|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Половое воспитание детей дошкольного возрастаПоловое воспитание детей дошкольного возрастаЛекция по курсу дошкольной педагогики Тема: Половое воспитание детей дошкольного возраста Определение понятий и значение полового воспитания Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий. Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган). Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166). Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских). Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение - сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии. До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни - взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогда как распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведение поощряется, а «мальчиковое» - порицается) приводит к формированию «усредненного существа»: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли. Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем - раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки - с помощью слуха. Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, - «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней». У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более «продуктивны и активны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков. Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли. Развитие полоролевого самосознания Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр. Полоролевая социализация в дошкольном возрасте Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей. Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина). Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера. Формирование начал мужественности и женственности Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. № 43. С. 31). Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье». Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшим сыном: Мужчина Олегу Вчера сказал мне папа, Что я уже мужчина. Мужчины не боятся Без мамы оставаться, Мужчины закаляются И сами одеваются. Мужчина - очень гордый - Он не грубит соседу, Он две тарелки каши Съедает за обедом, Он не боится буки, Что может вдруг прийти. Мужчина знает буквы И счет до десяти. Но если очень-очень По маме я тоскую, Мне папа разрешает Пролить слезу мужскую. Одну и сразу вытереть, А то еще польются, И, чтоб никто не видел, Сейчас же отвернуться. А так нельзя мне плакать, Есть важная причина - Вчера сказал мне папа, Что он и я - мужчины. Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы» помогает обобщить полученные детьми представления. Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи - феи, рыцари - демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских). Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда. Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги. Одно и то же трудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника. Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок». Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости» (Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы. В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек - воспринимать внимание с благодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришить недостающую пуговицу, - тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле». На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету. Ответы на острые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят во дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети, примерно с четырех - как они попали в мамин животик и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны не сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту их особенность подметил К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти»: Мама, кто раньше родился: ты или я? Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка? Мама родит девочек, а папа мальчиков? Когда я родился, откуда ты узнала, что я Юрочка? Мама, кто меня родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами. А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными или показались «возмутительными», надо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответить так: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку, родила ее мама». В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобный вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным, развернутым. Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на технологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения, который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка - большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим. Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аист принес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной от родителей или воспитателей. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |