|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Программа работы по оздоровлению школьников и контролю за их самочувствием во время учебного процессаПрограмма работы по оздоровлению школьников и контролю за их самочувствием во время учебного процессаФедеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского Программа работы по оздоровлению школьников, и контролю за их самочувствием во время учебного процесса Калуга, 2009г. Введение По данным ежегодных профилактического осмотров школьников количество детей, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), в 2007/2008 гг.- составляет 41 %. Важным фактором, способствующим сохранению здоровья детей, является рациональное здоровое питание. Горячим питанием охвачены все учащиеся школы. Проводится йодизация и витаминизация питания. Дети из малообеспеченных семей питаются бесплатно. Однако остаётся нерешённой проблема организации питания детей, страдающих алиментарно-зависимыми заболеваниями. Большая работа проводится по удешевлению питания в школе, благодаря выращиванию с/х продукции. Большая роль в системе мер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для ведения образовательного процесса в соответствии с санитарно - гигиеническими нормативами. Все учебные кабинеты должны быть оборудованы разноростовой мебелью и конторками для смены динамических поз, полностью выполняться нормативы по освещенности школьных помещений. В школе должны иметься кабинеты здоровья, оснащенные современным оборудованием: ь тубусный кварц БОП-4 ( для лечения заболеваний верхних дыхательных путей); ь инфразвуковой офтальмомассажер АВМО ( для профилактики нарушения зрения); ь ультразвуковой ингалятор «Туман - 1.1» ( для профилактики и лечения простудных заболеваний и вирусных инфекций), для ингаляций используются эфирные масла (эвкалиптовое, пихтовое, кедровое и др., а при индивидуальной непереносимости- травяные сборы; ь аппарат визуальной цветоимпульсионной стимуляции с БОС для снятия эмоционального напряжения « АСИР» В кабинете здоровья должно быть также оборудование для проведения занятий лечебной физкультурой: гимнастические палочки, обручи, гимнастический мяч, массажные коврики, гимнастический комплекс, состоящий из веревочной и обычной лестниц, трапеции, гимнастические кольца и канаты. Цель данной программы определена как сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Программа призвана решить следующие задачи: - развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников; - формирование у школьников позитивных установок на здоровый образ жизни; - нормативное правовое обеспечение деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся; - развитие системы мониторинга здоровья школьников; - Продолжение работы по программе « Уроки нравственности и здоровья», формирующей бережное отношение к здоровью и позитивное отношение к здоровому образу жизни у школьников разного возраста; - совершенствование здоровьесберегающих условий в школе; - обеспечение школьников полноценным и сбалансированным питанием с целью улучшения показателей их здоровья и снижения алиментарно-зависимой заболеваемости; - обеспечение продуктами лечебно-профилактического назначения в рамках щадящего питания. В ходе осуществления программы предполагается достичь следующих результатов: - создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности; - уменьшить количество школьников, имеющих хронические заболевания дидактогенного характера (сколиозы, снижение зрения); - не допустить снижения количества здоровых детей; - уменьшить количество детей, имеющих болезни органов пищеварения; - обеспечить повышение умственной и физической работоспособности учащихся. - выработать у учащихся формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья; Работа по оздоровлению ведется в трех направлениях: 1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся; 2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры; 3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска. Все три направления предусматриваются годовым планом работы медицинской сестры школы, обсужденным и утвержденным на педагогическом совете . Первое направление Определяется планировкой, санитарно-техническими сооружениями и оборудованием школы. Именно эти факторы создают благоприятные условия для проведения учебного процесса, отдыха, физического воспитания, полноценного естественного освещения, оптимальной воздушно-тепловой среды, питания. План работы по первому направлению.
Второе направление Профилактики отклонений здоровья школьников является широкое использование средств физической культуры. Закономерности двигательного поведения учтены единым спортивным режимом дня, в котором предусматриваются следующие формы физического воспитания школьника: · Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5--10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение -- подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Медицинский работник контролирует санитарное состояние мест, где проводится гимнастика, обращают внимание на изменение пульса ребенка, период его восстановления. Комплексы следует менять 2 раза в месяц. · Физкультпаузы на уроках длительностью 2--3 минуты целесообразны для учащихся всех классов. Они позволяют изменить рабочую позу, улучшить кровообращение в нижней части туловища и конечностей, возбудить дыхание. · Подвижные игры на малых переменах и динамической паузе. Последнюю желательно проводить на свежем воздухе. · Подвижные игры на прогулках в группах продленного дня проводятся после уроков и перед уходом домой. Включают организационную часть и самостоятельное использование игр по интересам. Контролируя эту форму, медработник следит за активностью детей. Целесообразно выяснить причины отсутствия интересов у детей к данной форме физического воспитания и дать совет учителю, родителям. · Урок физкультуры ведется в соответствии с учебной программой. Задача врача -- контроль по четырем разделам: 1 -- оценка хода урока; 2 -- оценка условий занятий -- используются санитарные правила по контролю за местами занятий физкультурой и спортом; 3 -- анализ материалов I и II раздела; 4 -- предложения по материалам контроля: а) учителю; б) администрации школы. Подготовка учащихся к сдаче норм ГТО. Врач в соответствии с Всесоюзным физкультурным комплексом ГТО (18 января 1985 года), содержащим четыре направления, принимает участие в каждом из них: 1 -- Знания; 2 -- Умения; 3 -- Требования к недельному двигательному режиму; 4 -- Виды испытаний и нормы. Третье направление Профилактика отклонений здоровья у детей группы риска обеспечивается дифференцировкой режима обучения, который может осуществляться двумя путями - первый: а) обязательная ежедневная утренняя гимнастика или прогулка до начала занятий в школе, длительностью 30 минут; б) соблюдение минут «тишины» с закрытыми глазами для расслабления центральной нервной системы в условиях продленного дня и дома; в) выполнение физкультпауз длительностью 2--3 минуты при самоподготовке дома; г) пребывание на воздухе не менее 3,5 часа в день для учащихся I--IV классов и 3 часов для среднего и старшего возраста. Целесообразно гулять не одномоментно, а в два приема -- после уроков и перед сном; д) 5-разовое питание: завтрак, 2-й завтрак в школе, обед, ,ужин, кефир, овощи или фрукты перед сном; е) сообщение детям и их родителям знаний об особенностях реагирования физиологических систем организма и формирование у них умений сохранять и укреплять здоровье; второй: а) освобождение учащихся от факультативных учебных занятий; б) строгое выполнение рекомендаций по продолжительности приготовления домашних заданий; в) освобождение учащихся от переводных и выпускных экзаменов по решению врачебно-контрольной комиссии поликлиники в соответствии с приказом МП и МЗ СССР «Об освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихся общеобразовательных школ» от 3 августа 1981 года № 120/813. Не для всех детей достаточно выполнения названных рекомендаций. В зависимости от степени компенсации хронического процесса делаются и лечебные назначения, которые осуществляются непосредственно в школе. Для групп риска организуются занятия по лечебной физкультуре в соответствии с планом:
Схема комплексной оценки состояния здоровья школьников Схема комплексной оценки состояния здоровья школьников базируется на 4-х важнейших критериях здоровья: 1) Наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии); 2) Функциональное состояние основных систем организма; 3) Резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиями); 4) Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития. Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачами-педиатрами, подростковыми терапевтами при профилактических осмотрах детей и подростков. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в т. ч. с участием специалистов и использованием диагностического аппарата «Амсат-Коверт». Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. Степень сопротивляемости организма в основном оценивается частотой острых заболеваний (в т. ч. и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год. Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достаточный уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности-с использованием оценочных таблиц. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы: I- здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. II- здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым т хроническим заболеваниям. III- дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. IV-дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. V- дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |