|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Размещение производительных сил и региональная экономикаРазмещение производительных сил и региональная экономикаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению курсовых работ по дисциплине “Размещение производительных сил и регионалистика” для студентов экономических специальностей «К печати, в свет разрешаю» Проректор ________________М.Ф. Смирный Протокол № 2 от 05.09.2006г. Составители Н.К. Параконная Т.П. Клеутина И.В. Клюс Весь цифровой и фактический материал, библиографические сведения проверены. Написание единиц соответствует стандартам Луганск ВНУ им. В. Даля 2006 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк выполнению курсовых работ по дисциплине“Размещение производительных сил и региональная экономика”для студентов экономических специальностейЛуганск ВНУ им. В.Даля 2006МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк выполнению курсовых работ по дисциплине“Размещение производительных сил и региональная экономика” для студентов экономических специальностейУТВЕРЖДЕНОна заседании кафедры экономики предприятия Протокол № 2 от 05.09.2006 Луганск ВНУ им. В. Даля 2006ББК УО 49/2/ 8р30Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине “Размещение производительных сил и региональная экономика» для студентов экономических специальностей. Сост. Н.К. Параконная, Т.П. Клеутина, И.В. Клюс. - Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та им. В.Даля, 2006. - с.Предназначены для оказания помощи в выполнении курсовой работы, теоретического и практического закрепления научных и методологических основ размещения производительных сил, анализа современных проблем, перспектив развития и принятия рациональных решений.Составители ст. преп.Н.К. Параконная,ст. преп.Т.П. Клеутина,доц. Клюс И.В.Ответственный за выпуск Максимов В.В., проф. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Опыт подготовки квалифицированных специалистов - экономистов различных направлений в высших учебных заведениях свидетельствует о необходимости получения студентами комплекса знаний по размещению производительных сил и региональной экономике. Это позволит будущему специалисту приобрести базовые знания для усвоения учебных дисциплин высших квалификационных уровней и оценить конкретную территориально- хозяйственную и социально-экономическую среду, в которой осуществляется соответствующая экономическая деятельность. Современный этап развития национальной экономики требует новых подходов к формированию политики регионального развития, решение которых находятся в поле зрения регионалистов, управленцев и экономистов. Учебным планом дисциплины «Размещение производительных сил и региональная экономика» предусмотрено выполнение курсовой работы, которая является инструментом самостоятельного закрепления и углубления знаний студентов и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Содержание курсовой работы определяется темой. Тематика курсовых работ отрабатывается и утверждается кафедрой. Тема студенту задается преподавателем. В отдельных случаях студент может сам выбирать тему вне перечня, и при ее актуальности она может быть допущена к защите. Курсовые работы по актуальным темам, выполненные с высоким качеством, после доработки могут быть представлены на конкурс студенческих научных работ. Знание требований и соблюдение рекомендаций кафедры при выполнении курсовой работе позволит избежать многих ошибок в текстовой части и оформлении. Это в целом способствует ее качественному выполнению и успешной защите. 1.1 Цели и задачи курсовой работы Курсовая работа предназначена для выработки, развития и закрепления у студентов навыков самостоятельной разработки заданной (избранной) тематики. В первую очередь это касается подбора, углубленного изучения, систематизации и обобщения статистических и других материалов по разрабатываемой теме, их анализа и способности делать правильные выводы (обобщения) с логично-последовательным изложением и наглядно-графическим отображением сущности освещаемой проблемы. Исходя из этого, основными целями курсовой работы являются: -закрепление у студентов знаний по вопросам о закономерностях и принципах размещения производства по территории страны, совершенствования территориальных пропорций общественного производства, специализации и комплексного развития хозяйства региональных образований различного ранга, межрайонных хозяйственных связях; -развитие умения самостоятельно работать над литературными, картографическими, статистическими материалами и библиографическими указателями; -выработка навыков подбора и систематизации конкретного материала по избранной теме, умения правильно его анализировать, делать по нему обобщения, выводы и заключения о факторах, предпосылках, условиях и особенностях размещения отдельных отраслей экономики, формирования и развития экономических районов; -обучение студентов самостоятельному логично-последовательному изложению экономико-географического материала и правильному его оформлению, а также творческой обработке статистических данных с наглядным их отображением в виде таблиц, графиков и диаграмм. 1.2 Содержание и общие требования Тема курсовой работы должна быть раскрыта, в первую очередь, с учетом социальных и экономическо-географических задач развития страны и международного разделения труда, определенных постановлениями Кабинета Министров и решениями Верховного Совета Украины. Научность - первоочередное требование к курсовой работе. Основой работы являются экономико-географические вопросы, характеризующие развитие и размещение отраслей народного хозяйства или народнохозяйственную специализацию экономического района в современный период. Поэтому различные исторические экскурсы, описание техники и технологических процессов должны носить подчиненный характер, помогая лучше понять «размещенческую» сторону темы. В работе важно вскрыть и объяснить взаимосвязи развития и размещения отдельных отраслей и территорий, экономических районов. Положения и выводы курсовой работы должны быть подтверждены статистическим материалом, который, вместе с тем, должен отображать и динамику развития. Он должен быть продуманно отобран, творчески обработан и проанализирован. Статистический материал является органической частью работы и должен базироваться на последних данных текущих лет, взятых из статистических ежегодников или статистических сборников. Показатели прежних лет носят сравнительный характер для отображения динамики развития. В работе необходимо показать перспективы развития и размещения отраслей хозяйственного комплекса, специализацию районов и страны в целом. При этом следует раскрыть и указать основные направления намеченного, а также планируемого развития и размещения производства. Новейшие данные о ходе экономического и социального развития страны, регионов или областей, а также отраслей народного хозяйства за прошедший год можно найти в сообщениях статистических управлений, публикуемых в центральных и областных газетах в январе-феврале текущего года. Важным требованием к курсовой работе является логично-последовательное изложение материала и наглядность. Студент должен показать умение логически-последовательно излагать свои мысли. Все разделы работы и статистический (иллюстративный) материал должны быть увязаны между собой. Текстовую часть курсовой работы необходимо подкреплять иллюстративным материалом (картосхемы, схемы, графики и т.д.), который наглядно бы показывал структуру народнохозяйственного комплекса страны (отрасли), динамику выпуска видов продукции, место, которое занимает район в производстве всей страны, и т.д. При значительном несоответствии курсовой работы вышеуказанным требованиям она возвращается студенту для доработки. Требованием к курсовой работе является и самостоятельность ее выполнения. Использование литературных источников предполагает не механическое их переписывание студентом, а преследует цель отбора нужных им фактов и данных для самостоятельного анализа и характеристики рассматриваемого вопроса темы, должно способствовать более глубокому обоснованию выводов по нему. Работы, выполненные не самостоятельно, а как результат переписывания источников, возвращаются студенту для переработки. Курсовая работа должна отвечать таким требованиям, как грамотность, культура и правильность оформления, а также соблюдение заданного объема. Работа должна быть выполнена аккуратным и разборчивым почерком или напечатана, иметь хорошую графику иллюстративного материала, не иметь стилистических и орфографических ошибок. Объем работы не может превышать заданного кафедрой, но и не быть значительно меньше, а ее оформление - соответствовать рекомендациям и требованиям. При значительных отступлениях от требований в работе и отсутствии иллюстративного (статического) материала, в первую очередь, картосхем, она возвращается студенту для доработки или переработки. 1.3 Объем и оформление курсовой работы Для курсовой работы установлен объем в 27-35 стандартных листов рукописного текста. Значительное превышение установленного объема свидетельствует о том, что студент плохо ориентируется в материале, не умеет отобрать из него главного, наиболее существенного. Вместе с тем чрезмерно малый объем работы не позволяет достаточно раскрыть тему. Основной объем должен приходиться на главный раздел работы. Введение, исторические справки, описание техники (технологии) и заключение не должны каждое превышать 1,5 - 2 листа. Студенты должны руководствоваться следующими требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых работ. Работа должна быть написана черными или синими чернилами (пастами), аккуратным и разборчивым почерком без помарок. Работа выполняется на одной стороне стандартного листа. При этом на нем без обозначения рамкой должны быть оставлены поля верхнее, левое и нижнее - не менее 20 мм, правое - не менее 10 мм. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Проставляется он, начиная с введения (с учетом общего числа предыдущих листов работы: обложка, титульный лист, задание, реферат, содержание). По тексту должны быть выделены более крупными буквами наименование разделов и подразделов, полностью соответствующее содержанию работы (плану). При этом не разрешается применять другие цвета чернил (паст). Разделы работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами без точки, например, 1,2,3 и т.д. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. После номера подраздела точку не ставят, например, 1.1, 1.2 и т.д. Сокращения слов не допускаются, кроме общепринятых (СНГ, ТПК, АПК и другие). Не допускается также упоминание старых названий уже переименованных городов, а также искажение географических названий. При использовании материала из каких-либо источников (учебники, справочники и т.д.) в конце по тексту работы надо сделать ссылку на них в виде проставления в квадратных скобках порядкового номера источника по списку литературы. В таблицах, графиках и другом иллюстративном материале это делается в конце заголовка, например: 18. При использовании в работе цитат, они должны браться в кавычки, а внизу листа должна быть ссылка на источник (фамилия и инициалы автора, точное наименование источника, место издания и издательство, год и страница). Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например, таблица 2.1 - первая таблица второго раздела. Таблица должна иметь название, которое помещают над таблицей (см. приложение А). Название должно быть кратким и отражать ее содержание. Иллюстративный материал (картосхемы, графики, диаграммы, рисунки) следует располагать по тексту и нумеровать так же, как и таблицы. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом “Рисунок ___________”, которые вместе с названием помещают после поясняющих данных, например, "Рисунок 3.1 - Схема территориально-производственного комплекса Донецкого района 3 ". Курсовая работа должна иметь картосхему - минимум одну. Основой для их составления могут служить контурные карты. Выполнять картосхему можно пастой или цветными карандашами. Все элементы необходимо наносить ясно и географически грамотно. При заполнении картосхемы карту не следует перегружать и не наносить показатели, не имеющие прямого отношения к теме. Картографический и другой иллюстративный материал большого формата даются в виде приложений, которые помещаются в конце работы. Располагают приложение в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописной симметрично относительно страницы. Посередине строки над заголовком строчными буквами с первой прописной должно быть напечатано слово “Приложение” и прописная буква, обозначающая приложение: “Приложение А”. Иллюстрации желательно размещать так, чтобы их можно было рассматривать, не поворачивая работу. Если же это необходимо, то иллюстрации следует ориентировать так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке. Курсовую работу необходимо тщательно проверить во избежание стилистических и грамматических ошибок. Материалы полностью оформленной курсовой работы следует располагать в следующей очередности: титульный лист, задание, реферат, содержание, введение, 1-й, 2-й и последующие разделы, заключение, список использованной литературы и приложения (картосхемы, графики, диаграммы и т.д., если они расположены не по тексту). Обложка и титульный лист содержат служебный штамп, название и вид работы, а также должность (ученое звание, степень), фамилию и инициалы руководителя, номер группы, фамилию и инициалы студента-исполнителя, место выполнения работы ( см. приложение А и Б) . Они должны быть оформлены четко и аккуратно черной тушью или фломастером, разноцветность надписей не допускается. При этом рекомендуется использовать шрифты ГОСТ. Работа на проверку должна быть представлена в сброшюрованном виде и иметь твердую или другую обложку (без металлических деталей). В конце работы (заключение) проставляется дата представления ее на кафедру для проверки и личная подпись студента. 2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2.1 Этапы выполнения работы и ее защита Прежде чем приступить к работе над темой, надо понять суть задания (темы), изучить и осмыслить требования и рекомендации кафедры. С этих позиций необходимо, в первую очередь, ознакомиться с материалом (содержанием) темы по учебнику и в полном объеме изучить рекомендации кафедры. Это позволит избежать многих ошибок, правильно и качественно выполнить работу. Рекомендуется следующий поэтапный порядок выполнения курсовой работы: 1-й этап - подбор материала и составление списка литературы, которую предполагается использовать при написании работы; - разработка обоснованного и подробного плана работы с установлением примерного постраничного объема каждого раздела. При этом надо помнить, что от его содержания будет зависеть качество работы; - составление перечня иллюстративного материала (картосхем, схем, графиков, диаграмм и т.д.). План работы, список литературы и перечень иллюстративного материала студент обязан в установленный срок представить на рассмотрение преподавателя. 2-й этап - изучение литературных, статистических, картографических и других источников с одновременным отбором нужного материала и его конспектированием. При этом необходимо выписывать фамилию и инициалы автора, место издания, название издательства и год выпуска, а также общее количество страниц литературы, откуда взят тот или иной материал. Для цитат обязательна ссылка на конкретные страницы; - подбор данных и составление черновых набросков иллюстративного материала (картосхем, диаграмм, графиков и т.д.). При этом также необходима фиксация источников, по которым они разработаны (взяты целиком); - уточнение (корректировка) плана работы в соответствии с особенностями темы и с учетом имеющихся материалов. 3-й этап - написание работы по срокам графика в черновом варианте в соответствии с планом; дальнейшая обработка иллюстративного материала. 4-й этап - написание к установленному заданием сроку работы в чистовом виде в соответствии с требованиями к ее оформлению (редактирование, литературная обработка, проверка грамматических ошибок); - окончательное оформление картосхем и других иллюстративных материалов, проверка их привязки к тексту работы. 5-й этап - представление работы на кафедру для проверки и рецензирования. После выполнения курсовой работы студенты сдают ее на кафедру для регистрации и рецензирования в установленные графиком сроки. Преподаватель (как правило, консультант) в своей рецензии анализирует курсовую работу, выявляет ее достоинства, недостатки, делает письменное заключение о том, допускается или не допускается работа к защите. Если работа не отвечает университетским требованиям, она возвращается студенту на полную или частичную переработку в соответствии с замечаниями рецензента. После повторного представления на кафедру она снова рецензируется тем же преподавателем. Допущенная к защите курсовая работа должна быть защищена студентом в установленные графиком сроки. Во время защиты студенту необходимо за 10-15 минут раскрыть содержание темы и ответить на замечания, отмеченные в рецензии. При этом выявляются знание карты, понимание существа изложенного материала, умение использовать и анализировать статистические и графические данные. Оценка (по двенадцатибалльной системе для студентов дневного отделения и пятибалльной - для заочного) выставляется в ведомость и зачетную книжку. Студенты, не выполнившие работу или не защитившие ее, к экзамену по дисциплине “Размещение производительных сил” не допускаются. Лучшие курсовые работы рекомендуются в качестве научных студенческих работ на университетскую или межвузовскую студенческие научные конференции. 2.2 Источники литературы Важным этапом выполнения курсовой работы является ознакомление с литературой, которая рекомендована в целом программой курса “Размещение производительных сил”, а также кафедрой в качестве обязательной. Многие студенты забывают важнейшее требование - о необходимости глубокого изучения и использования в курсовой работе материалов сессий Верховного Совета Украины, постановлений Кабинета Министров, указов Президента, без чего работа не может быть признана положительной. Обязательным условием при написании курсовой работы на любую тему является изучение таких разделов и глав учебников по размещению производительных сил, как “Закономерности, принципы и факторы размещения”, “Методологические основы науки”, “Основы экономического районирования”, “ Задачи науки на современном этапе”. Использование учебников является обязательным, так как они позволяют в целом выдержать стиль (канву) изложения материала. Но при этом следует помнить, что отдельные их положения устаревают, а статистический материал нуждается в обновлении. Помимо учебников следует изучить соответствующие теме учебные пособия, монографии, материалы научных конференций, статьи и материалы, опубликованные в журналах и газетах. Следует помнить, что качественное написание курсовой работы обеспечивается использованием (изучением) не одного источника, а нескольких, как рекомендованных, так и выбранных самостоятельно. Важным источником получения данных по разрабатываемой теме являются статистические ежегодники, справочники и сборники, использование которых обязательно при выполнении работы. Очень важно использовать в работе периодические издания - журналы и газеты. Здесь можно найти обильный и новейший социально-экономический, статистический и экологический материал. Необходимо использовать также географические и специальные атласы, которые содержат экономико-географические сведения. С перечнем по избранной тематике литературы можно ознакомиться на кафедре. При работе с литературой следует учесть, что ее наличие по тематике в библиотеке университета ограничено. В должном объеме она имеется в городской библиотеке им. А.М. Горького, где вам помогут ее подобрать в библиографическом отделе. Необходимо использовать и другие библиотеки города, в первую очередь, Национального педагогического университета, Дома природы. Студенты-заочники могут заказать необходимую литературу из областной библиотеки по междугородному абонементу в библиотеке своего города. При работе с литературными источниками следует соблюдать следующие правила: - необходимый материал из них должен конспектироваться своими словами. При дословном заимствовании текста (цитата) необходимо точно выписать фамилию и инициалы автора, название источника, место издания и издательство, год; - постановления правительства по рассматриваемому вопросу следует прежде осмыслить как директиву и с этой точки зрения использовать в дальнейшей работе; - из статистических ежегодников и справочников следует заимствовать те показатели, которые характеризуют, например, специализацию народного хозяйства района, особенности размещения данного производства, масштаб выпуска продукции и другие данные, свидетельствующие об уровне развития и размещения отраслей народного хозяйства. Для характеристики динамики роста и современного уровня развития отраслей хозяйства рекомендуется брать данные за следующие годы: 1913, 1917, 1928, 1940, 1975, 1980, 1990, 1995, 2000, 2005 и последний. Для сельского хозяйства важен еще 1965 год. При рассмотрении перспектив развития - планируемые уровни в 2010, 2025 гг. Эти базисные цифры являются основой для составления таблиц, графиков и диаграмм. Не следует забывать записывать источники (откуда они взяты), вести записи отдельно по разделам плана работы, что облегчит систематизацию изучаемого материала. Не рекомендуется вместо записей, для “сокращения времени” делать просто ссылки на страницы и источники, т.к. смысл нужного положения забудется, а при дальнейшей работе источник не всегда может оказаться под рукой. В результате из работы могут выпасть важные факторы (положения, примеры). 2.3 Методика написания текстовой части Текстовая часть включает реферат, содержание, введение, основную часть (разделы темы) и заключение, а также список литературы и приложения. Реферат должен содержать: - сведения о курсовой работе (количество страниц, таблиц, иллюстраций, приложений, источников); - аннотация; - перечень ключевых слов. Аннотация реферата должен давать краткие сведения о работе, достаточные для освещения ее основного содержания. Ключевыми словами называются слова (существительные) или словосочетания (с существительными), выражающие отдельные понятия, существенные для раскрытия содержания текста. Даются они в именительном падеже, количество их не должно превышать 15 (см. приложение В). Содержание должно включать введение, все наименования разделов и подразделов основной части работы, заключение и перечень литературы. По существу - это ее развернутый план. Перед составлением такого плана необходимо, исходя из заданной темы, уяснить, что нужно выделить и раскрыть в качестве главного вопроса. Исходя из этого, при составлении плана ему надо уделить основное внимание, конкретизировать. Большая часть работы должна быть отведена этому разделу. Следует избегать включения в план большого количества вопросов. В среднем рекомендуется брать, кроме основного, три-четыре вопроса, раскрывающих сущность основного раздела. Разделы могут иметь несколько подвопросов, подразделов (приложение Г ). Введение, перспективы и заключение - обязательны. Приведенные в пособии планы работы являются типовыми образцами, в целом не учитывающими специфику каждой темы отраслевого, районного и других направлений курсовой работы. Поэтому к составлению конкретного плана необходимо подходить творчески. План должен отражать как генеральную суть темы, так и особенности конкретной тематики по сравнению с другой, отражая специфику постановки вопроса. ВВЕДЕНИЕ. Во введении обосновывается необходимость изучения данной темы, ее актуальность. Излагаются положения решений Верховного Совета и правительства о развитии данного региона, отрасли и т.д., если такие имеются. Следует также назвать украинских ученых, занимающихся изучением данной проблемы в последние годы, после чего необходимо сделать логический переход к конкретно рассматриваемому вопросу (см. приложение Д). Исходя из темы, формулируется цель курсовой работы и ее задачи. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы должна раскрывать на научной основе суть темы с использованием статистических данных по рассматриваемой тематике. Материалы следует изложить конкретно и четко, обоснованно и в логической взаимосвязи. Недопустимо такое положение, когда главное (основное) теряется в массе второстепенного материала. Текстовая часть работы должна быть подкреплена достаточным количеством графического и иллюстративного материала (картосхемы, графики, диаграммы и таблицы). Разделы и подразделы по тексту должны быть выделены, а их наименования - соответствовать содержанию работы. Без статистического материала и обоснования, а также при устаревших данных работа не может считаться полноценной. Следует помнить, что иллюстративный материал является обязательным и неотъемлемым элементом курсовой работы, который должен быть обязательно привязан к тексту. Если он и дается в приложении, то в тексте необходима соответствующая ссылка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит сконцентрированные выводы по работе, по ее основному вопросу (приложение Е). Как введение, так и заключение не должны содержать иллюстративного материала (таблицы, графики и т.д.). ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ (фактически использованной) должен иметь указания об исходных данных каждой работы (источника): фамилия и инициалы автора, полное и точное наименование книги, место издания и издательство, год издания и общее количество страниц. Название статей из периодической печати следует давать с указанием автора, названия журнала (газеты), номера и года издания, страницы - для журнала (сборника). В перечне вначале указываются в определенной последовательности материалы сессий Верховного Совета Украины, постановления правительства. После этого записываются в алфавитном порядке (авторов) другие использованные материалы и источники, а затем по его значимости следует справочный материал (приложение Ж). ПРИЛОЖЕНИЕ. Выполняется в том случае, если работа содержит картографический или другой иллюстративный материал большого формата (см. раздел 1.3). 3. ГРУППИРОВКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТИПАМ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ КАЖДОГО ТИПА Тематика курсовых работ группируется следующим образом: 1) отраслевые темы; 2) районные (региональные) темы; 3) природно-ресурсные и природоохранные темы; 4) народонаселенческие темы. 3.1 Отраслевые темы В свою очередь делятся на такие подгруппы: а) отрасли топливно-энергетического комплекса; б) отрасли производства конструкционных материалов; в) отрасли машиностроительного комплекса; г) отрасли производства товаров народного потребления; д) отрасли агропромышленного комплекса; е) отрасли транспортного комплекса. В их составе чаще всего встречаются темы со следующими названиями: “Развитие и размещение одной из отраслей народного хозяйства Украины в целом, крупного экономического района, области или экономического подрайона - Донбасса, Приднепровья и т.п. (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, сфера обслуживания или их подотрасли)”. Курсовую работу по отраслевой тематике следует начинать с определения места и значения избранной для изучения отрасли в народном хозяйстве страны, района, выявить влияние на развитие и размещение других отраслей и подчеркнуть ее районообразующий характер. Обязательно надо раскрыть особенности анализируемой отрасли: зависимость размещения от наличия сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов и прочее. Указать, какие факторы и как повлияли на ее возникновение и формирование. Особое внимание нужно уделить развитию и размещению изучаемой отрасли, прежде всего послевоенный период, ее современное состояние и проблемы. Следующий раздел посвящается особенностям размещения отрасли и выделяемых в ней подотраслей. Например, при характеристике размещения машиностроительного комплекса после анализа общей структуры дается анализ размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, электро- и радиотехнической промышленности и других машиностроительных производств. Используя данные статистических справочников, необходимо на конкретных примерах показать особенности размещения и темпы развития рассматриваемой отрасли, роста или сокращения выпуска продукции в Украине, районе, области и т.п. Основные положения следует проиллюстрировать таблицами, диаграммами и графиками. Важно проанализировать территориальные сдвиги в размещении отрасли за последние 15- 20 лет. В отдельный раздел нередко выносится характеристика основных районов и важнейших центров размещения предприятий отрасли, указываются сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, на которых базируются эти предприятия. Например, при разработке темы “Развитие и размещение черной металлургии Украины” необходимо раскрыть особенности размещения черной металлургии в Донбассе (с центрами в Макеевке, Енакиево, Алчевске, Донецке и др.), Приазовье (Мариуполь), Приднепровье (Запорожье, Днепропетровске, Днепродзержинске и Кривом Роге) с их сырьевыми и топливно-энергетическими базами, транспортными, водными и прочими условиями. Обязательно следует показать влияние отрасли на окружающую среду и пути улучшения экологической обстановки. В заключительной части курсовой работы на основе глубокого изучения материала о современном размещении отрасли необходим анализ направлений ее развития и размещения в будущем (литературный или авторский прогноз). Причем в работе должно содержаться объяснение, почему именно в данном направлении осуществляются структурные и территориальные преобразования в отрасли. План характеристики отрасли Введение 1. Роль отрасли в системе производительных сил (положение среди других отраслей, характер и направление внутри- и межотраслевых связей, районообразующее влияние). 2. Теоретические основы размещения отрасли. 2.1. Принципы и факторы размещения. 2.2. Формы общественной организации. 2.3. Экономическое обоснование размещения отрасли или производства. Критерии эффективности производства. 3. Предпосылки развития и территориальной организации отрасли. 3.1. Исторические (основные этапы и переломные моменты в связи с изменением общественных отношений или технологии производства). 3.2. Природные (сырьевая и топливно-энергетическая база, влияние природных условий на размещение производства). 3.3. Экономические (трудовые ресурсы, материально-техническая база). 4. Уровень развития и структурные особенности отрасли. 5. Современная география отрасли (сложную отрасль рассмотреть по подотраслям). 6. Воздействие отрасли на окружающую среду. 7. Проблемы развития и размещения отрасли в условиях перехода к рыночным отношениям. Заключение. 3.2 Районные (региональные) темы Характеристика региона (крупного экономического района, области, экономического подрайона) - типа Донбасс или Приднепровье, промышленного узла, города, промышленного центра, административного района, отдельного промышленного, сельскохозяйственного предприятия, транспортного узла. В начале курсовой работы следует дать анализ экономико-географического положения рассматриваемого объекта (т.е. положения его на экономической карте по отношению к соседним объектам); рассмотреть данные о размерах территории, численности населения и обеспеченности ресурсами, затем показать особенности народнохозяйственной специализации и значение региона в масштабе страны, экономического района, области и т.д. В следующем разделе необходимо дать хозяйственную оценку природных условий и ресурсов рассматриваемой территории (для города, промышленного узла, предприятия учитывается ближайшее его окружение). Объяснить, какое значение имеют те или иные природные условия и факторы для развития хозяйства (например, влияние рельефа, климата, почв, водных ресурсов на специализацию и размещение сельского хозяйства региона). В работе должна содержаться оценка запасов основных полезных ископаемых, их качества (калорийность и марочный состав угля, процентное содержание металла в железной руде и т.п.), условий залегания и в связи с этим возможный способ добычи (шахтный или открытый, карьерный), что определяет себестоимость продукции добывающих предприятий. Следует показать, как используются природные ресурсы, какое влияние оказывают на зарождение и последующее формирование промышленности, транспорта, народнохозяйственную специализацию региона в целом. Необходимо сказать о мерах по дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. Отдельный, весьма краткий раздел (для старопромышленных районов и городов он может быть более развернут) посвящается историко-экономическому обзору состояния и размещения хозяйства. Следующий раздел посвящается размещению населения: характеризуются данные о его численности, динамике, плотности, национальном составе, размещении населения внутри района, области и т.п. Особое место уделяется анализу размещения городов и городских агломераций, типам сельскохозяйственных пунктов, трудовым ресурсам (с анализом профессионального состава населения и проблемами их использования). Основным вопросом работы по районной тематике (которому уделяется не менее половины текста) является анализ современного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы. Вначале надо дать общую характеристику народного хозяйства (производственной структуры региона), указав на отрасли специализации (в масштабе страны, крупного экономического района, области и т.п.). В этом же разделе освещаются вопросы комплексного развития на основе взаимосвязи профилирующих (ведущих) и обслуживающих звеньев народнохозяйственного комплекса. Затем подробно характеризуется размещение отдельных отраслей материального производства и непроизводственной сферы. При анализе отдельных отраслей промышленности следует в соответствии с закономерностями размещения производства показать, какие факторы влияют на развитие той или иной отрасли в данном регионе, объяснить, почему та или иная отрасль промышленности получает здесь наибольшее развитие. При этом необходимо исходить из того, что само по себе наличие природных ресурсов не является решающим фактором размещения промышленности, даже добывающей. Характеристику развития и размещения хозяйства следует начать с анализа его структуры, затем выявить, в чем заключаются особенности специализации, показать размещение основных отраслей сельскохозяйственного производства: растениеводства (зернового хозяйства, кормовых, технических культур, овощеводства, садоводства и т.п.). Важен анализ взаимосвязи растениеводства с местными природными условиями (последнее оказывает наиболее ощутимое влияние на размещение сельского хозяйства). В работе должна содержаться экономическая оценка транспортных условий. Нужно показать значение отдельных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, трубопроводного, воздушного) для развития хозяйства страны, экономического района, области, промышленного узла, предприятия и выявить роль важнейших транспортных магистралей, проходящих через рассматриваемую территорию). Необходимо назвать промышленные узлы и центры, расположенные в пределах района, области, дать их краткую характеристику, показать республиканское, районное, межобластное или областное значение. Особо нужно выделить вопрос об экономических связях рассматриваемого региона с другими районами (промузлами, промцентрами и т.п.), показать, какая продукция (если есть данные, то и в каком количестве) куда вывозится, какую и откуда он получает. В перспективах развития освещается общее направление в развитии производительных сил региона в ближайшие годы. Здесь в наибольшей степени могут пригодиться местная пресса и непубликуемые первичные документы предприятий, городских, районных и областных плановых органов. Необходимо попытаться объяснить, почему те или иные отрасли хозяйства (учитывая природные и экономические условия) получают здесь преимущественное развитие. Следует назвать важнейшие новостройки и объяснить, почему они сооружаются (или планируются) именно в этом районе, городе, области и т.д. Очень ценно, если студент сделает попытку составить собственную гипотезу развития и размещения производительных сил региона на перспективу, исходя из возможностей, укажет на целесообразность проведения в регионе той или иной транспортной магистрали, изменении специализации сельскохозяйственной зоны, строительства новых предприятий промышленности, сферы обслуживания и т.п. Весь предшествующий анализ хозяйства в курсовой работе может логически навести на эти мысли. Не стоит опасаться, что предложения будут недостаточно аргументированы (такого рода аргументация может быть развита в последующих курсовых работах по специальности). Важны собственные мысли, свидетельствующие о творческом потенциале студента. Такие попытки всячески приветствуются и положительно оцениваются. План характеристики района Введение 1. Роль района в территориальном разделении труда. 2. Экономические и природные предпосылки развития района. 2.1.Экономико-географическая оценка природных условий и природных ресурсов района. Экологические проблемы. 2.2.Население и трудовые ресурсы. 2.3.История развития хозяйственного комплекса района. Методы обоснования территориально-комплексного размещения в регионе. 5. Современный уровень развития и структура хозяйства района. 6. География промышленности района (вначале следует охарактеризовать отрасли специализации). 6.1. Машиностроение. 6.2. Химическая. 6.3. Электроэнергетика. 6.4. Другие отрасли хозяйства района (строительная индустрия, легкая и пищевая промышленность) и т.д. 7. Сельское хозяйство района. 8. Транспорт и экономические связи. 9. Территориальная структура хозяйства района. 10. Проблемы развития в условиях перехода к рыночным отношениям. Заключение. 3.3 Природно-ресурсные и природоохранные темы Их цель - дать подробный анализ одной из составляющих производительных сил - природных ресурсов (полезных ископаемых, их групп или сочетаний, сырья для химической промышленности, а также гидроресурсов, почвенно-климатических, лесных ресурсов и т.п.) в масштабе всей страны, экономической зоны или крупного экономического района. Особое место в такого рода работах отводится хозяйственной, инженерно-экономической (для промышленности) и агроэкономической (для сельского хозяйства) оценкам различных видов природных ресурсов или их сочетаний как сырьевой базы индустриального развития и условий для сельскохозяйственного или транспортного производства. В первом разделе обычно дается общая характеристика природных условий (включая географическое положение). Каждый из последующих разделов посвящен анализу одного из видов минерального сырья (с характеристикой отдельных месторождений) и его экономической оценки. В последнем разделе освещаются схема природно-ресурсного районирования, проблемы и перспективы рационального природопользования. К данной группе тем примыкают также работы типа “Охрана природы и рациональное природопользование в стране, экономическом районе или области”. Здесь анализируются природоохранные наследия в области законодательств по охране природы, действующие природоохранные мероприятия и проблемы дальнейшего усиления их в свете последних решений директивных органов. Обращается внимание на необходимость охраны отдельных природных элементов: воздушного и водного бассейна, лесных, почвенных ресурсов. Неотъемлемыми требованиями рационального природопользования являются комплексный характер разработки природных ресурсов, необходимость рекультивации земель, нарушенных горнодобывающей промышленностью. Следует охарактеризовать заповедники как хранители эталонов природы. В работах этого типа важно отметить значение экологических факторов и особенности природопользования в размещении производительных сил того или иного региона. Особое внимание следует обратить на задачи усиления рационального природопользования в топливно-энергетическом, металлургическом, химико-лесном комплексах, на автотранспорте - главных загрязнителях природной среды. Необходимо проиллюстрировать приведенный материал конкретными цифровыми данными (они публикуются в сборниках местной периодической печати) и постараться нанести его на карты. 3.4 Народонаселенческие темы Курсовые работы этого типа посвящены анализу размещения населения крупного экономического района, экономического подрайона (типа Донбасса) или области (как правило, той, где проживает студент-заочник). После общей (краткой) экономико-географической характеристики рассматриваемого объекта во втором (основном) разделе последовательно характеризуются этапы заселения территории (с выявлением причин и факторов, его обусловивших); динамика численности населения (естественный прирост); национальный состав населения; состав его по полу и возрасту (половозрастная структура); размещение, миграционные потоки, плотность населения; городское и сельское население; наличие крупных городов и агломераций; типы сельского расселения. Особое внимание уделяется трудовым ресурсам (с оценкой для перспективного развития хозяйства), профессиональному составу, исторически сложившимся хозяйственным навыкам населения - в лесоэксплуатации, горном деле, отгонно-пастбищном животноводстве, кустарных промыслах, а также проблемам занятости, трудовой миграции и т.д. Следует охарактеризовать культурные учреждения, развитие образования, науки, привести данные об уровне сферы обслуживания региона и указать проблемы, связанные с развитием этих явлений. Завершить работу желательно выделением различных частей территории по типам, плотности и характеру расселения (дать схему районирования расселения). 4. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КАРТОСХЕМ (ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА) Как уже отмечалось в разделе 1, курсовая работа должна быть оформлена иллюстративно, т.е. помимо текстовой части, содержать картосхемы, схемы, графики и диаграммы. Этот материал является важной органической частью работы, наглядно отображающей ее основные положения (географию размещения производства и ее закономерности, динамику развития, структуру промышленности и т.д.). Иллюстративный материал в курсовой работе несет различную нагрузку и информацию. Общее требование к нему - наглядность, соответствие источника составления, аккуратность выполнения. 4.1 Основные положения и требования Картосхемы являются обязательной частью работы. На них, прежде всего, должно быть отображено то, что сказано в тексте о размещении тех или иных отраслей народного хозяйства или о природных ресурсах, географии населения и различных важнейших отраслей рассматриваемого района. Картосхемы завершают экономико-географический анализ размещения, данный в курсовой работе. Конкретное их содержание и нагрузка определяются темой работы. СХЕМЫ должны раскрывать суть структуры отрасли (взаимосвязи), размещения сырьевой базы и отраслей промышленности в том или ином районе ( ТПК и промышленном узле) (см. приложение И ). ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ в курсовой работе имеют большое значение, т.к. содержат статические данные, характеризующие развитие отраслей народного хозяйства или отдельных районов страны. Они являются важнейшим средством отображения динамики роста. Кроме того, их применение позволяет разгрузить текстовую часть от излишне большого количества цифровых данных. В отдельных случаях они заменяют таблицы. На одном листе можно выполнять несколько графиков (диаграмм), но при этом они не должны быть мелкими и терять наглядность. Диаграммы позволяют отобразить структуру промышленности и сельского хозяйства. Это касается и показа места того или иного района в производстве видов продукции по стране. Графики и диаграммы должны быть выполнены не произвольно, а в определенном (избранном) масштабе, который указывается. Они должны иметь ссылку на источники данного составления и полностью соответствовать им. Прилагаемые картосхемы и схемы (графики и диаграммы) выполняются тушью (чернилам, пастой). Для наглядности отдельные их элементы могут быть выделены другим цветом (растушовкой). 4.2 Общие методические указания Картосхемы должны быть географически правильно составлены и оформлены (см. раздел 1, приложение З). Картографические объекты на картосхему должны наноситься в точном соответствии с их географическим положением. Искажение географических названий недопустимо. С этих точек зрения исполненную картосхему следует сверить с картой географического атласа. На картосхему должны быть нанесены государственные границы Украины (по необходимости - границы экономических районов и областей). Пограничные государства, как правило (за исключением генеральных схем), должны быть обозначены. Следует показать и береговую линию с указанием морей. Надписи названий республик, краев, областей размещаются по всей территории района в широтном направлении от западной к восточной границе. Надписи названий соседних с данным районом республик, краев, областей или пограничных государств, размещаются вдоль границ, с их внешней стороны сверху вниз. Необходимо нанести столицу нашего государства - г. Киев. Названия центров размещения промышленности, электростанций, населенных пунктов ставятся у точки соответствующего пункта (объекта), слева или справа. Надпись должна быть поставлена так, чтобы было видно, к какому пункту (объекту) она относится. Название бассейнов полезных ископаемых ставится внутри ареала, если бассейн полезного ископаемого оконтурен, или рядом с условным знаком, если месторождение полезного ископаемого показано знаком. Название рек располагают вдоль по течению рек. Площади крупных водохранилищ, озер, морей и океанов следует заштриховать или слегка закрасить. Надписи соответствующих названий размещаются по всей площади водоема. Наименование городов и служебные надписи на картосхему наносятся горизонтально, название рек и других линейных объектов - вдоль них, снизу вверх. При этом они не должны прикрывать друг друга, закрывать основное содержание картосхемы. С этой точки зрения в отдельных случаях города целесообразно обозначить цифрами с соответствующей сноской в легенде. Картосхемы по географии внешнеэкономических связей выполняются на контурных картах мира и материков. На них наносятся границы и столицы государств, с которыми Украина имеет экономические связи (они соединяются линиями со столицей Украины - Киевом). На территорию государств наносятся основные объекты, которые построены (строятся) с участием Украины, с указанием цифрой общего их количества. В отдельных случаях целесообразно нанести и объекты, строящиеся с участием других стран на территории Украины. Легенда - обязательный элемент картосхемы, в которой сосредоточены условные знаки, принятые в географической литературе, а также другой разъяснительный материал, шкалы и тона размеренности, расшифровка цифровых обозначений на картосхеме и т.д. Легенда наносится внизу в пределах картосхемы, но так, чтобы она не закрывала ее общую картину ( приложение З). На картосхемах экономические и природные явления принято изображать различными способами: значковым, точечным, ареалов, качественного фона (картограмм), картодиаграмм и т.д. При составлении картосхем рекомендуется соблюдать следующую очередность: - определить ее содержание (что она должна отражать); - систематизировать материал, составить перечень объекта (явлений); - выбрать способ изображения. Небрежно оформленные картосхемы, тем более те, на которых не отображено размещение необходимых элементов, возвращаются для доработки. СХЕМЫ, как правило, выполняются в размере стандартного листа, но во всех случаях не должны быть менее его половины. Контуры для районов копируются из карт, атласов, пособий. Составляются они, как правило, в произвольном масштабе. Тем не менее взаимное расположение объектов на схеме должно быть выдержано. Методика оформления схем аналогична оформлению картосхем. Применяются те же способы отображения информации. ГРАФИКИ следует выполнять в прямоугольных координатах, вертикально и в масштабе с указанием размерности по осям. Надписи при этом наносятся параллельно им. Перед составлением графиков следует отобрать те явления, которые целесообразно отобразить при их помощи. После этого составляются соответствующие промежуточные таблицы. При этом в качестве базисных берутся статистические данные за 1913, 1917, 1922, 1928, 1940, 1950, 1960 (1965 г. - для сельского хозяйства), 1975, 1980, 1985, 1990, 1995, 2000, 2005 а также перспективные до 2025 года. ДИАГРАММЫ по своему виду могут быть столбиковыми и круговыми. Методика их выполнения - аналогична, что и для графиков. Столбиковая диаграмма выполняется в масштабе, избранном студентом. Цифровые данные можно поместить как внутри столбиков, так и над ними. Год указывается под основанием. Круговая диаграмма выполняется в произвольном размере. В ней роль масштаба играет величина сектора, отведенного для того или иного значения. Так как максимальная структурная величина составляет 100 % , то значение 1 % составляет 3,6 центрального круга. Сектора можно раскрасить. Внутри секторов проставляются соответствующие цифровые значения. Диаграммы для наглядности могут быть заштрихованы или раскрашены. 5. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ Типичными ошибками являются: 1. Значительная часть студентов не перерабатывает литературный материал, не излагает сути вопроса своими словами, а механически переписывает целые страницы из книг без ссылки на источники, из которых заимствован материал. 2. Во многих работах студенты отводят 10-12 страниц историческим справкам. Их следует писать в необходимых случаях, излагать их не более чем на 2-3 страницы текста. 3. Многие студенческие работы отличаются безграмотным и небрежным выполнением иллюстраций - картосхем, диаграмм, графиков, таблиц. При выполнении графической части работы необходимо соблюдать установленные требования (в методическом кабинете кафедры есть стенд “Как выполнить курсовую работу” с образцом оформления иллюстративного материала). 4. Студенты в ряде случаев небрежно оформляют курсовую работу, преподавателю бывает трудно разобрать их почерк. Некоторые студенты не нумеруют страницы, не выделяют заголовков разделов, не делают абзацев, не перечитывают текст; представляют работы с перепутанными страницами, с грамматическими ошибками. Особенно много ошибок допускается в оформлении списка использованной литературы (примеры его оформления имеются в научной и учебной литературе), а также при переводе с украинского языка на русский. 5. Студенты нередко используют очень незначительное число литературных источников - 3-4 наименования, надо же не менее 10 , отдавая предпочтение новейшим. 6. Очень часто в курсовых работах студенты не делают сносок на использованную литературу, откуда были взяты цифровые материалы для текстового и графического материала, а также на картографические источники, использованные при составлении картосхем. Ошибок в курсовой работе будет тем меньше, чем внимательнее студент ознакомится со стендом “Как писать курсовую работу” и не пожалеет времени на получение консультации у своего руководителя. 6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Тематика курсовых работ для специальностей, изучающих дисциплину “Размещение производительных сил Украины”. 1. Особенности современного политико-географического положения Украины. 2.Современная концепция размещения производительных сил Украины. 3.Предпосылки, условия и факторы размещения производительных сил. 4. Принцип комплексности в размещении производства. 5.Влияние конъюнктуры мирового рынка на развитие и размещение производительных сил страны. 6.Взаимосвязь валютно-кредитной системы и развития производительных сил страны. 7. Размещение производительных сил в системе рыночной экономики. 8.Проблемы размещения производительных сил Украины в современный период. 9. Роль современных межпредметных методов в развитии теории размещения производительных сил. 10.Природные предпосылки размещения производительных сил. 11. Статистические показатели развития, структуры, размещения хозяйства. 12. Население и трудовые ресурсы Украины. 13. Современные проблемы демографических процессов в Украине. 14. Демографические предпосылки размещения производительных сил. 15. Взаимосвязь территориальной организации производительных сил и расселения населения. 16. Региональные особенности воспроизводства населения Украины. 17. Современное расселение Украины и его особенности. 18. Город в системе территориальной организации хозяйства. 19. Закономерности размещения городского населения и городов Украины. 20. Морехозяйственый комплекс и развитие приморских поселений. 21. Особенности сельского расселения Украины. 22. Особенности размещения городского населения Донбасса. 23. Особенности размещения городского населения Приднепровья. 24. Проблемы размещения и использования трудовых ресурсов Украины. 25. Трудовые ресурсы и ситуация занятости в Украине. 26. Трудоресурсный потенциал Украины и эффективность его использования. 27. Трудовые ресурсы и рынки труда. 28. Население и трудоресурсный потенциал региона (на примере Донбасса ). 29.Трудовые ресурсы Украины и региональные проблемы их рационального использования 30. Природно-ресурсный потенциал Украины и его регионов. 31. Природно-ресурсный потенциал Донбасса. 32. Природно-ресурсный потенциал Луганской области. 33. Минерально-сырьевые ресурсы - база развития тяжелой промышленности Украины (Донбасса, Приднепровья). 34.Территориальные особенности обеспеченности Украины природными ресурсами. 35. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов Украины. 36. Экологический фактор в размещении производительных сил. 37. Экологические проблемы Украины и ее регионов. 38. Экологические проблемы Донбасса. 39. Экологические проблемы Луганской области. 40. Эколого-экономический комплекс Украины. 41. Водохозяйственный комплекс Украины. 42. Региональные экологические проблемы и пути их решения. 43. Геоэкологическая ситуация в Украине и ее пространственный анализ. 44. Рациональное природопользование. 45. Рекреационное хозяйство Украины. 46.Курортно - туристический комплекс Украины. 47.Рынок туристических услуг и его территориальная организация. 48.Рекреационный комплекс Причерноморского экономического района. 49. Рекреационный комплекс Карпатского экономического района. 50 Особенности формирования и структура народнохозяйственного комплекса Украины. 51. Природные и экономические предпосылки развития промышленности Украины. 52. Структурные и территориальные особенности промышленности Украины. 53. Промышленность Украины в системе производительных сил. 54. Формы территориальной организации промышленности. 55.Размещение отраслей производственной инфраструктуры: проблемы и перспективы развития. 56.Топливно-энергетический комплекс Украины и проблемы его совершенствования. 57. Топливно-энергетический комплекс в системе производительных сил. 58. Топливно-энергетический комплекс Донбасса и проблемы его развития. 59. Топливно-энергетический комплекс Луганской области. 60. Особенности размещения и проблемы развития топливной промышленности Украины. 61. Особенности размещения и проблемы использования топливно-энергетических ресурсов Украины. 62. Особенности размещения и проблемы развития угольной промышленности Украины. 63.Проблемы реструктуризации угольной промышленности Донбасса. 64. Нефтегазовая промышленность Украины: проблемы развития и размещения. 65.Влияние электроэнергетики на структуру и размещение хозяйстваПриднепровского экономического района. 66. Особенности размещения и проблемы развития электроэнергетики Украины. 67. Особенности размещения и проблемы развития тепловой энергетики Украины. 68. Гидроэнергетика Украины: современное состояние и проблемы развития. 69. Днепровский каскад ГЭС, его народнохозяйственное значение. 70. Атомная энергетика Украины: современное состояние и проблемы развития. 71. Минерально-сырьевая база металлургической промышленности Украины. 72. Металлургический комплекс Украины. 73. Территориальная организация черной металлургии Украины. 74.Сравнительная характеристика Днепровского и Донецкого металлургических районов. 75.Цветная металлургия Украины: современное состояние, проблемы и перспективы развития. 76. Особенности развития и размещения машиностроения Украины. 77. Территориальная организация машиностроения Украины. 78. Особенности размещения транспортного и сельскохозяйственного машиностроения Украины. 79. Машиностроение в народнохозяйственном комплексе центральных и западных областей Украины : современное состояние, проблемы и перспективы развития. 80. Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья: современное состояние, проблемы и перспективы развития. 81. Минерально - сырьевая база химической промышленности Украины. 82. Особенности размещения и проблемы развития химической промышленности Украины. 83.Минерально-сырьевая база и территориальная организация химической промышленности Украины. 84. Влияние химической промышленности на структуру и размещение хозяйства Карпатского экономического района. 85. Лесопромышленный комплекс Украины. 86. Особенности размещения и проблемы развития промышленности стройматериалов Украины. 87. Комплекс по производству товаров народного потребления: современное состояние, проблемы и перспективы развития. 88. Территориальная организация предприятий легкой промышленности Украины. 89. Особенности размещения и проблемы развития пищевой промышленности Украины. 90. Агропромышленный комплекс Украины: состояние, проблемы развития. 91. Территориальные проблемы агропромышленной интеграции в современных условиях. 92. Теоретические основы формирования агропромышленных комплексов. 93. Природные и социально-экономические предпосылки развития и размещения фермерского хозяйства в Украине. 94. Земельные угодья Украины: региональные особенности использования. 95. Структура земельных угодий и особенности размещения земледелия Украины. 96. Особенности размещения и специализация сельского хозяйства Украины. 97. Территориальная организация сельского хозяйства Украины. 98. Территориальная организация зернопромышленного комплекса Украины. 99. Территориальная организация свеклосахарного комплекса Украины. 100. Территориальная организация овощепромышленного комплекса Украины. 101. Особенности размещения и проблемы развития посевов технических культур и комплекса перерабатывающих предприятий. 102. Особенности размещения и проблемы развития животноводства в Украине. 103. Территориальная организация мясо-молочного комплекса Украины. 104. Сельскохозяйственная специализация природно-экономических зон Украины. 105.Агропромышленный комплекс и охрана окружающей среды. 106.Агропромышленный комплекс … экономического района: современное состояние, проблемы и перспективы развития. 107.Агропромышленный комплекс Западной экономической зоны: современное состояние, проблемы и перспективы развития. 108.Транспортная система Украины: особенности территориальной организации. 109. Особенности территориальной организации железнодорожного транспорта Украины. 110. Размещение морского транспорта Украины. 111. Роль транспортного комплекса Причерноморского района в формировании хозяйства и хозяйственных связей района. 112.Особенности размещения и проблемы развития водного транспорта Украины. 113. География трубопроводного транспорта Украины. 114. Сравнительная характеристика транспорта двух экономических районов Украины ( по выбору студента). 115.Транспортный комплекс Восточной экономической зоны: проблемы и перспективы развития. 116.Территориально-производственные комплексы как одна из форм эффективного размещения производства. 117. Территориально-производственные комплексы Украины. 118 Портово-промышленные комплексы - форма территориальной организации производства в прибрежной зоне. 119. Портово-промышленные комплексы Украины. 120. Районная планировка в системе производительных сил. 121. Современная концепция энергопроизводственных циклов. 122. Свободная экономическая зона - как форма территориальной организации производительных сил. 123.Предприятие - первичное звено в структуре народнохозяйственного комплекса. 124.Место и роль предприятия в производственном комплексе района. 125. Экономическое районирование Украины. 126.Основные направления региональной экономической политики в Украине и механизм ее реализации. 127.Роль и значение природно - минеральных ресурсов региона в формировании и развитии разных форм собственности. 128. Трудовые ресурсы региона: балансовая оценка и пути эффективного использования на этапе перехода к рыночным отношениям. 129.Оценка природно - рекреационных ресурсов региона и их влияние на развитие и хозяйственную деятельность туристическо - курортных предприятий. 130.Особенноти формирования и хозяйствования агропромышленных комплексов региона. 131.Формирование и направления развития инвестиционно - строительных комплексов региона в условиях рыночной экономики. 132.Оценка обеспеченности населения региона объектами социально -культурного назначения и определении уровня социально - культурного развития региона. 133.Особенности экономического сотрудничества приграничных районов Украины. 134.Комплексность экономического развития регионов: сущность, методы оценки, показатели. 135.Пути повышения эффективности экономики региона и определение ее показателей. 136.Система комплексного анализа, диагностики и прогнозирования социально - экономического развития региона. 137.Методы и формы организации рыночной инфраструктуры региона. 138.Формирование и развитее рынка труда региона в переходном периоде. 139.Экономиеская самостоятельность регионов: сущность, направления и пути реализации. 140.Технологические парки( технополисы), как современная форма организации экономики региона. 141. Формы организации территориально - производственных комплексов. 142.Роль рыночной инфраструктуры в формировании и развитии предпринимательства в регионе. 143.Зарубежные концепции регионального развития и их актуальность для экономики регионов Украины. 144. Программы регионального развития: опыт разработок и их использования в Украине. 145. Формы территориального разделения труда и их влияние на экономику региона. 146.Особенности территориально-отраслевой структуры Донецкого экономического района. 147. Особенности территориально-отраслевой структуры Приднепровского экономического района. 148.Особенности территориально-отраслевой структуры Причерноморского экономического района. 149. Особенности территориально-отраслевой структуры Столичного экономического района. 150. Особенности территориально-отраслевой структуры Полесского экономического района. 151. Особенности территориально-отраслевой структуры Подольского экономического района. 152. Особенности территориально-отраслевой структуры Карпатского экономического района. 153. Комплекс отраслей тяжелой промышленности Донецкого экономического района. 154. Комплекс отраслей тяжелой промышленности Приднепровского экономического района. 155. Особенности территориально-отраслевой структуры области (Луганской и др.) 156. Анализ межрайонных связей города, области. 157. Анализ производственных связей предприятия. 158. Особенности развития и функционирования хозяйственного комплекса г. Луганска. 159. Украина в международном разделении труда. 160. Внешнеэкономические связи Украины со странами СНГ. 161. Внешнеэкономические связи Украины со странами дальнего зарубежная. 162. Перспективы экономического сотрудничества стран Черноморского экономического союза. Приложение А Образец титульного листа работы МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ Кафедра экономики предприятия КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Размещение производительных сил» на тему: «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ» Студент гр ЕК-151______________________Сергеев В.Н. (подпись) Руководитель_______________________доц.ИвановП.С. (подпись) Луганск 2006Приложение АОбразец титульного листа работыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени Владимира ДаляКафедра экономики предприятияКУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине «Размещение производительных сил»Тема: «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ»Студент…………………………………………. ……………………. (фамилия, инициалы) (подпись)Группа …………………….. Вариант ………………Руководитель работы …………………………………………….. (должность, фамилия, инициалы)200 г.======================================================Защищена с оценкой …………………………Комиссия:…….…………………………………….. ………………… (должность, фамилия, инициалы) (подпись)…….…………………………………….. ………………… (должность, фамилия, инициалы) (подпись)…….…………………………………….. ………………… (должность, фамилия, инициалы) (подпись)Дата ………………………………Приложение БОбразец обложечного листа работыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯКафедра экономики предприятияВ.Н. СЕРГЕЕВ(инициалы, фамилия студента - исполнителя)КУРСОВАЯ РАБОТААГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКСУКРАИНЫЛуганск 2006Приложение ВПример составления рефератаРЕФЕРАТКурсовая работа: 30 страниц, 5 таблиц, 3 рисунка, 2 картосхемы, 15 использованных источников.В курсовой работе рассмотрена структура АПК Украины, показано его значение в национальном комплексе. Дан анализ факторов формирования продовольственного АПК. Подчеркнуто, что основой АПК является сельское хозяйство, приоритеты которого в настоящее время изменены. Дана характеристика специализированных растениеводческих и животноводческих АПК, а также перерабатывающих и обеспечивающих отраслей и инфраструктуры. Уделено внимание проблемам развития в условиях переходного периода.Агропромышленный комплекс (АПК), агропромышленная зона, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность, заготовка, хранение, агроклиматические ресурсы, почвенные ресурсы.Приложение ГПример оформления содержанияСОДЕРЖАНИЕВведение1.Значение и структурные особенности АПК2. Предпосылки развития АПК2.1. Агроклиматические ресурсы2.2.Земельный фонд2.3.Исторические предпосылки развития2.4.Трудовые ресурсы и население района3. Современный уровень развития и структурные особенности АПК4. Размещение отраслей растениеводства4.1. Зерновые культуры4.2. Технические культуры4.3. Садоводство и виноградарство4.4. Другие отрасли5. Размещение отраслей животноводства5.1. Крупный рогатый скот5.2. Свиноводство5.3. Другие отрасли6. Специализированные АПК7. Комплекс обеспечивающих отраслей ( сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений )8. Комплекс перерабатывающих отраслей9. Заготовка, хранение, торговля10.Проблемы развития АПК в период перехода к рыночным отношениямЗаключениеСписок использованных источниковПриложенияПриложение ДОбразец написания введенияВВЕДЕНИЕ(актуальность, цель, задачи курсовой работы)Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также связанных с ними обслуживающих производств. Важность АПК определяется тем, что он обеспечивает потребности населения в продуктах питания, некоторых медицинских препаратах, а также отдельных отраслей и сырьем.Благодаря агропромышленной интеграции достигается возможность эффективного использования агропромышленного потенциала территории, повышения эффективности производства. В то же время агропромышленная интеграция создает условия для улучшения социально-экономической ситуации в сельской местности, влияет на расселение и создание благоприятных условий для жизни людей.Кризисная ситуация в экономике Украины в 90-е годы сказалась и на состоянии агропромышленного комплекса страны в целом и ее регионов. Современное состояние АПК характеризуется наличием широкого спектра проблем, препятствующих его динамичному и прогрессивному развитию. Это спад производства в АПК, уменьшение потребления отечественных продовольственных товаров, изношенность и разрушение его потенциала, снижение плодородия почв, уменьшение содержания в них гумуса и снижение урожайности, дефицит материально -технических и энергетических ресурсов.Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эффективное использование новых разработок в сфере агротехники, биотехнологии, агроэкологии, рационализация аграрного природопользования привели к значительному уменьшению природо-, фондо-, и энергоемкости агропродовольственной продукции, повышению ее конкурентоспособности. И этот опыт необходимо использовать в качестве приоритетных направлений развития национального агропромышленного комплекса.Правительством Украины разработаны и осуществляются мероприятия по улучшению состояния комплекса. Общегосударственная стратегия развития АПК должна быть направлена на обеспечение национальных интересов и балансов между отечественными производителями и импортом, между внутренним потреблением и экспортом. АПК является гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны, а продуктивность его отраслей непосредственно влияет на решение социально- экономических задач. Это и определило важность и актуальность рассматриваемой темы. Цель курсовой работы - рассмотрение АПК Украины.Задачи курсовой работы - изучение места и роли АПК в национальном комплексе страны, анализ современных тенденций его развития и структурных особенностей, поиск путей решения проблем развития АПК на современном этапе.Приложение ЕОбразец написания заключения работыЗАКЛЮЧЕНИЕ(выводы)АПК Украины является важнейшим элементом его хозяйственной структуры. Для его успешного функционирования в стране имеются необходимые предпосылки. Это благоприятные почвенные и климатические ресурсы, накопленные основные фонды, значительные трудовые ресурсы с их производственным опытом, высокий уровень сельскохозяйственной освоенности территории. Так, сельскохозяйственные угодья составляют 69% территории Украины, а в отдельных регионах этот показатель достигает 80%.АПК Украины достиг высокого уровня развития. В нем занято около 1/3 работников народного хозяйства, приходится около 30% основных производственных фондов и формируется 1/3 национального дохода. Однако по своей структуре он не соответствует АПК развитых стран. В структуре АПК Украины преобладает растениеводство, тогда как для развитых стран характерен более высокий удельный вес животноводства. Наиболее важными являются специализированные АПК: зернопродуктовый, свеклосахарный, маслобойно-жировой, льнопромышленный, виноградно-винодельческий, мясо - и молочнопромышленный. При высоком уровне развития зернового хозяйства недостаточно высок удельный вес других ценных зерновых, кроме пшеницы, а также овощеводства, садоводства. Завершающим звеном АПК выступает комплекс перерабатывающих отраслей - пищевая и легкая. Слабо развита в Украине сеть предприятий, доводящих продукцию до потребителя - холодильников, складских помещений, поэтому данное звено должно получить приоритетное развитие.Критический анализ ситуации, сложившейся в аграрном секторе экономики в 90-е годы, дополняется негативным влиянием различных факторов воспроизводственного процесса. Поэтому наряду с принятием кардинальных государственных организационно-экономических мер по выходу из кризисного состояния сельского хозяйства наиболее важным является обоснование путей преодоления технического кризиса в сельском хозяйстве, прежде всего обновление машинно-тракторного парка и развитие материально-ресурсного потенциала.Также для более стабильного и эффективного развития АПК необходимо решение ряда проблем - проведение земельной реформы, внесение изменений в систему ценообразования, проведение особой финансово-кредитной и налоговой политики, реорганизация системы заготовок и закупок, разработка программы продовольственного обеспечения и т.д.Их решение позволит АПК Украины занять более достойное место в хозяйстве страны и обеспечить ее продовольственную безопасность. Приложение ЖОбразец оформления списка литературыСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Закон України « Про зерно та ринок зерна в Україні» від 04 липня 2002//Урядовий кур'єр.-2002, липень2. Закон України «Про стимулювання розвитку вітчизняного машинобудування для агропромислового комплексу» від о7 лютого 2002 р//Урядовий кур'єр.-2002. - № 3023, лютий.3. Закон України „Про молоко та молочні продукти”//Урядовий кур'єр. - 2004. - №154, від 17 серпня.4.Агропромислове виробництво України (1990-1997) - К.: ІАЕ УААН, 1997-436 с.5.Балабанов И. Продовольственный ринок Украины. // Украинский географический журнал.- 1998 - № 4.- с. 8-11.6.Билык Ю. Новая аграрная политика - основа преодоления кризисов в АПК. // Экономика Украины. - 1998 - № 8. - с. 20-24.7.Борщевський П.П. Підвищення ефективності розвитку і розміщення харчової промисловості.- К.: Наукова думка, 1994.- 160 с.8.Варченко О. До питання державного і ринкового регулювання продовольчої безпеки// Економіка України. - 2004. - №7. - с. 53.9. Географія агропромислових комплексів / За ред. М.Д. Пістуна.- К.: Либідь, 1997. - 325 с.10.Гостюк М. Нові біотехнології у виробництві сільськогосподарської продукції//Економіка України. - 2004. - №3. - с. 79.11. Дем'яненко С. До питання про стратегію розвитку аграрної політики України//Економіка України. - 2004. - №8. - с. 72.12.Регіональні агропромислові комплекси України / За ред. П.П. Борщевського.- К.: Наукова думка, 1996. - 276 с.13.Саблук П.Г. Стабільні економічні умови як фактор послідового підвищення ефективності сільськогосподарського виробництва//Економіка АПК. - 2003. - №1. - с.12.14.Скидан П. Продовольча безпека як пріоритет регіональної аграрної політики//Економіка України. - 2004. - №3. - с.53.15.Сучасна аграрна політика України: проблеми становлення / За ред. П.Г. Саблука . - К.: Либідь, 1996.- 663 с.16.Хвесик М.А.Розміщення продуктивних сил та регіональна економіка.-К.: Кондор,2005.-344 с.16.Чернюк Л.Г.Розміщення продуктивних сил України.-К.: ЦУЛ,2002.-470 с.17. Шебанін В. Проблеми технічного переоснащення сільського господарства в Україні//Економіка України. - 2002. - №12. - с.68.Приложение ЗОбразец оформления картосхемыКартосхема 1. Специализация сельского хазяйства Украины [9 ]Приложение ИОбразец оформления схемы Рисунок 1. Схема межотраслевых связей АПК [6 ]Приложение КПример оформления таблицыТаблица 2.1.- Земельные ресурсы Украины [ 9 ]
Составители ПАРАКОННАЯ Нина Кузьминична КЛЕУТИНА Тамара Петровна КЛЮС Игорь Валентинович ВЫПИСКА из протокола № 2 заседания кафедры экономики предприятия от 05.09. 2006-10-24 СЛУШАЛИ: Информацию ст. пр. Параконной Н.К. о разработке методических указаний к выполнению курсовых работ по дисциплине „Размещение производительных сил и региональная экономика” для студентов экономических специальностей всех форм обучения. ВЫСТУПИЛИ: доц.. Галгаш Р.А.,ст. пр. Касков В.П., асс. Пышкина И.А. В их выступлениях отмечается необходимость издания данных методических указаний в связи с тем, что курсовая работа выполняется студентами первого курса , не имеющими опыта выполнения курсовой работы. В методических указаниях представлена методика выполнения курсовой работы в целом, а также рассматриваются особенности ее выполнения по разделам курса. Предложена тематика курсовых работ, даны образцы выполнения отдельных листов курсовой работы. ПОСТАНОВИЛИ: Методически указания к выполнению курсовой работы по дисциплине „Размещение производительных сил и региональная экономика”, разработанные ст. пр. Параконной Н.К., ст. пр. Клеутиной Т.П., доц. Клюсом И.В. для студентов экономических специальностей, рекомендовать к изданию. Голосовали единогласно. Зав. кафедрой проф. Максимов В.В. Секретарь ст.. пр. Параконная Н.К. Рецензия на методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине „Размещение производительных сил и региональная экономика”, выполненную ст.. пр. Параконной Н.К., ст. пр. Клеутиной Т.П., доц. Клюс И. В. Учебным планом дисциплины «Размещение производительных сил и региональная экономика» предусмотрено выполнение курсовой работы, которая является инструментом самостоятельного закрепления и углубления знаний студентов и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Методические указания, разработанные группой авторов, соответствуют действующей программе дисциплины «Размещение производительных сил и региональная экономика, рекомендованной УМУ Министерства образования и науки Украины и требованиям «Инструкции о порядке подготовки к изданию учебно -- методической документации», утвержденной проректором университета. Методические указания составлены на достаточном теоретическом уровне с соблюдением действующего ГОСТа 2.105 - 95 . Методические указания включают этапы, методику выполнения текстовой и графической части работы, типовые планы и рекомендации по освещению отраслевой и районной тематики. Представлен анализ типичных ошибок, допускаемых студентами при выполнении работы. Ценным является в пособии и то, что даны образцы выполнения отдельных разделов курсовой работы. Многие методические приемы выполнения курсовой работы по РПС могут быть использованы при выполнении курсовых и научных студенческих наук по другим дисциплинам. Методические указания Параконной Н.К., Клеутиной Т.П., Клюс И.В. . могут быть рекомендованы к изданию. Рецензент, к.э.н., доц.Малокостова З.М. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |