|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектная деятельность учащихсяПроектная деятельность учащихсяПроектная деятельность учащихся Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ-ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует тех-нологические, технические, экономические и другие знания для вы-полнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реа-лизации. Проектирование - это деятельность по осуществлению измене-ний в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектив-ное образование - это образование, предполагающее, с одной сторо-ны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение исполь-зованию старых и производству новых знаний в форме новых проек-тов. Метод проектов возник в 20-е годы нынешне-го столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ-ским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследова-ния в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском уни-верситете), а также его уче-ником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обу-чение на активной основе, через целесообразную деятель-ность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения воз-никли в России практически параллельно с разработка-ми американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно ис-пользовать проектные методы в практике преподавания. В настоящее время учебное проектирование все более становится ос-новным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности. Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специ-фический характер. Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее использовать образовательный и воспитатель-ный потенциал метода проектов, а также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования. Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях. В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные, экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже уникальными инди-видуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим. Следует признать, что теория проектирования сложных объектов до сих пор разработана не полностью. Даже в солидных технических вузах весьма робко преподаются только основы такой теории, хотя курсовые и дипломные проекты студентами выполняются. В то же время проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в частности такие: не принимать решения без анализа; не счи-тать метод проб и ошибок рациональным; расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения; стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и последовательности не наблюдается; составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и толь-ко затем переходить к изучению литературы и других баз данных; подходить к любому вопросу разносто-ронне и системно; считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом со-ответствуют конкретным условиям, цели; учитывать, что принципиально новые решения часто восприни-маются как нереальные, фантастические или просто плохие. Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найден-ных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности. С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродук-тивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспом-нить слова замечательного авиаконструктора О.К Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовле-творяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных по-казателей производства, по большому счету -- потребностям людей. Умение пользоваться методом проектов -- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессив-ной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся: технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее по-следствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности; технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики. Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры. Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной "творческая проектно-технологическая система". Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи, уважения и т.д. Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не ограничивающихся пределами одного класса. Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения. Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни. Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это оказывает на личность. Этапы проектной деятельности 1. Проблема. Это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникнове-ние проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он мо-жет помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько! еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком. Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй. 2. Осознание проблемной области. Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сра-зу все - очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее? Возможно, самое главное - приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект, ре-зультаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим, важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, ме-шающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить. 3. Выявление конкретной потребности, мини исследование, К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема, и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует про-вести I мини исследование, в процессе которого "примеряется" каж-дая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и опреде-ление степени надобности в зависимости от обстоятельств. Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться - после ее выполнения до-вольно легко пройти 4 этап нашего плана. 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка. Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе человек нуждается, например, в спортивной сумке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить спортивную сумку. 5. Выявление основных параметров и ограничений. Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например, это может выглядеть следующим образом: Разрабатываемая спортивная сумка должна: не превышать размеров 50 х 25 х 25 см; иметь низкую себестоимость; быть многофункциональной и универсальной; иметь красивый эстетический вид и т. д. II мини исследование (выявление традиции, истории, тенденций) Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом. 6. Выявление традиций, истории, тенденций. Как вы думаете, можно ли еще раз изобрести велосипед? Конечно, если не знать, что он уже давно изобретен. Поэтому, если мы хотим создать что-то свое, новое, оригинальное, опираясь при этом на уже имеющееся, причем создать вещь современную, качественную, то необходимо провести исследование на выявление традиций. 7. III мини исследование. Построение "звездочки обдумывания". На этом этапе необходимо провести Ш исследование. Оно заключается в составлении "звездочки обдумывания". Надо взять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, которое необходимо, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются: 1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы? 2. Какие необходимы инструменты и оборудование. Из всего пере-численного отдельно записать: а) есть в наличии у тебя; б) есть в школьных мастерских. 3. Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать. 4. В каком стиле будет изделие (изобретение), соблюдает ли оно традиции и современную моду. 5. Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен и с другими потребностями. 6. Необходимо кратко записать все этапы моделирования и конструирования. 7. Обязательно поэтапно записать всю технологию изготовления. При написании 6 и 7 пунктов необходимо учитывать технику безопасности и выделить самое существенное. 8. В конце .работы необходимо подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным 8. Выработка идей, вариантов, альтернатив. После составления "звездочки обдумывания" осуществить переход к IV исследованию "Выработка идей, вариантов, альтернатив". Для этого надо еще один чистый лист. На нем необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Необходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к V исследованию. 9. Анализ и синтез идей Выбор оптимального варианта. Всем идеям необходимо вынести вердикт "да" или "нет". Дня этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость. Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей. 10. Выбор материала. "Звездочка обдумывания". Это сложный этап, т.к. не всегда известны качества и свойства различных материалов. Необходимо записать несколько наименова-ний, необходимых материалов и каждый из них обсудить с родителя-ми и учителями. 11. Выбор инструмента, оборудования, Выбор инструмента и оборудования аналогичен 10 этапу. Но лучше его начинать писать сразу с кем-то из взрослых. У них опыта больше и они подскажут оптимальные и лучшие приспособления (инструменты) для выполнения творческого проекта. 12. Разработка технологического проекта. Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости. При выполнении 7 этапа кратко записывались этапы технологии изготовления изделия. Вместе с учителем (но сначала продумать, почитать учебники и книги самостоятельно, разобрать каждый этап отдельно) обсудить все технологические этапы, определить ошибки, которые не всегда можно заметить самостоятельно, да и знаний учащегося может быть недостаточно для выполнения различных этапов технологиче-ского изготовления. Обсудив с учителем 3 последних этапа (10, 11, 12), необходимо перейти к конкретным действиям. 13. Организация рабочего места. Необходимо организовать рабочее место. При этом надо учи-тывать следующие факторы: освещенность; проветриваемость (или наличие вентилятора); оборудование рабочего места; соблюдение технических норм и правил безопасности и т.д. 14. Экономическое и экологическое обоснование. Надо подсчитать себестоимость изделия, пользуясь специаль-ной литературой по экономике. При этом можно опираться на 9 пункт. 10 пункт поможет при экологическом обосновании проекта. 15. Контроль качества. Существуют определенные критерии проверки и оценки каче-ства творческого проекта. Они приводятся во второй главе нашей книги. И при изготовлении изделия необходимо постоянно следить и выполнять их. 16. Выполнение технологических операций. Следует еще раз проанализировать все этапы технологического процесса и приступить к работе. При этом не следует забывать о тех-нике безопасности; охране труда и критериях качества. 17. Коррекция. Необходимо вернуться к 5 и 8 этапам и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман и нарисован. Если есть недочеты, то подкорректировать их или устранить. 18. Контроль, испытание. Испытать изготовленное изделие сначала самостоятельно, а по-сле с учителем и друзьями. Они проконтролируют и дадут свою оценку проекту. 19. Записки, реклама. Необходимо все действия (этапы) зафиксировать на бумаге в чистом виде. В самом начале записей должен быть товарный знак, название компании и небольшой рекламный проспект. 20. Оформление. Ознакомить с требованиями к оформлению проекта и приступить к работе. 21. Самооценка. Вернуться ко 2, 4 и 7 этапам. Проанализировав их, надо дать самооценку. При этом необходимо учитывать: сделано ли то, что за-планировано, получился ли проект, доволен ли им автор, хочет ли что-нибудь в нем исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу. 22. Защита проекта. Выполнив все перечисленные выше этапы, можно прекрасно защититься, т.к. выполняемому будет известно все «от А до Я». Литература 1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996 2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1 3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1 4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |