|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииПедагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации4 Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» Кафедра воспитания и дополнительного образования Педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Выполнила: Емченко О.И. социальный педагог МОУ «Харламовская СОШ» Таврический район Омской области Руководитель: Гундырева Н.Л. к.п.н. старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования Омск 2006г. Введение I. Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания 1.1. Политика государства о необходимости педагогической поддержки…………………………………………………………………6-12стр. 1.2. Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки…………………………..………………………………….12-15стр. II. Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической поддержки в социально-педагогической деятельности …………..………………………………………………………………. 15-23тр. Литература …………...………………………………………………… 24стр. Введение В современный период развития общества приходится констатировать небывалый динамизм всей социальной жизни, для которого характерны, с одной стороны, интегративные процессы (развитие технико- технологических систем, информационно- коммуникативных средств и т.д.), сближение людей, а с другой - наблюдается изоляция, автономизация человека. Проблемы, стоящие перед человеком, напряженность жизни, высокая степень динамичности требуют как повышения активности, так и инициативы, самостоятельности, ответственности. В связи с этим современная социальная ситуация выдвинула на передний план компонент осмысления жизни как таковой и осмысления вечных проблем жизни, стоящих перед каждым новым поколением и перед каждым отдельным человеком и требующих индивидуального решения вне зависимости от решения, произведенного общечеловеческой мыслью, отраженной в аккумуляторах культуры. Сегодня в условиях сложного этапа социального развития, распада семейного воспитания возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. Изменяется парадигма взаимоотношений педагога с детьми : вместо «ученик- учитель », рождается парадигма «человек- человек». Педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Выбор темы определяется необходимостью оказания помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, и такую помощь может и должен оказать в первую очередь социальный педагог. Цель исследования - Выявить наиболее эффективные в социально- педагогической деятельности приемы и способы педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Задачи исследования: 1. Обоснование выбора темы исследования. 2. Изучение научной, педагогической, психологической литературы по теме «Педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации ». 3. Систематизация и отбор в социально- педагогической деятельности приемов и способов педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. I. Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г.Ананьева, О.А.Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И.Божович, И.А.Зимней, И.А.Малашихиной,С.Л.Рубинштейна и др. Общие вопросы становления и развития социально- педагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И.Акуловой, Н.Е.Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, В.Н.Гурова, И.Н. Закатовой, П.А.Шептенко и др. Проблемы психолого- педагогической поддержки в процессе воспитания и формирования личности ребенка, в том числе и детей- сирот, раскрыты в исследованиях О.С.Газмана, А.В.Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я.Олифиренко, Л.К.Сидоровой и др. Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С.Газманом в 1995 году. В конце 80-х годов О.С.Газман проводит анализ ситуации, складывающейся в воспитании в переходный период, и выдвигает ряд идей относительно базовой культуры личности. Он доказывал, что есть такие основания, которые остаются неизменными, независимыми от социальной и политической конъюктуры. Эти основания в первую очередь связаны со способностью личности самоопределяются в любой ситуации жизнедеятельности. Причем О.С. Газман не отождествляет самоопределение с адаптацией. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения. Вместе с тем, анализ литературы подтверждает, что эта проблема еще недостаточно изучена. 1.1. Социальная политика государства о необходимости педагогической поддержки. А какова же политика государства и общества в области воспитания ? В условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и социальная жизнедеятельность). В современном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественных формаций, утверждаются следующие тенденции: - становление социального образования и социального воспитания; - расширение круга социальных институтов воспитания (школа, общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; церковь; политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы); - повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния на учащегося ; - все более широкое использование в практике средового подхода к построению воспитательных систем и пространств общеобразовательных школ; - увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых для них специальностей: социальных педагогов, педагогов- психологов, социологов и т.д. Эти и другие обстоятельства являются отражением утверждения социально- педагогической парадигмы воспитания. Базовыми идеями развития воспитания в рамках социально- педагогической парадигмы являются: идея социально- педагогической солидарности, идея социального партнерства; идея межсекторного взаимодействия, идея проектирования и построения педагогически целесообразных отношений в социуме и некоторые другие, которые специфически проявляются в функционировании современных образовательных учреждений. В связи с утверждением этих идей ученые и практики все чаще ставят вопрос о включении в понятие «воспитание »таких сторон взаимодействия воспитателя и воспитанника, которые ранее почти не рассматривались. Речь идет о педагогической и социально- педагогической помощи ему в решении повседневных проблем. Содержание и технология названных видов деятельности в настоящее время активно разрабатываются и применяются в практике работы социального педагога. Социально- педагогическая парадигма начинает учитываться при выработке политики государства и общества в области воспитания. Несмотря на отсутствие в словарно- справочной литературе и нормативных документах определений термина «политика в области воспитания», социально- педагогическая практика диктует поиск ответов на вопросы о ее содержании и задачах, специфике и способах реализации применительно к различным социальным институтам и на других уровнях ее реализации как в историко - педагогическом ракурсе, так и в современных условиях. Содержание социальной политики в области воспитания детей проявляется в комплексе практических мер по реализации ее основных направлений. Оно отражено в целом ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об образовании», основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003- 2005гг.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., федеральных целевых программах «Молодежь России »(2001- 2005 гг.), «Дети России» (2003-2006гг.) и других документах. Государственная социальная политика в области воспитания детей представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов по осуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфической части социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностью детей и направленной на реализацию основных прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, формирование у подрастающего поколения качеств гражданина- патриота на основе комплекса мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия ( А.К. Быков). Государственная социальная политика в области воспитания детей имеет целью создание реальных предпосылок для стабилизации и обеспечения положительной динамики в реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. Ведущими задачами государственной социальной политики в области воспитания детей выступают: соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; обеспечение благоприятных нормативных, экономических и иных условий для духовно- нравственного, физического, интеллектуального и психического развития детей,воспитания патриотизма и гражданственности, а также самореализации личности в социуме. К основным принципам функционирования государственной социальной политики в области воспитания детей относятся принципы: системности; планомерности, комплексного сочетания мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия; адресности мер социальной поддержки групп детей; приоритетности реализации международных обязательств в области защиты прав детей; социальной справедливости; единства экономической, научной и правовой базы осуществления социальной политики в области воспитания детей; правовой регламентированности практических мер и др. Вместе с тем государственная социальная политика в области воспитания детей реализуется посредством определенной стратегии воспитания (И.А.Зимняя). Естественно, что невозможно выделить единственную и действенную во всех условиях стратегию воспитания учащихся общеобразовательных школ. Чаще всего под стратегией воспитания понимают комплекс мер, реализация которых обеспечивает единое направление воспитательных воздействий, оказываемых субъектами воспитания и социальной средой в целом и на каждого человека. В современных условиях развития страны, которые характеризуются высокой степенью неопределенности и противоречивостью, разработка и уточнение стратегии воспитания становятся важной политической и социально- педагогической задачей. Учитывая упрочение социально- педагогической парадигмы как методологической основы при рассмотрении различных сторон общественного развития, включая область образования, будет правомерным определить общую стратегию воспитания как социально- педагогическую стратегию. Данная стратегия воспитания учитывает личностные и средовые факторы воспитания; предусматривает позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму; - объединяет в себе (в качестве «реализаторов » стратегии ) педагогические кадры всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических институтов; - соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации ; - предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на совокупность его отношений, на его социум ; - переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с динамично меняющейся социальной средой; - органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем. Суть социально- педагогической стратегии воспитания заключается в комплексировании воспитательных воздействий на человека и среду его обитания; в придании этим воздействиям непротиворечивого характера и позитивной направленности; в создании необходимых условий, обеспечивающих гуманистическое содержание процесса развития личности учащегося и совершенствования в этом направлении социальной среды. Главная идея общей социально- педагогической стратегии воспитания заключается в гармонизации взаимодействия воспитанника с социальной средой. 1. Стратегия социального развития личности. Ее суть заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически, но и социально; причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии, во взаимодействии с социумом в узком смысле слова, а в широком - с обществом в целом. качество этого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное ) и есть результат воспитания. Социальное развитие обусловлено процессами социального становления ; социального закаливания(М.И.Рожков); формирования или восстановления жизненных сил (С.И.Григорьев); социального формирования и т.д.социальное развитие означает динамические изменения в социальном статусе и социальной роли человека, в его личной и социальной жизнедеятельности. Применительно к школе оно обеспечивает взаимосвязь жизнедеятельности ученика с различными социальными институтами, сферами государства и общества. 2. Стратегия формирования педагогически целесообразной социальной среды обитания ребенка, гармоничных социальных взаимоотношений в ней. Ребенок живет не только в рамках воспитательного пространства. Он включен в социум, в котором проявляют себя не только управляемые факторы, но и неуправляемые, стихийно и хаотично действующие на его личность. Формирование воспитательного пространства школы весьма важно как часть реализации данной стратегии, но не может сводиться к ней в силу двух обстоятельств. С одной стороны, воспитательное пространство школы является все же частью общей социальной среды и реализуется, прежде всего на уровне учреждения. С другой стороны, ученик, завершивший обучение в школе, имеющей даже идеальное воспитательное пространство, выходя во «взрослую» жизнь, сталкивается с тем самым социумом, который реально противостоит этому самому воспитательному пространству. После окончания школы молодой человек попадает в совершенно иные социальные взаимоотношения, что существенно затрудняет его социальную самореализацию. 3. Стратегия социально- педагогического сопровождения личности. Она обусловлена категорией «взаимодействие», а учитывая социальность проблемы, - категорией «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социально-педагогическое сопровождение взрослым ребенка представляет собой циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени. На пути своего развития человек, пребывающий в любом возрасте, не изолирован от других людей, а находится с ними в процессе социального общения. Известно, что общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности ; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно- исторического опыта человечества и реализация присущей им от рождения потенциальной способности стать полноценными представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ученика. Вывод: Развитие воспитания детей и молодежи, реализующееся посредством той или иной стратегии воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социально- педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ученика ; оно предполагает опережающий элемент подготовки новых поколений к изменяющимся условиям жизни общества; предусматривает переход к управлению не детьми, а их отношениями: основным объектом изменения должна стать система общественных отношений на школьном и социумном уровнях, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без педагогической поддержки и помощи в трудный период самоопределения. 1.2. Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки. До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях. Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей). Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком. К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования: • понимание сути оказываемой поддержки; • профессиональная готовность; • формирующее начало; • личностные качества; Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации. Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции: - образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); - психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов); - посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением). Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего. В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию. Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии с другими педагогами. II. Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической поддержки в социально- педагогической деятельности Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения: 1. Ребенок остался без попечения родителей. 2. Трудное материальное обеспечение в семье. 3. Родители не должным образом занимаются воспитанием детей. 4. Родители испытывают трудность в воспитании детей. Небольшие сведения о школе: МОУ «Харламовская СОШ» построена в 1964 году, количество учащихся - 306 человек(2006/2007 уч.год). В школе отсутствует должность педагога- психолога. Каждый учебный год социальный педагог, вместе с классными руководителями выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи педагогов и представителей других структур. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика (Приложение №1, №2) на основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения, окружающие. На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться в существе этих противоречий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителям ребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается : где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается. Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п.,анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи. Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации: 1.Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д. 2.У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах. 3.Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия. 4.Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д. Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка (Приложение №3). Если несколько лет назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно, то сейчас это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителей приезжие, многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур. Ситуация №1. Семья Р. переехали из г. Омска - 9 детей,отец умер, 4 старших детей живут самостоятельно, в школе обучаются в настоящий момент трое, младший сын в семье Михаил(7 класс) часто опаздывает в школу, учится очень слабо, балуется на уроках, отвлекая одноклассников, курит. Беседа с мальчиком результатов не дала, мама, ссылаясь на постоянные проблемы в семье с детьми, часто отсутствует дома, школьные родительские собрания игнорирует, передавая записки в школу такого типа «Делайте с ним, что хотите!». Посещение семьи так же результатов не дало: мама отсутствовала. Предпринятые действия: 1. Проведена беседа и консультирование Михаила (об отношении к учебе, о вреде курения). 2. В классе проведен факультатив на тему «Скажем нет курению!» 3.В классе проведено дискуссионное классное собрание на тему «Табак и верзилу сведет в могилу» Дополнительные формы работы с семьей Миши Р.: - Проведена беседа со старшим братом Андреем о помощи школе в работе с Михаилом. - Проведена работа по организации внеклассной занятости: Михаил посещает технологический кружок. - Проведена работа по организации бесплатного питания Михаила в школьной столовой. -Назначены индивидуальные дополнительные занятия с Мишей одноклассников. Результаты: 1. Проблема с опозданиями и нарушением поведения на уроках Михаилом практически преодолена. 2.Михаил не курит на территории школы 3. Михаил закончил четверть удовлетворительно. Использованные приемы: 1.Доверительная беседа 2.Обсуждение на равных (предложение подумать, как курение скажется на здоровье ) Содержание дальнейшей работы: 1. В классе провести тренинг по профилактике курения. Ситуация 2. За помощью обратился классный руководитель Алеши К.(8 класс, у Алеши - родители педагоги) Со слов классного руководителя мальчик в последнее время стал невнимательным на уроках, замкнутым, снизилась успеваемость, отказывается посещать классные и школьные мероприятия. Предпринятые действия: по просьбе классного руководителя Алешу пригласили на консультацию. Мальчик был замкнут, смотрел с недоверием и подозрительностью. Беседа не получалась. Алеше было предложено нарисовать семью. Не задумываясь, он стал рисовать. Нарисовал вдалеке машину и папу возле машины, и маленькую, еле заметную в машине маму. Его попросили объяснить свой рисунок. Выяснилось, что мама у него сильно болеет и очень часто, вместе с папой ездит в больницу, а Алеша остается один. Я внимательно слушала его не перебивая, иногда только уточняя некоторые детали. А потом попыталась объяснить, что мама с папой его любят, но в связи с маминой болезнью папа уделяет больше внимания маме, что это временно, как только мама выздоровеет, ситуация изменится. Алеша со мной согласился. А я провела беседу с его папой, который в период(очень тяжелой) болезни жены действительно даже не заметил изменений с сыном. Отец был удивлен, он понял, что сыну не хватает тепла, ласки, сочувствия. Результаты: в семье все благополучно, мама выздоровела, а Алеша снова стал тем Алешей, каким и был. Использованные приемы: 1. Просьба( Нарисуй, пожалуйста, свою семью) 2.Доверительная беседа 3. Стать на позицию воспитанника( В жизни бывают такие моменты…я раньше тоже думала..) Ситуация 3.Мама Саши И.(7 класс, ребенок- инвалид) обратилась за помощью: мальчик ее совершенно не слушает, приходя со школы, бросает сумку и уходит, был замечен в краже, посещает ночные дискотеки для взрослых, поддерживает отношения с более старшими товарищами. Проведенная работа: 1. Проведено консультирование мамы(по выходу из создавшейся ситуации). 2. В классе проведено дискуссионное классное собрание на тему «Личность и поведение» 3. Предложение маме получить консультацию у практического психолога. Результаты значительных изменений не произошло, мама отказалась от консультации психолога, а поведение Саши еще более ухудшилось, он стал срывать уроки, уходить с уроков, обманывать и родителей и педагогов. Предпринятые действия: 1. Проведено консультирование Саши. 2.В классе проведен тренинг «Умение жить среди людей» 3.Проведен факультатив «Самосознание и самооценка личности» Дополнительные формы работы: - проведение беседы с Сашей (о положении дел в семье) -установление ежедневного контроля за посещением занятий Сашей. -обратились за помощью к районному инспектору по делам несовершеннолетних (в связи с отсутствием местного участкового) -организовали профилактическую поездку Саши с другими детьми в Морозовскую колонию на «экскурсию». Результаты: 1.Характер поведения Саши несколько изменился (значительно меньше замечаний на поведение в дисциплинарном дневнике). 2. Пропусков занятий практически нет. Содержание дальнейшей работы: 1.Предложить маме (повторно) обратиться за консультацией к психологу. 2.Провести в классе тренинг «Быть уверенным- это здорово!» 3. Помочь мальчику в овладении компьютером. Использованные приемы: 1.Доверительная беседа. 2.Совет. 3.Акцент на достоинства. 4.Проекция результата. 5.Обсуждение на равных. Отсюда делаем вывод: 1. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных. 2.Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание материальной помощи), тесно связан с работниками Дома культуры, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, тесно связан с работниками фельдшерско-акушерского пункта, если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение (каждый год до 6 человек)или обучение в специализированной вспомогательной школе (2-3 человека). Для планирования работы с такими семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, два раза в год (в сентябре и январе) совместно с классными руководителями, социальным педагогом, директором и завучем школы, работниками сельского поселения составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы и заседании Общественной инспекции по делам несовершеннолетних при сельской администрации о выполнении данной программы. В содержание данной программы входит индивидуальная работа с ребенком: беседы, посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы и заседание Общественной инспекции по делам несовершеннолетних, Комиссии по делам несовершеннолетних с отчетом, организация летнего отдыха детей, трудоустройство по линии молодежной биржи занятости. К социальному педагогу за помощью обращаются не только педагоги и родители, но чаще всего за поддержкой обращаются дети. И задача социального педагога - не только внимательно выслушать ответ ребенка, но и принять их за основу будущего диалога, дать ему почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Анализ и систематизация опыта педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, позволяет сделать следующий вывод: в работе социального педагога используются разные эффективные приемы и способы педагогической поддержки с учетом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощью ребенка. Социальный педагог не только оказывает педагогическую поддержку, но и проводит работу по профилактике социальной незащищенности ребенка (предупреждение возникновения проблем и усиление факторов, стимулирующих благоприятное развитие. Выполненная курсовая работа по теме «Педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации» помогла систематизировать знания, полученные на семинарах и самостоятельном изучении специальной литературы. Тема является в настоящее время актуальной и востребованной. Социальные педагоги постоянно работают в этом направлении, используя разные приемы и способы педагогической поддержки. Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошим психологом». Предложение: 1.После защиты курсовой работы провести семинар для учителей, классных руководителей и социальных педагогов по проблеме педагогической поддержки. 2. Рекомендовать для самостоятельного изучения книгу С.И.Поповой «Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя». Литература: 1..Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. - Феникс., Ростов - на -Дону., 2002.,508с. 2..Никитина Н.И. М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. М., ВЛАДОС., 2005. 399с. 3.ПоповаС.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя.- М., 2005.,176с. 4.Шептенко П.А. Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога.- М., ACADEMA, 2001, стр.176-179 5.Сайт в Интернете: http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index. Психолого-педагогическое сопровождение детей… 6. И. Липский. Политика в области воспитания: новые идеи. /Журнал «Воспитание школьников»- №5/2005 год с.8-13. 7. О.Прохорова. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. /Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год с.30- 35. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |