|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Профессиограмма учителяПрофессиограмма учителя4 Зачетная работа по введению в специальность на тему: "Профессиограмма учителя" Выполнила: Студентка ЗО: 2008 г. "…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный - распахнутый для детей - вот каким должен быть учитель". С. Соловейчик Начиная со слов С. Соловейчика, мы понимаем, что страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и человечностью. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных качеств. Важнейшими профессиональными качествами являются: владение предметом преподавания, методикой, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение образовательными технологиями, организаторские умения и навыки, научная увлеченность, педагогический такт, педагогическая техника, коммуникативные навыки, ораторское искусство и т.д. И все-таки, пусть это звучит банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Однажды они как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до конца дней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников. Но одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Раньше составлялись так называемые профессиограммы учителя (перечень обязательных качеств). Первые профессиограммы для учителей были созданы в 20 - 30-е годы. Практически во всех из них следующие требования: Хорошее физическое здоровье Уравновешенность характера Наличие развитой воли Предприимчивость, инициатива Организаторские умения и навыки Достаточно общее образование и хорошее знание своего предмета Стремление пополнить умственный багаж Знание ученического коллектива Социально-экономическая и политическая подготовка Знакомство с основными течениями рефлексологии, педагогики и методики Знание своего ученического коллектива Интерес к общественной жизни и участие в ней Ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы Знакомство с родственными формами политико-просветительской работы Внимательное и любовное отношение к учащимся Образцовое поведение учителя А вот отрывок из профессиограммы учителя социалистических времен: владение методиками и методами обучения и воспитания, общая эрудиция, педагогическое мастерство, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, коммунистическая убежденность и целеустремленность, владение ТСО и новейшими методами обучения, любовь к детям, умение понять детей, знание методов коммунистического воспитания и умение их применять, убежденность, настойчивость, оптимизм, систематическое повышение идейно-политического и специального уровня, высокие моральные качества, личный пример во всем и т.д. Как мы видим из вышесказанного профессиограмма учителя - это перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Учитель должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Образ "Я" учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое "Я", самоуважение. Отличительными чертами учителя являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности. Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания. Я.А. Коменский в работе "Великая дидактика" попытался определить свои требования к "универсальному учителю": каждый сам должен быть таким, каким должен делать других; каждый должен владеть искусством делать других такими; быть ревнителем своего дела - должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания. Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Исходя из функционального принципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе: информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел); конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, обучение и т.д.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр); организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок, внеклассные дела, которые проводит); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность, и воспитанность учащихся и т.д.). Психолог В.А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности. 1. Мировоззрение личности; 2. Положительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее. 1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей). 2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом). 3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются - или нет - в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря - педагогические способности) - это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл.1). 4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения). Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические, персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения. Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пять блоков. I. Психолого-педагогические умения. 1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу. 2. Самостоятельно анализировать педагогические явления. 3. Анализировать передовой педагогический опыт. 4. Проводить самоанализ. 5. Проявлять эмпатию к учащимся. 6. Организовать себя, управлять своим состоянием. II. Профессионально-личностные качества. 1. Потребность в самопознании. 2. Самостоятельность. 3. Трудолюбие и прилежание. 4. Самокритичность. 5. Дисциплинированность. 6. Культура поведения и общения. III. Частно-методические умения. 1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности. 2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы. 3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия. 4. Оценивать действия школьников и свою работу. 5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям. 6. Мобилизовать учащихся на познавательную деятельность. IV. Коммуникативно-организаторские умения. 1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами. 2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников 3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников. 4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение. 5. Уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу. V. Исследовательские умения. 1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. 2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива. 3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности. 4. Организовать эксперимент 5. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований. Профессиограмма может использоваться студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения и самоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросного листа профессиограмма может использоваться как форма анкетирования. А С Макаренко во вступительном слове к "Книге для родителей" написал "Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем". Если идти от функционального принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая классификация функций учителя: информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое), коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.); организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д). Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога - в широком смысле слова В учебниках педагогики прошлых лет авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя: организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел - экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т.д.); воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности); стимулирующую (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т.д.); координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система; работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами). Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании - терпение и контроль над своим поведением. Литература1. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. - М.: Академия, 2002. - 576 с. 2. Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск, 1999. 3. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. N 3. 4. Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дисс... канд. пед. наук. Тула, 1997. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |