рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

по теме: «Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы»

Содержание

Введение

Глава 1. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

Глава 2. Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности

Заключение

Список литературы

Введение

Литература - предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего.

Прежде всего, учитель - это воспитатель. В настоящее время воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. Становится понятным, что учитель-гуманитарий занимает ведущее место в школьной жизни.

На сегодняшний день очень важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка, используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера.

Модель обучения знаниям на уроках литературы разработана на основе целей социально-гуманитарного образования, обозначенных для развития общества и школы на современном этапе исторического времени:

· Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем.

· Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины.

· Ориентация учащихся на нравственные ценности общества.

· Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе.

· Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся.

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.

В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался субъектом своей деятельности.

В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева, О.И. Никифоровой, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой). Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения.

В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.АЛеонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект - взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа - представляется особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а, следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

О роли приобщения к нравственным ценностям в становлении личности и развитии духовного роста писал Иван Александрович Ильин (1883-1954) - один из блестящих русских философов начала прошлого века. «Каждый человек, независимо от своего образования и личной одаренности, становится участником национального философского и метафизического дела, поскольку он в жизни своей ищет истинного знания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершает подвиг мужества, бескорыстия или самоотвержения, молится Богу добра, растит в себе или в других правосознание и политический смысл, или даже просто борется со своими унижающими дух слабостями» Ильин И. А. Философия и жизнь//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 60.. Акт единения с подлинной духовной реальностью, согласно Ильину, обосновывает бытие каждого человека, независимо от того, осознает он себя «философом» или нет. До тех пор пока человек не преодолел в себе дурную эмпирическую субъективность, не добился прорыва к высшей духовности, он не будет способен на подлинное творчество и подлинную жизнь: чтобы стать по-настоящему самобытной и цельной личностью, нужно «быть одержимым очевидностью духовного Предмета» Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925. С. 101.-- Отметим, что Ильин употребляет как синонимы понятия: Бог, Божество, духовный Предмет..

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Цель исследования - определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников, а также процесс познания ими общечеловеческих ценностей.

Предмет исследования - художественная литература, входящая в школьную программу, как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.

Актуальность исследования: Приобщение к общечеловеческим ценностям школьников - всегда являлось первоочередной задачей любого учителя, который является, прежде всего, педагогом. Это всегда было трудно, а сегодня - во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, - все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. Современный урок позволяет детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником.

Гипотеза - уроки литературы являются оптимальным способом приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, поскольку литература является неотъемлемой частью повседневной жизни, а также наиболее эффективным инструментов в развитии духовного роста личности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания на уроках литературы;

3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми.

Глава 1. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения, целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Это, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.

Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга - звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга--ключ к открытию мира и людей - добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как книга.

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

- А то, что я сам --

Понимаете сам!

Умею часы

Узнавать по часам…

В. Берестов.

Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам. А если человеку всего шесть или семь лет, и он чему-то научился, ему радостно вдвойне. Он просто счастлив! И нам, взрослым, нельзя забывать об этом, когда учим детей нелегкому искусству чтения, потому что, поддерживая радость обучения, давая ей пищу, мы тем самым помогаем детям преодолевать неизбежные трудности.

Чтобы ребенку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном, условном для нас книжном языке. Пока он этого не умеет. Любая книга для него - это, образно говоря, «избушка на курьих ножках», в которую неизвестно как войти, потому что непонятно, как скомандовать ей: «Избушка, избушка! Поворотись к лесу задом, а ко мне передом!». Без такой команды мир книг - это хотя и общество мудрецов, но глухих и немых. А, потому равнодушных к его, ребенка, конкретным и острым заботам, тревогам, печалям и радостям.

Что же касается детей постарше, то сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады, семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками в течение четверти, оценивается примерно следующим образом. Учащиеся 8-х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8, учащиеся 10-х - 9-10.

Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой сферы.

Среди негативных процессов, происходящих в современном детском чтении - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки). В круге детского чтения серьезная, более сложная для восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировой литературы замещаются более легкой развлекательной продукцией массовой культуры. В России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда в условиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношества занимала преимущественно слабая в художественном отношении советская литература.

Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западных стран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в Австрии, было установлено, что читательская потребность детей только в редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают то, что им более доступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках, иллюстрированные журналы и т. п. Начиная с подросткового возраста, они предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный выбор. Согласно данным российских исследователей, круг чтения подростков практически никем не контролируется. Осуществляется же он обычно в форме запретов. Примерно треть подростков отмечают, что родители запрещают читать им "взрослые" книги о сексе, ужасах и убийствах. При этом родительские запреты, как правило, малоэффективны. Проблема помощи юному читателю в выборе литературы в условиях развития "вестернизированной" массовой культуры становится все более актуальной.

Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван "кризисом чтения".

Озабоченность мировой общественности связана, прежде всего, с ухудшением подросткового чтения и ростом телесмотрения. Последние американские исследования доказывают, что телепередачи являются "воспитателем, практически не имеющим себе равных". Проблема же состоит в том, ЧЕМУ они учат? По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Телевизионное воспитание приводит к формированию у ребенка "мозаичной культуры", то есть крайне бессистемного набора фрагментов знаний о мире, порождает пассивное сознание. Усиливается также пагубное влияние на подростковое чтение "новых" (видеотехника и др.) средств массовой информации.

Ведущими мотивами обращения к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. С одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение школьниками художественной литературы. С другой стороны, оно порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги признают появление "ленивых", пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные журналы, издания типа "Рекордов Гиннеса". Отношение исследователей к комиксам противоречиво: одни исследователи считают, что комиксы приносят вред, отучают от чтения, другие же подчеркивают их роль как средства, стимулирующего чтение тех, кто обычно не читает.

Еще более неоднозначна проблема содержания культурных образцов, предоставляемых теле- и видеоэкраном. Как правило, у подростков нет разделения программ на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфические детские киноинтересы и предпочтения нивелируются, происходит сближение и совпадение их со взрослыми. "Вестернизация" киноэкрана и телевидения привела к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят фильмы с эротикой, насилием и убийствами. Подростки идентифицируют себя с киногероями-маргиналами, цели и мотивы которых представлены в положительном свете. Юные зрители подсознательно проникаются мыслью, что подлинные ценности - не столько истина и добро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств, поддержка какого-либо клана и т.д. Таким образом, низший слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир подростка. Общую тенденцию можно обозначить как усиление развлекательности, замещение продукции детской культуры продукцией массовой "взрослой" культуры.

Детективы, боевики и триллеры, эротика и "ужасы" - в целом эта низкопробная продукция представляет угрозу психическому и нравственному здоровью ребенка. Такое "раннее взросление" часто идет во вред детям и подросткам, лишая их детства. Защита сознания ребенка от агрессивной псевдокультуры - прежде всего забота государства. Ибо согласно статье 17 Конвенции о правах ребенка, задачей государства является разработка принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. К другим мерам относится поощрение СМИ к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, а также выпуск и распространение детской литературы.

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.

Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и литературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее - учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства. Данные многочисленных исследований и наблюдений за деятельностью учащихся позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы учащимися подросткового возраста.

Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V-VII классов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило, в VIII-IX классах.

Но при этом многие подростки проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В переходном к юности возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников в этом периоде способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возрасту присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое. Ряду учащихся свойственна чрезмерная логизация прочитанного в ущерб способности эмоционально воспринять текст.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.

Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения. Н.О. Корст соотносит проблему восприятия произведения с проблемой анализа, подчеркивая необходимость формирования в процессе изучения литературы "новых моментов" восприятия, доказывая необходимость развивать не только эстетическое чувство, но и мышление учащихся.

В решении проблемы восприятия и анализа произведения искусства слова современная методика опирается на прогрессивные идеалы методистов XIX столетия. На заре возникновения отечественной методики преподавания литературы, в середине позапрошлого столетия, Ф.И. Буслаев выдвинул положение о необходимости чтения текста, т.е. наполнил сам анализ произведения (хотя и ограниченный филологическим разбором) конкретным содержанием Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М, 1844. Прогрессивные идеалы методики прошлого с наибольшей силой раскрываются в трудах В.Я. Стоюнина Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1864. Как и В.И. Водовозов Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. - СПб., 1868, он стремился раскрыть идейно-воспитательное и познавательное богатство литературных произведений. Основной задачей анализа В.Я. Стоюнин считал раскрытие идеи, воплощенной в образной форме. Он дал в своей книге блестящие образцы конкретных разборов, отправной точкой которых он часто выбирал композицию или сопоставление образов. В.Я. Стоюнин, хотя и оставлял нередко в стороне эстетическую сторону анализа, учил понимать единство формы и содержания, органическую связь частей с целым, не терять "общей нити произведения". Его мысли о необходимости исторического подхода к произведению так же важны для современной науки, как протест В.И. Водовозова против учителей-"беллетристов", любителей так называемого "имманентного" чтения, рецидивы которого отмечались в 20-е и 50-е гг. прошлого столетия. В.И. Водовозов сделал попытку рассмотрения литературных произведений по родам и жанрам.

Поборником этико-эстетического воспитания средствами литературы во второй половине 19 столетия выступил В.П. Острогорский Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. - М., 1885. Он отмечал, что мало развивать рассудок и память ученика - надо воспитать "эстетический вкус, добрые чувства и живое воображение". Острогорский одним из первых предпринял попытку классифицировать методы преподавания словесности, назвав два метода: сократический (чаще в форме беседы) и академический (в форме лекции или рассказа учителя). Его заботы о литературной начитанности, об усовершенствовании речи учеников, его советы по выразительному чтению, о внеклассном чтении дороги современному учителю-словеснику. Его рекомендации к подготовке и написанию сочинений, его призыв воспитывать в учениках "нравственную порядочность" помогают понять, насколько прочные и серьезные традиции развивает наша методическая наука.

У истоков становления методической науки XX столетия стоит М.А. Рыбникова, ее теоретические положения и конкретные рекомендации повлияли на все последующее развитие отечественной методической науки. Утверждение принципов школьного анализа литературных произведений в методике преподавания литературы XX в. связано с именем и школой выдающегося российского методиста В.В. Голубкова, объявившего литературу могучим орудием познания действительности.

В 50-е гг. критиковался "растянутый" анализ художественных текстов, в процессе которого утрачивались возможности эстетического и эмоционального воздействия на читателей. Не меньшее зло представляли попытки совсем отказаться от анализа.

В 60-80-е гг. были основательно исследованы принципы, пути, методы и этапы школьного анализа (В.В. Голубков, А.И. Ревякин, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, Е.В. Квятковский, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, З.Я. Рез, Т.В. Чирковская, Р.Ф. Брандесов, В.Г. Маранцман, И.Д. Хмарский, Н.А. Демидова, Е.А. Маймин, Т.Г. Браже, Ю.И. Лыссый, Л.В. Тодоров, М.А. Цейтлин, Н.А. Соснина, Г.Н. Ионин, В.П. Медведев, Н.А. Соболев, С.Н. Юзбашев и другие). Н.О. Корст дает методологическое обоснование процесса анализа, подчеркивая значение этапа первоначального восприятия, анализа и синтеза, без которого невозможно применение знаний в практической деятельности. Н.И. Кудряшев исследовал взаимосвязь методов обучения в процессе преподавания литературы, их воздействие на культуру восприятия, нравственные и эстетические чувства. В анализе произведения целостность и проблемность являются, по мнению многих исследователей, необходимыми качествами.

Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников. Многочисленные проведенные исследования показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые возможности духовного роста и эстетического развития во многом еще не использованы.

От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся в значительной степени зависит развитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных примерах работы с учащимися старших классов процесс формирования их читательской культуры.

Изучение поэзии Н.М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красоту образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

- Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос...

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Обращаем внимание на повторяемость слов "тихая", "тихо" - в семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого" видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает.

Рубцов рос сиротой, после детдома - работа на траловом заводе, морская служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть - это вехи его жизненного пути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство отражено в самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он создает свою последнюю книгу стихов "Подорожники", которую не успел закончить:

Топ да топ от кустика до кустика -

Неплохая в жизни полоса.

Пролегла дороженька до Устюга

Через город Тотьму и леса.

Его единение с природой ничто не может нарушить - это иная, по сравнению с суетной, жизнь:

Разве что от кустика до кустика

По следам давно усопших душ

Я пойду, чтоб думами до Устюга

Погружаться в сказочную глушь.

В стихотворении "Журавли" звучат мотивы, приближающие поэзию Рубцова к лучшим традициям русской классики:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...

Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей -

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей...

Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...

Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры ("Я люблю судьбу свою...") обретают особую силу поэтического обобщения:

Сколько было здесь чудес,

На земле святой и древней,

Помнит только темный лес!

Он сегодня что-то дремлет.

От заснеженного льда

Я колени поднимаю,

Вижу поле, провода,

Все на свете понимаю!

Вон Есенин -

на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Неужели и они -

Просто горестные тени?

И не светят им огни

Новых русских деревенек?

Выразительное чтение стихотворения "Звезда полей", раздумья над особой проникновенностью видения поэтом мира, "всех городов, поднявшихся вдали", родины, окутанной сном, "всех тревожных жителей земли" углубляют восприятие текста:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Что же является центральным образом всего стихотворения? Образ звезды полей, она "во мгле заледенелой" "восходит ярче и полней", она "горит над золотом осенним", "она горит над зимним серебром". Уроки по лирике Н.М. Рубцова открывают для школьников неповторимую образность его поэтического мира, учат воспринимать и любить поэзию.

В анализе пьесы А.Н. Островского "Гроза" учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное чтение текста и др. Вводная лекция об Островском подготовит понимание проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и духовного рабства.

Начинать следует работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся обдумывают следующие вопросы:

Как воспринимает красоту природы Кулигин?

Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы?

Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения задания воссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы, красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречий жизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, что автор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь перемен. Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть Кабаниха.

Какое впечатление производит на учащихся Катерина? Они видят в ней женщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимся понять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой. Катерина боится своего чувства, боится "греха", боится надвигающейся грозы. Но вместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не терпит "напраслины" и возражает свекрови, вспоминает, какой "резвой" была у "маменьки".

Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугает Катерину, но не только в силу ее религиозности - она ждет беды, может быть, предчувствует трагическую развязку своего конфликта с "темным царством". Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятся к ней с суеверным страхом.

Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, нравы обитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя реплики персонажей из различных явлений первого действия, преподаватель раскроет особое значение речи героев в драме. В диалогах раскрывается личность героя, его прошлое, его внутренний мир. Эмоциональная взволнованная речь Катерины в разговоре с Варварой, ее короткие реплики в сцене с Кабанихой помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины поэтической, глубоко несчастной, но не приниженной, не смирившейся. Такой вывод по итогам анализа первого действия важен для понимания идейного смысла драмы, ее оценки Н.А. Добролюбовым.

В работе над II-V действиями следует сочетать более подробный анализ узловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия. Вот предполагаемый материал для домашних заданий и работы на занятии.

Действие второе.

Явление второе. "Какими вы представляете себе Катерину и Варвару?"

Явление шестое. "Как характеризует Кабаниху ее слова о старине и молодости?"

Действие третье.

Сцена первая, явление первое. "Сравните рассказ Феклуши с рассказом Кулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в драму образ Феклуши?"

Явление третье. "Что нового о нравах "темного царства" узнаем мы из диалога Кулигина и Бориса?"

Действие четвертое.

Явление второе. "Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какие понятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этом диалоге?"

Явление четвертое, шестое. "Как удается драматургу передать настроение калиновцев?"

Явление шестое. "Как ведут себя участники кульминационной сцены? В каких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого из них?"

Действие пятое.

"Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как вы понимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких словах Бориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение Кабанова в седьмом явлении и его последние слова: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!"?

Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научить старшеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения. Отдельные сцены целесообразно прочитать по ролям, использовать прием устного рисования, обратиться к сценической истории пьесы или использовать аудиовизуальные средства.

Часто приходится встречаться с тем, что даже старшеклассники не могут высказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобрать материал для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его эстетической системы.

Нельзя объяснять бедность ученического восприятия ограниченными возможностями того или иного возраста. Нередко причины этого кроются в недостатках преподавания литературы или в отсутствии интереса к чтению книг.

Альтернативные программы по литературе ориентируют учителя на серьезные творческие поиски совершенствования уроков, на выбор разнообразных вариантов изучения конкретного художественного текста. Совершенствование читательской культуры учащихся предполагает развитие способности наслаждаться искусством, углубление способности воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Использование в школьном анализе элементов системного подхода заключается в опоре на концепции современного литературоведения, в постоянном углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением самостоятельно применять знания и понятия в деятельности на уроках, во взаимодействии теоретических посылок с рассмотрением образной специфики произведения, во взаимосвязи различных этапов изучения всего курса и каждой отдельной темы.

На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Кроме того, необходимо упомянуть о разработках тех педагогов-новаторов, которые на первый план в процессе обучения выдвигают приобщение к общечеловеческим ценностям. Так, Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

· Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

· Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

· Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

· Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

· Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

· Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41, с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

1. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

2. Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

· человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

· духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

· практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

· личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернационализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

Глава 2. Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности

Задачи урока:

1) образовательная:

закрепление навыков анализа текстов.

2) развивающая:

совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов;

развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста;

развитие умения аргументировано излагать собственную точку зрения.

3) воспитательная:

воспитание чувства ответственности за собственное дело, чувства долга, человеколюбия.

Оборудование:

тексты “Клятва Гиппократа”;

отрывок из рассказа М.А. Булгакова “Вьюга”;

энциклопедические словари и другая справочная литература.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему личной ответственности за свое дело. Касаться наш разговор будет медицины и работы врача.

Организация беседы.

Есть ли среди ваших близких врачи?

Как бы вы охарактеризовали профессию врача?

Какова степень ответственности врача за выполняемую работу?

Хотели бы вы посвятить себя в будущем медицине?

2.Первичное знакомство с текстами и заданиями.

Цель: подготовить выразительное чтение текстов.

Учащимся предлагается познакомиться с текстами

“Клятва Гиппократа” отрывком из рассказа “Вьюга”.

3.Работа с текстами на содержательном уровне.

Текст “Клятва Гиппократа”.

Организация словарной работы.

Учащимся предлагается объяснить имена собственные, упомянутые в тексте. Для этого предлагается воспользоваться материалами энциклопедии.

Учащимся каждой группы предлагается воспользоваться энциклопедическими словарями и справочниками.

Аполлон - из древнегреческой и древнеримской мифологии. Первоначально - божество, связанное с культом производительных сил земли и отвращающий от людей болезни и беды, так возникли его функции: бог-целитель, бог-прорицатель, а затем бог мудрости, покровитель искусства.

Асклепий - древнегреческая мифология - бог врачевания. При храмах Асклепия, где служители (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские Школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. Говорят, что даже воскрешали мертвых.

Гигиея - греческая мифология - богиня здоровья, дочь Асклепия. Отсюда слово “гигиена”.

Панакея - древнегреческая богиня - “всеисцеляющая” панацея - лекарство, исцеляющее от всех болезней у алхимиков.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Какие мысли и эмоции вызывает у вас “Клятва Гиппократа”?

Каким предстаёт перед нами врач в произведении?

Текст “Вьюга”.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Что вы можете сказать о враче N-ской больницы?

Как бы вы озаглавили данный текст? Какие слова текста использовали бы для этого?

4. Сопоставление.

Учащимся необходимо провести сопоставление текстов, и определить, что их сближает. Свое мнение предлагается подтвердить с помощью текстов.

5.Лингвистический анализ текстов.

Организуется работа в группах.

Задача: ознакомиться с вопросами, представить собственное мнение, обсудить мнения членов группы, приготовиться представить общее мнение группы классу.

Время работы 15-20 минут.

“Клятва Гиппократа”.

Вопросы и задания:

Определите стиль данного текста. Ответ аргументируйте.

Рассмотрите текст на лексическом уровне. Каковы особенности лексики?

Рассмотрите текст с точки зрения употребления частей речи.

Каковы синтаксические особенности клятвы?

Оцените текст с точки зрения эмоциональности.

Выпишите старославянизмы. Какова их роль в тексте?

Старославянизмы:

Отвлеченные понятия: разумение, наставление, учение, причинение, несправедливость, сечение.

Научные понятия: сечение, лечение, болезнь, абортивного.

Безвозмездно, воздерживаясь, предоставив, страдающих, неправедный, жизнь.

“Вьюга” М.А. Булгакова.

Вопросы и задания

Определите стиль. Аргументируйте ответ.

Озаглавьте текст.

Определите основную мысль текста.

Отметьте употребление имён числительных. Какова их роль?

Каким предстает перед нами врач N-ской больницы?

Какие языковые средства художественной выразительности использовал автор для создания образа врача? Аргументируйте ответ.

Заслушивание ответов групп. По ходу ответов одной группы другая может дополнять, задавать уточняющие вопросы. Поощряется высказывание аргументированной точки зрения, умение вести дискуссию.

6.Подведение итогов урока.

- Каким, по вашему мнению, должен быть современный врач?

- Какие черты характера должны быть ему присущи?

- Каким должно быть отношение врача к собственному делу?

- Изменилось ли положение врача, степень его ответственности за дело за прошедшие века?

7.Домашнее задание.

Учащимся предлагается обсудить дома с родителями тему и содержание урока.

Написать эссе на тему:

“Эвтаназия. Какой должна быть позиция врача?”.

Для этого подобрать тексты из периодической печати или в Интернете по данной теме.

Тексты, использованные на уроке

Отрывок из рассказа “ВЬЮГА”

Я же, врач N-ской больницы, после того как отнял ногу у девушки, попавшей в мялку для льна, прославился настолько, что под тяжестью своей славы чуть не погиб. Ко мне на приём по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Арифметика - жестокая наука. Предположим, что на каждого из ста моих пациентов я тратил по пять минут. И, кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни спать, ни пить. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меня на роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять. Тёмная влажность появилась у меня в глазах, а над переносицей легла вертикальная складка, как червяк. Ночью я видел в зыбком тумане неудачные операции, обнаженные рёбра, а руки свои в человеческой крови и просыпался, липкий и прохладный, несмотря на жаркую печку-голландку. На обходе я шёл стремительной походкой, за мной шёл фельдшер, останавливаясь у постели, на которой тая в жару и жалобно дыша, болел человек, я выжимал из своего мозга всё, что в нём было. Пальцы мои шарили по сухой пылающей коже, я смотрел в зрачки, постукивал по рёбрам, слушал, как таинственно бьет в глубине сердце, и нёс в себе одну мысль: как его спасти? И этого! Всех! Шёл бой. Каждый день он начинался утром при бледном свете снега, а кончался при жёлтом мигании пылкой лампы - “молнии”. Я написал в уездный город и напомнил о том, что на N-ском участке полагается и второй врач. Через три дня пришёл ответ. Заключали письмо некоторые приятные отзывы о моей работе. Окрылённый ими, я стал накладывать гипсовые повязки. Во вторник приехало не сто, а сто одиннадцать человек. Заснул я, стараясь угадать, сколько будет завтра, в среду. Мне приснилось, что приехало девятьсот человек. Утро заглянуло в окошко спальни как-то особенно бело. Я открыл глаза, не понимая, что меня разбудило. За окном творилось что-то, мной еще никогда не виданное. Вертело и кружило белым косо и криво, вдоль и поперек, словно чёрт зубным порошком баловался.

По рассказу М. Булгакова “Вьюга”

“Клятва Гиппократа”

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Заключение

Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.

Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.

Восприятие художественной литературы как присвоение художественных ценностей невозможна без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Это - сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Воспринимая литературное произведение, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередко определяется влиянием товарищей, их реакцией. Подросток озабочен мнением о себе сверстников, он эмоционально напряжен и боится проявить свои чувства растроганности, волнения, сопереживания, ибо ему кажется, что над ним будут смеяться, заподозрят в “детскости” и пр. Особенно выражена эта зависимость от сверстников у подростков - мальчиков.

Однако подросток стремится к активному действию, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, тем более что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников.

Для того чтобы произведение художественной литературы могло выполнить свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Отсюда вытекает важная психологическая задача - понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому изучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненный интерес.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.) - документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения. С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к современной социокультурной ситуации.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение. Надежды на решение подобной проблемы возлагается, как правило, на правительство, а также на наше общество, которому должна быть небезразлична своя собственная судьба, а также перспективы развития.

Список литературы

1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л .Семановой. - М., 1987.

2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М., 1979.

3. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

4. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. - М., 1984.

5. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. - Л., 1972.

6. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. - М., 1969.

7. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения. - М., 1971.

8. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.

9. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе . - Л., 1983.

10. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.

11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.Н., Университетское, 1990.

12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

13. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

14. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

15. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

16. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4,

17. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

18. Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6,

19. Ильин И. А. Философия и жизнь//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 60.

20. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925. С. 101

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты