|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: "Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей"Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: "Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей"Министерство образования и науки Украины Украинская инженерно-педагогическая академия РЕФЕРАТ по дисциплине «Методика профессионального обучения” на тему: “Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” 2009 Содержание 1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” 2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” 3. Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист 4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста 5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста 6. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста 7. Постановка тактических целей обучения 8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства 9. Выбор системы производственного обучения 10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста 1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” Анализ профессиональной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” Электроэнергией является наиболее универсальный вид энергии. Она очень просто и экономично может быть преобразована в другие виды энергии - тепловую, механическую, световую и т.д. Электроэнергия находит себе применение в подавляющем большинстве действующих электроустановок различного назначения, поэтому она имеет большое влияние на работу развитие всех отраслей народного хозяйства страны. В перечень умений электромонтера по эксплуатации распределительных сетей входит обслуживание оборудования распределительных пунктов (РП), трансформаторных пунктов(ТП), ВЛ ЛЭП и КЛ ЛЭП; ремонтировать оборудование РП, ТП, ЛЭП, устранять неисправности; измерять нагрузку и напряжение в различных точках сетей; подготавливать рабочее место; подготавливать и включать новые РП, ТП, ВЛЭП и КЛЭП; монтажа распределительных сетей, монтажа и демонтажа простых электроустановок, т.е. эти кадры востребованы и на предприятиях производства и распределения электроэнергии, промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, и в коммунальном хозяйстве городов и поселков. Образовательный уровень: профессионально-технический. Образовательно квалифиционный уровень: квалифицированный рабочий IV разряда Учебное заведение: ПТУ. 2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” Существует четыре вида профессиональной деятельности: технологическая, организационная, научно-исследовательская и проектно-конструкторская. В силу уровня своей квалификации электромонтер по эксплуатации распределительных сетей не может заниматься ни научно-исследовательской, ни проектно-конструкторской деятельностью - в его обязанности входят лишь технологическая в рамках узла и организационная в рамках бригады. Поэтому выполняемые виды профессиональной деятельности, соответствующие образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста приводятся в таблице 1.1. Таблица 1.1-Соответствие выполняемых видов профессиональной деятельности образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста
Технологическая деятельность состоит из очень многих и разнообразных видов работ: от пробивки гнезд, отверстий и борозд по готовой разметке, чистки оборудования РП и ТП, окраски оборудования, кабелей и шин до ремонта оборудования РП и ТП, ЛЭП, монтажа распределительных сетей, испытания изоляции распределительных сетей. В организационную деятельность входят: организация рабочего места; организация работы бригады; проведение инструктажа по соблюдению правил гигиены, правил использования электрооборудования и распределительных установок, по технике безопасности; внедрение передовых методов труда, рациональных приемов работы, способов организации труда и рабочего места. 3 Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист В профессиональной деятельности специалиста можно выделить наиболее общие группы действий, выполнение которых может быть продиктовано местом его использования, ситуацией на производстве. Такими группами действий или трудовыми процессами могут быть монтаж, эксплуатация, ремонт, контроль и т. д. Таким образом группы трудовых процессов и их характеристика представлена в таблице 1.2. Таблица 1.2 - Характеристика групп трудовых процессов.
Принимая во внимание все эти характеристики, приведенные в табл. 1.2. и что наш рабочий по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” занимается эксплуатацией распределительных сетей, то можно сделать вывод, что трудовые процессы, выполняемые электромонтером по эксплуатации распределительных сетей, относятся ко второй группе, т.к. отсутствует определенный комплекс операций выполнения разного рода работ. 4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей в силу своей квалификации может заниматься следующими видами деятельности: 1. технологической в рамках узла: · эксплуатацией; · обслуживанием; · текущим ремонтом; · технологическим управлением; · контролем параметров; 2. организационной в рамках бригады: · организация рабочего места и труда рабочих; · проведение инструктажа, проверка ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ, ПУЭ и допуск рабочих к выполнению работ. Выполняя данные виды деятельности, данный специалист может работать на таких предприятиях: районные электрические сети, электрические станции, на заводах в электрических цехах. Уточнения профессионального назначения и условий использования специалиста приведены в таблице 1.3. Таблица 1.3 - Профессиональное назначение и условия использования специалиста
5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста В данном разделе рассматривается функциональная структура деятельности специалиста по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. Здесь раскрывается суть системного подхода к организации профессиональной деятельности специалиста. Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта. Субъект деятельности - группа (индивид), которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей. Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, то, что в конечном итоге преобразуется в продукт. Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности. Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью. Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, который он приобретет при достижении цели. Средство - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность. Соответствие функциональной структуры деятельности специалиста и квалификационных требований к нему приводится ниже в таблице 1.4. Таблица 1.4 - Функциональная структура деятельности специалиста и предъявляемые к нему требования.
6. Определение квалификационных требований и условий аттестации специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” Срок обучения специалиста - 3,5 года Уровень квалификации специалиста- 4 разряд Конкретные разряды присваиваются учащимся по окончанию училища в зависимости от результатов квалификационных экзаменов и производственных показателей, достигнутых ими во время производственной практики на предприятии, с учетом успеваемости по профилирующем предметам. Экзамены проводятся по специальной технологии, электроматериаловедению, правоведению и экономике. По предметам, которые не выносятся на экзамены, а также по спецтехнологии в тех случаях, когда учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся зачеты. Помимо зачетов и экзаменов преподаватели должны систематически контролировать знания учащихся путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ. Учащиеся осваивают следующие циклы учебных дисциплин: общеобразовательные, политехнические, специальные. К общеобразовательному циклу относятся следующие дисциплины: украинский язык и литература, история, социология, этика и психология семейной жизни, иностранный язык, математика, основы информатики вычислительной техники, география, биология, физика, основы права, химия, физическое воспитание, начальная военная подготовка, основы экономических знаний. К политехническому циклу относятся дисциплины: производственное обучение, электротехника, техническое черчение, электроматериаловедение, автоматизация производства на основе ПК. К специальному циклу относятся дисциплины: специальная технология, производственное обучение. В конце обучения учащийся проходит технологическую и преддипломную практики. Как правило, эти практики проходят одна за другой. Целями этих практик является закрепление приобретенных знаний, умений и навыков; получение практического опыта выполнения производственных операций по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. На преддипломной практике ученик собирает информацию и разрабатывает спецвопрос по дипломному проекту, после чего ученик выходит на защиту дипломного проекта, чем и заканчивается его обучение. Уровень и качество подготовки специалиста оценивает аттестационная комиссия, в ее состав входят: преподаватель спецтехнологии; мастер ПО; завуч по учебной работе; завуч по воспитательной работе; представитель от предприятия (гл. энергетик); директор ПТУ. 7. Постановка тактических целей обучения На уровне этапного целеобразования глобальная цель дифференцируется в основные цели по этапам подготовки. В случае профессионального образования к этапам подготовки относятся различные циклы дисциплин: гуманитарные, социально-экономические, профессионально-ориентированные и т.д. В случае деятельности инженера-педагога сюда можно отнести цели на этапах общетехнической и профессиональной подготовки, которые являются тактическими целями и заключаются в освоении общетехнических и профессиональных дисциплин. Постановка тактических целей подготовки электромонтера по эксплуатации распределительных сетей представлена в таблице 1.5. Таблица 1.5 - Постановка тактических целей подготовки специалиста.
8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства На сегодняшний день одной из самых распространенных концепций формирования структуры теоретического обучения профессиональной подготовки является концепция Леднева В.С., согласно которой набор учебных курсов профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объекта изучения деятельности и структуры деятельности. В качестве структуры деятельности принимается профессиональная деятельность специалиста, которая включает в себя проектирование, технологию, научные исследования, организацию и управление. В качестве объекта изучения принимается отрасль народного хозяйства и составляющие ее подобъекты, которые лежат в основе данной профессии. Программа профессиональной теоретической подготовки рабочего специалиста в зависимости от объекта изучения представлена ниже в таблице 1.6. Таблица 1.6 - Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки специалиста.
Система производственного обучения - объективное единение содержания форм, методов обучения и дидактических средств профессиональной подготовки, которая обеспечивает учащимся возможность последовательно овладеть трудовыми приёмами, комплексом трудовых операций и видами работ, характерных для данных профессий. Существуют следующие виды систем производственного обучения: предметная - построена по видам продукции, которые выпускаются; ученик выполняет те же детали, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает список изделий, которые изготавливаются; операционная - предусматривает последовательное усвоение учениками отдельных операций, которые усложняются; операционно-предметная - изучение операций в процессе изготовления деталей растущей сложности; операционно-поточная - ученик выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту; «ЦИТ» - предусматривает распределение трудового процесса на составляющие части - трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика; операционно-комплексная - предусмотрено усвоение учениками основных приемов выполнения операций и постепенное усложнение комплексных работ; последовательность операций, а также подбор объектов и размещение их в определенной последовательности; приемо-комплексно-видовая - выделяют самые важные элементы профессии - приемы труда, виды робот - и обеспечиваются овладение приемами работы в каждом виде и следующее соединение приемов в комплексы; проблемно-аналитическая - происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего следует изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений по их решению, изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулированию и контролю. Структурными элементами систем производственного обучения являются: содержание; формы обучения; методы обучения; средства обучения Исходя из выбранных форм обучения, можно говорить о целесообразности выбора операционно-комплексной системы производственного обучения для нашего специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. Достоинство: · исследуемые операции постоянно закрепляются при выполнении следующего комплекса работ, · ученики обучаются приемам и способам выполнения работ в тех соединениях, которые могут встречаться на производстве. Недостатки: · рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях 10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста Сводно-тематический план - это документ, который включает в себя тематику специальных дисциплин, регламентирует последовательность изучения тем и количество часов, которое отводится на их изучение, посеместровое деление учебных курсов, отражать формы обучения. Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” представлен в таблице 1.6. Таблица 1.6 - Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста.
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |