|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие человека как научная проблемаРазвитие человека как научная проблема21 Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Колледж педагогического образования, информатики и права Контрольная работа по дисциплине: «Педагогическая антропология» на тему: «Развитие человека как научная проблема» студентки заочного отделения специальности Социально-педагогическое обеспечение младших школьников Исаевой Татьяны Валериевны Преподаватель: Трегубенко Н.А. Абакан 2009 Содержание: Введение 1. Актуальные проблемы развития человечества 2. Концепции онтогенеза 3. Историко-эволюционная концепция развития человека 4. Пространство и время развития человеческого бытия 5. Факторы развития человека Заключение Список литературы Введение Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором - синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогической антропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез. Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид-ности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результа-те которого произошло превращение антропоида в человека ра-зумного. Существуют различные теории о первопричине этого про-цесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка-честве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом. До последнего времени считалось, что эволюция человека за-вершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основ-ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез -- процесс продолжающийся. Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако-нам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при-родных и социокультурных процессов -- и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюцион-ного процесса. По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер-шило две такие перестройки. Первая произошла в эпоху палеолита -- древнейшего периода каменного века. Вторая -- в неолите (VI--II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтоже-нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна-тельные целенаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципи-альное изменение эволюционного процесса. В первом случае антропоиды сумели сформулировать опреде-ленные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению ес-тественного отбора на уровне организмов -- он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором -- человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызва-ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека. И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что люди действовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя на основе общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существа нравственные, духов-ные. Онтогенез -- развитие отдельного человека -- во многом повто-ряет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве -- социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогене-за, онтогенез в то же время -- несколько другой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностей мы сейчас и займемся. Разные науки используют разные понятия для описания про-цесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще-ствление, индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины, характеризующие онтогенез челове-ка, являются частными по отношению к наиболее общему -- «ин-дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со-зревание, социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтоге-неза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индиви-дуализация в определенной мере зависит от созревания и т. д. Поскольку человек -- существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его -- процесс целостный и противоречивый, диа-лектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе. Не только количественные изменения, происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про-воцирует количественный рост организма. Динамика одной со-ставляющей человека (организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком организ-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо-циональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре-лостью. (То, что онтогенез происходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта не фронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционно признаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологического знания, интегра-ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например, меняются представления о результате развития ре-бенка и человека. Одно из таких представлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат так понимаемого онтогенеза -- регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения и продолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция более распространена и состоит в том, что развитие ребенка -- накопление прогрессивных изменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходит главным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе-нок начинает все больше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, и психологически, и по уровню знаний, и по социальному положению. Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых, развитие -- это диалектическое единство регрессив-ных и прогрессивных преобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития (впрочем, как и в про-цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., ни луч-ше, совершеннее и пр., -- он делается принципиально другим. В-третьих, результатом онтогенеза является все возрастаю-щая индивидуализация каждого человека. И наконец, разви-тие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современной науки к такой особенно-сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность. Действитель-но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудного детства -- почти году (от десяти дней до года), раннего детства -- двум годам (от года до трех лет), первого детства -- четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А. Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре-зультаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит прежде всего от случайностей и оказывается не-предсказуемым. Существенной особенностью онтогенеза являет-ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность» зако-номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждого человека. Сегодня становится все более признаваемой и следующая не-традиционная точка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цик-личности. Он скорее -- волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солн-ца, определяющего развитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу и организме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальное развитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата--восстанов-ление, дифференциация--интеграция, хаос--гармония, потери-приобретения. Действительно, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан-тропометрических показателей, упорядочение органических про-цессов, т. е. любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известен целый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенок научается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокий уровень -- и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз-никает проблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре-бенка, возрастает его «умудренность» -- и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснет любопытство. По мере развития произвольности психических процессов на смену детской непо-средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет-ское воображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д. И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленность деятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то, что теряется по мере развития, не было беспо-лезным, недостойным человека. Ведь не зря же художники и поэ-ты ищут способы развития у себя непосредственности восприя-тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией. Биз-несмены учатся играть и т. д. В этом же убеждает анализ особенно-стей выдающихся личностей, талантливых людей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлых возраст-ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.). Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова-ниям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери в процессе онтоге-неза не только естественны, но и необходимы. Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре-рывный и последовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитие человека -- процесс дискретный, пре-рывистый и в определенной мере обратимый. Каждый период жизни человека -- ценность, каждый этап жизни важен. В то же время, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбу этапа, следующего за ним, ни результатов развития в це-лом. Более того, известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и цели своей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития. В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез -- про-цесс, не только детерминированный внешними обстоятельства-ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорга-низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификой человеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную и энергетическую стороны. Первая: идеа-лы, цели, ценности, мотивы, вера -- чаще всего относится к бу-дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение, отноше-ния, чувства, воля -- к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессе своей жизни занимает определенную жизненную пози-цию, осознает ее, несет за нее ответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», -- писала Б. В. Зейгарник. Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль-ной активностью его в настоящем, -- движущая сила онтогенеза. Она позволяет ему овладевать физическими и социальными усло-виями своей жизни, психически перерабатывать события, проис-ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж-дать собственные ценности -- и изменяться. Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас-пространяется им не только на себя -- на свое самосовершенствование, но и на изменение, совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно или бессознательно) стремится пе-ределывать все вокруг себя «по себе», стремится ассимилировать среду -- и это в свою очередь способствует его собственному из-менению, индивидуальному развитию. 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного про-цесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане-ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле. Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш, затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого недостаточно. Человек должен со-знательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться со-гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане-ты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему пред-стоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определя-ющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориен-тацию на нравственный аспект своего бытия. Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен-денции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарожда-ется «коллективный общепланетарный мозг», проявляется кол-лективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва-ются правила ее защиты и сохранения. Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно-го процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил-лионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуще-ствиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осо-знания человеком своей природы и сущности своего развития. 2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе -- процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи-ми факторами развития человека признаются: 1. состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы; 2. генетические программы, врожденные каждому человеку; 3. социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет-ного человека; 4. специфическая человеческая активность, принципиально от-личающаяся от активности всего живого. Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече-ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль-шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте-пень их значимости для своего развития. В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза. Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви-тие -- это реализация конкретной генетически заданной програм-мы, определяющей особенности проявления и программу изме-нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за-данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина-ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об-щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи-зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи-ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю-щихся континуумом разных поведенческих форм). В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про-грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм-мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ -- жировой или углеводный (при пер-вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто-ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про-граммы поведения человека. Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен-но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове-ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про-явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек-ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно. Для сторонников социогенетической объяснительной ориента-ции онтогенез -- это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци-альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при-знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк-ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп-ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку. Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело-век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается. Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека -- это процесс сознатель-ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -- это «духовные стремления». Для П.Симонова -- «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра -- «внутреннее Я». Для С.Ваймана -- «священный дар». В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях: 1. достигать самопревышения; 2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; 3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества. Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич-ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой. Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви-тия человека не считают его существом, полностью детерминиро-ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства-ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль-таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя-ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп-ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы-бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен-ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых. И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде-ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При-знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз-вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла-нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено-менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци-альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида. 3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто-генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво-их собственных свойств (физических данных, психофизиологи-ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело-веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече-ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя-ет ее и себя. Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче-ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще-ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю-щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен-ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив-но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру-жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос-лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече-ского содействия. Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас-сматривается в историко-эволюционной концепции как важней-шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо-минаниях, грезах. Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос-лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе-ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради создания соб-ственного образа жизни. Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори-ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан-ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление чело-века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии. 4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време-ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали-стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос-новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространство и время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре-менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство. Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен-но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный). Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю-чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо-мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис-ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп-ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от-дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен-ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк-ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр. Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом -- тесное и сложное. Природный, социальный и персо-нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ-лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про-странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про-странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз-ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер-сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело-веческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятие пространства и времени -- одна из важных состав-ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус-ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени -- труд-ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе-ренцировать пространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про-странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда-нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече-ства. Оно развивалось от интуитивного -- к научно обоснованному; от описательного, приблизительного -- к сверхточному; от синкре-тичного -- к дифференцированному; от индифферентного -- к цен-ностному. Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») -- к относительной независимости -- к «хозяину», затем -- к «жерт-ве» и наконец -- к «равноправному сотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно. Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста-нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде-ет лес, начнется половодье, т.д. В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре-мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони-манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса-дить семена -- и через определенное время появится урожай, и т. д. Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про-странство -- наполняться социальным смыслом. Люди -- накап-ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп -- различать-ся. Появились претензии на определенные территории как на соб-ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью. В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос-подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по-нимания того, что не только человек живет во времени, но и время -- в человеке, что человек может быть его хозяином. Чем более сложными становились общество и трудовая деятель-ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы-шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз-нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при-роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме-ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа-тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран-ственных зон и т.д.). И тем более становился он -- реально и в своем сознании -- полновластным хозяином пространства и вре-мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег-нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ. Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци-ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово-дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста-лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих -- в необходимость. Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од-ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой -- суетностью, отчуж-денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль-ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения про-странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме-рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи: пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому он принадлежит; при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-ображаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно-сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли-тельное.); -- биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем. Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы-тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока-зываются благотворны только при условии гармонических взаи-моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей. 5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо-дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж-де всего окружающая человека естественная и социальная сре-да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен-ностью понимается передача от родителей к детям определен-ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличаю-щие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно-сти мало. Превра-щение биологического индивида в социального субъекта проис-ходит в процессе социализации человека. Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы -- экологические, демографичес-кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. К мезофакторам относятся формирование этнических устано-вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви-вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника-ции и др. К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде-ния, группы сверстников и многое другое, что состав-ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко-тором находится ребенок. Заключение: Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришли к следующим выводам: 1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто-ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди-видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга: · органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды; · врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду; · жизненным опытом, важным для критического и конструк-тивного отношения к окружающему миру; · набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок; внешним видом и т. д. В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз-ные. 2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн-ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че-ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду-ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз-можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со-зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив-ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ-ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени. Каждый период жизни -- особая целостность и самостоятель-ная ценность -- имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ-ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра-ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти-мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте-ресов -- эти возрастные особенности младшего школьника в под-ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7--10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро-вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из-менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга-низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе-циалистам по детской психологии, родителям. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем -- сверст-никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого -- научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе-дагогика сотрудничества -- это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека. Список литературы: 1. Бим - Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М., 1998. 2. Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М., 1966. 3. Ушинский К.Д. человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6т. - М., 1990. - Т.5,6 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |