|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Программа летнего лагеряПрограмма летнего лагеряМуниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» с. Барда Программа летнего лагеря «Город Звезд» Возрастной состав 7-15 лет Автор-составитель: Раимова Айгюль Ильдаровна МОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Барда 2009 Обоснование программыЛето - благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор. Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку. Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность - одно из необходимых условий социализации и интеграции детей. Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Форма сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр - очень привлекателен для подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием. Таким образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы - создание условий для самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета. Ключевая идея смены - раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации. Цели смены Создание благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе сюжетно-ролевой игры. Выявление и развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского творчества. Задачи смены Создание микроклимата доброго общения; Создание коллектива (коллективов - отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах принятия, сотрудничества, творчества; Апробация программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря. Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря. Создание условия для реализации творческих способностей детей. Направления работы Коллективно-творческая деятельность: подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков; поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы. Продуктивная деятельность: участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.; ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря. Игровая деятельность: участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления; ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры. Оздоровительная деятельность: Ежедневная утренняя зарядка; Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день) участие детей и подростков в различных классах - мастерских - фольклор, танцы и т.п. воздушные ванны и водные процедуры. Психологическое направление: изучение психологических особенностей каждого ребенка; создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения; организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения. Виды и формы деятельности коллективно-творческие дела; игровые программы, игры, конкурсы, концерты; индивидуальные и групповые беседы; психологические тренинги; командная (отрядная) работа; работа в классах - мастерских; нетрадиционные формы работы. Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общенияПедколлектив - вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков. Выделим основные требования к педагогам Лагеря общения:1. Знание основных закономерностей психического и физического развития детей подростков, основных аномалий развития, приемов первой медицинской помощи.2. Умение организовать деятельность детей и подростков, построенную на принципах принятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшего развития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность.3. Умения и навыки, обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие его возможностей.Методическая служба Основная цель работы - обеспечение сюжетно-содержательной стороны программы - проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетно-ролевую направленность лагеря. Второй, не менее важной целью является организация постоянно действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выборе адекватных ситуации и сюжету смены отрядных мероприятий. Методическая служба возглавляется старшим воспитателем лагеря. Алгоритм запуска игровой деятельности1 этап - « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2009 года.Обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой и активом кружковцев.Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:Определение позиций, ролей, функций участников - выделение структуры управления Городом (Мэр, Советник, Председатель городской Думы и др.)Разработка этапов игры (с учетом технологии непрерывного проектирования)Определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:выбор вида деятельности;определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.Определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:Разработка необходимой символики, атрибутов игры;Описание легенд, традиций, обычаев, законов игры;Работа над внешним оформлением игры.2 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июнь 2009 годаРазработка механизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.Определение предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных уровнях:уровень отряда;уровень Города (всего лагеря).3 этап - «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 1 июля - 20 июля 2009 годаДеятельность педагогов: Проведение диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала участников. Демонстрация результатов запуска игры: Представление отрядов; Принятие правил совместной жизнедеятельности участников игры - на уровне отрядов и произнесение клятвы жителя Города ЗВЕЗД. Отслеживание результатов запуска игры: Анализ проводимых мероприятий и активности участия в них детей и взрослых; Включенное наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности; Деятельность участников игры: Знакомство с предлагаемой игровой деятельностью: Первичное знакомство с идеей игры (на отрядных сборах); Выбор роли в соответствии с сюжетом игры (в рамках отряда- роли в съемке фильма - происходит на протяжении всего сюжета); подробное знакомство с сюжетом игры; Демонстрация понимания и включения в игру: определение позиций и перспектив деятельности участников (ближние, средние, дальние); отношение к предлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов); творческое представление отрядов (уровень творческой и лидерской активности). Механизмы реализации игрового сюжетаПогружение в сюжет происходит через :Театрализованные представления (открытие смены - прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц - Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, директора кинофестиваля и др.). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию - участие в кинофестивале в Городе Звезд.Специальный язык: кружки и мастерские - классы, ритуалы поведения, приветствия.Оформление общелагерных стендов («Город ЗВЕЗД», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Достижения отрядов» и др.) Для данной программы очень важно проявление уникальности каждого участника программы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу: первый этап - знакомство в рамках малой общности - отряда, выход на сцену в группе (роль аморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломерат ролей второго и третьего плана), второй этап - комбинация коллективной и индивидуальной деятельности (кинопробы),третий этап - представление проявленных способностей ребенка широкой аудитории (фильмы, где есть главные роли и роли второго плана).Сюжет ролевой игры «Город ЗВЕЗД» Сюжет строится на основе административной структуры города, в который попадает Звездный десант. Отряды десанта становятся жителями этого Города, в котором могут жить только люди идущие вперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиеся найти новое. Директор фестиваля приглашает отряды Звездного десанта принять участие в Юбилейном фестивале «Все звезды». На протяжении всей смены команды проходят различные пробы, участвуют в работе Академий, знакомятся с гостями города. Каждая команда представляет свой номер на фестивале. По итогам фестиваля на Площади Звезд зажигаются звезды в честь тех, кто внес наибольший вклад в подготовку фестиваля и работу Академии. Схема организации жизни звездного десанта в городе ЗВЕЗД
Социальный эффект смены 1. Социальным эффектом смены является результат, при котором ребенок : - чувствует к себе доброе отношение окружающих; может проявить свои способности, умения; приобретает конкретные навыки, умения; приобретает установку на саморазвитие, т.е. на изменение отношения к своим личностным проблемам, избавляется от некоторых комплексов и установок в общении. 2. Возможность проведение педагогического анализа смены на разных уровнях - от “детского” - анализа смены каждым ребенком, подростком, до “взрослого” - анализа педколлективом. (подробные рекомендации педколлектива лагеря о дальнейшей интеграции детей и подростков в интеграционные коллективы сверстников.) 3. Выявление социально активных ребят, желающих войти в состав Совета кружковцев ДДТ. Распорядок дня
"СНЕЖНЫЙ КОМ" Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих и свое имя. И так далее, пока первый не назовет имена всех, сидящих в кругу. Игру можно усложнить, называя имена с середины, с конца. "БИЛЕТИКИ" Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга: девушки внутренний, юноши- внешний. Внутренний круг - это "билетики", внешний - "пассажиры". В центре стоит безбилетник - "заяц". По команде ведущего : "Поехали!", круги начинают вращаться в разные стороны. Ведущий кричит : "Контролер!". "Билетики" остаются на местах, а "пассажиры" должны найти свою пару. "Заяц" хватает тот "билетик", который ему понравился. "Пассажир" , оставшийся без "билетика", становится водящим - "зайцем". При встрече "билетик" и "пассажир" знакомятся. Через некоторое время "пассажир" может ловить не только свой , но и любой понравившийся ему "билетик". Игру можно сопровождать музыкой. "ФИГУРЫ" Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимание. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы , ее организованности, выявить организаторов. "ПАЛЬЧИКИ" Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2,6,1,5…) , наблюдает при этом, кто чаще всех встает, выявляя таким образом тех, кому в оргпериод можно что-либо поручить, у которых можно найти поддержку. Это так называемая "совесть группы". "ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА" Играющие стоят за стульями. По команде ведущего "Делай раз!" они должны поднять стулья и одновременно опустить их, но уже без команды ведущего. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду опустить стулья. По команде ведущего "Делай два!" играющие обегают стулья, а по команде одного из игроков садятся на них. Игра помогает выявить лидера- организатора. "АССОЦИАЦИИ" Играющие выбирают кого-либо из присутствующих. Водящий должен угадать его. Для этого он задает вопросы: "Предположим, задуманный вами человек будет мебелью. Какой предмет он вам напоминает?". Анализируя ответы играющих, водящий пытается узнать, кто загадан. Интересен вариант, когда загадан сам водящий. Ассоциации даются как по внешности, так и по характеру человека. "ИМЯ В ЦЕНТРЕ" Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши и Лены. Круг начинает скандировать их имена в такт музыке. Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в круге. Таким образом, каждый получает возможность представиться и узнать имена других. "МОЛЕКУЛА" Во время дискотеки ведущий объявляет в микрофон : "Молекула 3!". Все танцующие должны объединиться по трое и , познакомившись, продолжать танец. Далее ведущий говорит: "Молекула 4!". Снова танцующие объединяются, но уже по четыре человека, знакомятся и продолжают танцевать. Так происходит несколько раз с увеличением числа. Последний раз ведущий называет число, равное количеству детей в лагере, танцующие должны встать в один большой круг. "ШЕЛ ПО КРЫШЕ ВОРОБЕЙ" Играющие стоя или сидя в кругу поют или говорят, выполняя движения, которые им показывает ведущий: Шел по крыше воробей, Собирал своих друзей. Много, много, много нас Встанут Леночки сейчас! Лены встают, им хлопают, игра продолжается. "БИНГО" Играющие встают парами по кругу лицом по линии движения и со словами двигаются против часовой стрелки: Мой веселый песик Бинго У окна сидит. Мой веселый песик Бинго На меня глядит. Играющие поворачиваются лицом друг к другу, на каждую букву хлопают по ладошкам сначала своему партнеру, а затем внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против часовой. Б -( хлопнули, передвинулись) И- (хлопнули, передвинулись) Н -(хлопнули, передвинулись) Г- (хлопнули, передвинулись) О- Бинго зовут его, а тебя? Называют друг другу имя, жмут руку и говорят : "Очень приятно познакомиться!". Игра начинается сначала. "СВОЕ ИМЯ НАЗОВИ" Ведущий договаривается с играющими, что сначала он представляется сам и начинает перебрасывать мячик. Мячик должен перелететь через круг три раза. Играющие считают : ""Раз, два, три!" Играющий у которого оказался мяч после третьего броска произносит слова: "Свое имя назови!", и бросает мяч другому игроку, который , поймав его, называет свое имя. Игра продолжается. "ШАРИК" Игра проводится при помощи воздушного шарика или мячика. Играющие садятся в круг, говорят слова и передают шарик. На ком закончатся слова, тот называет свое имя, а если ребята знакомы, то выполняет какое-либо задание по просьбе ребят: Ты катись веселый шарик Быстро, быстро по рукам. У кого веселый шарик, Скажет громко имя нам. Или У кого веселый шарик, Тот исполнит песню нам. " НЕ ЗЕВАЙ, ТЕБЯ ЗОВУТ" Играющие встают в круг спиной к центру и к ведущему, которого выбрали, посчитавшись. Ведущий бросает мяч вверх, кричит чье-либо имя. Тот, чье имя было названо, должен быстро повернуться и поймать опускающийся мячик или на лету, или после одного отскока от пола. Если не удалось это сделать, играющий отдает свой фант и продолжает игру. "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!"Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка. Играющие начинают двигаться в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры, остановившиеся друг перед другом, знакомятся, называя свои имена. Далее вновь звучит музыка, теперь пробегая мимо знакомых, игроки машут им рукой.ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ "ТВОЕ ИМЯ"Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли свое имя, как зовут в школе, дома, как хотелось, чтобы называли.Обычно мы не задумываемся о том, что связано с нашими именами. Всегда интересно узнать что-то новенькое о нем, о других именах. Рассказывая о том, почему его так назвали, человек чуточку раскрывает себя."РАССКАЖИ О СЕБЕ В РЕЖИМЕ СТРЕССА"Каждый по кругу рассказывает о себе как можно больше и быстрее в течение 30 секунд. Нельзя молчать ни секунды. Игра проводится в два круга, о чем играющие не предупреждены."НИТОЧКА"Ведущий предлагает каждому играющему рассказать о себе, одновременно наматывая ниточку длиной 50 см на указательный палец левой руки. Рассказ прекращается тогда, когда заканчивается ниточка. Содержание и темп рассказа каждый играющий выбирает сам. "МОЙ ХОЗЯИН"Ведущий предлагает каждому играющему взять какой-нибудь свой предмет ( часы, ручку, колечко, значок и т.д.) и ,держа его в руках, рассказать от его имени о себе, начиная со слов: "Мой хозяин…""РАЗРЯДКА ОБСТАНОВКИ"Каждый выбирает себе какого-то зверя и течение 3-5 минут изображают его (рычат, лают, шипят, делают какие-то характерные движения и т.д.). По команде ведущего "Стоп",- упражнение прекращается."ИГРА-ШУТКА С ПОЧЕСЫВАНИЕМ"Участники становятся в круг. Первый играющий называет свое имя: "Меня зовут Лена, я почесываюсь здесь" (почесывает, например, голову). Следующий играющий говорит: "Ее зовут Лена, она почесывает здесь" (демонстрирует, дотягиваясь до головы Лены). Потом называет свое имя и показывает, где почесывает он. И т.д. по кругу.КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1. В развитии ребёнка.
В развитии отряда.
В развитии лагеря.
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |