рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида

КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Выпускная квалификационная работа

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДА

Научный руководитель

кандидат педагогических наук,

профессор Прокудин Б.Ф.

Коломна, 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительного профиля

1.1 Основы педагогических технологий физического воспитания в системе высшего образования

1.2 Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

1.3 Профессиональна психофизическая подготовка студентов машиностроительного профиля

Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования и их характеристика

2.2.1 Метод теоретического рассмотрения проблемы исследования

2.2.2 Педагогические методы исследования

2.2.3 Социологические методы

2.2.4 Оценка уровня функциональной подготовки

2.2.5 Психофизиологические методы исследования

2.2.6 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

Глава III. Разработка и обоснование методики совершенствования и коррекции профессионально важных психофизиологических свойств будущих инженеров-механиков

3.1 Составление профессиограмм инженера механика

3.1.1 Профессионально важные психофизиологические качества инженеров-механиков

3.1.2 Классификация профессионально важных качеств инженеров-механиков

3.2 Основы программы по физической культуре с профессиональной направленностью для студентов по специальности инженеры-механики

3.2.1 Методика совершенствования и коррекции профессионально- важных качеств у студентов, будущих инженеров-механиков

3.2.2 Физическая подготовленность специалистов

3.3 Содержание экспериментальной программы по физической культуре для студентов- двигателистов

3.4 Средства, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической подготовки экспериментальной группы

3.4.1 Программные установки технологии обучения физической культуры студентов экспериментальной группы

3.4.2 Основные компоненты программы

3.4.3 Формы занятий

3.5 Влияние занятий различными видами спорта на совершенствование профессионально важных качеств

Глава IV Эффективность технологии преподавания физической культуры для студентов-двигателистов

4.1 Особенности построения программы по предмету «Физическая культура» для студентов машиностроительного профиля

4.1.1 Общие основы построения физического воспитания студентов

4.1.2 Изменение психофизиологического состояния студентов-двигателистов при реализации экспериментальной программы по физической культуре

4.1.3 Особенности коррекции ПВК у студентов будущих инженеров-механиков

Практические рекомендации

Выводы

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие научно-технического прогресса привело к значительному увеличению механизации и автоматизации производственных процессов. Это обстоятельство привело к снижению физической нагрузки на специалиста. Одновременно в значительной степени увеличилась интенсивность и напряженность труда, повысилась индивидуальная ответственность инженера за результат его производственной деятельности. Все это в полной мере относится и к машиностроительному производству. В связи с этим повышается социально-экономическое значение качественной профессиональной, в том числе физической, подготовки специалистов, чей труд в условиях современного научно-технического прогресса имеет особое значение.

Немаловажное значение в современных социально-экономических условиях является необходимость профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Физическое воспитание в системе высшего образования опирается на новые технологии преподавания, обеспечивающие профессиональную психофизиологическую готовность.

В последнее время были сделаны попытки научного исследования профессионально-прикладной физической подготовки и в машиностроении.

Тем не менее, к настоящему времени психофизиологические особенности профессиональной подготовки специалистов по всему перечню инженерно-машиностроительных специальностей мало исследованы. Отсутствует обобщающий перечень основных профессионально важных психофизиологических качеств, недостаточно разработана методика их воспитания.

Представляется, что достаточный минимум развития профессионально важных качеств должен определяться параметрами модели и уровнем их значимости для обеспечения профессиональной готовности. Поэтому является весьма своевременным изучение влияния различных средств и методов физической культуры на воспитание и коррекцию профессионально важных качеств.

Таким образом, научное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки для всего периода обучения студентов машиностроительного профиля (на примере студентов-двигателистов) заключается в необходимости системного подхода к использованию всех форм, средств и методов, с помощью которых уровень развития профессионально важных качеств студентов к моменту окончания вуза будет доведен или максимально приближен к необходимым параметрам .

Цель исследования. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов машиностроительного профиля.

Объект исследования. Процесс физического воспитания студентов машиностроительных специальностей.

Предмет исследования. Методика профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов машиностроительных ВУЗов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что профессиональная направленность физического воспитания студентов машиностроительных специальностей в ВУЗе, ориентированная на получение соответствующих знаний, будет стимулировать к физической активности, повышать интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, улучшать психофизиологическое состояние, физическую работоспособность и состояние здоровья.

Научная новизна. Состоит в том, что определена методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов машиностроительных специальностей в системе физического воспитания в ВУЗе, а именно:

- выявлены профессионально важные для специалистов инженеров-машиностроителей психофизиологические качества и показана возможность их эффективного развития путем применения в учебном процессе по физическому воспитанию специально подобранных средств и методов;

- экспериментально обоснована эффективность влияния разработанной программы физического воспитания с профессиональной направленностью на оптимизацию психофизиологического состояния студентов машиностроительных специальностей;

- доказано, что занятия по экспериментальной программе, воздействуя на мотивационно-эмоциональную сферу студентов, ориентируют их на проявление большей физической активности и самостоятельности, увеличивают интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности.

Практическая значимость. Заключается в разработке и внедрении в учебный процесс по физическому воспитанию для студентов 1-3 курсов машиностроительных ВУЗов (факультетов), программы по физическому воспитанию с профессиональной направленностью:

- разработан учебный план с профессиональной направленностью по физической культуре для студентов машиностроительных специальностей;

- определены конкретные средства и методы ППФП студентов машиностроительных специальностей;

- определены организационные формы ППФП.

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

1.1 Основы педагогических технологий физического воспитания в системе высшего образования

Существенные преобразования, происходящие во всех странах и в России, доказывают о изменение общественного мнения от “индустриализации” в сторону “информатизации” или “информационно-индустриализации.” Общество с информационно-индустриальными запросами предъявляет современные требования к системе образования в России, по-новому заставляют взглянуть на профессиональное обучение, подталкивают активнее внедрять новое в образование.

Улучшение качественной подготовки инженеров-двигателиствов в стране реально в связи с внедрением в образование научных методик ВУЗами инженерно-технического профиля, при интенсивном применении новейших педагогических технологий.

Современная система образования, которая удовлетворяла потребности индустриального общества и качественно способствовала его успехам, в данный момент все больше противоречит потребностям развивающегося информационно-индустриального общества, которое предъявляет спрос на образование и профессиональную подготовку в более разнообразных формах по сравнению с существующими. Современное общество должно стать таким, чтобы ему были доступны новейшие информационные технологии, имелся доступ для связей во всем мире с постоянной потребностью к новым знаниям и технологиям. Благополучное развитие общества требует и развития всей системы образования.

Естественно, качественно новая система образования обязана базироваться на новых технологиях преподавания, составляющих базовую основу профессиональной психофизиологической готовности членов общества.

Так Г.М. Соловьев заметил, что образовательная система обязательно предполагает три основные фактора: информацию, включающую концепцию и принципы, на которые опирается система (научность, доступность, перспективность, последовательность, трансформация стратегий и др.); инструментальную (орудия труда, программное и учебно-методическое обеспечение, учебные помещения и др.); социальную (кадры и их готовность к реализации цели).

Все три составляющие технологии взаимосвязаны и зависимы: изменение одной влечет за собой изменение двух других. Трудность задач, поставленных перед образованием, затрудняет весь образовательный процесс, который может быть качественно внедрен в систему образования, где важную неотъемлемую часть будут иметь новые педагогические технологии.

Улучшение качества преподавания по новым информационным технологиям и использование их в учебном процессе, позволяет студентам действовать более активно в процессе обучения, а преподавателям - иметь обратную связь.

В процессе высшего профессионального образования важнейшей формой обучения является улучшение качества обучения специалистов страны в сфере образования и результатом более качественного и активного внедрения научного и учебного материала и опыта лучших вузов.

Основными формами обучения, кроме известных дидактических принципов теории методики физического воспитания, для подготовки профессиональной психофизиологической готовности является:

– принципы современности есть потребность познания всякой специальности с учетом требований и перспективами;

– принцип системности отражает комплексный подход к образованию, в котором во время обучения каждая изучаемая дисциплина является неотъемлемой частью в единой системе профессиональных знаний, направленных на обучение с требуемым уровнем подготовки специалистов;

– принцип фундаментальности выражает тенденцию необходимого восприятия студентами современного состояния теории и практики в изучаемой дисциплине, создающего основу для эффективного обучения учебного материала и улучшения способности самостоятельно решать проблемы во время учебного процесса по обновлению знаний;

– принцип активности выражает взаимную заинтересованность преподавателя и каждого студента в непосредственном участии по преодолению поставленных целей обучения с применением поощрительных действий;

– принцип контролируемости и управляемости предъявляет требования к стабильности и ритмичности обучения, обязательного контроля и возможности внесения корректирующих возможностей.

К таким принципам ввиду происшедшего в последние годы убыстрению процесса информатизации образования и его развития на базе твердой позиции к интеграции вузовского обучения следуют так же:

- принцип информатизации, направленный на заинтересованность к процессу, как к информационной среде, являющейся своеобразной базой информационных передовых технологий обучения, в масштабах которых происходит накопление, хранение, поиск, передача, обработка, анализ, изменение и распространение информации на базе практического использования современных методов и технических средств;

- принцип интеграции, выражающий социальную потребность объединения современных информационных ресурсов, собранных в научно-образовательной системе при помощи применения современных информационно-компьютерных технологий.

Задачи обучения могут быть кратко обозначены таким образом:

- удовлетворение потребностей специалистов в образовательных услугах (факультет переподготовки и повышения квалификации);

- увеличение потребностей подготовки кадров;

- содействие ускоренному освоению профессиональных умений и навыков;

-понимание роли физической культуры в развитии личности для достижения высокопроизводительного труда в избранной профессии;

-умение при помощи средств физической культуры и спорта активно отдыхать и восстанавливаться в общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

- активизация на индивидуальное обучение и усиление познавательной деятельности специалистов.

Смысл “профессионального образования “достаточно широк. К конкретным задачам относятся такие, как приобретение воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических - психофизиологических и личностных качеств, прикладных специальных качеств, прикладных умений и навыков.

Переориентация профессионального образования должна осуществляться в соответствии с основным положением предусматривающим:

- развитие гармоничной личности и ее творческого потенциала, как основной политики образования учащейся молодежи;

- нацеленность образования на удовлетворение социальных запросов и потребностей учащейся молодежи с учетом способности, склонностей, интересов мотивов;

- обеспечение индивидуальности образования и социализации личности;

- формирование личности и ориентирование ее на самосовершенствование самообразование и уважительное отношение к духовным ценностям общества;

- обеспечение взаимосвязи общего и профессионального образования;

- формирование профессионально-прикладной педагогики на базе взаимосвязи физического и трудового воспитания;

- формирование личности и общества на потребности к физической активности посредствам физической культуры.

Таким образом, реорганизация профессионального образования находится в тесной связи с физической подготовкой. На основе физической подготовки формируются прикладные знания, прикладные физические качества, прикладные психические и личностные качества, прикладные специальные качества, прикладные умения и навыки.

В настоящее время создана теория физической культуры личности студента, основанная авторами и др., что дает основание на пересмотр существующей системы физического воспитания с позиции индивидуализации, основная идея которой воспитание у молодежи личностных качеств, создание условий для пробуждения у человека потребности быть личностью.

В литературе методических и научных разработок нет единого мнения по вопросу методики учебного процесса и физического воспитания. Некоторые авторы считают, что учебные занятия в ВУЗах должны сводиться к развитию в определенной последовательности физических качеств. В некоторых случаях авторы акцентируют систему физической подготовки студентов в вузах на основе спортивно-технической подготовки в определенных видах спора. В таких случаях выбирают виды спорта которые позволяют культивировать спортбаза ВУЗа, а так же учитываются интересы студентов.

Поэтому напрашивается вывод, что необходимо решать вопрос о создании новых технологий подготовки специалистов и разработки новых структурных построений процесса физического воспитания в ВУЗе. Изучение процесса совершенствования физического воспитания студентов свидетельствует о том, что единого подхода к построению учебно-воспитательного процесса, организации, планированию, распределению единого программного материала, выполнению нагрузки, учебной, факультативной и вне учебной деятельности, в ВУЗах страны нет.

М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев вывели несколько противоречий между:

- наличием цели воспитания и отсутствием полных данных, составляющих физическое воспитание личности;

- наличием современных представлений о воспитании физической культуры и отсутствием нужных технологий, их обеспечивающих;

- формирование определенных прикладных знаний, физических психических и специальных качеств и состоянием психофизиологической подготовленности и здоровьем учащейся молодежи.

Во время обучения в ВУЗе студент получает знания, что является как бы технологическим процессом. В связи с этим педагогическая наука предлагает систему образовательных структур и показывает примеры их практического применения. Основными на данный период признаются педагогические новации компьютерно-информатизационных достижений, повсеместное распространение новейших технологий, интенсивного личностно-ориентированного обучения.

Разными авторами современная педагогическая технология подразумевается как модуль учебно-воспитательного процесса, как проект этого процесса, как основные закономерные принципы его организации, как средство учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как формы операции, способы, условия, методы, организации учебно-воспитательного процесса.

Работы В.П. Беспалько, В.Д. Шадрикова, систематизируют основные направления современных педагогических технологий. Педагогическая система конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат, на достижение конкретной цели, на высокие требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к физической и психической деятельности студента. Социальная важность его занятий отражена в действующей вузовской программе. С точки зрения педагогики, это основная задача. Следует учитывать, что основополагающей задачей государственного образования является качественная подготовка специалиста. Важнейшей задачей кафедры физического воспитания является обеспечение необходимого уровня профессиональной психофизиологической подготовки выпускников. Поэтому методика преподавания физической культуры обязана обеспечивать системный подход к подготовке будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств, психоморальных способностей, соответствовать реальным образовательным запросам студентов.

В доступной нам литературе вопросы обучения педагогической технологии физического воспитания при подготовке специалистов в ВУЗах с профилем инженеров-механиков изучены слабо. Высокие требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к физической и психической подготовленности трудящихся, социальная важность их труда, делают особенно актуальной создание современной технологии преподавания физической культуры в ВУЗах, выпускающих инженеров технического профиля с целью приобретения выпускниками необходимого для инженеров-механиков уровня профессиональной психофизиологической готовности.

1.2 Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Физическая активность человека довольно разнообразна и различается не только обширным напряжением силовых возможностей, но и социальным духовным уровнем. Также разносторонни его возможности. Поэтому затрудняется ее количественные, качественные, описательные оценки. Ввиду этого возникает необходимость в модулировании физической работы необходимость применять различные тренажеры и тесты. Самым эффективным в этом отношении оказались спортивные движения и тренировки.

Различными авторами непосредственно на моделях спортивной двигательной активности человека происходит существенно-полезные преобразования функционального состояния организма. Функциональное развитие человека - проблема многообразная. Природа человека, его проживание в материальном, духовном и нравственных мирах - это основная задача из всех, которые когда-либо вставали перед человечеством на протяжении его многовековой истории.

Наблюдением за функциональным состоянием человека наука занимается довольно-таки много. Ввиду того, что функциональное состояние - явление разностороннее, напрашивается вывод о системном подходе к проблеме и комплексном, всестороннем методологическом и методическом обучении. Ввиду своего сложного построения, функциональное состояние человека в большом мире отличается тем, что в нем неразрывно связано биологическое и социальное. При том социальное - это тот механизм, который направляет не только психику и сознание человека, но и двигательную активность и, следовательно, функциональное состояние его организма. Всестороннее изучение этой темы специалистами разных направлений в науке (генетиков, физиологов, анатомов, психологов, социологов, философов) утвердительно доказывает это.

Исследуя функциональное состояние, авторы ставят перед собой разные задачи: восстановление функций после заболевания, развитие умственной, физической работоспособности, совершенствование способностей и одаренности развития резерва психических и физических возможностей. Возможности воздействия на быстроту реакции психических процессов, возможности двигательной активности и поведения, изменения степени приспособленности человека к самым различным изменениям внешней и внутренней среды.

Для преодоления этих проблем пробовались разные методы влияния на управление функциональным состоянием. Все эти задачи в итоге находились в неразрывной связи с определенным функциональным состоянием органов, состоящих в системе, и механизме включения их в работу под воздействием какого-либо действия, которые могут быть дозированы. При каких-либо нарушениях функций органа исследование определяет состояние механизмов, восстанавливающих это изменение. Поэтому используют всевозможные функциональные физические или фармакологические пробы и тесты.

Вопросы предсказания функционального состояния организма человека в ситуациях его повседневной трудовой деятельности приобретает все большее значение. В связи с этим все больший смысл приобретает необходимость научных знаний об индивидуальных функциональных возможностях человека для достаточно надежного и высокопроизводительного выполнения профессиональной деятельности без нарушения здоровья и ухудшения его психофизиологического состояния.

Любая трудовая деятельность влечет перестановку функционального состояния организма или отдельных органов. Определение характера нагрузки энергетических затрат влияние организма на напряжение становится актуальной в современной физиологии труда.

Познание процесса привыкания, приспособления организма человека к всевозможным ситуациям и изменениям внешней среды является необходимой и трудной проблемой современности. Приспосабливаемость стала основополагающей в эволюции, так как ее законы закрепляются генетически и передаются по наследству.

Всякий вид приспосабливаемости, в процессе развития происходит через период декомпенсации, за которым следуют поиск стабильного состояния в данных условиях, а потом наступает период качественного и устойчивого приспособления к данным условиям.

Замечено, что множественная реакция организма в итоге может быть обусловлена двумя параметрами. Это реакции краткой приспосабливаемости, основывающейся на рефлекторных реакциях и долговременной адаптации. Для нее возможны множественные воздействия для того, чтобы выработать и закрепить качественные и количественные сдвиги в реакциях организма. Изменения в организме от ситуации срочной адаптации к ситуации долговременной адаптации, имеют исключительное значение в адаптационном процессе. Такие изменения происходят при помощи прибавления мощности конкретной адаптации.

В.П. Казначеев, вынес на рассмотрение процесс адаптации организма (его способность) к изменениям внешней среды. Выявление разновидностей адаптационных процессов и вариантов их развития имеет доминирующее значение для определения и осуществления профилактики, не допускающей нарушения регуляторных механизмов.

К данному времени есть большой выбор материала, указывающий на значительные возможности адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, в частности, к влиянию негативных воздействий в условиях трудовой деятельности.

Изучение научных разработок по теме адаптации человека в условиях экстремальной жизни и деятельности подразумевает, что время реакции на формирование адаптации в прямой зависимости от качественного и количественного различия воздействия факторов на организм. Реакция в воздействии защитных функций организма наблюдается при совместном воздействии холода и мышечной работы, холода и кислородного голода.

Приспасабливаемость реакции наблюдается при воздействии тепла и мышечной нагрузки, стимулирующей адаптацию к гипоксии. Чередование экстремального действия (нагрузку, покой, гипоксия, холод, жара), т.е. прерывистые воздействия, с паузами, нахождения организма в привычных условиях ускоряют процесс адаптации [1, 38]. В результате исследований российская физиология накопила материал и сформировала выводы о способности привыкать к разным вариантам внешней среды и стрессовым проявлениям без нарушения рычагов воздействия на базе неординарных механизмов в адаптации с участием некоторых закономерных реакций адаптации, развивающихся во всех органах человека, которые сохраняют и поддерживают работоспособность нормальных, здоровых людей в нештатных ситуациях жизни и деятельности. По этой тематике интересна работа А.Д. Лимана с соавт., где имеют место факты, что планирование работоспособности операторов обязано базироваться на знании адаптационных (приспособительных) реакций и с учетом обязательных фактов: качество профессиональной деятельности и оценки физических энергозатрат выполненных работ.

Физические энергозатраты или физическая стойкость при определенной работе имеет место, определятся не только силой напряжения какого-либо воздействия, но и функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, поскольку ее обширная функциональная деятельность проходит через сложную систему рефлекторных механизмов, направлена на выполнение перераспределения крови в организме в зависимости от потребности в данный момент времени.

Система кровообращения является лакмусовой бумажкой адаптационно-приспособительной деятельности организма. Согласно этому можно допустить, что взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы с бытовой, трудовой и учебной (включающих в себя и двигательную) деятельностью человека, обязана иметь все переходные формы приспособительного периода. Поэтому форма физиологического отбора динамического наблюдения и наблюдение над организованными группами населения обязана формироваться на методологических формах взаимосвязи организма и эффективной трудовой (учебной) деятельности. Согласно работы А.Г. Дембо, при помощи функциональных проб определяется уровень состояния организма или определяется уровень работоспособности человека, оценивается его функциональные возможности. Согласно этому методу функциональной диагностики наблюдаются всевозможные перемены в функциях органов и систем, зависимость которых составляет характерную особенность и величину реакции на деятельный фактор. Функциональная диагностика наблюдает функциональную возможность разных органов и функций человека и исследует системы, начинающие работать при нагрузке. Эти системы выявляют уровень улучшения возможности наблюдаемого органа или функции при помощи собственных, а также и других органов и систем.

Тестирование дает возможность определить функциональное состояние организма, возможности общей физической подготовки, работоспособность. Общая работоспособность человека выявляется тремя группами факторов: физиологическими, физическими, психическими. В частности состояние физической и умственной работоспособности определяется, по мнению И.В. Аулика [6], скоростью и характером утомления, то есть состоянием, которое возникает в организме из-за работы при неполноценном процессе восстановления. Всякий раз следствием утомляемости бывает ухудшение эффективности работы ее качества. Самое весомое понимание перспективных возможностей организма можно представить в тех моментах, когда в процессе работы функционируют не менее 2/3 его мышечной массы. Такого процесса возможно достигнуть, выполняя конкретный набор двигательной деятельности или при помощи занятий физическими упражнениями и спортом.

Совершенно ясно, что физическая культура и спорт являются наиболее эффективными средствами, которые обеспечивают человеку подготовку физического, психического и функционального состояния организма, отвечающего современным требованиям и строящим базу для профессионального здоровья и психофизиологической самореализации

1.3 Профессиональная психофизиологическая подготовка студентов машиностроительного профиля

Теоретические основы профессиональной психофизиологической готовности влечет множество исследователей и специалистов по обучению и подготовке квалифицированных работников. Согласно полученным исследованиям напрашивается вывод, что чем больше эта теория профессиональной психофизиологической готовности будет распространяться в плане практического применения, тем выше обязан быть уровень профессиональной психофизиологической готовности студента, будущего специалиста.

Множество научных изысканий, объединенных понятием “профессиональная психофизиологическая готовность” обнажила множество относительно новых проблем методологического направления по обоснованию методов и критериев оценки физического, физиологического, психического, биохимического состояния привыкания к эмоциональным, профессиональным, бытовым и физическим нагрузкам. Поэтому без критериев оценки индивидуальной и групповой нормы некоторых психофизиологических данных, обоснование этих показателей является практически неразрешимой проблемой.

Таким образом, форма понятий и критериев об индивидуальном и популярном нормировании, определение адаптационных реакций на нагрузку, состояние функциональных возможностей организма и профессиональной психофизиологической готовности является главной проблемой.

Состояния здоровья работающего человека взаимосвязано с некоторым уровнем физического состояния организма, как физическая работоспособность, которая измеряется показателем PWС170 или уровнем МПК. Совместная отрицательная корреляционная взаимосвязь уровня физической работоспособности и болезней среди взрослого населения указывает, что физическая работоспособность является одним из главных показателей оценки уровня здоровья [4, 69]. Многие исследования дали возможность некоторым авторам сделать вывод о количественной оценке уровня здоровья по показателям физической работоспособности.

Состояние общей работоспособности организма взаимосвязано с нагрузками физическими упражнениями (циклические или ациклические), их продолжительностью, величиной нагрузки и регулярностью занятий. И пока исследователи едины во мнении о благотворном влиянии нагрузок при занятии физическими упражнениями на общую работоспособность (при оптимальной организации занятий и правильном построении их содержания и методики проведения, уровень физической работоспособности улучшается), то отношение трудовой работоспособности на эти показатели влияют по-разному [54, 63, 65, 66, 67].

В данный период времени решения проблем надежности, работоспособности и профессионального долголетия специалистов неразрывно взаимосвязано с проблемой воспитания и улучшения профессионально нужных качеств. Несмотря на то, что на данный момент множество проблем изменения ПВК, улучшения работоспособности, особенно в спортивных дисциплинах, частично решены, непосредственно в профессионально прикладной деятельности они недостаточно разработаны.Согласно практике, а также, анализируя результаты научных исследований, всякому исследователю нужна индивидуальная коррекция качеств, повышающих работоспособность и улучшающих результаты деятельности. Для построения такой системы необходимо участие соответствующих специалистов.

Преимущественно деятельность изменения ПВК и улучшения работоспособности состоит из следующих этапов:

1.Профессиональная направленность воспитания и первоначальное изменение ПВК, выбор средств восстановления и улучшения работоспособности.

2.Начальное профессиональное воспитание в вузе или на производстве с применением средств обучения и коррекции ПВК.

3.Профессиональное привыкание и изменение ПВК, соответствующих уровню предъявляемых для профессиональных людей, и построение индивидуальной системы коррекции подготовленной на высококвалифицированного работника.

4.Способность при помощи всевозможных средств и методов на изменение хорошей работоспособности и профессионального многолетия специалиста. На начальном этапе нужно целенаправленное воспитание и коррекция физических качеств, функциональных систем организма и психических возможностей человека, в основе которых лежит трудовая деятельность личности [18, 27, 58, 71, 75].

В дальнейшем в целях оптимальной профессиональной психофизиологической готовности учитывается системное применение средств коррекции. При этом важно иметь в виду всевозможные производственные причины, необходимые для определенного уровня ПВК.

Обозначить состав средств и организовать весь процесс воспитания и коррекции ПВК принято в следующем порядке:

- приемы средств коррекции непосредственно на рабочем месте в процессе выполнения наиболее сложных и длительных видов профессиональной деятельности;

- восстановительные упражнения: в течение дня после завершения профессиональной деятельности, выходные и нерабочие дни, во время отпусков, а также в период лечения и отдыха в профилакториях, санаториях и домах отдыха;

- предупредительная корреляция при прогнозировании ухудшения условий труда и перспективе экстремальных ситуаций.

Иммунная система человека в процессе эволюции обладает свойством приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Но если физические нагрузки превышают возможности организма, то в связи с этим в организме могут появляться негативные последствия. При несвоевременной коррекции по восстановлению работоспособности человека в его организме накапливаются побочные явления, которые могут развиться в различные нежелательные патологические формы. Вместе с тем, анализируя задачу коррекции на базе занятий физическими упражнениями, необходимо помнить, что эти упражнения также могут оказать негативное воздействие с отрицательными последствиями. В качестве примера, при функциональной пере- дозировке опорно-двигательного аппарата перенапряжение при физической нагрузке на костную ткань может развиться деформирующий артроз в суставах и сочленениях костной системы. Постоянные микротравмы мышечных волокон являются первопричиной возникновения патологических изменений в мышцах (проявляются болевые ощущения). Неправильная дозировка физической нагрузки может привести к патологическим явлениям в сердечно-сосудистой системе, а так- же к возникновению срывов адаптационно-приспособительных механизмов, проявляющихся в повышенном уровне инфекционных заболеваний из-за понижения активности иммунной системы. Исходя из этого для предотвращения всевозможных патологических последствий, коррекционные манипуляции обязаны присутствовать в построении тренировочного процесса студентов при занятиях физическими упражнениями и спортом.

В проблемах восстановления неотъемлемой частью является структура применяемых движений. Тесты, проведенные И.В. Муравовым, выявили, что одно и то же упражнение - «наклон вперед», но с разными вариантами его выполнения, показывает различные изменения сердечно-сосудистой системы. При этом показатель ЧСС изменяется сходно, показатель АД систолического при обычных наклонах увеличивается на 24,7 + 2,1 мм.рт.ст., а при пружинящих наклонах - 18,7 + 1,3 мм.рт.ст. Восстановление до первоначального уровня во втором примере почти в два раза меньше. Время снижения уровня систолического АД ниже исходного показателя в восстановительном периоде после наклонов в пружинящем режиме, выполнялась вдвое длительнее, дозировка также больше. Исследователь отмечает, что это было заметней на состоянии гипертоников. Напрашивается вывод, что физическим нагрузкам пружинящего варианта выполнения свойственен угнетающий эффект.

Воздействие характера применяемых физических упражнений на функциональное состояние организма исследовалось и другими авторами. Исследования воздействия «безнагрузочных» напряжений мышц на динамику функционального уровня организма человека в процессе рабочего дня, выявили, что воздействие этих упражнений в размере 10 секунд и дважды повторенные, благотворно воздействовали на улучшение общего состояния самочувствия и успокоение нервной системы, а также способствовали сохранению устойчивости динамического стереотипа.

Имеются сведения о способах применения упражнений на дыхание для улучшения работоспособности организма. Установлено, что дыхание с задержкой вдоха до трех-пяти секунд и одновременно уменьшением объема выдыхаемого воздуха, способствует развитию привычки произвольного сокращения объема дыхания, благотворно влияют на экономинацию дыхательной деятельности и одновременно способствует увеличению работоспособности.

Научно-технический процесс, создавая средства производства посредством автоматизации и механизации, ухудшает биологически активную деятельность человека, а через интенсивность производственного процесса увеличивает нервно-эмоциональное воздействие, что способствует превращению работника в наиболее слабое звено в производственных отношениях. В связи с этим имеющийся опыт психофизиологических возможностей специалиста часто не имеет шансов для реализации достижений передовых технологии техники. В развитом и современном обществе физическая культура готовит физическую подготовку к учебе и труду, увеличивает профессиональную работоспособность организма. Средства и методы физической культуры в достаточно необходимой мере влияют на снятие утомления, улучшение работоспособности, повсеместно укрепляют здоровье, воспитывают профессионально нужные свойства, для привыкания специалиста к режиму трудовой деятельности, помогает восстановить действие на организм всевозможных трудовых, учебных и бытовых нагрузок.

Вместе с тем, немало исследований показывают снижение в два-три раза заболеваемости у работников при систематических занятиях физическими упражнениями. Для сохранения необходимой профессиональной деятельности, состояния физического и функционального уровня работника требуется определенная норма двигательной активности, которая может эффективно применяться средствами физической культуры.

По мнению Л.Н. Нифонтовой, двигательную активность необходимо использовать рядом факторов: 1 - объем, варьирующийся количеством времени, затраченным на занятия физическими упражнениями за определенный период; 2 - интенсивность занятий, определяемая степенью напряжения сердечно-сосудистой системы (по частоте сердечных сокращений); 3 - распределение объема двигательной активности, определенное количеством занятий и последовательностью в процессе заданного календарного периода (педагогический показатель); 4 - виды занятий физическими упражнениями, которые определяют уровень, используемый физическими нагрузками, и количество вариантов в период определенного календарного времени.

Целесообразность необходимой готовности специалиста к трудовой деятельности, а также теоретические и экспериментальные данные о возможностях физической культуры в данном процессе создали среду для выявления характерного направления профессионально-прикладной физической подготовки [59,60,63,64,66].Профессионально-прикладная физическая подготовка - это конкретно выбранное и избирательное воздействие средствами физической культуры и спорта для подготовки человека к специфической профессиональной деятельности [59,60].

Л.П. Матвеев, В.П. Полянский, С.С. Коровин [10, 38, 81] применяют новые варианты в разработки стратегии применения, содержания и организации физической культуры в процессе подготовки учащейся молодежи, в которой признается и утверждается приоритет культуры и одна из главных ее составляющая - производственная физическая культура как главный показатель создания полноценного и трудоспособного фактора общества.

Применение средств и методов физической культуры в вопросах профессионально-прикладной подготовки для различных заведений включены в программу как обязательный раздел дисциплины «Физическое воспитание» [9,25,60,91,95,98].Профессиональная ориентация физической культуры обеспечивает взаимоотношения образовательно-воспитательного процесса с комплексной профессиональной подготовкой работников, помогающей им включиться в профессиональную деятельность без моральных и психо-физиологических издержек, проявлять высокую социальную отдачу [25].Под профессионально-прикладным направлением подразумевается включение в процесс физического воспитания различных средств и методов, обеспечивающих профессиональную психо-физиологическую готовность.

В данное время существует мнение, что профессионально-прикладная физическая культура создает свои преобразовательные варианты в основном в виде профессионально-прикладной физической подготовки и производственной физической культуры [100].Под профессионально-прикладной физической культурой понимается какая-то часть физической культуры, а также часть культуры труда. Ее характерная особенность состоит в содействии формированию и успешному функционированию двигательного навыка профессиональной деятельности [100]. Эта деятельность подразумевается как один из обязательных разделов курса физического воспитания ориентируемых на профессионально-прикладную деятельность в образовательных учреждениях, имеет место в подготовке учащейся молодежи к профессиональной деятельности и участию в ней.

В нашей стране первое теоретическое обоснование ППФП учащейся молодежи было разработано В.В. Белиновичем. Он определил цель, задачи, средства и методы, имеющими направленность на всестороннее физическое развитие, достижение нормального показателя двигательной активности, подготовке физических навыков, необходимых для успешного освоения профессии.

Еще совсем недавно было принято считать, что главной проблемой ППФП является комплектование физических качеств и прикладных умений и навыков, нужных многим работникам в связи с непредвиденными условиями их профессиональной деятельности. Исследования некоторых авторов [25,56,66,81,98,145] увеличили кругозор о пользе ППФП.Все эти результаты зависят от изучения проблемы производственной деятельности специалистов и определении требований к возникновению у работников профессиональных знаний, умений, навыков и качеств.

Первые методические пособия профессионально-прикладной подготовки студентов в вузах были ориентированы на подготовку к военным специалистам. В дальнейшем исследования в этой области увеличились. Появились разработки методики ППФП студентов в вузах для многих, в том числе технических специальностей.В исследованиях по ППФП военных специалистов указано применение методов физической культуры для всесторонней общей и специальной физической подготовки, а также качественного строения психических навыков.

В исследованиях по работам, посвященным физической подготовке летнего состава гражданской авиации вместе с развитием физических качеств исследователи включают в тренировочный процесс упражнения для развития специальных качеств: равновесия, вестибулярной устойчивости и других профессиональных способностей пилота [5,93].Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в ВУЗе с инженерным профилем имеет в виду обеспечение использования в течение обучения специальных качеств инженера - механика прикладных знаний, умений и навыков, которые используются для эффективной адаптации к производственным условиям и повышению степени профессиональной надежности. Проблемами ППФП инженеров - механиков несколькими годами раньше занимались В.А. Кабачков,В.П. Жидких, В.П. Полянский, С.Н. Зуев [47, 56, 66, 138].

В.П. Жидких [47] определил правомерность применения профессионально-прикладной физической подготовки инженера - механика в два этапа. На первом этапе (1- 2 курс) студенты обязаны улучшать ПВК и комплектовать навыки, обязательные для освоения рабочей инженерной специальности. На втором этапе (3-4 курс) продолжается целенаправленная подготовка к специальности инженера - механика.

С.Н. Зуев [56] разработал методику обеспечения профессиональной психофизиологической готовности, базирующейся на системе отбора и динамических показателей обследованного контингента. Методики и проблемы выбора по данным психо-физиологических систем он объединил в программно - аппаратный комплекс, который является базой для введения паспорта профессиональной психо-физиологической готовности, основной базой данных для рационального и эффективного управления рабочим процессом. Он же исследовал, обосновал и нормировал профессионально нужные качества таможенных работников, что делает объективным подбор, набор и расстановку таможенных работников и специалистов.

ГЛАВА II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования: - совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов машиностроительных профессий (на примере студентов- двигателистов).

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1.Выявить профессионально важные психо-физиологические качества, составляющие параметры модели специалиста - инженера - механика.

2. Определить средства физического воспитания и коррекции профессионально важных качеств студентов машиностроительных специальностей (на примере студентов дизелистов).

3. Разработать программу с профессиональной направленностью по предмету «Физическая культура» для студентов машиностроительных специальностей.

2.2 Методы исследования и их характеристика

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

2.2.1.Метод теоретического рассмотрения проблемы исследования:

а) теоретический анализ и синтез рассматриваемых вопросов;

б) анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов.

2.2.2. Педагогические методы исследования:

а) педагогические наблюдения;

б) педагогические тестирования;

в) педагогический эксперимент.

2.2.3. Социологические методы.

2.2.4. Оценка уровня функциональной подготовленности;

2.2.5. Психо-физиологические методы исследования.

2.2.6. Методы математической статистики.

2.2.1 Метод теоретического рассмотрения проблемы исследования

Метод теоретического анализа и синтеза позволяет провести всеобъемлющий, глубокий анализ изучаемого явления и провести мыслительные операции по объединению в законченное единство все многообразие рассмотренных явлений и процессов в общее умозаключение.

Организация и проведение нашего исследования потребовали изучения литературы по проблемам методологии научного исследования. В ходе теоретического анализа изучалась методологическая, социально-психологическая, специальная и общепедагогическая литература.

Обобщение данных научно-методической литературы позволило определить понятийно-терминологический аппарат исследования, конкретизировать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследования и интерпретировать полученный материал.

Данный метод исследования был применен с целью изучения состояния исследуемого вопроса. Для этого применялся анализ литературных источников, который был направлен на обобщение передового опыта научных изысканий по проблемам профессионально-прикладной физической подготовки. Рассматривались следующие вопросы: ППФП в системе непрерывного профессионального образования; особенности профессиональной деятельности инженеров-механиков и модельные характеристики специалистов данного профиля; определение профессионально важных физических качеств (ПВК) и психофизиологических свойств личности. Кроме этого, для выявления ключевых профессионально-прикладных качеств изучались должностные инструкции специалистов.

В своей работе мы использовали методику выявления ПВК, основанную на изучении документов, в которых излагаются требования к специалистам и опрос экспертов. В качестве документов были использованы квалификационные характеристики инженеров машиностроительных специальностей, справочники и инструкции по технологии производственных процессов в машиностроении и в сборке тепловозов и дизельных двигателей. Был проведен анкетный опрос и интервьюирование специалистов П.О. Коломенский завод со стажем работы по специальности не менее 10 лет (19 чел).

Так же мы изучили и обобщили 10 профессиограмм инженерных специальностей [56,80,138]. Эти профессиограммы давали общее представление о профессии инженера-механика. Однако они не учитывали специфики всех направлений деятельности специалиста в конкретной области, его дальнейшей специализации и профилизации, были большими по объему, содержали сведения, не имеющие прямого отношения к подготовке специалиста с помощью средств и методов физической культуры.

Затем нами были изучены психофизиологические особенности и требования трех сертифицированных инженерно-машиностроительных специальностей, по которым ведется подготовка студентов в Коломенском институте МГОУ.

Обобщение полученных данных позволило провести профессиографирование всех инженерно-машиностроительных специальностей в Коломенском институте МГОУ.

Дальнейшее изучение направленности производственной деятельности, цели и задачи труда, его трудности и напряженности, геоклиматических и санитарно-гигиенических условий, профессиональных вредных воздействий и заболеваний, требований, требований к развитию ПВК привело к выделению по вышеперечисленным схожим признакам четырех основных групп инженерно-машиностроительных специальностей, имеющих по характеру деятельности существенные различия между собой. Идея такого объединения профессии (специальностей) в группы по схожим признакам и требованиям ППФП впервые была реализована в программе подготовки специалистов в МГСУ [56,80].

2.2.2 Педагогические методы исследования

Методы педагогического исследования - это определение системы совокупности приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научных проблем учебного процесса. По своей структуре они классифицируются различными способами (по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа, данных исследования др.) К наиболее распространенным способам классификации педагогических методов относится рассмотрение степени вмешательства исследователя в учебно-педагогический процесс. Это позволяет выделить следующие основные приемы: метод наблюдения, опытную работу, педагогический эксперимент.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты