|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие и сущность педагогикиРазвитие и сущность педагогикиРазвитие и сущность педагогики Введение Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку водил в школу ребенка своего господина. Предметом педагогики является область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования. Педагогику рассматривают как одну из форм человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этот процесс (передача опыта) стал важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Практика воспитания берет начало с древнейших времен. Первые обобщения опыта воспитания были предприняты в Древних Китае, Индии, Египте, Особая роль в этом принадлежала древнегреческим философам Демокриту, Сократу, Платону, Аристотелю. В Эпоху возрождения проблемами воспитания занимались Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др. В 17 веке педагогика выделилась в самостоятельную науку благодаря трудам Я.А. Коменского и Ф. Бэкона В дальнешем много прогрессивных педагогических идей выдвинули Д. Дидро. К. Гельвеции, П. Гольбах, ЖЖ Руссо, И.Г. Пестапоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Д. Дьюи. Педагогическая теория и практика России обязана свои развитием деятельности MB. Ломоносова, НИ. Пирогова, К.Д. Ушинского, ЛН. Толстого, П Ф Каптерева, Н К Крупской, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а в последние десятилетия - Ю К Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.Т.Лихачева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, и др. Задачи педагогики. – изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности; – разработка методологии и методики педагогического исследования; – создание научной картины педагогической реальности; – проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам; – теоретическая и прикладная разработка системы педагогической работы в обществе; – разработка и обоснование интенсивных педагогических технологий, методов и форм педагогической работы по успешному решению задач обучения, воспитания, образования и развития; – педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития образовательной системы; – участие в международных педагогических проектах; – подготовка педагогических и научно-педагогических кадров и др. Методологические принципы педагогики Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: – принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип формирования личности в обществе и группе; – принцип системности; – принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.; Категории науки (основные педагогические понятия): Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей. Воспитание в широком смысле - процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле - специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально - значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Образование - результат обучения, совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть. Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности. Формирование - становление личности, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств. Методы, которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверять гипотезы в исследовании многообразных педагогических явлений. Наиболее доступным и распространенным методом исследования в педагогики является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятие исследуемого объекта по определенной схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных; анализ результатов деятельности - метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучений и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетании с другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние и классные работы, сочинения и пр.) могут многое оказать исследованию. К традиционным методам педагогики относят беседу, в которых выявляются чувства и намерения людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника, понять его мотивы и установки. Анкетирование - метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет, содержащих письменные вопросы. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутри коллективных отношений. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Измерение достижений обучаемых, их интеллектуального развития, степени сформированности различных качеств стало неотъемлемой частью учебно-воспитательной практики. Эксперимент - это научно организованный опыт преобразования педагогической практики а точно учитываемых условиях. Подобного рода «испытаниями» проверятся гипотезы, апробируются на практике новые педагогические методы и приемы. По целям эксперименты разделяются на: констатирующие (необходимые для изучения существующих педагогических явлений); уточняющие (осуществляемые для проверки гипотез); формирующие (направленные на конструирование новых педагогических явлений). Обучение как компонент педагогического процесса Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни. Процесс обучения является предметом дидактики Дидактика - отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся; осуществляется под руководством педагога; носит целенаправленный, планомерный и организованный характер; строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся; является целостной системой. Главными категориями дидактики выступают - обучение, учение .преподавание, знания, навыки, умения, содержание, формы, методы, результаты. Обучение - специфически организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленных целей. Сущность обучения - формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. Знания - совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира. Навыки - доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия. Умения - достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания и навыки е практической деятельности. В основе обучения лежит дидактическое отношение «преподавание - учение». Преподавание - это упорядоченная деятельность педагогов по реализации дидактических целей, которая включает: – разъяснение учащимся целей и задач обучения; – передачу новых знаний о явлениях, событиях, предметах и законах; – организацию и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся; – оказание помощи при затруднениях в учебно-познавательной деятельности; – стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся, организацию эвристической и исследовательской деятельности учащихся; – управление процессом перехода теоретических знаний в практические умения и навыки; – проверку и оценку учебных достижений учащихся, изменений в их обученности и развитии. Учение - это деятельность обучаемых, включающая: – восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике; – приобретение умений и навыков и их использование в практической деятельности; – стимулирование к поиску, решению учебно - познавательных задач, создание собственной положительной мотивации учения; – самооценку, самоконтроль и самодиагностику собственных учебных достижений; – овладение спосо6ами управления своей учебно-познавательной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.). Процесс обучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения в определенном типе учебных заведений. Эффективность процесса обучения определяется прежде всего: успешностью обучения и академической успеваемостью в балльных оценках, качеством знании (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированности навыков и наработанности умений, уровнем развития учащихся, их обученностью (запас усвоенных понятий и способов деятельности) и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяются и внешние критерии эффективности учебного процесса - адаптация выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процесса самообразования и др. Принципы обучения Дидактические принципы - основные положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного процесса. Современная педагогическая наука в качестве основополагающих принципов выделяет: – принцип сознательности и активности обучаемых, суть которого состоит в том, что подлинную сущность человеческого образования составляют тщательно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения, организации учебно-познавательной деятельности, характера и уровня познавательной активности обучаемых, применяемых дидактических методов и др; – принцип наглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимо использовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуют научно обоснованного применения, наглядные средства необходимы и для развития у учащихся внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивного творчества; – принцип систематичности и последовательности гласит, что учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней ложкой учебного материала и познавательными возможностями учащихся и он тем эффективнее, чем меньше в нем нарушений последовательности перерывов и неуправляемых моментов. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно не упражнять навыки, то они скоро утратятся. Словом, если не соблюдать последовательности и системы обучения, то нарушится и замедлится процесс развитии. – принцип прочности утверждает, что прочность усвоения знаний зависит, с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а с другой, от определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения, а также к педагогу; – принцип доступности требует, чтобы учебный процесс строился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, Постепенное нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается на их развитии. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество и прочность усвоения знаний; – принцип научности гласит, что научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием образования, строгим соблюдением правил его формирования, действенность приобретенных знаний зависит от соответствия учебных планов и программ уровню научно - технического и социального прогресса; учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики; в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, которые развивают мышление обучаемых, подводя их к поисковой и творческой работе и т.д.; – принцип связи теории с практикой утверждает, что эффективность обучения направляется и проверяется практикой; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую практику; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация, тем успешнее идет адаптация обучаемых к условиям современного производства; чем больше приобретаемые обучаемыми знания в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его сознательность. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Воспитание в широком смысле - процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуациях. В свою очередь воспитанник: овладевает опытом общечеловеческих отношений и основами культуры; осуществляет процесс самовоспитания; обучается способам общения и правилам поведения. Воспитание в узком смысле - специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально - значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание реализуется в системе отношений «человек - человек», поэтому в нем велика доля субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. А значит, воспитание можно представить и как двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимовлиянии и взаимодействии воспитателей и воспитанников. Ведь воспитатель осуществляет систему мер педагогического воздействия, а воспитанник активно реагирует на эти воздействия, изменяя свое отношение к чему - либо, осуществляя поступок и проявляя определенные качества. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и стимулирует ее собственную активность в работе над собой, оно (воздействие) оказывает развивающее и формирующее влияние Цели воспитания Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом: 1. воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет свои психологические качества, способна достигать поставленные цели; 2. формирование системы отношений личности к миру и самой себе - предполагает такое воспитание, в результате которого человек четко понимает характер своих отношений с миром, с обществом, другими людьми, адекватно осознает и проявляет свои интеллектуально - познавательные, эмоционально - волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, позволяющие занимать ему определенное положение в обществе, 3. воспитание гражданской личности - это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств; 4. воспитание культурной личности - это воспитание человека эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности; 5. воспитание социально-компетентной личности предполагает воспитание человека, правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи с другими людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения, имеющего навыки эффективного коммуникативного взаимодействия; 6. воспитание самостоятельно развитой личности - это и формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению. Содержательные компоненты воспитания Соответствующими целям воспитания качествами, навыками, системой знаний и устойчивыми привычками воспитанники могут овладеть через следующие содержательные компоненты воспитания o умственное воспитание - направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной деятельности, формирование культуры учебного и интеллектуального труда; – трудовое воспитание - ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопления профессионального опыта как необходимого условия выполнения важнейших обязанностей человека; – нравственное воспитание - предполагает развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы морально - нравственных принципов личности – эстетическое воспитание - направлено на развитие эстетического отношения к действительности, что выражается в способности восприятия прекрасного. – физическое воспитание - это воспитание физических качеств человека, совершенствование его двигательных навыков, формирование воли и характера; – гражданское воспитание - ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, к согражданам и Отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и за судьбу всей планеты; – правовое воспитание - предполагает формирование системы знаний о своих правах и обязанностях, а также осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции; – экологическое воспитание - это развитие экологического сознания, ориентирующего на бережное отношение к природе, ее ресурсам, флоре и фауне; – экономическое воспитание - нацелено на формирование экономического мышления, а также качеств бережливости, расчетливости, предприимчивости, на формирование системы знаний о проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения; – профессиональное воспитание - ориентировано на становление системы качеств, необходимых работнику для выполнения своих профессиональных функций, основу которых составляет профессиональная компетентность. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |