|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыкиПсихолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыкиСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 1.1 История хорового пения 1.2 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности 1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки) 1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки 2.2 Анализ результатов педагогического исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в школьном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни. В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин: 1) песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [36, с.50]. 2) общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом; 3) адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным нормам освоения искусства; 4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки; 5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире [24, с.231]. Особая роль хорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался «Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, С.И. Бекина. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально-слуховые представления. Анализ работ педагогов-музыкантов, методической литературы, наблюдения в процессе педагогической практики показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать вокальные навыки в пении. Следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют к ней интерес. В связи с этим возникает противоречие между потребностью в самореализации школьников посредством хорового искусства и недостаточным вниманием по использованию методических приёмов, вокально-хоровых упражнений на уроках музыки в процессе пения. В силу вышесказанного выделим проблему: какие педагогические условия необходимы для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки. Объектом нашего исследования выступает урок музыки как организационная форма развития вокально-хоровых навыков у младших школьников. Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки. Целью исследования является психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки. С учётом поставленной цели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи: 1. Рассмотреть развитие хорового пения в России. 2. Раскрыть средства вокально-хоровой выразительности в пении. 3. Изучить и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике. 4. Выявить и проверить результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки. Гипотеза исследования: мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если: - учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения; - использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих навыков. В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы: · Теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования; · Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков. · Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Методологическую основу исследования составляют: Труды В.И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П. Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросы методологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков в работах педагогов-музыкантов Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой, А.Г. Яранцевой, А.Г. Менабени, Н.А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой. Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», третий класс. Структура работы. Исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения. РАЗДЕЛ 1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА 1.1. Из истории хорового пения К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты, социальные реформаторы всех времен. Существенным было отношение и к музыке. Аристоксен (ок.354-ок.300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела посредством врачевания, а очищение души - посредством музыки как искусства пения со словом. Хоровые песни исполнялись на праздниках урожая, в церковном богослужении, сопровождали театральные действа. Гимерий писал о силе влияния искусства на человеческую душу: «Некогда царь впал в уныние, но музыкант Тимофей не допустил этого и своими напевами вознес дух до неба. Порой вспыхивал царь безудержным гневом, - его пыл укрощал звоном струн тот же мастер. Грустил ли царь, - он тотчас же заставлял его улыбаться. Предавался ли Александр чрезмерным наслаждениям, - послушав музыку, царь погружался в задумчивость. Одним словом, его видели всегда таким, каким делал его Тимофей своей игрой» [34, с.165 - 167]. Таким образом, в период античности, эллинизма и Римской империи выдающимися мыслителями неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека, потенция искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и необходимость певческого искусства, как средства воспитания. В средние века отношение к искусству определяется догмами церкви. Для средневекового аскетичного мировоззрения всякая красота имела осуждающий смысл и была обманом, скрывающим истину. Но, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единодушие, единомыслие, нравственность, церковь не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст (ок. 330-379), описывая свои переживания церковной музыки, писал: «Слух неотступно и неуклонно устремлен лишь на одно: он внимает полному благозвучия и духовности напеву, власть которого над душой, однажды ему предавшейся, столь велика, что человек, увлекшись мелодией, с радостью откажется от еды, от питья, ото сна» [34, с.27]. Певчие набирались в хор не по вокальным данным, а по велению сердца и души. Так же было и в церковных школах, где понимали хор, как союз личности с общиной. Для этого не требовалось профессионального мастерства; естественным и предусмотрительным считалась даже полная неспособность интонировать. Методы обучения пению опирались на усвоение песнопений по слуху. Учитель пользовался при этом способом хейрономии (показом движения мелодии руками вверх и вниз). С введением нотной записи на 4 линейках и слоговых названий ступеней шестиступенного лада, стали возникать различные системы сольмизации. В эпоху Возрождения одноголосное пение сменяется многоголосным, появляются двойные и тройные составы хоров, достигает своих высот полифоническое письмо строгого стиля, прочно устанавливается разделение хора на 4 основных хоровых партии - сопрано, альты, тенора, басы. Одной из важнейших форм обучения хоровому пению были певческие школы при католических храмах - метризы. В них мальчики с ранних лет обучались пению, изучая одновременно общеобразовательные предметы. В это же время были открыты первые консерватории, или приюты, куда принимались музыкально одаренные мальчики и девочки. Со временем господствующей формой бытования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Во многих странах возникают организации с целью объединения деятелей хоровой культуры. Соответственно, характерной чертой этого времени стало стремление приобщения детей к высокой профессиональной культуре пения. В это время продолжают свою деятельность консерватории и приравненные к ним академии, высшие музыкальные школы, колледжи, где дети обучались наряду со взрослыми. Многочисленные певческие школы, проводившие подготовку к хоровому пению в церкви, в значительной степени определили современную хоровую культуру многих зарубежных стран. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка до XVII века развивалась в хоровых жанрах. Хоровому пению обучали на Руси в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах. В 1086 года Анна, старшая дочь Всеволода Ярославича, открыла при Андреевском монастыре училище для девочек, в котором обучали чтению, письму и пению. Центрами музыкального образования становились монастыри и княжеские дворы. Подобные школы существовали в Москве, Пскове и других городах. Известными выпускниками, а затем и учителями певческой школы были братья Роговы. Савва Рогов занимался школьным преподаванием церковного пения. Его знаменитые ученики Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу Ивана Грозного. В XVII веке появляется многоголосный стиль. В музыкальном искусстве зародился принципиально новый стиль многоголосной хоровой музыки - партесное пение. Произведения представляли собой многоголосную обработку мелодий знаменного и других распевов, количество голосов колебалось от 3 до 12, а в единичных случаях достигая 16, 24 и даже 48 голосов. Наряду с традиционным обучением певчих в церковных хорах открылись новые учебные заведения - музыкальные школы, где дети обучались игре на духовых инструментах и пению [34, с.87]. Но в связи с возросшей потребностью в певцах, участвующих в пышных дворцовых балах, музыкальных развлечениях и оперных спектаклях, в 1738 году издается указ об основании в Глухове певческой школы, для чего гетман Украины прислал 11 певчих во главе с Федором Яворовским. Выходцами глуховской школы были известные русские композиторы Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и другие. Прибывшим из глуховской школы устраивался экзамен, после чего их принимали в число придворных певчих. Профессиональный опыт, приобретенный певчими за время пения в придворной капелле, позволял ему вести самостоятельную педагогическую деятельность. Резко отличалось воспитание детей в Синодальном хоре, где обучали только церковному пению. По принципу придворной певческой капеллы создавались певческие школы, где крестьянские дети, обладавшие хорошими голосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах существовали частные школы. К концу XIX века церковное пение в школах включалось в содержание обучения «Положением о начальных народных училищах». Важные эстетические позиции конкретизировались в педагогической работе видных русских педагогов, в частности, К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «запоет школа, - запоет весь народ». На рубеже XIX-XX веков стали появляться теоретические труды, отразившие основные проблемы музыкальной педагогики, авторами которых были педагоги Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Мироносицкий, И. А. Пузыревский и другие. В книге «Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом» Д. И. Зарин отмечал, что «пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие» [12, с.102]. Революция 1917-го года определила новые задачи воспитания. Часы и предметы эстетического цикла сокращались: 1918 год - музыка 2 часа в неделю, 1937 год - музыка 1 час в неделю. Феномен эстетического воспитания со всей очевидностью проявился в годы Великой Отечественной войны, когда искусство - музыка, театр, литература, живопись, сплачивая людей, как никогда было важнейшим средством воспитания патриотизма. На период 1970-1980 годов пришелся расцвет замечательного коллектива - Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В. С. Поповым. Многие светские композиторы (А. Пахмутова, В. Рубин, В. Шаинский) писали сочинения именно для этого хора. Развитие детского хорового воспитания в СССР, начиная с 1960-х годов, повлекло изменение методов обучения. Стали разрабатываться новые методы ознакомления с нотной грамотой, овладения закономерностями музыкальной речи на материалах народного и профессионального творчества. С приходом в школу Д. Б. Кабалевского были начаты разработки нового содержания и методики эстетического воспитания. В XX столетии проблема работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований. В 1990-е годы появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений - школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения и введения дополнительных дисциплин - сольфеджио, постановка голоса, игра на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальная литература, ритмика. Несмотря на сложные социальные перемены в России конца второго тысячелетия, в детском хоровом исполнительстве прослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского хорового воспитания, организуются массовые фестивали детского хорового творчества. В настоящее время разрабатываются проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России. Так, в Вологодской области который год проходит фестиваль хорового искусства «Венок Победы», в котором принимают участие детские и молодежные коллективы области. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику. 1.2 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг. Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями как средствами выразительности. Развитие этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки [8, с.100]. Ветлугина Н.А. в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4, с.108]. Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий со школьниками. Хорошим вариантом становится тот случай, когда учитель музыки обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях учитель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к всем в классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей, так и нет одинаковых голосовых аппаратов. Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [17, с.67]. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие педагоги достигают результатов в вокальном воспитании. Большинство специалистов различными путями подходят к одной и той же простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий. Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов [23, c.32]. Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. [8, с.99]. Охрана и гигиена детского певческого голоса. Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью. Дети способны выдерживать физические нагрузки, пение - это процесс физиологический и требует больших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции, тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться к здоровью детей. Занятия следует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после нагрузок имеют полноценный отдых, способствующий снятию напряжения после сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит». Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и крикливое пение, исполнение завышенного по трудности репертуара [23, c.56]. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос должен находиться в состоянии покоя. Далее нами будут рассмотрены основные вокально-хоровые навыки. 1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки) В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык - это умение, созданное упражнениями, привычками [22, с.457]. По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык - это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью [15, с.213]. Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является «певческая установка». Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - считается правильным положением корпуса. При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину. Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки. Внимание учителя должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам. Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания [23, c.233]. Дыхание обычно рассматривают в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизирует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества» [29, с.51]. Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. При всей свободе дыхания, оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становится причиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания - основа одновременности атаки звука и вступления [38, c.34]. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации. Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие: - перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников; - звук при атаке осуществляется интонационно точно [34, с.233 - 234]. Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства, называемые резонаторами. Верхний резонатор (головной) - это полости глотки, рта и носа. Нижний резонатор (грудной) - это полости бронхов и трахеи. В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука к звуку - точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа: мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака - сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака - смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок. В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями [33, c.187]. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов - дикция. Артикуляция гласных (с латинского artikulatio) - работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция - важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения: · Напевность гласных, · Умение их округлять, · Стремление к чистоте звучания неударных гласных, · Быстрое и четкое выговаривание согласных. Певческий звук формируется на гласных, в них выявляется все качество голоса. Гласные должны звучать выровненно и одинаково. Смена гласных должна производиться плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемненно и ровно. В академическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всем диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. Под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. Чрезвычайно важное утверждение, касающееся эстетической сущности вокального звука, высказал А. А. Егоров (1887 - 1959): «Только тогда хоровое исполнение будет носить отпечаток звукового благородства, богатства и оставлять неизгладимое впечатление, когда оно будет в рамках прикрытого или мягкого звука» [10, с.99]. К формированию верхних прикрытых звуков следует приступать лишь после того, как найдено и закреплено нужное звучание в средней части диапазона. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения, отличаться по силе от других звуков мелодии. Руководитель хора должен постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а так же при проведении специальных упражнений. Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс [8, с.108]. Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбль динамический, ритмический и тембровый. Работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения произведений. Эта работа требует определенных знаний, умений и навыков. Формирование вокальных навыков зависит от правильно подобранных упражнений, использованных в системе урока. В практической части своего исследования мы выясним, каким образом происходит развитие средств вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровых навыков), какие необходимы методические приемы и упражнения. 1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыковНе все ученики в одинаковой степени воспринимают и выполняют указания, объяснения и показ педагога, не все одинаково оценивают свои достижения и замечают недостатки. Одни быстро усваивают певческие навыки, другие медленно. Одни внимательны, сосредоточены, другие рассеянны, не собранны. Одни схватывают «на лету», другие долго не могут понять, чего от них хотят. Все это, безусловно, сказывается на результате обучения.Такие индивидуальные различия являются отражением не только условий обучения, но и особенностей протекания у ученика ряда психических процессов, которые можно подразделить на три группы:1. Интеллектуальные процессы, связанные с познавательной деятельностью.2. Эмоциональные, в которых в особой форме выражается отношение человека к себе, к окружающим людям и явлениям.3. Волевые процессы, выражающиеся в своеобразном усилии, направленном на достижение сознательно поставленных перед собой задач.Эти процессы не следует рассматривать, как нечто отделенное от физиологических. И. П. Павлов, создавший учение об условных рефлексах, видел в них физиологическую канву психических явлений. Доказывая условнорефлекторную природу психических процессов, И. П. Павлов выдвинул проблему слияния субъективного и объективного психического и физического. Это указывает на то, что без знания нервных процессов и их закономерностей нельзя правильно объяснить процессы психические [26, c.197].Слуховые ощущения являются первопричиной возникновения слуховых представлений и развития музыкального мышления, без которого голосовой аппарат не «получает» музыкальных задач. В процессе воплощения музыкальных мыслей голосом возникают многочисленные ощущения мышечного, вибрационного и другого характера. Эти разного типа ощущения, сопутствующие пению, являются для нервной системы важными сигналами, по которым осуществляется контроль за звукообразованием. Поэтому с самого начала работы над голосом педагоги приучают своих учеников фиксировать мышечные, вибрационные, дыхательные и другие ощущения.Насчитывают девять областей, в которых локализируются ощущения при пении: на твердом нёбе, на нёбной занавеске, на задней глоточной стенке, в области гортани, в области костяка лица, внутри трахеи, в области груди, в области брюшного пояса, в нижней брюшной области.Ощущения в области костяка лица (переносице, лобных пазухах, голове) также вызываются колебаниями звука и воспринимаются, главным образом. Эти ощущения певцы связывают с понятием «высокой позиции». Об ощущениях в области гортани говорят редко, видимо, не всем они свойственны. То же можно сказать и об ощущении внутри трахеи. Что же касается ощущений в области груди, брюшного пояса и нижней брюшной области, то они обычно связываются с опорой дыхания, и вызываются сокращением мускулатуры. Другие ощущения носят вибраторный характер.Все виды ощущений, сопровождающих пение носят название «певческого ощущения», иначе говоря, мы имеем дело с восприятиями. В восприятии отдельные ощущения объединены в целостный конкретный образ. Вот почему в терминологии педагогов возникли такие выражения, как «ощутить шар во рту», «ощутить зевок», «высокую позицию» [25, c.240].Ощущения и восприятия неразрывно связаны с вниманием, памятью, эмоциями и другими психическими процессами, имеющими большое значение в формировании вокально-технических навыков. Не разобрав их, нельзя понять причин, влияющих на результат вокально-педагогического процесса.Так как любая деятельность вызывает эмоции, то любое эмоциональное состояние отражается на деятельности. Определенные эмоции возникают не только в результате отношения ученика к музыкальному материалу, над которым он работает, но и к процессу выработки вокально-технических навыков.Эмоция (с lat. возбуждать, волновать) - обычный класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [15, с.427].Под эмоциями понимаются переживания человека, в которых выражается личное отношение к тому, что он делает, или к тем или иным явлениям, связанным с его жизнью и деятельностью.Нередко в психологии эмоции и чувства употребляются как тождественные понятия. Все же между ними есть некоторая разница. Эмоции - это более простые переживания, которые И. П. Павлов сближал с понятием инстинкта. «Ведь эмоция, -- говорил Павлов, -- это есть работа инстинкта, а чувство -- горечь, печаль и т. д. -- это уже статья другая...» [25, с.73].Чувства, в отличие от эмоций, связаны с общественной деятельностью человека и присущи только человеку. Они могут быть устойчивы, а могут меняться в зависимости от ситуации. Эмоции всегда зависят от ситуации и характеризуются большой изменчивостью.На вокально-технических упражнениях можно развивать эмоциональность. Кора головного мозга, которая, по выражению И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле» [25, с.210], регулирует физиологические процессы, лежащие в основе эмоции. Это позволяет человеку управлять эмоциями, а также воспитывать их.Эмоциональное состояние ученика всегда отзывается на результатах работы над голосом. В состоянии огорчения мышление и память не столь активны, как при спокойном, радостном и бодром состоянии. Вот почему в работе с учеником педагог должен создавать эмоционально приподнятую атмосферу, быть жизнерадостным, оптимистически настроенным, стараться не проявлять разочарования, досады и неудовлетворения.В каждом отдельном случае следует учитывать степень подготовки, возможность преодоления тесситуры, как в технических упражнениях, так и в художественных произведениях.В вокальной педагогике наблюдается огромная разница в том, как скоро вырабатываются певческие навыки, насколько прочно они закрепляются и в какой степени достигают совершенства у разных учеников. Самое приближенное изучение этих особенностей приводит к заключению о том, что в основе индивидуальных различий лежат те или иные темпераменты.«Под темпераментом мы будем понимать ту основанную на прирожденном типе высшей нервной деятельности сторону личности, которая выражается в эмоциональной возбудимости (быстроте возникновения, устойчивости и яркости эмоций) и связанном с этой возбудимостью темпе протекания психических процессов» [17, с.60].Особенности темперамента И. П. Павлов объясняет прирожденными или наследственными свойствами нервной системы, своеобразным сочетанием в каждом отдельном случае процессов возбуждения и торможения - их силы, уравновешенности и подвижности. Тип нервной системы и определяется соотношением этих свойств. Объясняя темперамент физиологическими свойствами нервной системы, Павлов определяет темперамент, как самую общую характеристику отдельного человека, он пишет, что это «основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума» [25, с.103]. Основные темпераменты человека разделяются на холерический. сангвинический, флегматический и меланхолический. Люди с различным темпераментом в разных условиях ведут себя неодинаково, «человек слабого типа, попавший в новые условия жизни, - пишет И. П. Павлов, - совершенно теряется, а другого ничем не возьмешь, - в какие его условия ни поставь, он действует соответственно тому, что требуют данные условия» [25, с.269]. Психологические особенности человека наиболее ярко проявляются в его характере. Характер -- это совокупность тех черт личности, которые в основном определяют ее поведение и поступки. Характер определяется, прежде всего, отношением человека к людям, к своему делу и к самому себе. Воспитание характера является важной стороной формирования певца-художника. Педагог обязан направлять основные жизненные установки, мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы ученика, словом, все то, что выражает индивидуально-психологическую особенность творческой личности. Певческие навыки образуются гораздо быстрее тогда, когда обучающийся стремится к пониманию действия, осознает свои ошибки и отличает хороший результат от плохого. Сталкиваясь с трудностями при выполнении певческого задания, ученик под руководством педагога начинает все больше и больше обращать внимание на причины неудач, находить способы для преодоления технических трудностей, связывать эти способы с хорошим результатом. Движения, вначале автоматизированные, начинают выполняться более сознательно. Возникают наблюдение, сравнение, поиски новых приемов, отказ от старых действий, то есть сознательный процесс, необходимый для успешного совершенствования техники. Сознательное отношение к выполнению определенной вокально-технической задачи немыслимо без мобилизации памяти и внимания. Физиологической основой памяти является рефлекторная деятельность, проявляющаяся в том, что любой внешний раздражитель оставляет в коре головного мозга как бы «след». Это дает возможность повторного воспроизведения в те моменты, когда раздражитель отсутствует. Различные виды памяти (механическая, логическая, эмоциональная, двигательная, слуховая) имеют большое значение в развитии вокально-технических навыков. Особую роль играет слуховая и двигательная память. Осознанное запоминание мышечных ощущений в процессе совершенствования голосового навыка составляет существенную сторону обучения пению. Двигательная память особенно развивается на технических упражнениях. Однако специфика такого материала, лишенного словесно-смыслового значения и технические задачи способствуют выработке механической памяти. Вот почему, при переходе к художественным произведениям нужна кропотливая работа по дополнению памяти механической памятью смысловой [26, c.175]. Лучший способ развития памяти во всех ее видах -- запоминание небольших заданий, постепенное их увеличение и частое повторение. В деле воспитания памяти мощным фактором является внимание и сосредоточенность. Для того чтобы показ и объяснение фиксировались памятью, необходимо сосредоточенное внимание. Процесс приобретения певческих навыков -- это трудовой процесс. Устойчивость внимания есть его существенное качество, и поддерживает в первую очередь ее интерес к объекту. Поэтому крайне важно отбирать для работы над развитием певческих навыков такие вокальные произведения, которые представляют для учащихся несомненный интерес. Постепенное углубление в материал, стремление к выявлению в нем все новых и новых сторон развивает сосредоточенность внимания. Задача педагога и заключается в умении акцентировать внимание ученика в каждый данный этап обучения на особенностях произведения. В начале работы над произведением учитель сосредоточивает внимание ученика на содержании произведения. Дальше внимание переносится на его стилевые особенности. Затем педагог обращает внимание на вокально-технические приемы, при помощи которых можно раскрыть замысел композитора. В результате такого постепенного проникновения в произведение, путем сосредоточения внимания на его различных сторонах, вырабатывается способность концентрации внимания при исполнении произведения в целом. Педагог должен направлять внимание ученика, выражающееся в готовности к действию в соответствии с указаниями или показом. При работе над развитием вокально-технических навыков распевание упражнений с концентрацией внимания могут принести больше пользы, чем время невнимательно выполняемых упражнений. По мере упражнений, способность к сосредоточенному вниманию - совершенствуется и закрепляется. Развитие внимания неразрывно связано с волей. Одна из важных задач педагога заключается в развитии у ученика работоспособности, настойчивости в работе, дисциплинированности, внимания. Легкие задания мало пригодны для воспитания воли. Не следует забывать, что учебный материал должен представлять известную трудность и что только преодоление ее имеет значение в воспитании воли. Существует мнение, что направление звука в то или иное место верхних резонаторных полостей достигается волевыми усилиями. Волевой импульс в данном случае считается решающим фактором, однако, никто еще не указывал на орган, который направлял бы звук в нужное место [29, c.143]. Если рассматривать целесообразность использования волевых усилий у обучающихся пению, то в вопросах «дыхания», «направления» звука, волевые усилия могут привести к целому ряду недочетов. Подтянутая гортань, сжимание мышц глотки, поверхностное дыхание, носовой призвук, неправильное положение гортани обычно характеризует пение тех учащихся, которые «направляют звук» и ищут «высокую» позицию. Перегрузка дыхания, «запирание» дыхания свойственно учащимся, сосредоточивающим свою волю и внимание только на дыхательном процессе. Все психические способности певца (познавательные, чувственные и волевые) находятся во взаимосвязи, обусловливают друг друга и играют чрезвычайно важную роль как в воспитании и обучении пению в целом, так и в формировании его голосовой техники. Все обучение пению связано с совершенствованием ряда психических процессов: воли, внимания, памяти и другие. РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки. В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача - на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если: - учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения; - использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы развитию певческих навыков. Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов и опыт работы учителя музыки в данной школе. На первом этапе исследования было осуществлено знакомство с детьми данного класса, изучены их способности и увлечения, программа обучения. Для этого нами был проведен тест-опросник Владимира Петровича Анисимова на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей (Приложение 1). Данная работа проводилась в начале учебного года. По словам учителя музыки, не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие навыки, следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют интерес к пению. Отсутствие у детей навыков грамотно, выразительно и эмоционально петь побудили провести методическую работу по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки, применить упражнения на занятиях. Эта работа проводилась на втором этапе исследования. На третьем этапе подведены результаты педагогического эксперимента. Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения. Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам [8, с.109]. Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой. Одна из задач, стоящая перед школьными занятиями музыкой - научить каждого ученика владеть певческим голосом. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница заключается в том, что говорить учатся все, а петь - сравнительно немногие. Поэтому, неспособность управлять своим голосом у некоторых учащихся в начале занятий оказывается результатом невнимательности и поддается исправлению и развитию. Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры. Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики. 2.2 Анализ результатов педагогического исследования Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов. На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности. Были проведены следующие беседы: Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента. Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо. Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик. Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе - это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом. Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки. В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед - ему сто лет, нам меньше - мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо. Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2). Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяла следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») -- делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание. Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю». Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3). Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова - у, шея - о, туловище - а, спина (низ) - э, хвост - ы. Штробас. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам. Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков. При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика (Приложение 4). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка». Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении. Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха. Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.
Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся. Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений. Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5). По результатам теста-опросника: Ё Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П. Ё Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А. Ё Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей. В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6). Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством. Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике. Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки. В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению. Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне. На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности. В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей. Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей. И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки). Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с. Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 123 с. Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. - М., 1996. - 247 с. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. - 69 с. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка,1996. - 368 с., нот, ил. Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951. - 99 с. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье - СПб.: Лань. - 192 с. Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. - М.,1907. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с. Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М., 1964. - т.2. - 245 с. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. - 167 с. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. - 67 с. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.: ил. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - 78 с. Немов Р. С. Общая психология. - М., Просвещение, 1970. - с.176. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. - 1200 с. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2-я. - 250 с. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с. Плужников К.И. Механика пения. - СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004. Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с. Рудик А. П. Психология. - М.: Учпедгиз, 1955. - 167 с. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. - 270 с. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С.50 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. - Т.8. - М.: АПН, 1950. - 283 с. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. - 64 с., с ил. Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М., 1961. - 52 с. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с. Приложение 1 Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций детей 6 - 8 лет. 1. Ты любишь музыку? 2. Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни? 3. Где тебе нравится больше петь - в школе, студии или дома? 4. Поют ли твои мама и папа дома или в гостях? 5. Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать? 6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевизору и радио? 7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку? 8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком? 9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то, какие? 10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму? 11. Какие исполнители, певцы тебе больше нравятся? Приложение 2 Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой Стрельникова Александра Николаевна - педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы. 1-е упражнение «Ладошки» Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю - поза экстрасенса. Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения). Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза. Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом. Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4. В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10). 2-е упражнение «Погончики» Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены. Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений. 3-е упражнение «Насос» Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов. 4-е упражнение «Кошечка» Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью - повороты туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий, резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор. 5-е упражнение «Обними себя» Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу - всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать. 6-е упражнение «Большой маятник» («насос» + «обними меня») Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд - руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад - руки обнимают плечи). Вдох. Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами. 7-е упражнение «Повороты головы» (вправо-влево) Исходное положение: основная стойка. Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха. 8-е упражнение «Маятник головой» (вниз-вверх) Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз - вдох, поднять голову вверх - выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха. 9-е упражнение «Перекаты» Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом - вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу - вдох. Исходное положение: правая нога впереди. 10-е упражнение «Шаги» а) «передний шаг» (рок-н-ролл). Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза. б) «задний шаг». Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем - и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения. с) Снова «передний шаг». Приложение 3 Методика распевания В.В. Емельянова Упражнения для разогрева голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова. «Едем в зоопарк» Упражнение 1. - Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить. «Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз). Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы). Упражнение 2. - Теперь дорога расчищена, надо завести нашу машину. Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель. Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание. «Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...». Упражнение 3. - Мы с вами приехали в зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся. Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки - это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом). Упражнение 4. - А это - вольер с лошадкам. Лошадки скачут по кругу все вместе. Дети цокают, губы в позиции «О». - А лошадки все разбежались. Дети цокают на разные гласные: «Е», «У», «А». - Снова лошадки побежали по кругу все вместе. Дети цокают, губы в позиции «О». Приложение 4 Артикуляционная гимнастика Упражнение 1 Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза). Упражнение 2 Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. Упражнение 3 Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.) Упражнение 4 Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе. Приложение 5 Результаты теста-опросника на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций у детей
Приложение 6 Результаты эксперимента по развитию вокальных навыков на уроках музыки Входная диагностика
Итоговая диагностика
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |