рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях

Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях

15

Педсовет

«Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях»

«Образование должно быть истинным,

полным, ясным и прочным»

Я.А. Каменский

(СЛАЙД 1)

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны. Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности граждан, поэтому оно обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.

В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у воспитанников. Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность».

(СЛАЙД 2)

Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности воспитанника, чем учение.

Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:

Познание: 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. 2. Совокупность знаний в какой-либо области.

Познание -- обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познавательный интерес -- несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.

(СЛАЙД 3)

База познавательного интереса -- потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира; духовная потребность в познании.

(СЛАЙД 4)

Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между интересом и склонностями. Показателями интереса в учении можно считать избирательное отношение к видам учебной деятельности, к учебным предметам, эмоциональный отклик на поступающую информацию, наличие усилий в деятельности, в самом характере деятельности -- от репродуктивного к поисковому, затем к творческому.

(СЛАЙД 5)

В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей -- один из видов индивидуальной и групповой работы, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы, потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

(СЛАЙД 6)

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства -- естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

(СЛАЙД 7)

Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности.

Четкая постановка познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. -- все это является мощным средством развития познавательного интереса. Воспитанники при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса.

Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Система работы педагога по активизации учебной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели -- развития творческих познавательных способностей учащихся.

(СЛАЙДЫ 8-9)

Исследования позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:

Ш защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

Ш задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

Ш рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

Ш делиться своими знаниями с другими;

Ш помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

Ш выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;

Ш побуждать воспитанников находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;

Ш практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

Ш создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;

Ш разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;

Ш создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д.

Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, речь, мышление, память, воображение и т. д.

СЛАЙД №11

Модернизация современного образования невозможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Сегодня на педсовете мы ответим на вопрос «КАК», то есть поговорим о познавательных интересах в технологиях.

Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит к моделированию репродуктивных образовательных технологий. В частности, «зуновская» образовательная технология представляет собой прямую последовательность компонентов усвоения знаний. Известно, что реальное познание не строится по простой и линейной схеме усвоения

(СЛАЙД №12 со схемой)

ЗУНовская технология

Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет собой репродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляет содержание и для сохранения знаний обеспечивает их закрепление. Таким образом, педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает все предлагаемое учителем.

Его познавательная активность минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенных знаний и в обратной связи.

Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в подготовке и реализации.

В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно согласовывать и даже подчинять свои индивидуальные способы познания способам построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного времени.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

(СЛАЙД 13)

Проблемные ситуации создаются на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды. Рассмотрим примерный вариант организации занятия на ее основе.

Ниже представлена общая схема урока в технологии проблемного обучения:

В схеме сокращение «П.С.» означает проблемную ситуацию.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

(СЛАЙД 14)

Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.

(Слайд 15)

В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного вопроса (задачи):

• Сложность, выступающая в форме противоречия.

• Ёмкое содержание.

• Увлекательная форма.

• Доступный для воспитанника уровень сложности

(Слайд 16)

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы - доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

(Слайд 17)

Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические приемы:

· приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

· изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

· рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;

· побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

· формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

· предложение воспитанникам решение проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем на решение).

Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в малых группах. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти проблемы будят любознательность детей, способствуют тому, что воспитанники самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.

Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.

Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Приведем типичный пример американской образовательной технологии -- технику «послушать -- сговориться -- обсудить», о которой рассказала Дайана Ричарде из Нью-Джерси.

Учитель задает вопрос, предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всем детям для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников. Вопрос, конечно, должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект. Пример. (Д. Ричардс, курс «Русская литература»). Взгляните еще раз на эпиграф к роману «Анна Каренина» (из Писания: «Мне отмщение и Аз воздам»). Подумайте, кого из четырех основных героев романа он в наибольшей степени характеризует. Скажите это своему соседу. Выскажите Ваше общее мнение всему классу.

(СЛАЙДЫ 18)

Работа по группам

Задание: у каждой группы лежит листочек и ручка. На слайдах сформулировано задание. Оно разное для каждой группы. После его выполнения, вы озвучиваете его.

Мы подумаем о дополнительном образовании и выскажем к нему отношение через синквейны. Что это такое? Смотрим на слайд.

Структура Синквейна

· 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

· 2 строка описывает тему (2 прилагательных),

· 3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

· 4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

· 5 строка - повторение сути, «синоним» темы

Исторические понятия: государство, монархия, революция

Пример: революция

Кровавая, страшная

Разрушает, губит, убивает

Беда для народа, страны

Крах

(СЛАЙД 19)

Задания для групп:

1 группа: образование

2 группа: технологии

3 группа: формы

4 группа: методы

(Слайд 20)

Структура Диаманта

· строчка 1: тема (существительное)

· строчка 2:определение (2 прилагательных)

· строчка 3:действие (3 причастия)

· строчка 4:ассоциации (4 существительных)

· строчка 5: действие (3 причастия)

· строчка 6:определение (2 прилагательных)

· строчка 7: тема (существительное)

Для написания диаманты используются противоположные понятия или понятия, составляющие единое целое

Исторические понятия: монархия - демократия; личность и толпа; насилие - террор.

Пример

1. Монархия

2. абсолютная, неограниченная

3. управляющая, угнетающая, господствующая

4. монархия и демократии - две противоположные формы правления

5. выборная, реализующая права, не угнетающая массы.

6. народная, правовая

7. Демократия

Общее задание для всех групп: личность - толпа

(Слайд 21)

Для работы в рамках проблемной технологии педагог должен решать следующие задачи:

1.Изучать уровень социально - психологической адаптации воспитанников.

2.Вести диагностику учебных мотивов различной деятельности: познавательной, оценочной.

3. Проводить мониторинг степени обученности воспитанников.

4.Мониторинг развития познавательных возможностей и способностей воспитанников: 1)знаний; 2)умений и навыков; 3) интуиции и эвристических процессов; 4) способностей, с целью их дальнейшего развития.

4. Составлять специальные задания, памятки, проводить тренировочные упражнения.

Ш ПРОСМОТР ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОВ

(СЛАЙД 22- 24)

Интерактивная технология

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, “act” - действовать. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение?

(Слайд 25) ЗАДАНИЕ №3

Задание: Заполнить недостающие графы в таблице «2 типа обучения».

Традиционное

Развивающее

принуждение к активности

идея

побуждение к активности

регламентирующая, алгоритмизированная

форма

развивающая, поисковая, проблемная, исследовательская

Противоборство: учитель - заставляет, ученик - освобождается от зависимости

характер взаимоотношений

«гуру» - источник информации, и вообще мудрости

позиция

учителя

определить положение ученика по отношению к другим учащимся

функция

контроля

внешние, ставит и определяет учитель

цели

обучения

СЛАЙД 26 Заключение

Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных образовательных технологий легко проникают друг в друга и сочетаются. С одной стороны, иногда это может приводить к негативным последствиям. Если учитель глубоко не владеет какой-либо технологией, а лишь использует ее фрагментарно, он часто не получает желаемых результатов, а лишь создает иллюзию разнообразия и собственного профессионализма. Например, если авторитарный учитель, работая преимущественно в зуновской модели, начинает использовать приемы проблемного обучения, то в результате получается неудачная пародия, а в глазах молодых специалистов, таким образом, происходит профанация метода.

СЛАЙД 27

Сократ говорил, что учитель - повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.

Решение педсовета

1. Провести цикл занятий в ШПМ по обучению технологий проблемного и интерактивного обучения.

2. Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающих познавательные потребности.

3. Методистам: а) обобщить опыт работы педагогов, работающих по инновационным технологиям. б) сделать подборку приёмов и методов технологий интерактивного и проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты