|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике КазахстанПерспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан8 Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан Контаев С.С. - ректор Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих работников образования Кудайбердиев Т.К. - проректор карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям - это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество педагога и руководителя новой формации. Постепенно складывающаяся система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания и обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров. В связи с этим возникает вопрос, какая же из данных подсистем направлена на развитие готовности к изменениям педагогических и управленческих кадров в большей степени (не вдаваясь в детали). Цель воспитания и обучения - развитие личности и функциональной грамотности - способности применять усвоенные знания в реальных учебных и жизненных ситуациях. Цель и результат профессиональной подготовки - определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду. В отношении педагога - формирование профессиональной компетентности педагога, то есть владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Цель повышения квалификации - использование педагогом знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций. В этом заключается специфика системы повышения квалификации - она находится на пересечении двух сфер: развивающейся педагогической и управленческой деятельности и наук, исследующих и устанавливающих закономерности развития общественных систем, обеспечивающих непрерывность образования. Такое положение устанавливает новое соотношение повышения квалификации, образовательной практики и науки. И действительно, традиционно наука добывает новые знания, а педагог превращает их в учебный материал и передает обучающемуся. В такой системе содержание обучения отражает прошлые социально-педагогические явления, не связанные с ситуациями современной развивающейся практики. Если в школьном и вузовском образовании такая традиция может быть в той или иной мере оправдана, то в системе повышения квалификации она приводит к негативным последствиям. Это обстоятельство требует, чтобы система повышения квалификации брала на себя часть функций науки по добыванию новых знаний, формированию новых целей, ценностей и способов профессиональной педагогической и управленческой деятельности. Такое положение системы повышения квалификации предъявляет особые требования к ее организации, структуре, содержанию и технологиям обучения. И в этом плане повышение квалификации педагогических и управленческих кадров является наиболее гибкой и бурно развивающейся подсистемой непрерывного образования Республики. Судите сами, предшествующая практика институтов усовершенствования учителей в основном сводилась к необходимости совершенствования специалиста в конкретном направлении, к профессиональному росту и углублению специализации. Она скорее представляла собой закрепление (усовершенствование) квалификации за счет углубления уже имеющихся знаний в решении профессиональных задач. Само “повышение квалификации” осуществлялось в наиболее доступных формах за счет передачи суммы знаний. Сейчас в институтах повышения квалификации Республики, в том числе и Карагандинском, создаются и апробируются модели повышения квалификации, ведущим принципом которых является принцип личностного развития взрослых людей. В таких моделях педагоги и руководители образования учатся технологии процесса, механизму действия и мышления. Ими приобретаются способности действовать, строить знания о действии, создавать проекты действий, использовать интеллектуальные средства самоорганизации деятельности. Ведущей формой при этом выступает моделирование/проектирование индивидуальной деятельности и деятельности организаций образования. Переход от целей усовершенствования традиционной практики образования к целям качественного ее изменения, от разовых воздействий на практику -- к устойчивому и постоянному взаимодействию с ней, от удовлетворения отдельных потребностей практики -- к системному обеспечению целостных ее участков потребовал создания новой системы методической работы с педагогами и руководителями образования. Новая система интегрирует уровни методической работы областного института повышения квалификации, методических кабинетов районных/городских отделов образования и методических объединений/кафедр организаций образования. А наиболее распространённой формой горизонтальной интеграции становится сетевая организация методической работы и повышения квалификации. Содержание методической работы, ориентированной на результат направлено, на выявление образовательных потребностей работников образования, организаций образования, системы образования региона и их уровневое удовлетворение. Так, на уровне ИПК приоритетными становятся следующие функции: научное проектирование нового содержания и инновационных педагогических технологий, научно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности организаций образования, разработка критериев экспертизы инновационного опыта, внедрение инновационных моделей в массовую практику, методологическое обеспечение управленческой и педагогической деятельности, создание учебных площадок для развития деятельности и мышления педагога и руководителя. Объектом деятельности методических кабинетов являются методические, творческие объединения педагогов организаций образования. Их работа организуется в форме групповых занятий по анализу и моделированию педагогической деятельности, разработке механизма внедрения в массовую практику. Основным в деятельности методических объединений/кафедр становится развитие содержания учебных предметов и педагогических технологий. Результатом здесь являются коллективные проекты-разработки, которые проходят практическую проверку, обобщаются и используются на практике. Главной целью творческих объединений педагогов является разработка технологий перевода обучаемых в режим саморазвития. Таким образом, уже многое сделано для того, чтобы система повышения квалификации стала центром инновационного движения. Накапливается значительный опыт социального проектирования, сопровождающийся приобщением его участников к научным и методическим знаниям, формирующий способности к исследованию и проектированию процессов развития личности и организаций. Развитие этих направлений деятельности, на наш взгляд, будет способствовать превращению системы повышения квалификации в центр развития образования. Новые технологии обучения взрослых, используемые в ИПК, и наметившиеся тенденции к упрочению корпоративных и кооперативных связей с вузами области в перспективе будут способствовать организации региональной сети повышения квалификации. Наш опыт показывает, что такая система может снять ряд проблем, а именно: дублирование, нерациональное распределение ресурсов, слабое влияние на результаты образовательной практики, медленное распространение инноваций и др. По существу система повышения квалификации Республики выходит на новую парадигму (методологию, логику, образец) деятельности - научно-методическое и кадровое сопровождение развития образования через научно-методическое и кадровое обеспечение развивающего компонента образования. Парадигма, которая включает в себя прежде всего: · мониторинг развивающего компонента образования: образовательной среды и развития обучающихся; · проектирование развития образования: программ и концепций развития образования, образовательной среды, индивидуального образовательного маршрута обучающегося, … · экспертизу развивающего компонента образования: образовательных программ, учебников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, образовательной среды (в том числе игр и игрушек), региональных программ развития образования инновационных проектов, коррекционно-развивающих программ, индивидуального маршрута обучающегося и аттестация работников образования. · разработку механизма внедрения развивающего компонента образования в массовую практику. Таким образом, «де-факто» мы становимся институтами развития образования в регионах. Но чтобы стать ими «де-юре» мы должны отказаться от монополии на повышение квалификации. Современная система повышения квалификации помимо областных институтов повышения квалификации, методических кабинетов и методических объединений видимо должна включать в себя организации высшего и дополнительного профессионального образования, имеющие лицензии, разрешающие повышение квалификации. Такая система будет способствовать созданию рынка услуг повышения квалификации и обеспечит работникам образования возможности выбора программ и организаций повышения квалификации. И только в такой системе повышения квалификации возможна реализация ваучерной системы финансирования. Но в этом варианте модернизации системы повышения квалификации есть и свои риски: разрушение системы повышения квалификации; невозможность спланировать бюджет учреждения, что приведет к финансовым проблемам; и, как следствие, к оттоку высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров из системы повышения квалификации. Но боятся этого не стоит, так как международный опыт модернизации системы повышения квалификации в этом направлении показал обратное. Компенсировать эти риски возможно через регулирование рынка образовательных услуг повышения квалификации. Каким образом? Управления образования областей и региональные институты развития образования в контексте новой модели повышения квалификации и методической работы способны и могут взять на себя функции экспертной оценки спроса педагогов и предложений организаций повышения квалификации (вузов, центров развития образования, центров профессионального обучения, институтов повышения квалификации и других). Экспертизы и утверждения их программ повышения квалификации, а так же оценки уровня удовлетворённости потребностей потребителей и их достижений. Функции насколько объёмные, настолько и сложные. Но реализация их будет качественной и способствовать удовлетворению образовательных потребностей работников образования, организаций образования и систем образования, если преобразовать методические служб отделов образования районов и городов в ресурсные центры институтов развития регионального образования. Важнейшей функцией подобных ресурсных центров, которую не реализовали и не реализуют методические кабинеты, является функция организатора повышения квалификации и переподготовки работников образования района/города, в рамках которой он выступает посредником между организациями образования, с одной стороны, и организациями повышения квалификации, с другой. В целом же для того чтобы модернизация системы повышения квалификации Республики осуществлялась системно и целенаправленно - необходимы: · разработка концепции и программы развития системы повышения квалификации; · организация более тесного сотрудничества всех субъектов системы повышения квалификации работников образования не только в сфере собственно повышения квалификации, но и мониторинга, проектирования, экспертизы и внедрения развивающего компонента образования в массовую практику. В этой системной работе по модернизации повышения квалификации в Республике, как вы, коллеги сами убедились, организующая, регулирующая и координирующая роль должна принадлежать институтам развития образования - структурам, · вышедшим из системы общего среднего образования; · по природе своей, т.е. по организации, структуре, содержанию и технологиям обучения, ориентированным на развитие у работников образования готовности к изменениям, главного качества педагога и руководителя новой формации; · и являющиеся наиболее гибкими, адаптивными и бурно развивающимися структурами системы непрерывного образования Республики. Уважаемые коллеги, это наше обоснование перспектив развития системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в Республике. Есть уверенность, что эти перспективы реализуемы. С приходом нового министра образования и науки - Жумагулова Бахытжана Турсыновича данной подсистеме системы образования Республики уделяется пристальное внимание. Мы открыты для обсуждения совместного проектирования будущего системы повышения квалификации педагогических кадров в Республике. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |