|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатикеРазработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике2 Министерство образования Российской Федерации Алтайский государственный технический университет им.И. И. Ползунова Кафедра инженерной педагогики Курсовая работа на тему: "Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц MICROSOFT EXCEL" по информатике " Выполнил: ст. гр. ПОИ Проверила: Барнаул 2006 г. Содержание
Опорные знания. Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем. Знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение); Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows; Знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий; Уметь запускать и завершать программу; Знать три варианта представления окна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоваться соответствующими кнопками; Уметь перемещать окно; Уметь выбирать пункты горизонтального меню и команды ниспадающего меню; Знать основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь с ними работать; Знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвести указатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши); Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspace}; Уметь пользоваться полосами прокрутки; Уметь выбирать инструменты панели инструментов (на примере Paintbrush) и применять их для рисования фигур, выбора типа линии и заливки. 2.3 Основные понятиПосле изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса. Учащиеся должны научиться: - работать с редактором Excel для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов; - подготавливать простейшую таблицу в редакторе Excel; - редактировать текст и значения в ячейках, изменять шрифт и стили в готовом тексте; - работать с выделенными фрагментами; - осуществлять поиск и замену фрагментов данных в документе; - открывать и сохранять файлы с документами; - совмещать в документе значение таблицы и графическое их решение; - уметь совмещать таблицы Excel с документами Word; - использовать привязки к вставляемым документам из Excel в Word; - научится использовать математические функции, встроенные в Microsoft Excel; - устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере. 2.4 Основная литература качества изложения темы в учебникеВ учебнике Федора Новикова и Андрея Яценко "Microsoft Excel - универсальная система обработки данных" присутствует множество понятий и терминов по изучаемой теме. На мой взгляд, это наиболее полное издание учебника по электронным таблицам. По сути, эта книга является переводом с английского языка учебника по Microsoft Excel, сделанного по заказу самой корпорации Microsoft. Также есть переводы и остальных приложений Microsoft Office. Эта книга состоит из 7 разделов: "издалека", то есть здесь идет описание создания и архитектура каждого из компонентов Microsoft Office; "вблизи", здесь идет теоретическое описание каждого приложения Office; "на практике", название говорит само за себя; "для профессионала", рассказывается про дополнительные функции, которыми пользуются профессиональные бухгалтеры, финансисты, рекламщики и т.п. для своей работы; "совместная работа", означает совместимость данного программного продукта с другими пакетами прикладных программ; "для программиста", рассказывается про дополнительные функции, которыми пользуются профессиональные программисты для своей работы; "настройки", описание функций, которые могут пригодиться при использовании приложений Microsoft Office. В данной книге описаны все способы и методы работы с электронными таблицами. Также там есть и основные понятия, и термины, необходимые новичкам для того, чтобы разобраться в данной прикладной программе. Но я думаю, никто лучше самих авторов об этой книге не скажет: "Эта книга о Microsoft Office в целом, поэтому она так и называется. Каждое слово в названии несет смысловую нагрузку, которую мы сейчас расшифруем. Во-первых, это книга про хорошо известный, самый популярный пакет офисных приложений фирмы Microsoft, который называется Microsoft Office. В состав Microsoft Office входят пять основных компонент: Word, Excel, PowerPoint, Outlook и Access. Мы пишем именно про этот пакет и ни про что другое. Связи Microsoft Office с другими программами рассматриваются в этой книге постольку, поскольку это необходимо для понимания Microsoft Office. Операционная система Windows, набор серверных приложений Microsoft BackOffice и программа просмотра страниц Web Internet Explorer хотя и упоминаются в этой книге, но подробно не рассматриваются. Сам же пакет Microsoft Office изучается очень подробно, и никакие существенные части не опускаются. При этом мы не только излагаем типичные приемы решения простых задач, но описываем профессиональные технологии, совместную работу пользователей и методы разработки приложений. Во-вторых, эта книга описывает совершенно конкретную версию Microsoft Office, а именно Microsoft Office XP Professional. Отличия этой версии от предшествующей очень значительны, их краткому описанию посвящен следующий параграф. Как само собой разумеющееся, принимается предположение, что рассмотрению подлежит только локализованная, русская версия пакета. В-третьих, пакет рассматривается в целом, и это является самым важным в нашей книге. Выражение "в целом" мы понимаем именно в том смысле, который оно имеет в русском языке, т.е. во всей совокупности, без изъятий, с учетом всех внутренних взаимосвязей. В нашем понимании "в целом" отнюдь не означает "поверхностно", "опуская детали", а, напротив, "во всей полноте". Более того, "в целом" означает изучение предмета со всех сторон. Мы рассматриваем Microsoft Office сразу в трех аспектах: содержательный, семантический аспект, то есть ответ на вопрос что умеет делать Microsoft Office XP; формальный, синтаксический аспект, то есть ответ на вопрос как это делается; практический, прагматический аспект, то есть ответ на вопрос, зачем это нужно"В учебнике не прослеживаются принципы, воспитывающие характер обучения, развивающие определенные формы мышления, формирующие нормы нравственности и морали. Однако данный учебник полностью совпадает с курсом изучения данного предмета. Материал книги строго рассматривается в соответствии с изучаемой темой без лишних отклонений и подобран по такому принципу, что учащиеся могут изучать его самостоятельно. В учебнике присутствует множество различных схем, рисунков и чертежей, наглядно описывающих методы работы с программами. В книге рассматриваются примеры практического использования изучаемого материала, а также присутствуют примеры решения типовых задач. К наиболее существенному недостатку данного учебника можно отнести то, что после каждого учебного раздела темы отсутствуют вопросы для самоподготовки учащихся. По этому поводу я советую ученикам обратиться за помощью к учебнику В. Денисова "Excel 2000 с самого начала", в котором представлено множество вопросов для самоконтроля учащихся, а также рассмотрены примеры решения наиболее типовых задач. По сути Excel XP и Excel 2000 не сильно различаются. Просто в XP в отличие от 2000 изменен интерфейс и добавлены некоторые функции, но основным навыкам можно научится, используя как пример Microsoft Excel 2000. Во всех остальных случаях можно использовать и мною рассмотренную книгу "Microsoft Office в целом". Она вполне соответствует всем дидактическим принципам, а именно: принципу научности, учета возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичности и последовательности изложения материала, общих требований к учебнику. 2.5 Перспективно-тематический план по информатике при изучении редактора таблиц ExcelКонтроль и учёт знаний. Контроль знаний проводится после полного прохождения курса, и может проводиться либо в устной форме, либо в виде тестов, либо теоретические билеты по конкретному вопросу. Это одна из наиболее важных частей в учебном процессе. Здесь вы можете определить, насколько ученики усвоили новый материал. Во-первых, я предлагаю ученикам тест из 8 вопросов на 15 минут. На каждый из вопросов предлагается 3 варианта ответов. Тест: Microsoft Excel - это: Текстовый редактор; Редактор таблиц; Графический редактор. Имя столбца и номер строки в совокупности однозначно идентифицируют ячейку, которая им (одновременно) принадлежит. Этот идентификатор называется: Ссылкой на ячейку; Адресом ячейки; Активной ячейкой. Выделенная прямоугольная область смежных ячеек - это: Окружение ячеек; Полигон ячеек; Диапазон ячеек. Куда записывается формула? В диапазон; В строку; В ячейку. Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню: Файл; Вставка; Сервис. Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления: Копировать; Вырезать; Вставить. Строит графики для функций: Мастер диаграмм; Схематическая диаграмма; Вставка функций. Подменю, граница находится в меню: Гиперссылка; Специальная вставка; Формат ячеек. Во-вторых, после того, как ученик ответит на тест, либо истечет время, отведенное на него, ученики садятся за компьютеры и выполняют задания, подготовленные для них учителем. В конце урока ученики сохраняют свои работы каждый в своей папке. Учитель проверяет работы и выставляет оценки. Учитывается использование всех навыков приобретенных в процессе обучения. Методы, средства и приёмы обучения.При изучении данной темы возникают некоторые трудности:· Отсутствие учебников по данной теме. · Малое количество часов, отведенных на данную тему. · Большой объем специализированной информации и терминологии. · Малое количество методических пособий. В связи с выше перечисленным я предлагаю использовать лекционные и практические формы обучения. Учитывая, что данный курс проходят в старших классах вполне целесообразно проводить уроки - лекции. Такая форма урока позволяет дать большое количество информации за сжатый промежуток времени. Кроме того, такие занятия готовят старшеклассников к обучению в университете, и приучает к самостоятельному разбору материала, если они не поняли каких-либо моментов на лекции. Практические занятия должны проводиться в компьютерном классе. Эти занятия имеют свои некоторые особенности: учитель говорит и показывает на компьютере, что должны сделать ученики, а они повторяют за ним; учитель может спрашивать учеников, они должны отвечать на поставленные вопросы; учитель помогает решить возникшие проблемы, не откладывая на потом; возможность самостоятельной работы учеников; проверка правильности выполнения задания учителем проводится непосредственно на занятии. Такая форма проведения урока позволяет: провести фронтальный опрос; получить практические навыки работы на ЭВМ; закрепить полученные знания на практике; преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников; индивидуально работать со слабыми учениками; самостоятельно работать сильным ученикам. 2.6 Формы активизации познавательной деятельности и пути преодоления трудных местДля того чтобы активизировать познавательную деятельность необходимо применять: Тесты: выполненные на бумаге; сделанные в виде тестовой программы. Разгадывание кроссвордов, загадок: выполненные на бумаге; сделанные в виде программы. Составление ребусов, кроссвордов на дому, затем проведение каких-либо конкурсов. Желательно проводить после изучения всей темы Microsoft Office. Это поможет закрепить полученные знания и проверить знания учеников. При чтении лекции, так как для учеников 10 класса трудно в течение всего занятия внимательно слушать и писать, необходимо делать короткие паузы, заполняя их различными игровыми моментами, связанными с темой. Для активизации познавательной деятельности также можно проводить игровые уроки, либо устраивать различные внеклассные мероприятия. На них можно представить теоретический материал в виде стихов, песен, пьес и т.д. Материал, используемый для развития технического мышления. Для формирования операционного состава мышления, а именно мыслительных действий и мыслительных операций лучше всего подойдет материал, описывающий основные пункты меню и пунктографических панелей инструментов, а также подготовку простейшей таблицы в редакторе Excel, а также создание графиков к таблице. Мыслительные навыки лучше всего формировать, автоматизируя работу с ячейками, их форматирование и использования таких специальных функций как автозаполнение. А так же использование цвета при оформлении таблицы и т.п. Для развития в учащихся таких качеств мышления как глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность необходимо воспользоваться материалом, разъясняющим, каким образом совмещать в документе графики и встроенные математические, бухгалтерские и финансовые функции. Наиболее эффективные средства обучения по данной теме. При изучении такой темы как "Редактор таблиц Microsoft Excel" можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения: компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы Excel; доска и мел; Microsoft Windows и непосредственно сам редактор Excel; различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш и т.д.; другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся. Место и значение лабораторных и практических работ. При изучении всех тем по применению редактора таблиц Excel очень большое значение оказывает использование лабораторных и практических работ. Целью данного курса является научить учеников грамотно, полноценно и эффективно работать с редактором таблиц Excel. А это значит, что деятельность детей направлена на осознание и усвоение всех практических действий и приемов при работе с редактором таблиц и безусловно эффективным этот процесс будет только при практическом ознакомлении с новым материалом и наглядном его использовании. 2.7 План-конспект урокаТема: Автозаполнение, мастер функций, построение диаграмм, вставка документа в Word. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с ячейками, использование мастера функций, построение диаграмм по данным таблиц, привязка таблицы к текстовому документу. Воспитать чувство рациональности и конкретности, добросовестного отношения и логического выбора при вставке в текстовый документ электронных таблиц. Формирование мыслительных навыков и умений, доведение их до автоматизма. Тип урока: комбинированный урок. Структура урока. Оргмомент (5 мин): настрой на урок, перекличка. Повторение пройденного материала на тему назначение электронных таблиц и их заполнение (15 мин). Дать учащимся понятия и принципы автозаполнения, использование редактора формул и построение графиков. Конспект урока (45 мин). В возможности Microsoft Excel входят не только заполнение таблиц, но и создание графиков. Для того чтобы заполнить таблицу при помощи автозаполнения необходимо: Выделить ячейку (диапазон ячеек). Ухватить за правый нижний угол выделенной области и протянуть выделение настолько, насколько необходимо для заполнения определенной области таблицы. В процессе рассказа желательно показывать это на компьютере, а для того, чтобы ученики не толпились у одной машины, следует выводить с экрана монитора через проектор на большой экран. Эти данные можно перенести в любое место листа. Следует выделить ячейку (диапазон ячеек), взять за любой край выделенной области и перенести в любое место листа. После этого необходимо научится пользоваться мастером функций. В ячейке набираешь знак = и записываешь формулу, необходимую рассчитать. При этом надо не забывать, что вместо переменных необходимо ссылаться на определенную ячейку, где занесены данные переменных. В Excel встроены стандартные функции расчета. Для того чтобы использовать эти функции необходимо нажать кнопку fx, либо нажать = и ввести название функции вручную. Такую возможность используют пользователи, часто пользующиеся такими функциями, и точно знают синтаксис написания. По данным таблицы мы можем теперь построить график поведения функции при различных данных. Первый способ это выделить область данных и нажать кнопку мастера диаграмм на пунктографической панели. Там мы выбираем тип диаграммы, которая нам больше подходит под решение нашей задачи. Типы диаграмм: гистограмма, линейчатая, график, круговая, точечная и т.д. Есть аналогичный вариант, но вместо того, чтобы изначально выделять данные, по которым будем строить диаграммы, выбираем тип диаграммы, переходим на закладку Ряд, и в поле значение X и значение Y соответственно выделяем области, по которым строим график. После всего этого, необходимо создать новый документ Word и вставить в него листы из Excel. Для этого выделяем таблицу в Excel, копируем в буфер. Открываем документ Word, нажимаем Правка>Специальная вставка>Документ Microsoft Office Excel. Этот документ можно либо связать с документом Excel, при этом в Word документ будет изменяться, если вы будете изменять его в Excel. Если выберите просто вставить, то документ вставится без возможности исправления в Excel, но, нажав дважды на вставленный документ, вы можете исправлять его как в Excel. План практического занятия: Создать таблицу в редакторе таблиц Excel по заданной функции, предложенной преподавателем: ; ; . Теперь пошагово выполним одно из предложенных заданий: Создаем новый документ Microsoft Excel. Выделяем первые три ячейки. Нажимаем правой кнопкой мыши на выделенной области>Формат ячеек>закладка Выравнивание>ставим галочку Объединение ячеек. Затем в этой ячейке пишем текст "Вычисление функции". В ячейке А2 пишем x, а в ячейке B2 пишем yA3 пишем 1, A4 - 2, затем воспользуемся функцией автозаполнение. Создадим x от 1 до 10. B3 вводим формулу. Также воспользуемся функцией автозаполнения. Ставим в любом месте на листе курсор. Выбираем мастер диаграмм>выбираем Точечную>Ряд>Ряд 1>Значение x выделяем A3-A12>Значение y выделяем B3-B12>Далее>Готово. Получили график для данной синусоиды. Пример смотреть в приложении 1. ЗаключениеВ подведении итогов всей курсовой работы могу сказать, что написанная здесь методическая разработка, имеющая целью изучение такой важной темы как редактор таблиц Microsoft Excel, входящей в учебный план общеобразовательных учреждений, создан в помощь преподавателям, которые предполагают обучать учащихся данному материалу. Поскольку данная информация является базовой и понадобится при изучении всего прикладного пакета программ Microsoft Office, то необходимо добиваться от учащихся очень качественного и осмысленного усвоения материала, основной уклон при этом делать на индивидуальные практические задания и тесты. В результате грамотного и успешного изучения редактора таблиц Excel у учащихся очень сильно развивается техническое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с редактором таблиц Microsoft Excel очень сильно и неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Список используемой литературы1. Неудахина Н.А. Методические указания к лабораторным работам по методики преподавания строительных дисциплин. -АлтГТУ им.И. И. Ползунова Барнаул, 1990. 2. "Microsoft Office в целом", раздел "Microsoft Excel - универсальная система обработки данных", Федор Новиков, Андрей Яценко, С-Петербург, 2001. 3. "Excel XP с самого начала", Денисов В., Питер, 2001. 4. "Методика преподавания информатики", М.П. ЛАПЧИК, Омск, 1990. 5. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |