|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор Microsoft Word" по информатикеРазработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор Microsoft Word" по информатике11 Министерство образования Российской Федерации Алтайский государственный технический университет им.И. И. Ползунова Кафедра инженерной педагогики Курсовая работа на тему: "Разработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор MICROSOFT WORD" по информатике" Выполнил: ст. гр. ПОИ Проверила: Барнаул 2006 г. Содержание
Опорные знания. Прежде чем приступить к изучению данной темы и успешно освоить её необходимо, чтобы учащиеся имели определённый багаж знаний, без которых невозможно усвоить требуемый минимум знаний данного раздела курса. Знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение); Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows; Знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий; Уметь запускать и завершать программу; Знать три варианта представления окна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоваться соответствующими кнопками; Уметь перемещать окно; Уметь выбирать пункты горизонтального меню и команды ниспадающего меню; Знать основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь с ними работать; Знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвести указатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши); Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspase}; Уметь пользоваться полосами прокрутки; Уметь выбирать инструменты панели инструментов (на примере PaintBrush) и применять их для рисования фигур, выбора типа линии и заливки. Основные понятия. После изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса. Учащиеся должны научиться: - работать с редактором Word для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов; - подготавливать простейший текст в редакторе Word - редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте; - работать с выделенными фрагментами; - осуществлять поиск и замену фрагментов текста в документе; - проверять правописание в документе; - открывать и сохранять файлы с документами; - совмещать в документе текст и графику; - устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере; Основная литература качества изложения темы в учебнике. В учебнике О. Ефимова, В. Морозова, Ю. Шафрина "Курс компьютерной технологии" присутствует множество понятий и методов по изучаемой учениками теме - текстовый редактор Word(текстовый редактор Word, методы просмотра документа, методы создания нового документа и т.д.). В книге рассказывается о работе с такими новейшими и популярными программами, как текстовый редактор Word, с помощью которого можно готовить письма, счета, доклады и прочее, табличный редактор Excel, позволяющий производить математические расчеты и строить диаграммы на основе вычислений, приложение Access, рассчитанное на создание баз данных со сложной структурой. Помимо этого, описывается создание презентаций в PowerPoint, отправка и электронных писем и планирование задач в Outlook. В учебнике не приводится каких-либо сведений или хронологии относительно предыдущих разработок текстового редактора Word. Также в нем отсутствуют сведения и о методах познания фундаментальной науки. Данная книга разработана и написана с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся. Она предназначена для пользователей, еще только осваивающих программы, которые входят в пакет Microsoft Office, поэтому ”на лицо” простота и доступность изложения материала. Также настоящая книга создана с учетом выполнения дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному. Сначала здесь рассматриваются основные методы и приемы работы с текстовым редактором Word, а затем уже осваиваются специальные приемы и работа с помощью мастера Web - страниц. Рубрикация учебника полностью соответствует программе учебного предмета (Word - > Excel - > PowerPoint - > Access - > Outlook), наглядно присутствует последовательность изложения материала в темах учебника и в программе. Учет межпредметных и внутрипредметных связей в книге мною не замечен. Также в учебнике не прослеживаются принципы воспитывающие характер обучения, развивающие определенные формы мышления, формирующие нормы нравственности и морали. Как уже отмечалось ранее, книга полностью совпадает по содержанию со школьной программой и изучается на предмете информатика. Ее материал строго рассматривается в соответствии с изучаемой темой без лишних отклонений и подобран по такому принципу, что учащиеся могут изучать его самостоятельно. В учебнике присутствует множество различных схем, рисунков и чертежей, наглядно описывающих методы работы с программами. В книге рассматриваются примеры практического использования изучаемого материала, однако отсутствуют примеры решения типовых задач. К наиболее существенному недостатку данного учебника можно отнести то, что после каждого учебного раздела темы отсутствуют вопросы для самоподготовки учащихся. По этому поводу я советую ученикам обратиться за помощью к учебнику В. Денисова "Word 2000 с самого начала", в котором представлено множество вопросов для самоконтроля учащихся, а также рассмотрены примеры решения наиболее типовых задач. В остальном книга Денисова грамотно разработана и написана с учетом всех вышеперечисленных требований, а именно: принципа научности, учета возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичности и последовательности изложения материала, общих требований к учебнику.
15 2.3 Перспективно-тематический план по информатике при изучении текстового редактора WordКонтроль и учёт знаний. Если смотреть с точки зрения структуры организации учебного процесса, то контроль знаний - составная часть учебного процесса. С другой стороны контроль есть выяснение и сравнение результатов учебной деятельности с требованиями к знаниям по этой теме. Контролировать надо эффективно, с применением различных технических средств, особенно на уроках информатики. На практическом занятии кроме фронтального опроса можно также провести тестирование. Большой практический интерес у учеников также вызывает разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Тест: Microsoft Word это: графический редактор; текстовый редактор; редактор таблиц. Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста: стандартная; рисование; форматирование. Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню: файл; вставка; сервис. Для обозначения конца абзаца используется клавиша: Enter; Shift+Enter; . Чтобы выделить абзац целиком нужно: щелкнуть на нем мышкой 2 раза; щелкнуть мышкой на полосе выделения при нажатой клавише Ctrl; дважды щелкнуть на полосе выделения. Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления: копировать; вырезать; вставить. Какой из маркеров горизонтальной координатной линейки служит для установки отступа красной строки: верхний; нижний левый; нижний правый. Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню: вид; сервис; вставка. Тест для проверки знаний учащихся может быть также оформлен в виде программы. Краткий сценарий программы Тест: На экран выводится название программы - Тест, и тема - Текстовый редактор Word. Внизу надпись: “Нажмите любую клавишу”. Затем на экран выводится инструкция по работе с программой. После этого запускается сам тест. На экране появляется вопрос и 3 варианта ответов, один из которых выделен другим цветом - это текущий вариант ответа, его можно сменить при помощи клавиш и . Выбор ответа осуществляется клавишей Enter. После этого на экране появляется следующий вопрос. После того как ученик ответит на все вопросы, или истечёт время, отведённое на тест, программа выводит на экран количество вопросов, на которые ответил ученик, количество правильных ответов и оценку. Методы, средства и приёмы обучения.При изучении данной темы, в связи с её особенностями, а именно: 1) отсутствие учебников по данной теме; 2) содержание большого объема формализованной и специальной информации; 3) большое количество разнообразной специальной литературы; 4) небольшое количество учебного времени, отведённого на данную тему. необходимо использовать такую форму урока как лекция и практические занятия. Уроки - лекции как раз вводятся в старших классах. Данная форма проведения урока даёт возможность в сжатые сроки дать большое количество теоретического материала по данной теме, а также готовит учеников к учёбе в институте, приучает их к большей самостоятельности, умению конспектировать. Практические занятия по данной теме необходимо провести в компьютерном классе. Они имеют следующие особенности:учитель говорит, что нужно сделать, а ученики тут же выполняют задание;учитель может спрашивать учеников, и ученики должны отвечать на поставленные вопросы;учитель проверяет, правильно ли выполнено задание;трудности, возникающие у учеников при работе на ЭВМ сразу - же решаются;некоторые действия ученики выполняют самостоятельно. Такая форма проведения урока позволяет:провести фронтальный опрос;получить практические навыки работы на ЭВМ;закрепить полученные знания на практике;преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников;индивидуально работать со слабыми учениками;самостоятельно работать сильным ученикам. Формы активизации познавательной деятельности и пути преодоления трудных мест.Для активизации познавательной деятельности в данной теме необходимо применять:тесты; а) выполненные на бумаге; б) оформленные в виде программы для ЭВМ;разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок а) выполненные на бумаге; б) оформленные в виде программы для ЭВМ;составление ребусов, кроссвордов, загадок и т.д. по данной теме и проведение конкурса на лучшее такое произведение. При чтении лекции, так как для учеников 10 класса трудно в течение всего занятия внимательно слушать и писать, необходимо делать короткие паузы, заполняя их различными игровыми моментами, связанными с темой. Для активизации познавательной деятельности также можно проводить игровые уроки, либо устраивать различные внеклассные мероприятия. На них можно представить теоретический материал в виде стихов, песен, пьес и т.д. Материал, используемый для развития технического мышления. Для формирования операционного состава мышления, а именно мыслительных действий и мыслительных операций лучше всего подойдет материал, описывающий основные пункты меню и пунктографических панелей инструментов, а также подготовку простейшего текста в редакторе Word. При формировании мыслительных навыков и умений, то есть доведении мыслительных действий и операций до автоматизма, рекомендую информацию, которая описывает как: редактировать текст и изменять шрифты и стили в готовом тексте, работать с выделенными фрагментами, осуществлять поиск и замену фрагментов текста в документе, открывать и сохранять файлы в документе и т.д. Для развития у учащихся таких качеств мышления как глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность необходимо воспользоваться материалом, разъясняющим, каким образом совмещать в документе текст и графику, создавать сложные схемы, чертежи, графики, рисунки и таблицы, пользоваться услугами Web-Мастера. Наиболее эффективные средства обучения по данной теме. При изучении такой темы как "Текстовый редактор Microsoft Word" можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения: компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы Word; Microsoft Windows и непосредственно сам редактор Word; различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш и т.д.; другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся. Место и значение лабораторных и практических работ. При изучении всех тем по применению текстового редактора Word очень большое значение оказывает использование лабораторных и практических работ. Целью данного курса является научить учеников грамотно, полноценно и эффективно работать с текстовым редактором Word. А это значит, что деятельность детей направлена на осознание и усвоение всех практических действий и приемов при работе с текстовым редактором и безусловно эффективным этот процесс будет только при практическом ознакомлении с новым материалом и наглядном его использовании. 2.4 План-конспект урокаТема: Возможности совмещения текста и графики. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с графикой в текстовом редакторе Word. Воспитать чувство рациональности и конкретности, добросовестного отношения и логического выбора при вставке в текстовый документ графических рисунков. Формирование мыслительных навыков и умений, доведение их до автоматизма. Тип урока: комбинированный урок. Оснащение: Плакаты: "Общий вид окна Word" и "Вставка рисунка". Структура урока. Оргмомент (5 мин): настрой на урок, перекличка. Повторение пройденного материала на тему запись и чтение файлов, шрифты и стили, печать документов (15 мин). Дать учащимся понятия и принципы совмещения в документе текста и графики, установки различных режимов печати и распечатки документов на принтере. Конспект урока (40 мин). Microsoft Word - не просто текстовый редактор. Он содержит некоторые функции для работы с графическими объектами и позволяет совмещать в документе текст и графику. Чтобы вставить в документ графический объект нужно воспользоваться командой Рисунок меню Вставка, которая имеет несколько подпунктов: Картинки - предлагает выбрать один из рисунков, поставляемых вместе с редактором. Для удобства рисунки разбиты по разделам. Из файла - позволяет вставить в документ рисунок, хранящийся в файле. При этом открывается окно Добавить рисунок, которое функционирует так же, как окно открытия документа. Автофигуры - вставляет в документ автофигуру. Автофигуры - это группа готовых геометрических фигур, включающая в себя основные фигуры, например, прямоугольники, окружности, различные линии, фигурные стрелки, символы блок-схемы, звёздочки и ленты, а также выноски. Чтобы присоединить текст к любой автофигуре (кроме линии и полилинии), щелкните фигуру правой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите команду Добавить текст, и введите нужный текст. Текст становится частью автофигуры. Объект WordArt - добавление и изменение фигурного текста. Для перемещения графических объектов включая автофигуры, картинки, фигурный текст, рисунки и импортированную графику во многих случаях достаточно просто перетащить их туда, куда необходимо. Однако существует возможность перемещения объекта в точно заданную позицию, а также "привязки" или прикрепления объекта к абзацу таким образом, чтобы при перемещении абзаца объект перемещался автоматически. Чтобы поместить графического объект в точно заданную позицию на странице, или прикрепить его к абзацу, нужно выполнить следующие действия: Выделите объект, который необходимо привязать. Выберите команду Автофигура, Рисунок, Надпись или Объект в меню Формат, а затем вкладку Положение. Для задания точного расположения объекта выберите объекты привязки по горизонтали и по вертикали из списков От, а затем введите расстояния от объектов привязки в поля По горизонтали и По вертикали. Существует два способа привязать объект к абзацу, вместе с которым он должен перемещаться: Чтобы выделенный объект перемещался вместе с абзацем, к которому он привязан, установите флажок Перемещать вместе с текстом. Чтобы выделенный объект всегда находился на одной странице с абзацем, к которому он привязан, установите флажок Установить привязку. Текст располагается вокруг графического объекта любого размера и формы. При этом существует возможность задания определенных сторон графических объектов, вдоль которых требуется расположить текст, а также расстояние между графикой и окружающим текстом. Чтобы установить параметры взаимного расположения текста и графики на странице, необходимо выполнить следующие действия: В режиме разметки выделите графический объект. Выберите команду Автофигура, Поле, Рисунок или Объект в меню Формат, а затем - вкладку Обтекание. В группе Обтекание выберите необходимый параметр. В группе Текст выберите стороны поля или графики, вокруг которых необходимо расположить текст. В полях группы Расстояние от текста определите расстояние между и расположенным вокруг текстом. Рассмотрим значение различных параметров обтекания: Вокруг рамки - обтекание текста вокруг всех четырёх сторон прямоугольной рамки рисунка. По контуру - обтекание текстом по контуру рисунка. Сквозное - сквозное обтекание текстом. Нет - отмена обтекания рисунка. В этом случае рисунок отображается перед или за текстом. Чтобы изменить положение рисунка относительно текста, выберите его, выберите команду Порядок в меню Действия панели инструментов Рисование, а затем выберите команду Поместить перед текстом или Поместить за текстом. Сверху и снизу - обтекание рисунка текстом сверху и снизу. Справа и слева текст отсутствует. Текст заканчивается над рисунком и продолжается со следующей строки после него. Закрепление изученного материала (15 мин). Дать учащимся практическое задание по созданию документа с иллюстрациями в текстовом редакторе Word. Подвести итоги пройденного материала. План практического задания: Набрать в редакторе два абзаца текста из книги по Word по выбору преподавателя (текст можно перепечатать на карточки). Установить поля документа:
Установить отступ красной строки: для первого абзаца - 1,25 см для второго абзаца - 2 см Поверх первого абзаца расположить автофигуру, указанную преподавателем. Поместить автофигуру за текст. Изменить параметры обтекания автофигуры так, чтобы текст обтекал её по контуру по большей стороне. Поместить поверх второго абзаца автофигуру по своему выбору. Изменить её параметры обтекания на “Нет обтекания”. Распечатать документ. Выдача домашнего задания (5 мин). Д. З.: подготовится по конспекту лекции к практическому занятию. Объявить оценки полученные за практическое задание, похвалить активно работающих учеников на уроке. ЗаключениеВ подведении итогов всей курсовой работы могу сказать, что написанная здесь методическая разработка, имеющая целью изучение такой важной темы как текстовый редактор Microsoft Word, входящей в учебный план общеобразовательных учреждений, создан в помощь преподавателям, которые предполагают обучать учащихся данному материалу. Поскольку данная информация является базовой и понадобится при изучении всего прикладного пакета программ Microsoft Office, то необходимо добиваться от учащихся очень качественного и осмысленного усвоения материала, основной уклон при этом делать на индивидуальные практические задания и тесты. В результате грамотного и успешного изучения текстового редактора Word у учащихся очень сильно развивается техническое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с текстовым редактором Microsoft Word очень сильно и неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Список используемой литературы1. О. Ефимов, В. Морозов, Ю. Шафрин "Курс компьютерной технологии" том 1. Москва 1998 г. 2. О. Ефимов, В. Морозов, Ю. Шафрин "Курс компьютерной технологии" том 2. Москва 1998 г. 3. Неудахина Н.А. Методические указания к лабораторным работам по методики преподавания строительных дисциплин. - АлтГТУ им. И.И. Ползунова Барнаул, 1990. 4. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. 5. Word 97 для Windows для чайников. Краткий справочник, Веверка П., Диалектика, 1998 6. Word 97 с самого начала, Денисов В., Питер, 1998 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |