристики, как "беззаботность", "взаимопонимание", "любовь", "домашний очаг", "дружба, теплота, сопереживание", "демократичность", а встречающейся - "автономность", "ребенок", "секс", "доверие", "оригинальность" [8, с.25].Ряд наиболее часто обсуждаемых городскими старшеклассниками сфер семейной жизни: супружеское общение, секс, финансы, родительство, автономность, распределение.Городские старшеклассники также считают, что замужество и рождение детей не должно мешать профессиональной карьере женщины, что мужчины и женщины должны пользоваться одинаковой свободой действий, в том числе и сексуальной свободой.Напротив, большинство сельских старшеклассников придерживаются в целом более традиционных взглядов на распределение ролей между мужчиной и женщиной. Сельские старшеклассники менее терпимо, чем большинство городских старшеклассников, относятся к рождению внебрачных детей, считают более предпочтительными семьи с двумя и более детьми и неработающей матерью, больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.Свидетельством инфантильности городских старшеклассников является крайне низкая оценка ими такого фактора успешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами, отличающего современную модель брака от традиционной, в которой роли мужа и жены закреплены обычаем и не подлежат обсуждению. Однако традиционность представлений о браке вовсе не означает совпадения их взглядов на обязанности мужа и жены, а говорит лишь о их неготовности обсуждать эти обязанности и искать компромиссы.Представления старшеклассников о семейной жизни в целом стихийно согласуются с научно-психологическими знаниями, но в них нет достаточной взаимосвязи и соотнесенности между сферами семейной жизни и разными моделями семьи. Таким образом, достаточно облегченное представление о браке и у городских, и у сельских старшеклассников тесно связано с упрощенным идеалом мужа/жены, и наоборот, более сложный идеал супруга имеют в своем сознании понимающие трудности и ответственность семейно-брачных отношений. Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.Глава 2. Экспериментальное исследование представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни2.1 Изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизниДля изучения представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево.Эксперимент проводился в кабинетах школьных психологов при их участии. Цель исследования: проанализировать представления старшеклассников о семейной жизни.1 этап - изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни;2 этап - анализ результатов проведенных методик;3 этап - выявление значимых различий в особенностях представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.В эксперименте мы использовали опросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложено написать сочинение на тему "Моя будущая семья".Результаты диагностики см. приложение 2.Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты.В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены "родные и близкие", "здоровье", "друзья.Школьникам было предложено дополнить фразу: "Любовь - это: …". Было замечено, что наиболее часто встречающиеся ответы были следующие: "Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию", "Радость для двоих и необходимость быть вместе". Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, "встреча двух сердец и слияние двух тел".Девочки четко представляют цепочку: любовь - родители и дети - родители - совместная жизнь - доверие - поддержка - уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причем если у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиков снижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все более идентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальный образ семьи, ищут внесемейной социализации.Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому, в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви.При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48% респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35% соответственно); 35% опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что "интимная близость определяется силой чувств", а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки.Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления сельских старшеклассников о любви и браке отличаются от взглядов городских старшеклассников. Так, 71% респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35% допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения.Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение.При ответе на вопрос: "Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?" 62% опрошенных выбрали вариант ответа "не играет никакой роли" и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16% респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей.Нами были разработаны 6 вопросов о представлениях сельских и городских старшеклассников о семейной жизни.Вопрос № 1 Целью первого вопроса было выяснение нужны ли представления о семейной жизни к началу создания семьи.Обе группы старшеклассников говорят о нужности представлений о семейной жизни к началу создания семьи.Вопрос №2Целью второго вопроса являлось выяснение того, что же повлияло на формирование такой супружеской роли, как "муж".По результатам анкетирования сельских старшеклассников в возрасте 44% считают, что на их формирование понятий о семейных ролях повлияла семья. Также 44% юношей считают, что телевидение.12% юношей считают, что художественные книги. Девушки подавляющее большинство 68% считают, что на формирование их представлений о семейной жизни оказала воздействие семья.28% ответили телевидение, а 4% - художественные книги.По результатам опроса городских старшеклассников выяснилось, что по мнению юношей на формирование представлений о семейной жизни оказало воздействие семья - 48%; друзья - 32%; телевидение - 16%; художественные книги - 4%;По мнению девушек на формирование представлений о семейной жизни в большей степени оказала воздействие семья - 52%; друзья - 24%; телевидение - 16%; книги - 8%;Важно отметить, что сельские старшеклассники в ответе на первый вопрос ни разу не указали такую категорию, как друзья, а городские старшеклассники не только указали ее, но поставили ее на второе место после семьи. Это говорит о том, что городские старшеклассники недооценивают себя, но переоценивают друзей в формировании представлений о семейной жизни.Важно отметить, что как и сельские старшеклассники, так и городские старшеклассники указали такой фактор формирования их представлений о семейной жизни, как телевидение, что может говорить о том, что в современном обществе на формирование различных понятий людей в большой степени влияют средства массовой информации.Вопрос №3Целью третьего вопроса являлось выяснение того, что же повлияло на формирование такой семейной роли, как "жена".По результатам анкетирования сельских старшеклассников 68% считают, что на их формирование понятий о семейной жизни повлияла семья. Также 20% юношей считают, что телевидение.12% юношей считают, что художественное кино. Девушки подавляющее большинство 89% считают, что на формирование их представлений о семейной жизни оказала воздействие семья. 20% ответили телевидение.По результатам опроса городских старшеклассников выяснилось, что по мнению юношей на формирование представлений о семейной жизни оказало воздействие семья - 32%; друзья - 32%; телевидение - 24%; художественные книги - 12%;По мнению девушек на формирование представлений о семейной жизни в большей степени оказала воздействие семья - 56%; друзья - 24%; телевидение - 20%.Сравнивая полученные результаты можно сделать выводы, что в ответе на второй вопрос как сельские старшеклассники, так и городские старшеклассники на первое место поставили такой фактор как семья. Как юноши, так и девушки на второе место поставили телевидение в формирование такого понятия, как "жена". Важно отметить, что роли мужа и жены освещены на телевидении одинаково. Но роль жены телевидение освещает по-другому в отличие от роли мужа. Если описывают мужчину, то он обладает качествами, как и мужчины, так и мужа в комплексе. А если описывают женщину, то описывают отдельно женщину с присущими ей качествами и отдельно жену, то есть разделяют эти два понятия. Эта проблема требует дальнейшего изучения.Но важно отметить, что юноши указали такую категорию, как кино, а девушки нет. Это может говорить о том, что юноши в современном обществе более интересуются художественными фильмами, берут пример с их главных героев.У городских старшеклассников большой процент, как у девушек, так и у юношей стоит категория друзья. Но важно отметить, что юноши в формировании этого понятия указывают книги, а девушки нет. Это говорит том, что городские старшеклассники недооценивают свою роль, но переоценивают роль друзей. Тем самым считая, что они присваивают представления о многих понятиях у своих сверстников.Вопрос № 4 Целью четвертого вопроса было выяснение кто такой муж, по мнению старшеклассников.
Вопрос № 5 Целью четвертого вопроса было выяснение, кто такая жена, по мнению старшеклассников.
Старшеклассники формально подходят к описанию таких семейных ролей, как муж и жена. Дают не реальные представления о семейных ролях, а выдают желаемое за действительное. Когда так формально и стереотипизированно отвечают сельские старшеклассники этот феномен можно объяснить неосведомленностью о семейных отношениях. Но если, такую характеристику семейным ролям дают городские старшеклассники, то можно задуматься о глубоком исследовании этой проблемы и разработке программы для правильного и четкого формулирования представлений о семейной жизни старшеклассников. Вопрос № 6 Целью четвертого вопроса было выяснение, для чего нужны представления о семейных ролях к началу созданию семьи. Сельские старшеклассники:
Городские старшеклассники:
В интерпретации четвертого вопроса мы использовали метод контент - анализа (процесс выделения единиц из полученной информации). После их выделения мы воспользовались методом ранговой корреляции Спирмена. Мы посмотрели, есть ли существенная разница между ответами юношей и девушек в 6 вопросе. Результат оказался статистически не значимым. (связь отрицательная - отсутствие связи - P= - 0,77, то есть меньше 0,05. Значит можно предположить, что сельские старшеклассники дают разные понятия о функциях семейных представлений. Важно отметить, что девушки в большей степени считают, что знания о семейных ролях нужны для преодоления кризиса в семье, то есть для преодоления трудностей и препятствий - 40%. А юноши - 24% считают, что такие знания нужны для профилактики разводов; для осознания своих новых обязанностей - 24%. Городские старшеклассники в большинстве своем считают, что такие представления нужны для осознания своих новых обязанностей (юноши - 24%; девушки - 32%) и для адаптации в своей новой роли (юноши-20%; девушки - 32%). То есть они считают, что при образовании новой семьи молодые супруги должны осознавать в полной мере свой новый статус в обществе, должны привыкнуть к своей новой роли и положению. Результат является статистически значимым, связь умеренная. P= 0, 52. Можно предположить, что городские старшеклассники имеют одну точку зрения на понятия о функциях семейных представлений. Опираясь на данные нашего исследования можно сформулировать функции семейных представлений: Для сельских старшеклассников: Профилактика разводов Развитие ответственности у молодых супругов Осознание своего нового положения Для городских старшеклассников: Представления помогают адаптироваться в новой роли Сознание своих новых обязанностей Преодоление кризисов в семье В ходе исследования в форме свободного сочинения на тему "Моя будущая семья" высказывались о том, как они представляют себе свою будущую семью. Были получены следующие результаты относительно типа установки на будущую семейную жизнь:
Каждому из типов установки соответствовали предложения утверждения типа: реальная - "Отношения в моей семье будут зависеть от... (перечисление конкретных условий)"; идеализированная - "В моей семье никогда не будет конфликтов, ссор, непонимания и т.п. ".; осторожная - "Семья - это большая ответственность"; неопределенная - "Я не задумывалась (ся), что обозначает для меня будущая семейная жизнь". Выявлено, что не только неопределенный тип установки, который характеризуется отсутствием конкретных представлений о будущей семейной жизни и желания серьезно задуматься над ней, но и реальный, и идеализированный типы, несмотря на их меньшее процентное соотношение, также требуют особого внимания при организации работы по формированию ценностного отношения к семье. В рамках исследовательских задач был проведен тест незаконченных предложений, позволивший получить большой пласт информации, отражающий значимость семьи как социального института в системе социально-психологических ценностей старшеклассников, а также показать их представления о реально существующих семьях и будущем супружестве. Исследование показало, что для 40% испытуемых семья - это главная ценность жизни; это то место, где человек может почувствовать себя эмоционально защищенным, где ему окажут поддержку, проявят заботу и уважение. В то же время 60% современных старшеклассников считают, что получение престижного образования и профессиональная карьера важнее, чем создание семьи. Более того, 50% из 60 уверены в том, что семья - это скучное и обременительное явление, а брак - это союз, ограничивающий свободу человека. Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы: Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке. Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. 2.2 Анализ результатов исследования представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизниДанные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показателю присваивался ранг 1. По показателю “представления школьников о семейной жизни" ранг 1 присваивался наименьшему индивидуальному результату, т.е. тому значению коэффициента, определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровень сформированности представления о семейной жизни.Для того, чтобы установить взаимосвязь между сельскими/городскими старшеклассниками и представлениями о семейной жизни, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле Rs=1- ( (6*S NDi2) / (N* (N2-1)))где Rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;Di - разность рангов сравниваемых объектов;N - число сравниваемых объектов.Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от -1 до +1.Результаты исследования показали, что у городских старшеклассников корреляция выражена в 0,48, вместе с тем, так как она меньше 0,6 - она не может быть признана достоверной.В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы представления о семейной жизни составляет 0,78, это позволяет констатировать, что между этими показателями есть корреляция.Рассмотрим зависимость между представлением о семейной жизни и проживанием старшеклассников. Исходные данные представлены в таблице 1.Таблица 1. Исходные данные
Ранжируем исходные данные Таблица 2. Расчёты
Вычисляем коэффициент корреляции рангов Спирмэна по формуле: В нашем случае имеем . Тогда, . Таким образом, между представлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассников имеется обратная, весьма существенная, связь. Табличные значения коэффициента корреляции рангов Спирмэна при уровне значимости , числе наблюдений и числе степеней свободы , есть: , при уровне значимости и числе наблюдений и числе степеней свободы , есть: , Так как, расчётное значение коэффициента корреляции рангов Спирмэна равно и, следовательно, , то можно заключить, что сделанный нами вывод о существовании обратной и весьма существенной связи между представлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассников гарантирован с доверительной вероятностью больше 0,98 , но меньшей 0,99 . То есть, получили статистически значимый результат. Можно утверждать, что сельские старшеклассники имеют более качественные представления о семейной жизни. Исследование показало, что ценность семейной жизни наиболее высока у сельских школьников, тогда как городские старшеклассники не считают семейное счастье главной жизненной ценностью. Также стремление создать крепкую семью более характерно для сельских старшеклассников, чем для городских школьников. Счастливая семейная жизнь представляется как городским, так и сельским старшеклассникам условием его личностного развития, самореализации и душевного благополучия. Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия. Одной из форм реализации программы является проведение "Дня семьи", который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви). Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне. ЗаключениеЦенностное отношение к семье у старших школьников представляет собой систему представлений о том, что:семья создает возможности для личностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазона социальных ролей и функций;семья - это личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;в семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и межличностных отношений;в семье могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;в семье реализуется потребность в продолжении рода и эстафировании семейных традиций и норм;семья - это наиболее оптимальное место для удовлетворения личных потребностей и интересов.В результате нашего исследования нами было рассмотрено понятие "семья" в психолого-педагогической литературе, определены особенности представления о семейной жизни у старшеклассников, выявлены различия о представлении городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.Для изучения различий представления о семейной жизни среди двух групп старшеклассников нами было проведено экспериментальное исследование, на первом этапе которого мы продиагностировали представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни. Результаты диагностики показали, что сельские старшеклассники имеют более правильные представления о семейной жизни, чем городские старшеклассники, у которых представления о будущей семейной жизни могут иметь как рациональное происхождение, связанное с аналитико-синтетическим осмыслением своего будущего, так и эмоционально - образное, когда молодые люди не в достаточной мере сознательно идентифицируют себя как субъекта будущих семейных отношений.По результатам исследования выявлено, что различия представлений городских и сельских старшеклассников о семейной жизни обусловлены мотивацией целеполагания. В то время как городские старшеклассники более направлены на себя и предпочитают добрачное партнерство, сельские старшеклассники ориентированы на оценку и поиск реального партнера по браку и на создание собственной семьи.Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.Библиография1. ???????????-????????, ?.?. ????????? ????? [?????] / ?.?. ???????????-????????. - ?.: ?????, 1991. - 299?. 2. ??????, ?.?. ???????? ??????????. ?????????? ????? ? ??????? [?????] / ?.?. ??????. - ?.: ????????? ? ?????, 1993. - 608 ?. 3. ?????????? ??????? ????? ? ??????????. - ???????, 1983. - 245 ?. 4. ???????, ?.?. ??????????????? ????? [?????] / ?.?. ???????. - ?.: ?????. ?????-?, 2005. - 368?. 5. ???????, ?.?. ?????????? ?????. ??????? ??????? [?????] /?.?. ???????, ?.?. ??????. - ?.: ?????, 2006. - 237 ?. 6. ???????, ?.?. ?????? ????? ? ?????? XXI ???? [?????] /?.?. ???????, ?.?. ???????. - ?.: ???????????, 2005. - 167 ?. 7. ????????, ?.?., ???????? ?.?. ???? ???????? ???????? ? ???????? ? ?????????????? ??????? ?????????? ? ????? [?????] /?.?. ????????, ?.?. ???????? // ??????????? ???????????? ????????????. - ? 1. - 2006. 8. ????????, ?.?., ???????? ?.?. ? ???? ????????? ???????? ??????????? ???????? ????????????? ??? ???????????? ????????????? ? ????? [?????] / ?.?. ????????, ?.?. ???????? // ???????????? ??????? ??????. - 2006. - ? 3. - ?.23-28. 9. ????????, ?.?. ???? ???????? ???????? ? ???????? ? ?????????????? ??????? ?????????? ? ????? [?????] /?.?. ????????, ?.?. ???????? // ??????????? ???????????? ????????????. - 2006. - ?1. - ?.276-278. 10. ????????, ?.?. ????? ? ??????? ????????? ????????? 16-17 ?????? ??????????, ??????????? ? ?????????? [?????] /?.?. ????????, ?.?. ???????? // ?????????????? ?????. - 2006. - ?1. - ?.128-134. 11. ????????, ?.?. ??????????????? ????????? ???????????? ?????????? ??????? ?????????? ? ???????? ????? [?????] /?.?. ????????, ?.?. ???????? // ??????????? ???????????? ????????????. - 2006. - ?1. - ?.273-275,149. 12. ???????, ?.?. ????????? ????????? ?????????? ? ?????, ??????????? ?????????? ? ????? [?????] / ?.?. ???????, ?. ?????. - ?.: ???????????, 1995. - 435 ?. 13. ?????, ?.?. XXI ??? ? ????????? ??????????? ????????? ? ?????? [?????] /?.?. ?????. - ???.: ?????, 2006. - 239 ?. 14. ?????, ?.?. ????? ? ????: ????????-??????????????? ?????? [?????] / ?.?. ?????. - ???.: ?????, 2008. - 256 ?. 15. ??????? ? ??????????. ?????????? ???????? ?????????. / ??? ???.?.?. ??????????. - ?.: ??????????, 1979. - 320?. 16. ?????????, ?.?. ???????????? ??????????? ????????? ? ????? ? ??????? ?????????? [?????] /?.?. ?????????. - ??????-??-????, 1999. - 203?. 17. ?????????, ?.?. ? ????????? ??????????????? ???????? ?????????? ???????? ? ???????? ????? [?????] / ?.?. ????????? // ?????????-?????????????? ???????? ?????????? ????? ? ????? ? ?????????? ???????? ? ???????? ?????. - 1980. - ?.3-23. 18. ??????????, ?.?. ???????? ? ??????????? ???? [?????] /?.?. ??????????. - ???.: ?????, 2009. - 120 ?. 19. ?????, ?.?. ???????? ? ??????????? ????????? ? ?????????? [?????] / ?.?. ????? // ??????? ?????????. - 1987. - ?2. - ?.71-76. 20. ??????????, ?.?. ?????????? ???????? ????????? ? ???????? ???????????????? [?????] / ?.?. ??????????. - ?.: ???????????, 2005. - 320?. 21. ???????, ?.?. ?????????? ???????????????? ? ???????? ????? [?????] / ?.?. ???????. - ?.: ???????????, 1991. - 442 ?. 22. ????????, ?.?. ????????? ???????????? ??????????? ???????? ????? [?????] / ?.?. ???????? // ??????????? ????????? ????????????? ? PDF ?????????? ??????????????? ???????????? ? ?????????? ? ?????????????? ??????????. - ???????: ????, 2007. -?.394-398. 23. ????????, ?.?. ????????????? ? ???????? ???????????????? ???? ??? ?????? ?????? ???????? ?? ????? [?????] / ?.?. ???????? // ?????????? XXI ????????. - ?????????: ????, 2007. - ?.2. -?.168-170. 24. ????????, ?.?. ???????? ???????? ?????? ???????? ?? ????? [?????] / ?.?. ???????? // ????????? - ??????????????? ???????? ??????????? ?????. - ?.2. -???????: ??? ????, 2007. -?.123-129. 25. ????????, ?.?. ???????? ???????? ??????? ????? ? ????????? [?????] / ?.?. ???????? // ??????????????? ????????????? ???????????? ????????: ?????????? ??????? ? ????????????? ?????????? ???????? ???????? ? ???????? ?????????? ????????????????. - ????????: ??? ??. ?.?. ?????????, 2007. -?.338-340. 26. ????????, ?.?. ???????, ???????? ?? ??????? ????????? ???????? [?????] / ?.?. ???????? // ?????? ????? ? ??????? ??????????????? ? ???????????????????? ????? ? ????????. -??????: "????? ??????", 2007. - ?.165. 27. ????????, ?.?., ????????, ?.?. ???????????? ???????? ????????????? ? ???????? ?? ????? (???????????? ??????) [?????] /?.?. ????????, ?.?. ???????? // ????????? - ??????????????? ???????? ??????????? ?????. ?.2. - ???????: ??? ????, 2007. -?.51-56. 28. ??????????, ?.?. ???????? ? ?????????? [?????] /?.?. ??????????. - ??????-?? - ????: "??????", 1996. - 509?. 29. ????????????? ? ????? ? ?????? ??????? ???????????????? ? ?????????. // ?????? ???????? ? ??????????? "?????????? ? ????????" - ???????, ??????? 2001. - 3 ?. 30. ????????????? ??????????? ???????? ? ?????. // ???????. ????????????? ?????????-?????????????? ??????. - ? 4. - 2001. - 12 ?. 31. ?????????? ???????? ????????? ? ???????? ????????? ????????????????: ????. ??????? ??? ????. ????. ????. ????????? / ?.?. ??????????, ?.?. ????????, ?.?. ???????? ? ??.; ??? ???.?.?. ????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2002. - 192 ?. 32. ??????????. ??????? / ??? ???. ?.?. ???????????, ?.?. ???????????. - ?.: ??????????, 1990. - 494?. 33. ??????????? ????? ??????? ??????????. (???????? ? ??????????). // ???????? ?????????? ? ???????? ???????. ?????????????? ??????-???????????? ??????. - ? 4. - 1999. - 19 ?. 34. ??????????? ?????? ???????-??????? ????????? // ???????? ???????? XXI ????. - ?????: ??????? ??????????????? ?????????????? ????????, 1992. - ?.224. 35. ???????, ?.?. ?????????? ???????? ? ???????? ????? ? ???????? ?????????? ?????????? ????? [?????] / ?.?. ???????. - ?????: ??????? ??????????????? ?????????????? ???????????, 2008. - 122 ?. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |