|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. ЭрдниеваРазвитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева2 Содержание Введение Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева Заключение Список используемой литературы Введение Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени лёгкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами. [3] В работе рассматривается технология укрупнения дидактических единиц (далее УДЕ), применение которой способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика. Автором технологии является профессор Эрдниев Пюрвя Мучкаевич, родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус Мало-Дерб. района Калмыкии. В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку "Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)". Технология УДЕ является самобытным, конкурентоспособным открытием, являющимся приложением закономерностей условного рефлекса (И.П. Павлова) и обратной связи (П. К. Анохин) к практике массовой школы. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. [4] Цель контрольной работы - изучить методические основы процесса развития логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева. Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности мышления. Технология укрупнения дидактических единиц - один из кратчайших путей формирования самостоятельности мышления. Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. [5] Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объёмом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей - взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся. Технология УДЕ обширно применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам, причем при исследовании каждого учебного предмета выстраивается своя разработка. Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через систему правил: Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся. Правила реализации этого принципа: 1. все, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно; 2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки; 3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные; 4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся и преимущественно опираться на средства косвенного и перспективного управления учебной деятельностью. При этом под косвенным управлением имеется в виду управление деятельностью учащихся через подбор системы творческих задач и заданий. Принцип обращения структуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации проходит по замкнутым путям [1, c. 198]. Принцип обращения структуры упражнений реализуется через следующие правила: 1. в систему упражнений должны включаться деформированные, обращенные задания; 2. составление обратных задач, когда искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данного выражения (данной задачи). Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неорганизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами. Принцип системности знаний реализуется через следующие правила: 1. совместное изучение взаимосвязанных вопросов, теорем, свойств, признаков; 2. построение блока задач на основе одной заданной ситуации; 3. не рассматривать на уроке вопросов, не вносить в план пунктов, на основательное рассмотрение которого не рассчитываете, и нет логической связи с предыдущим материалом; 4. повторение через преобразование знания, через его укрупнение; 5. использование схем, планов для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстрее восстанавливаются в системе. Принцип генерализации информации в процессе учебно-творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку информация - поток информации научных знаний - в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебно-творческой деятельности, в том числе и творческой, возникает потребность ее уплотнения - генерализации. Правила реализации принципа: 1. уделить внимание применению общеучебных умений, искать общие способы, подходы решения творческих задач; 2. укрупнение должно представлять процесс восхождения от абстрактного к конкретному и воссоздание связей исходной единицы с общей структурой знания; 3. использование схем, планов, таблиц. [6] Базу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей, к примеру: а) решение обыкновенной “готовой” задачки; б) составление обратной задачки и её решение; в) составление аналогичной задачки по данной формуле либо уравнению и решение её; г) составление задачки по неким элементам, общим с исходной задачей; д) решение либо составление задачки, обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачки. Очевидно, вначале в укрупненное упражнение могут войти только некие из указанных вариаций. Основное же заключается в том, чтоб все составные части по способности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии. Упор на необходимость пространственного и временного совмещения частей укрупненного знания имеет психологическую причину: согласно современным научным данным всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Фаза оперативной памяти, более оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний. Поэтому так важны технологические детали, чтоб ровная и обратная задачки записывались и решались в двух параллельных колонках, чтоб подтверждения взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтоб вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтоб словесное мышление смешивалось с символическим и т.д. Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач на сложение и вычитание представить в виде трех циклов (триад), по три задачи в каждом цикле. Основу системы составляет первый цикл - задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл - задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин. Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно. Знакомство с ключом (алгоритмом) составления прямых и обратных задач. Готовая таблица даётся на обзор учащихся в процессе разбора и решения прямой задачи и составления обратной. Например: прямая задача. «На тарелке лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?» Учитель. Что считаем в задаче? Дети. Яблоки и груши. Уч. Сколько было яблок, груш? Д. Яблок 5 штук. Груш 3 штуки. Уч. Что найти нужно в задаче? Д. Сколько всего фруктов лежало на тарелке? Уч. Назовите ключевое слово. Д. Всего. Уч. Какое действие оно обозначает? Д. Сложение. Уч. Как обозначить это слово в условии? Д. Фигурная скобка и знак «+» внутри скобки. Уч. Где поставим вопрос и квадратик? Д. За скобкой. Уч. Все числа, стоящие внутри скобки, складываются. Как решить эту задачу? Как найти количество фруктов? Д. 5+3= 8 (ш) Уч. Заполните пустой квадратик в условии задачи. Всего 8 штук. Запишите ответ: 8 фруктов. Итог: сказать условие, вопрос, решение, ответ задачи. Задание: составить обратную задачу. Уч. Что это такое? Как это сделать? На обзор детей представляется таблица: 2 Уч. Первый пункт « Слова в условии одинаковы», значит, обратная задача будет о чём? Д. О яблоках и грушах. Уч. Второй пункт « Вопросы меняются местами». А сколько мест может иметь вопрос? Столько, сколько числовых данных в задаче, т. е. 3 места. Уч. Давайте вопрос и квадратик, в котором запишем найденное число, поставим там, где было количество яблок. Третий пункт «Числа в условии одинаковы». Значит, груш сколько будет? Д. 8 штук. Уч. Поэтому за фигурной скобкой ставим не вопрос с квадратиком, а число 8. Яблок -? ? Груш -3 ш 8 ш Уч. Можете ли вы сказать сразу, сколько было яблок на тарелке? Д. Да, 5 яблок. Уч. Как вы догадались? Д. Числа в условии одинаковы, поэтому яблок будет 5 штук. Уч. Все числа внутри скобки складываются. Какие два числа надо сложить? Д. Квадратик или неизвестное число с числом 3. Уч. Чему равна эта сумма? Д. Восьми. ?+3=8 Уч. Как найти неизвестное слагаемое? Д. Надо от 8 отнять 3. 8-3=5(ш) Уч. Сказать ответ задачи. Д. 5 штук яблок. Подобным образом составляется обратная задача, когда вопрос ставится на количестве груш. В результате работы по составлению двух обратных задач делается вывод. После работы на доске, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, имеет смысл показать таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение. Основной этап. В основной этап работы над задачами входит: 1. Знакомство с таблицами обратных задач:
Обратная задача с тем же сюжетом и набором чисел имеет свои положительные отличительные стороны: 1)учащиеся знакомятся не только с новой задачей, но и повторяют уже изученное, ту задачу, преобразованием которой получена данная задача; 2)учащиеся усваивают связи между задачами; умозаключения здесь осваиваются в цикле, во взаимопереходах друг в друга. Подобным образом происходит знакомство с таблицами обратных задач второго цикла: на нахождение разности, уменьшаемого, вычитаемого и третьего цикла: на уменьшение числа, на увеличение числа.
Использование пустого квадратика в записи условия - это перспективное опережающее изучение способов решения уравнений. По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа на однозначное идет параллельно с делением. Например, при изучении умножения 23 ? 4 рассуждение и запись предлагается в таком виде: «Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно число 23 представить в виде суммы двух слагаемых 20 и 3. Оба числа умножаем на 4; 20 умножить на 4, получится 80, 3 умножить на 4 получится 12; к 80 прибавить 12 получится 92.
Проверим правильность решения. Умножение проверяем делением. Представим число 92 в виде суммы слагаемых, которые удобно разделить на 4 - это числа 80 и 12; каждое число разделим на 4; 80 разделить на 4, получится 20, 12 разделить на 4, получится 3; к 20 прибавить 3 получится 23, пример решен правильно». Второй способ укрупнения дидактических единиц - метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов. Например, составляю на доске пример 6 + ? = 9 и спрашиваю, как его решить. «Пример можно решить путем проб», - отвечают дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число - 2. Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9. Ученики составляют пример. Во-первых, этот пример качественно новый по сравнению с обычными примерами, которые ученики решали ранее. Если при решении примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная связь: 6 да 3 равно 9, то решение обратного примера (6 + ? = 9) основано на использовании множества связей: 6 + 1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9. Во-вторых, ход мыслей при решении примера, записанного с помощью цифр и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении деформированного примера - от суммы к слагаемому. В-третьих, решение первого примера осуществляется без проб, решение же второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов с искомыми (7 < 9, 8 < 9, 9 = 9) и соответственно на внесении поправок после каждой операции; например: 6+1=7, 7 < 9 - не хватает, надо прибавить не 1, а 2; 6 + 2 = 8, 8 < 9 - не хватает, прибавим 3; 6 + 3 = 9, что и должно быть. Так, в процессе решения активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение, проба). [5] Заключение Рождению технологии УДЕ предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Еще до войны П.М. Эрдниев работал в начальной школе. Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебнике представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, что не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации. Как уменьшить время, не уменьшая количества информации? Профессор Эрдниев, пришёл к выводу о том, что эту задачу можно решить, не упрощая заданий, а усложняя - их укрупняя дидактические единицы, - но при условии особой структуры учебного материала. Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица -- это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Список используемой литературы 1. Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития.» Казань, 1996. 2. Гребенюк О.С. «Концепции и технологии обучения» Сайт: «Начальная школа плюс до и после». 3. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 4. Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1, М., «НИИ школьных технологий», 2006 г. 5. Малюкова О.Г.«Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева». Сайт: «Начальная школа плюс до и после». 6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |