|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психологический анализ урока учителя историиПсихологический анализ урока учителя истории7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ Студент-практикант V курса группы 582 Саитов Ильдар Гербертович Набережные Челны, 2009 г. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА I. Протокольная запись урока Дата: 25 ноября 2009 г. Урок истории № 3: Группа 3.2 (11 «Б»). Преподаватель: Полуянова Светлана Валерьевна. Тема: «Социально - экономическое развитие России в начале XX века». Тип урока: комбинированный. Вид урока: Урок - Лекция. Фотография урока:
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: карта «Социально-экономическое развитие России в начале XX века»; классная доска, мел, указка. Вид доски на уроке
Основные понятия: Монополия, синдикат, концерн. Основные даты: 1891-1892 - голод в европейской части России. 1900 - начало длительного спада производства. Основные персоналии: А.И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин. План урока: 1. Основные тенденции развития экономики. 2. Особенности социально-экономических отношений в России. 3. Общий ход экономического развития в начале XXвека. Домашнее задание: § 1-3, ответить письменно на вопрос №2 на с.21, как элемент подготовки к ЕГЭ. II. Готовность к занятию Учитель заранее приготовил доску и карту к уроку, написав на доске число, тему урока, термины и даты. С началом звонка учащиеся построились по команде командира и поприветствовали учителя, и она также поздоровалась, разрешила присаживаться. Класс хорошо освещен, помещение проветрено и свежо, вселяет бодрость и положительный заряд для начала урока. III. Внимание учащихся на уроке С началом урока Светлана Валерьевна полностью завладевает вниманием учащихся на урок. В течении урока преподаватель сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опрос учащихся, спросить могут любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знать на что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно. Далее, при изучении нового материала, внимание кадетов сосредоточено на работе с текстом учебника по заданию, запись лекции в тетрадь, а также необходимо следить по карте за основными экономическими районами. При повторении материала вновь заостряется внимание на изученных фактах, кадеты приглашаются к участию в формулирования вывода по уроку приемом эвристической беседы. Учащиеся уже давно работают на уроках истории со Светланой Валерьевной и не позволяют себе отвлекаться, во-первых - это уважение, во-вторых - можно и двоечку за незнание материала или невнимательность быстро в журнал получить. IV. Восприятие учебного материала С началом урока, как видно из фотографии, преподаватель объяснила план работы, цели и задачи. После организационного момента перешли к этапу проверки домашнего задания методом фронтального опроса на тему «Положение Франции в конце XIX века». Вопросы задавались на качественный уровень усвоения и восприятия изученной темы уроком ранее. На этапе изучения нового материала при объяснении для улучшенного восприятия применялась карта на уроке. Показывались основные промышленные районы, территории разделенные на сферы влияния как внутреннего капитала так и иностранного. Учащиеся, поначалу, интересовались вопросом влияния экономики на политику, проявляли любознательность в вопросах узости и многоукладности российского рынка, ближе к концу урока наблюдательность стала затухать и уже слушали без дополнительных вопросов и детализации. V. Мышление учащихся на уроке Подача материала Светланы Валерьевны сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированием записанного учащимся, объяснение и чтение карты. Мотивацией учащихся к рассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать и отстаивать точку зрения. Хотя этот аспект был задействован на этом уроке не полностью в течении всего урока, а большей частью при опросе домашнего задания. Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционными формулировками. Этап закрепления материала также был слабо использован для развития мыслительных способностей. В целом учащиеся не бояться думать и пользуются возможностью сказать точку зрения не системно, а по принципу когда спросят на оценку. VI. Память в познавательной деятельности учащихся Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала преподаватель применял на уроке такие приемы, как записи на доске: план урока, даты, исторические события и термины. Важные даты особо проговаривались, особенно придавалось значение терминам, таким как монополия и ее виды. Трудные слова и термины прописывались на доске, например синдикат, картель, трест, олигархия. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану. Проводились исторические параллели с современным состоянием некоторых монополий и олигархов, для установления ассоциативных устойчивых представлений. VII. Поведение учителя Встреча учителя с классом началась после звонка на урок, командир построил кадетов, после чего Светлана Валерьевна поздоровалась и разрешила присаживаться. Опрятный внешний вид, уложенная прическа создают вид респектабельного человека, а с уважением приходит дисциплина, послушание слову, и это источник внимания, восприятия, мышления и запоминания. Энергичная, волевая, строгая и требовательная - так можно охарактеризовать психическое состояние. Манера обращения к учащимся уважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Громкая хорошо поставленная речь, без слов-паразитов, эмоциональных оттенков, жестикуляция слабая, мимика устойчивая. Она способна на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе. VIII. Результаты урока Цели урока по организации учебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе были задействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новой темы дополняли ответами, записывали лекционный материал, смотрели на карту за действиями учителя, изучали экономические районы. Интерес к предмету средний, подгоняется страхом перед двойкой, заинтересованность маленькая и должным образом не стимулируется. Пожелания к уроку отойти от принципа количества, и уделять внимание качеству знания. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |