|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности развития самооценки у заикающихся детей младшего школьного возрастаОсобенности развития самооценки у заикающихся детей младшего школьного возраста1 1. Введение 1.1 Цель курса - Формировать у студентов знания о теоретических подходах к изучению задержки психического развития. - Развивать у студентов способность распознать задержку психического развития и отличать ее от других нарушений в развитии ребенка. 1.2 Требования к уровню усвоения курса В результате изучения курса студенты обязаны знать: основные особенности детей с ЗПР; виды ЗПР и причины возникновения задержки в развитии; способы организации диагностических процедур ЗПР; основные виды научения детей с ЗПР. уметь: проводить психолого-педагогическую диагностику ЗПР; производить диагностику готовности детей с ЗПР к школе; * составлять индивидуальные программы развития познавательной деятельности; * корректировать психические процессы и речевые нарушения у детей с ЗПР; * организовывать взаимодействие психолога (дефектолога, логопеда) с другими специалистами образовательного учреждения, понимать: роль психолога (дефектолога, логопеда) в гуманизации и индивидуализации образовательного процесса и социальной адаптации детей. 1.3 Место и связь данного курса с другими учебными дисциплинами Изучение данного курса строится на основе знаний общей психологии, педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики, возрастной анатомии и физиологии. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1.
Объем и содержание самостоятельной работы студентов Таблица 2.
3. Содержание курса 3.1 Темы и содержание лекций 3.1.1 История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии Характеристика основных методов развития. Гуманистическая направленность работ Э.Сегена, П.П.Трошина. Исследования особенностей психического развития с позиций ассоциативной психологии М.Монтессори. Концепция сензитивных (?) периодов развития у ребенка. Концепция детерминации (?) психического развития аномального ребенка Л.С.Выготского (?). Две группы симптомов в аномальном развитии их сущности (?). Исследования А.Адлера, их роль в развитии методов психокоррекции. Клиентцентрированный подход К.Роджера и его содержание. 3.1.2 Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с проблемным развитием Определение психологической коррекции. Принципы психологической коррекции. Классификация видов психологической коррекции. Теоретические модели психологической коррекции. 3.1.3 Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни, детей раннего возраста. Особенности их развития. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста. 3.1.4 Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с задержкой психического развития Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития, ее содержание. Структура деятельности коррекционных дошкольных групп. 3.1.5 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях, условия их организации. Цели, задачи, сопровождение детей с отклонениями в развитии. Организационная форма деятельности психолого-медико-педагогические комиссий и консультаций, содержание их деятельности. 3.1.6. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии. Сущность и содержание метода, педагогического изучения детей ЗПР (беседа с ребенком, с родителями, с воспитателями, анализ работ, обследование, педагогическое наблюдение). Содержание экспериментально-психологических методик по изучению детей с нарушениями развития. 3.1.7 Диагностическая программа выявления отклонений в развитии дошкольников Характеристика программы. Содержание этапов реализации диагностической программы выявления отклонений в развитии у детей. 3.2 Содержание практических занятий 3.2.1. Современные представления об отклонениях в развитии у детей Концепция аномального развития Л.С.Выготского, ее сущность. Основные этапы развития психических функций. Ведущие положения об общности законов нормального и аномального развития. Задание 1. Определите сущностные характеристики в концепции Л.С.Выготского. Задание 2. Составьте структурно-логическую схему знаний данной темы, используя материалы теоретического научного обзора «Современные представления об отклонении развития у детей» (см. Учебно-методические рекомендации лекционным, практическим занятиям). 3.2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни и раннего возраста Особенности развития детей первого года жизни (?) и раннего возраста, ведущие направления психолого-педагогического изучения детей первого года жизни, их содержание. Психодиагностическое исследование психического развития, его ведущие направления. Задание 1. Раскройте содержание коррекционной работы, ее основные этапы с детьми раннего возраста соотнося их с периодами обучения. Задание 2. Разработайте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни. 3.2.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития Особенности развития психических процессов внимания, памяти, мышления, речи у детей с задержкой психического развития. Психологическое обследование дошкольников, требования к отбору методик для диагностического обследования детей. Задание 1.Составить рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста с задержкой психического развития. Задание 2. Подобрать методики по изучению эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. 3.2.4 Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Принципы работы ПМПк и ПМПК. Цели, задачи ПМПК. Требования к оформлению документации на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию). Задание 1. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК. Задание 2. Дайте характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования ПМПК. 3.2.5 Диагностическая программа выявления отклонений в развитии у дошкольников Характеристика диагностической программы, система заданий для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста, их содержание. Задание студентам во время посещения групп ЗПР в ДОУ №12. 1. С помощью диагностического комплекса провести психологическое обследование ребенка из группы ЗПР. 2. Наблюдая за процессом и результатами выполнения ребенком заданий, осуществите их качественный анализ. 3. Написать психологическое заключение. 3.2.6 Психологическое консультирование семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Основные направления психологического консультирования членов семьи, имеющей детей ЗПР. Направления консультирования. Модели консультативно-психологической помощи семье. Задание. Подготовить конспект статьи Е.Н.Васильевой «Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье». //Васильева Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н.Новгород, 1993, с. 98-108. 4 Содержание самостоятельной работы студентов Выполнение самостоятельной работы обеспечивается работой студентов над заданиями при подготовке к практическим занятиям (задания см. в содержании практических занятий). 4.1 Темы контрольных работ студентов ЗУО 1. Типы задержки психического развития и причины возникновения. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Методы воспитания адекватной самооценки у детей с ЗПР. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР 3-4-летнего возраста. Сравнительная характеристика ребенка с ЗПР 3-4-летнего возраста с умственно отсталым и нормально развивающимся ребенком. 5. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР 5-7-летнего возраста. Сравнительная характеристика ребенка с ЗПР 5-7-летнего возраста с умственно отсталым и нормально развивающим ся ребенком. 6.Методика диагностики ЗПР у детей 5-го года жизни. Изготовить диагностический материал. 7. Методика диагностики ЗПР у детей 6-го года жизни. Изготовить диагностический материал. 8. Методика диагностики ЗПР у детей 7-го года жизни. Изготовить диагностический материал. 9.Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на ЗПР 5-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития на 1 ребенка 5-го года жизни. 10. Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на ЗПР 6-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития на 1 ребенка 6-го года жизни. 11.Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на : ЗПР 7-го года жизни. Составить индивидуальную программу развития па 1ребенка 7-го года жизни. 12.Коррекция восприятия у детей с 3ПP, Изготовить наглядный материал. 13.Коррекция памяти у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал. 14.Коррекция внимания у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал. 15.Коррекция мышления у детей с ЗПР. Изготовить наглядный материал. 16.Специальные методы коррекционно-развивающего обучения (КРО). 17.Виды речевых нарушений и особенности их проявлений у детей с ЗПР. 18.Диагностика речевых нарушений у детей с ЗПР. Оформить «Речевую карту» на 1 ребенка с ЗПР (указать возраст). 19.Способы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР. Нетрадиционные методики. 20.Нарушения письма и чтения у детей с ЗПР, меры по предупреждению развития дисграфии и дислексии. Изготовить демонстрационный материал. 21. Педагог- дефектолог (логопед) как организатор коррекционно-развивающего воздействия специалистов образовательного учреждения на детей с взаимодействие в работе учителя-дефектолога (логопеда) с воспитателем, сальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником. 4.2 Текущий контроль С целью осуществления текущего контроля за усвоением студентами маша данного курса предусматривается выполнение следующих видов учебной деятельности, 1.Представление конспектов статей журнала «Дефектология» в соответствии с темами лекций и практических занятий. 2. Изготовление и защита дидактических игр и пособий, конспектов занятий по коррекции нарушений в развитии детей с ЗПР дошкольного возраста. 3. Состаапение и защита индивидуальных программ развития ребенка. 4.Проведение бесед по основным понятиям данной дисциплины. 5.Проведение анализа детских работ и конспектов занятий. 6.Изучение основных документов по социально-правовой защите детей с отклонениями в развитии. 4.3. Тестовое задание 1.В каком году началась опытно-экспериментальная работа в институте коррекционнои педагогики РАО (НИИ дефектологии АПН СССР) по изучению категории детей с ЗПР, наработке научно-методического обеспечения процесса коррекционно-развивающего обучения и открытия школ и дошкольных учреждений для данной категории детей? 1972 1981 1990 2002 2.Какое состояние не относится к ЗПР? ЗПР церебрально-органического генеза ЗПР с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы и нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ЗПР соматического генеза ЗПР психогенного происхождения ЗПР конституционального характера *ЗПР сопровождающаяся социально-педагогической запущенностью 3. Что входит в структуру речевого дефекта ребенка с 3ПP? *нарушения звукопроизношения и звукоразличения отсутствие нарушений звукопроизношения и звукоразличения нарушения лексико-грамматического строя речи отсутствие нарушений лексико-грамматического строя речи 4.Какими синдромами не сопровождается ЗПР? гиперактивность гипервозбудимость * импульсивность * невнимательность гиперзаторможенность 5. Какая из сторон личностно-социального развития страдает наименее при ЗПР - мотивация - самооценка - произвольно-волевая регуляция - нравственное развитие 6.Какие занятия проводит с детьми с ЗПР дефектолог, а какие - воспитатель? (поставить букву Д - дефектолог или В - воспитатель или по необходимости В и Д) ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный ознакомление с художественной литературой музыкальное занятие развитие звуковой культуры речи подготовка к обучению грамоте физкультурное занятие развитие элементарных математических представлений изобразительная деятельность обучение сюжетно-ролевой игре 7.Кто проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия (поставить букву И - индивидуальные, Ф - фронтальные или П - подгрупповые занятия) дефектолог воспитатель психолог музыкальный руководитель инструктор по физкультуре 8.Что относится к причинам низкого уровня готовности к школьному обучению детей с ЗПР? социальная ситуация развития ребенка уровень сформированности элементарных математических представлений, навыков чтения и письма недоразвитие ведущей, а также типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементарного труда и др.) состояние здоровья (соматического и нервно-психического) 9.Какие классы открыты в начальной школе для детей с ЗПР? коррекционно-развивающего обучения коррегирующего обучения вспомогательного обучения компенсирующего обучения 10.Каково количество детей с ЗПР в начальной школе? (от общего количества первоклассников) 10% 25% 35% 4.4 Вопросы к зачету (итоговый контроль) 1. Причины увеличения числа детей с отклонениями в развитии. 2. Классификационные характеристики детей с ЗПР. 3. Типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР. Характеристика разных групп детей с ЗПР. Особенности психических процессов у детей с 3ПР' Охарактеризовать основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников. 7. Особенности индивидуального подхода к детям с 31 IP в условиях коррекционно-развивающего обучения. 8. Основные методики изучения психических процессов детей 4-5-летнего возраста с 3ПP. 9. Основные методики изучения психических процессов детей 6-летнего возраста с 31 IP. 10. Методики изучения психических процессов детей 7-летнего возраста с ЗПР. 11. Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на детей с ЗПР. 12. Коррекционныг задачи формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР. 13. Коррекционные задачи в ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР. 14. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР. 15. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по звуковой культуре речи с детьми с ЗПР. 16. Какие коррекционные задачи решаются при ознакомлении детей с ЗПР с художественной литературой. 17. Коррекционные задачи в обучении сюжетно-ролевой игре детей с ЗПР. 18. Коррекционные задачи на занятиях продуктивной деятельностью с детьми с ЗПР. 19. Какие коррекционные задачи решаются при подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР. 20. Охарактеризовать особенности развития речи детей с ЗПР. 21. Охарактеризовать особенности личности дошкольников с ЗПР. 5 Учебно-методическое обеспечение 5.1 Основная литература Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. Гонеев А.Д., Лифиниева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М.:Академия, 1999.-280с. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/Под ред. С.Г. Шевченко. - М: Пика-пресс, 1998.- 192с. 5.1.4Дети с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А., Лубов-скогоВ.И.-М., 1984. Дети сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М, 1998. - 336 с. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Владос, 1995. - 112 с. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1998.- 144с. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М: Просвещение, 1990.-143 с. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1995. 5.1.10Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. -М., 1993. 5.1.11Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1999.-304с. 5.2 Дополнительная литература Диагностика и коррекция просодической стороны речи у детей /Сост. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. - Новгород, 1997. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недораазвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.-207 с. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995. - 64 с. Развитие логической памяти у детей /Под ред. Смирнова. - М.: Педагогика, 1976.-254с. 5.2.6 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. А.Л. Венгер. М.: Педагогика, 1986. - 222 с. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников. -М., 1990. - 191 с. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1999.-208 с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |