|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Работа методиста-инструктора с семьей в ДЮСШ "Самбо и Дзюдо"Работа методиста-инструктора с семьей в ДЮСШ "Самбо и Дзюдо"23 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа «Самбо и Дзюдо» Педагогический проектРабота методиста- инструктора с семьей в Детско-юношеской спортивной школе «Самбо и Дзюдо» Составитель: Ичёткина Ольга Ивановна Качканар 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Основная часть 1.1 Нормативно-правовые источники по организации работы с семьей 1.2 Формы работы с семьей 1.3 Роль методической службы в работе с семьей 1.4 Структурно-функциональная модель методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» 1.5 Из чего складывается сотрудничество с родителями? 2. Проектировочная деятельность 2.1 Перспективы работы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» с родителями Заключение Литература Приложения ВВЕДЕНИЕ Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Детско-юношеская спортивная школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится тренеру-преподавателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание ребенка отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают его “трудным”. Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности! И тренеру и родителям необходимо подходить к каждому воспитаннику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить, помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир. Цель работы методиста-инструктора: на основе анализа деятельности методической службы по работе с семьей, определить условия для сотрудничества родителей и спортивной школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции Задачи: - изучить литературу по данной теме; - изучить документацию, имеющуюся в учреждении; - наметить перспективы работы методической службы с семьей. Гипотеза: Проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию, в частности к спортивной школе, и выстроить с ними позитивное взаимодействие. 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1 Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДЮСШ с семьей В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию.На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов, разработка методических пособий «Школа для родителей». Как показывает информация из регионов, в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей: 1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов. 2. Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы. 3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей. 4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей. Совместная деятельность детей, родителей и преподавателей может быть успешной, если: - дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; - осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности; - создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; - отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности. 1.2Формы работы с семьей 1.2.1 Формы сотрудничества: Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела. 1.2.2 Формы познавательной деятельности: - день открытых дверей; - праздник знаний (импровизации вместе с родителями); - турниры знатоков и т.д. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнире знатоков могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды. 1.2.3 Формы трудовой деятельности: - оформление (плакаты) - материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство) 1.2.4 Формы досуга: - совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники); - экскурсии, походы 1.2.5 Встреча с администрацией, специалистами (психолог, врач) 1.2.6 Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей) 1.2.7 Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками) 1.3 Роль методической службы в работе с семьей В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи преподавателям и управленцам во внедрении новшеств. Деятельность методической службы не может осуществляться во всех учреждениях дополнительного образования по одному сценарию: их индивидуальность предполагает реализацию различных функций в зависимости от потребностей педагогической практики. Обозначу функции деятельности методической службы, которые выделяются различными авторами в литературе: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая, контрольно-диагностическая. Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров, родителей и детей была определена тема методической работы: «Формы и методы работы с семьей». 1.4 Структурно-функциональная модель методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»1.5 Из чего складывается сотрудничество с родителями?1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:а) Что понимают под сотрудничеством людей?Назовите основные его проявления.б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.6. Организация педагогического просвещения родителей.7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДЮСШ, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения - календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.Третья форма - газета для родителей «Самбист» (раз в месяц).Непосредственное взаимодействие - встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДЮСШ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.Основные формы общения родителей и тренеров в ДЮСШ:- организация родительских собраний, индивидуальных встреч, интересных и полезных встреч со специалистами.- работа телефонной линии, по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают консультацию.- проведение неформальных встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.)- изучение школьных газет.- уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.Деятельность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ по организации работы с родителями реализует следующие цели:- просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей..Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:Ш Наличие организационной структуры в работе с родителями («Школа для родителей»)Ш Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группеШ Наличие традиций сотрудничества школы с родителямиШ Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детейШ Позитивный уровень сохранности здоровья детейШ Высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ2.1 Перспективы работы с родителямиВ течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей». Уже два года спортивная школа реализует инновационный проект: «Создание системы обучения в специализированном классе по видам спорта». К специализированным классам относятся классы по видам спорта, это форма интеграции спортивных школ и образовательных учреждений на уровне организации образовательного процесса. Основные цели и задачи спортивных классов: - обеспечивают учащимся оптимальные условия для получения основного общего, среднего (полного) общего образования; - создают условия для рационального сочетания учебы в школе с учебно-тренировочным процессом в спортивной школе. Виды спорта, культивируемые в данном классе, это самбо и горные лыжи. Выбор данных видов спорта обусловлен желанием и интересами учащихся. С родителями воспитанников специализированного класса заключены договоры, в которых обговариваются все условия обучения в спортивном классе. В ДЮСШ сложились все предпосылки для создания попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его создания (разработать Положение). Для проведения городских и выездных мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют повышению имиджа спортивной школы «Самбо и Дзюдо» в социальной инфраструктуре города, берут на себя правовую защиту прав и интересов воспитанников. В учреждении планируется развитие внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности ДЮСШ. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется создание лекториев для родителей по различным темам (см. приложение «Школа родителей»). Планируется организация психолого-педагогической помощи родителям, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Детско-юношеской спортивной школе и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы ДЮСШ с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества. ЛИТЕРАТУРА 1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001 2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1 3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001 4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. 5. Немов Р.С. Психология. М., 2003 6. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001 7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. 8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004 9. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Тезаурус Инновационный процесс - нововведение, изменение содержания образования. Целенаправленное изменение, вносящие в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновация педагогическая классифицируется по видам деятельности - педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования - единичные и диффузные; по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); Инновация - процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.); Инновация - поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением - введение в управленческий цикл таких изменений, которые на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование деятельности и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Материально-техническая база образовательного учреждения - совокупность зданий, сооружений, оснащения и оборудования, имущества потребительского, социально-культурного и иного назначения, закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву собственности. Средство - орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности (Ожегов) Фактор - движущая сила, причина к-л процесса, явления; сущ-ное обстоятельство в к-л процессе, явлении (Осипов) Условие - обстоятельство, от кот. ч-н зависит; требования, из кот. следует исходить или кем-л предъявляемые; правила осуществления чего-нибудь; обстановка, в которой происходит ч-л (Ожегов) Метод - способ достижения цели (Осипов) Объект - то, что м.б. инд-но описано и рассмотрено (деят-ть, процесс, явл-е, система, отд. лицо, любая комб-ция из них) Предмет - часть объекта Критерий - мера оценки, опред-ния, сопост-ния явл-я или процесса; признак, являющийся основой клас-ции (Осипов) Показатель - методологический инструмент, обеспечивающий возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают качественные (фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства) и количественные (фиксируют меру его выраженности, развития) (Осипов) Методология - система наиб. общих принципов, положений и методов, сост-щая основу д дан.науки, системы (Осипов) Технология - целенаправленное пошаговое достижение планируемого рез-та с помощью совокупности средств и методов Приложение 2 Анализ анкет родителей. 18.10.2007 год. Почему необходимо сотрудничество между ДЮСШ и родителями? Сотрудничество необходимо: - чтобы контролировать ребенка - для общения и взаимопонимания - чтобы действовать в одном направлении - чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки - для поддержки детей с неустойчивым характером - помогли ребенку раскрыться и поверить в себя - чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер ДЮСШ помогает родителям- в контроле свободного времени- в воспитании ребенка- развивать физические и интеллектуальные возможности детейРодители могут помочь ДЮСШ- платить взносы- в организации соревнованийЧто мешает родителям и ДЮСШ успешно сотрудничать?- нехватка рабочего времени- недостаток информации- поведение ребенкаПриложение 3Программа работы с родителями «СемьЯ»Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника спортивной школы.Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.Задачи программы:1. Выработать единые установки в подходе к воспитанию в спортивной школе и в семье.2. Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.3. Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.4. Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в семье.Сроки реализации: 2007-2012 г гПринципы в работе с семьей:- системность,- уважительность,- единство общественного и семейного воспитания,- оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.Цели и задачи работы с семьей:- просветительская - повышение педагогической культуры родителей;- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка;- коммуникативная - обогащение семей опытом по воспитанию детей.Ожидаемые результаты:- укрепление взаимосвязей в семье.- разработка модели успешного семейного воспитания.- повышение педагогической культуры родителей.- активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.- проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.- соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.- сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей воспитанников спортивной школы.План мероприятий по реализации цели и задач.
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |