|
|
|
Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени
Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Артинского городского округа МОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» Методическая продукция Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени. ( Разработки уроков по УМК « Гармония») Составитель: Ахмадиева Л.И., учитель нач. классов. Арти 2008 г. Пояснительная запискаНа современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду снуют свой нос, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.Проходит время - и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, на лице безразличие, скука. Как сделать, чтобы детям было интересно в школе? Как сохранить у детей жажду знаний?Хочу поделиться своим опытом, как можно увлекательно, в интересной форме вовлечь учащихся младших классов в образовательный процесс.Тема: Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступениЦель: обновить содержание и методы обучения с позиции комплексного развития личности.Задачи: 1. Обеспечить числовую грамотность учащихся. 2. Научить производить все арифметические действия в области целых неотрицательных чисел. 3. дать начальные геометрические представления. 4. Познакомить с величинами. 5. Научить применять свои знания в практической деятельности, для продолжения образования.В развивающем курсе начальной математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых заданий существенно изменяется. Сначала это частично - поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, или на ранее усвоенные знания, умения и навыки с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.Поэтому обучение своих учеников в 1 классе начала по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой УМК «Гармония». Выбор данной программы сделан не случайно. В данном курсе задания составлены с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Программа является открытой, что позволяет учителю проявить творческий характер к построению урока в русле данной концепции.Для того, чтобы удержать интерес учащихся к учебному труду, провожу нестандартные уроки: урок - путешествие, урок - соревнование, урок - игра, урок - сказка и т.д.В данной работе представляю следующие разработки уроков:1 класс - « Сложение и вычитание чисел в пределах 10» (урок - сказка).2 класс - « Табличное умножение и деление» (урок - игра).3 класс - « действия с многозначными числами» (урок - соревнование).4 класс - « деление с остатком» (урок - путешествие).При составлении уроков учитывала следующие особенности:1) математика - это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять;2) каждый ребенок должен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя;3) необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности таких. Как сравнение, классификация, обобщение и т.д.При построении уроков следует помнить, что смена видов деятельности каждые 3 - 5мин.; введение нового материала начинается на 10 - 12 мин.; динамические паузы обязательны; домашние задания даются творческого характера или выполняются по выбору.Главным средством организации учебной деятельности являются учебные задания, дополнительные - средства наглядности, занимательный материал, дидактические игры и т.д.Для обратной связи использую сигнализаторы, график самооценки. Индивидуальные карточки, опрос.На этапе подведения итогов урока дети участвуют в оценочно - рефлексивной деятельности.Проработав четыре года по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой, пришла к выводу, что в данном курсе нашли отражение не только современные методы обучения, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как учителю, так и детям. Да и кто сказал, что занятия математикой - а тем более с малышами! - непременно должны быть строгими, скучными и сводиться лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.Результаты обучения получились следующие: 1класс - усвоили программу все, 2 класс - качество знаний составляет - 80%, 3 класс - 75%, 4 класс - 70%, 5 класс ( первая четверть) - 64 %. Данные стабильны, это говорит о том, что дети программу начального курса по математике усвоили и успешно продолжают учебу в пятом классе.Надеюсь, что данные разработки уроков окажутся полезными всем тем, кто творчески подходит к построению уроков математики.Министерство общего и профессионального образованияСвердловской областиУправление образования Артинского городского округаМОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (урок закрепления)Цель: закрепить умения применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах 10.Задачи: 1.повторить знания состава числа 10; 2. развивать интерес к предмету, творческое мышление, речь, внимание; навыки контроля и самоконтроля;3. воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, бережное отношение к здоровью, интерес к чтению и окружающему миру.Оборудование и наглядность:Книга К. Чуковского «Доктор Айболит», изображение вертолёта, предметные картины дерева, доктора Айболита, Лисы, Барбоса, Зайчика, Крокодила Гены, сигнальные карточки, карточки для м/ф, альбомный лист, маркер; магнитофон; телефон; магнитные цифры; карточки «Состав числа 10» - на каждого ученика, «волшебная микстура».Учебно-методическое обеспечение: 1. Рабочая тетрадь (ч.2)1 класс Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21век», Смоленск, 2003.2. Учебник «Математика 1 класс» Н.Б Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.3. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.4. Книга для учителя «Я иду на урок в нач. школу. Математика. Книга 1,2» М.В. Соловейчик;|
Этапы урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | | I. Орг. момент | 1 мин. | Создадим хорошее дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. | | | II. Объявление темы урока. | 2 мин. | - Ребята! Все вы знаете замечательное произведение Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. (Учитель показывает книгу) Но так как это сказка, в ней могут быть самые различные ситуации. Чтобы выйти победителями, из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать матем. выражения, как знаете, состав числа 10, а значит, нам нужны ваши дружба и внимательность. | | | III. Закрепление изученного материала | 18 мин. | 1. Обратный счёт.- На столе лист бумаги с точками. Нужно соединить эти точки линиями, начиная с 10, и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в гости.Приложение 1.- Прежде чем вылететь, нужно решить некоторые вопросы:- Что получилось?- Какое число отличается? -Почему? | (Дети соединяют точки линиями и получают вертолёт). 1 ученик у доски.- Вертолёт.- Десять. - Двузначное. | | | | 2. Работа в тетради.- Пропишем число 10 столько раз, сколько букв в слове Айболит.- Посадка!Проверка: - Сколько раз написали число 10?- Оцените свою работу.- Назовите предыдущее число для числа 10? Последующее? | Дети пишут число 10 семь раз. Ответы дети показывают на числ. карт.(сигнализаторах). Самопроверка: дети удачное число обводят в кружок, неудачное подчёркиваютНа полях-пометочка (+, н,-- 9). - 11. | | | | 3. Состав числа 10.Внимание! Вертолёт отправляется! А вот и первая остановка.Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечиться.И корова, и волчица,И вы ребята.Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит.(На доске дерево, под ним Айболит).- Давайте, ребята, и мы на приём к доктору сходим. Но сначала выполним задание, повторим состав числа 10.(У ребят карточки по уровням).Приложение 2.Проверка: Покажите на сигнализаторах, как можно получить 10? А по-другому?- Кто отправится на приём к доктору раньше? Кто позднее? - Сейчас весна, погода переменчивая, одеваться нужно по погоде, берегите своё здоровье. Не выбегайте на улицу раздетыми. | Дети встают, руками машут.Слабые дети выполняют задание 1 уровня, средние - 2 уровня; сильные - 3 уровня. Дети сигнализируют состав числа 10. | | | | 4. Равенства и неравенства.И пришла к Айболиту Лиса.«Ой, меня укусила оса». (Появляется Лиса)- Мы сможем помочь лисе, если выполним след. задание.На доске: 6 + 3 = 9 5 + 2 > 4 4 + 3 = 5 9 >8 9 - 5 = 4 + 0 7 + 2 < 6 - Сравните записи.- Проч. верное равенство. Докажите.- А это?- Давайте, ничего не зачёркивая, превратим его в верное равенство.Как это можно сделать? Запишите.- Прочитайте верное неравенство. Докажите.- Что оставили? Как из неверного неравенства получить верное? Вывод: Молодцы! Хорошо выполняете задания. Вот и Лисе помогли. | Дети: в 1 ст. - равенство, во 2 - неравенства.6 + 3 = 9 и9 - 5 = 4 + 04 + 3 = 5 неверное равенство4 + 3 = 5 + 25 + 2 > 4 и 9 > 8 7 + 2 < 6 + 4 | | | | 5. Составление матем. выражений.И пришёл к Айболиту Барбос:«Меня курица клюнула в нос»- Ой, ребята, доктор просит нашей помощи. Для этого нужно составить матем. выражения, используя числа из вертолёта.(Учитель на доске запишет) 5 + 4 9 - 37 + 3 8 - 6 и т.д. Вывод: Отдохнём перед трудными испытаниями. | Дети составляют матем. выражения, используя терминологию при сложении и вычитании чисел. | | IV. Ф/М | 2 мин. | Мы считали, и устали.Дружно все мы тихо встали.Ручками похлопали - 1, 2, 3.Ножками потопали - 1, 2, 3. Сели, встали, встали - сели.И друг друга не задели.Мы немножко отдохнём. И опять считать начнём. | Дети выполняют задания. | | V. Самостоятельная работа. | 12 мин. | 1. Групповая работа.Прибежала ЗайчихаИ закричала: «Помогите!»- Поможем? 8 + 2 8 - 2 10 - 4 9 + 1 9 - 1 10 - 2 3 + 7 6 - 4 10 - 51 гр. - решить выражения2 гр. - решить и составить по 2 аналогичных выражения и тоже решить.3 гр. - составить, пользуясь этими выражениями, 3 неравенства.Проверка: 1 гр.- обратная сторона доски;2 гр.- какие выражения составили? 3 гр.- 1 ученик у доски отвечает, зачитывает свои неравенства и доказывает. | - Да!Групповая работа по уровням Дети зачитывают выражения. | | | | 2. Игра «Волшебный квадрат».Зазвонил телефон (магнитофонная запись).- Кто говорит? (Крокодил).- Что случилось? (Наши детки заболели. Приезжайте скорей и вылечите наших малышей.)- Давайте ребята, поможем.Но чтобы успеть, нам надо быстро выполнить задание, оно на время.- Рабочая тетрадь 2 ч. С.25 з.46Работаем по 1 и 2 табличкам. За 1 мин. Вы должны как можно больше заполнить табличку.- Стоп!Проверка: 1. Оцените свою скорость.- У кого высокая? 2. А теперь проверьте и сделайте отметку на шкале. | Дети выполняют задание в рабочих тетрадях. Шкала в тетради на полях. | | VI. Обобщение. | 3 мин. | - Как будете проверять? (по числ. лучу)- Кто быстро справился, тот помог крокодилу. - Наш урок подошёл к концу, и я хочу услышать ваше мнение. | Рефлексия. | | VII. Итог урока. | 2 мин. | - Мы счёт прошли до 10.Итог сегодня подвели.Смелей, шагай теперь вперёд,Второй десяток ждёт нас.Спасибо за урок.- Чтоб никто не болел - всем волшебная микстура от доктора Айболита. - А о дальнейших приключениях доктора Айболита вы сможете узнать из книги, которую можно взять в школьной библиотеке. | | | | Табличное умножение и деление (урок закрепления)Цель: закрепить знание табличных способов умножения и деления.Задачи: 1. развивать навыки письменного и устного счёта, мыслительную деятельность учащихся при решении задач;2. развивать мышление, познавательную активность учащихся; 3. воспитывать интерес к математике, учить детей сотрудничеству.Оборудование и наглядность: Сказочный персонаж БУРАТИНО, письмо от Буратино, карточки с кружочками, схемы к задаче, пословица, карточки с домашним заданием для каждого ученика, цветные карандаши.Учебно-методическое обеспечение:1. Учебник «Математика 2 класс» Н.Б.Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2002.2. Рабочая тетрадь (ч.20) Н.Б.Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2004.3. Поурочные планы «Математика 2 класс» (3 четверть), «Учитель - АСТ», Волгоград, 2004.4. «3000 примеров по математике» Узорова О.В. «Астрель», Москва, 2003.Ход урокаI. Орг. Момент.Загадка: Такой же озорник, как буква «Б»Пассажир немного странный,Человечек деревянный,На земле и под водойИщет ключик золотой.Всюду нос суёт он длинныйКто же он? (Буратино)II. Сообщение темы урока.«Здравствуйте, ребята! Вы со мной уже давно знакомы и не раз мне помогали. Я вам очень за это благодарен. Но опять хочу обратиться к вам за помощью. В школе мне задали много упражнений по математике. Некоторые из них я выполнил. Но многие мне не по силам. Помогите, пожалуйста, мне их выполнить.Буратино».- Поможем Буратино?III. Устный счёт.1. Найди рисунок, которому соответствует выражение 2 * 72. Буратино подарили новый колпак, но какая именно из трёх шляп, он не знает. Буратино только известно, что его шляпа находится там, где в конце цепочки выражения получается 100. Помогите ему отыскать свою шляпу.(9 * 2 + 12)* 3 + 2 * 3 =(27 + 3)* 2 + 8 * 5 =4 * 5 + 10 * 3 + 51 =3. Задачи:a) В зоомагазине 9 клеток с хомяками, по 5 хомяков в каждой. Сколько всего хомяков в зоомагазине?b) Чебурашка купил в магазине 70 гвоздей, а Крокодил Гена в 7 раз меньше. Сколько гвоздей купил Крокодил Гена?c) У маленького мальчика Вани восемь зубов, а у его сестрёнки в 3 раза больше. Сколько зубов у сестрёнки Кати?IV. Работа над изучаемым материалом.- Буратино не может справиться с новым заданием. Поможем ему?1. Замени умножение сложением и вычисли значения произведения.8 * 3 28 * 2 15 * 43 * 30 200 * 3 100 * 4(Дети записывают в тетради и выполняют с комментированием)2. Вставь в «окошки» знаки числа, чтобы получились верные равенства(Дети работают в парах)3 + 3 + 3 + 3 + = 3 * 613 + 13 + 13 = * 34 + 4 + 4 + + = 4 * 69 * 4 = 18 +V. Задание на развитие мышления. (Групповая работа).- Буратино попросили расшифровать пословицу, но он допускает ошибки. Поможете ему исправиться?Учебник с. 127 №376.1. Запишите выражение и найдите их значения:v по шесть взять пять раз; 30v девять умножить на семь; 63v четыре умножить на три; 12v по пять взять три раза; 15v шесть умножить на восемь; 482. Выпишите в порядке убывания и расшифруйте пословицу:|
дела | говори | твори | больше | меньше | | 48 | 15 | 63 | 30 | 12 | | | (Меньше говори - больше дела твори)- Объясните, как вы ее понимаете?VI. Решение задачи.Буратино задали решить задачу. ( Учебникс.173 №548)- Что известно из её условия? Буратино составил к этой задаче такую схему: ? 9 3- Прав ли он? Составьте схему, которая будет соответствовать условию и решите задачу. 9 м1 к. ?2к. ?Самопроверка: 1). 9 * 3 = 27 (м) - во 2 кошельке.2). 27 + 9 = 36 (м) - в 2 кошельках.- А кто решил по-другому?9 * 4 = 36 (м)Ответ: 36 монет в двух кошельках.VII. Графический диктант.Поставили волшебную точку. Одну клеточку вправо. 10 вниз. 3 вправо. 1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз.10 влево. 1вверх. 1влево. 1вверх.1 влево.1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 4 вправо. 1 вверх. 3 влево. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 1 вправо. 1 вправо. 1 вверх. 1 вправо. 1 вверх.1 вправо. 1 вверх.3 вправо. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 2 вправо. 1 вверх.- Покажите, что у вас получилось? Разукрасьте теми цветами, которые соответствуют вашему настроению. VIII. Итог урока.- Молодцы! Справились со всеми заданиями. Думаю, Буратино теперь сможет сам выполнять такие упражнения.А кто из вас считает, что задания были простыми, лёгкими?Какие задания были трудными?- Буратино благодарит вас за помощь и желает вам удачного плавания по просторам математики.IX. Домашнее задание на карточках. (Приложение 3)« Табличное умножение и деление» Работа №3. Работа №4.Тема Действия с многозначными числами (закрепление пройденного)Цель: закрепить вычислительные навыки по теме.Задачи:1. совершенствовать умения решать задачи;2. способствовать развитию мышления, внимания детей, их познавательного интереса;3. развивать умение коллективно выполнять задания;4. воспитывать интерес к математике, любовь к природе.Оборудование и наглядности:Шкатулка, кружочки, треугольники, портрет Ю.А. Гагарина, загадки, карточки для д/з, цветные карандаши.Учебно-методическая литература:1. Поурочные планы «Математика 3 класс»(ч.2) Н.В.Матасова - Волгоград: «Учитель - АСТ», 2004.2. «Я иду на урок в начальную школу» Математика. Книга 1,2.М. Соловейчик - Москва: «Первое сентября» , 2001.3. Праздник числа. В.Волина - Москва: «Знание»,1999.Ход урокаКласс делится на две команды, формируются жюри из старшеклассников (3 человека). Соревнование начинается с разминки, далее - конкурс капитанов, потом - конкурс команд. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды - победительницы. На доске: Мир построен на силе чисел.ПифагорУчиться надо весело,Учиться будем весело,Чтоб хорошо учиться.В. ВолинаХод урокаI. Орг. Момент- Третий год изучаем математику. Кому из вас нравится математика?- На этих уроках мы уже многому научились: складывать и вычитать, умножать и делить, решать задачи, чертить различные геометрические фигуры.II. Сообщение темы урока.- Сегодня у нас необычный урок математики. На доске зашифровано слово. Расшифруйте его и вы узнаете, что будет сегодня на уроке.На доске: 600 - 400 310 * 3275 + 15 640 + 60 - 200800 : 4 420 * 2 - 40ИЕ ВН СО АН РЕ ОВ800 200 200 500 290 930- Что же сегодня на уроке будет происходить? (СОРЕВНОВАНИЕ)- Правильно. По итогам этого соревнования мы определим, кто же знает математику лучше всех?Деление команды.Чтобы начать соревнование, мы должны разделиться на 2 команды. В шкатулочке лежат кружочки и треугольники. Каждый ученик вытягивает по одной фигуре. Кто вытянул кружочки - в 1 команду, кто треугольники - во вторую команду.Как на настоящих соревнованиях, вы должны придумать название для своей команды и выбрать капитана. Перед началом соревнования идет представление жюри.- Итак, начинаем наше соревнование. Представление команд.III. Работа над изученным материалом.1. Разминка.- Наименьшее четырехзначное число разделите на 500 и припишите впереди наименьшее однозначное число. (12)- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 39. (1961)- Как называется четвертый по счету месяц? (Апрель).- Какая получилась дата? (12 апреля 1961г.) (Учитель записывает дату на доске)- О чем говорит эта дата?- Хотите узнать, за сколько минут облетел Гагарин весь земной шар?54 увеличьте в 2 раза и переведите это значение в часы и минуты.( 54 * 2 = 108 минут = 1 час 48 мин.)- Чтобы узнать, как называлась космическая ракета, на которой летал Ю.Гагарин, надо отгадать ребус. К2. Конкурс капитанов. Планета Земля, если посмотреть на нее из космоса, голубая с коричневыми, желтыми и зелеными пятнами. Голубые пятна - это вода, она занимает ѕ поверхности земного шара. А на сушу приходится четвертая часть. На суше очень разнообразный животный и растительный мир. а) Ель может жить 1200 лет, а рябина - на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина? б) Сосна может прожить 600 лет, ель - вдвое дольше сосны, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет живет дуб? - Что необходимо для жизни растений? ( Свет, вода, тепло.) в) Осина за день поглощает 66л воды, а береза - 60. На сколько меньше береза поглощает воды ? - Зачем нужны деревья на Земном шаре? (Они поглощают углекислый газ, дают кислород). - Их называют легкими планеты. Природу надо беречь. Надо беречь всю нашу планету.IV. Физминутка.- Я читаю загадки, вы их отгадываете, а потом постарайтесь изобразить того, о ком шла речь в загадке.1. Спал цветок и вдруг проснулся, 2. Что за зверь леснойБольше спать не захотел. Встал, как столбик под сосной.Шевельнулся, встрепенулся, И стоит среди травы - Взвился вверх и улетел. Уши больше головы? ( Бабочка) (Заяц)3. Он в берлоге спит зимой 4. Скачет зверушка, Под большущею сосной, Не рот, а ловушка. А когда придет весна, Попадут в ловушку Просыпается от сна. И комар, и мушка. (Медведь) (Лягушка)V. Конкурс команд1. Запиши числа в порядке возрастания.5204 5246 5260 5042 2546 24608104 8140 4183 8314 4830 84012. Сравните числа.12224…33241 84474…3936427954…20975 74235…70532472870…472807 248208…248280558540…35540 272696…530373. Расшифруйте пословицу и объясните, как ее понимаете.1) 800 - 750 3) 60 + 10 5) 100 - 452) 17 * 2 4) 44 + 45 6) 68 - 15|
дружбу | топором | крепкую | и | разрубишь | не | | 34 | 89 | 50 | 70 | 53 | 55 | | | 1) 800 - 730 3) 880 : 2 5) 100 - 382) 23 * 2 4) 40 + 39 6) 30 + 31|
друга | береги | а | нет | ищи | нашел | | 46 | 61 | 79 | 70 | 90 | 62 | | | 4. Вставьте пропущенные числа.8471м = …км…м 3520 м = …км…м5 кг 6 г = …..г 2 кг 3 г = …..г500 см = …дм 700 см = …5.Решение задач.- Умеете ли вы считать по-японски? Хотите научиться?На доске заранее выполняется запись:|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | итти | ни | сан | си | го | року | нети | хати | ку | дзю | | | | | | | | | | | | | | - Прочитайте, как звучат числа от 1 до 10 на японском языке.А теперь решите задачу и дайте ответ по - японски.Задание для первой команды:У Маши ХАТИ яблок. Она съела ГО яблок. Сколько яблок осталось у Маш? (Ответ: САН яблок.)Задание для второй команды:У Миши КУ марок. САН марок он подарил другу. Сколько марок осталось у Миши? (Ответ: РОКУ марок.)VI. Итог урока.Подведение итогов соревнования.Выявление команды - победительницы.Загадка: Маленькая, хвостатенькая, Не лает, не кусает А из класса в класс Не пускает. Что это? (Двойка)- Я желаю, чтобы вы отметку «два» никогда не получали. Любите математику. Учите математику.VII. Домашнее задание.Карточки по выбору. (Приложение №4)Тема Деление с остатком. Разработка урока математики в 4 классе (урок-путешествие)Цель: овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности (для изучения смежных дисциплин для продолжения образования).Задачи: 1. развивать у учащихся умение решать выражения на деления с остатком, обращая внимание на то, что остаток всегда должен быть меньше делителя;2. формировать умение решать текстовые задачи, основываясь на способ деления с остатком; 3. закреплять навык табличного умножения и деления; создать условия успешного обучения;4. чувство ответственности за результаты учебной деятельности, умение согласовывать свои действия с интересами окружающих.Оборудование и наглядность:Рисунки корабля, кита, айсберга, волшебный остров, сундучок с кладом (звёздочки), морские камушки, пластиковая бутылка с письмом, индивидуальные карточки, кроссворд, таблица.Учебно-методическое обеспечение:1. Рабочая тетрадь 4 класс Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г.2. Учебник «Математика 4 кл.» Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г.3. «Контрольные работы по математике 1 - 4 кл.» Н.Б. Истомина.» Астрель», Москва-2002.4. «Методические рекомендации к учебнику» Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г. 5. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. «Оникс» Москва - 2005|
Этапы урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | | I. Орг. момент | 1 мин. | Долгожданный дан звонок - Начинается урок.Улыбнитесь друг другу, садитесь.Руки? Ноги? Локти? Спинка? | На месте!На месте!У края! Прямая! | | II. Проверка д/з в виде теста. | 3 мин. | 1. Выбери выражение на деление с остатком.м) 34 : 8л) 42 : 6н) 24 : 32. Выбери верное утверждение.и) остаток больше делителя;о) остаток меньше делителя;е) остаток равен делителю.3. Найди верное решение.в) 27 : 5 = 5 (ост. 7)р) 38 : 6 = 6 (ост. 2)д) 46 : 9 = 4 (ост. 10)4. Найди верное решение задачи.«В порту 19 кораблей. Сколько всего троек кораблей может выйти в море, а сколько останется?»Проверка: - Если вы прочитали слово, то с тестом справились.- У кого получилось слово? Какое слово?- Что себе представили, когда мы отправимся в удивительное морское путешествие на таком корабле, где нас ждут приключения. (На доске появляется КОРАБЛЬ)- Какие качества мы возьмём в путь? - Проверим, готовы ли мы к отплытию. | Дети выбирают верный ответ о должны сложить слово.Море.Дети рассказывают свои ассоциации. Смелость, выносливость. | | III. Минутка чистописания. | 2 мин. | - Сосчитайте, сколько звуков в слове КОРАБЛЬ?Напишите цифру 6 пять раз зелёной ручкой.- Какая цифра имеет такую же нижнюю часть?Напишите столько же раз.Самопроверка: (удачную - в кружок обведите, неудачную - подчеркните.)- Ниже запишите частное чисел 8 и 6. Чему равно значение частного? - Посмотрите на данное выражение, вспомните задания теста и определите тему урока. | .Дети прописывают цифру 6.8. 8 : 6 = 1 (ост. 2) | | Сообщение темы урока. | 1 мин. | - Сегодня будем закреплять знания по теме «Деление с остатком». - Вижу, к отплытию готовы. Встаньте! Даём сигнал! | ДУ - ДУ - У - У - У! | | Закрепление. | 10 мин. | 1. Решение выражений.- На нашем пути появляется такой симпатичный КИТ.- Что вы о нём знаете?(Учитель вывешивает табличку:«КИТ - морское млекопитающее, длина до 20 м., весит до 70 000 кг»)- КИТ приготовил задание (на доске):99 : 1698 : 1697 : 1696 : 16- Можно ли сказать, какое выражение «лишнее»?- Назовите ответ.- Чему будет равен ответ в следующих выражениях?97 : 16 = 6 (ост. 1)98 : 16 = 6 (ост.2)99 : 16 = 6 (ост. 3)- Сравните остаток и делитель. Какое правило знаете?- КИТ просит составить задачу, которая решается подобно. - КИТ благодарен вам, но желает посмотреть, умеете ли вы трудиться самостоятельно. | Появляется на доске.Дети дают ответы.99 : 16 - решается без остатка.Остаток всегда меньше делителя. Выслушивается несколько ответов детей. Одну задачу решить самостоятельно, записав решение выражением. | | | 10 мин. | 2. Работа с учебником.- Откройте учебники на с. 64 № 130.- Прочитайте задачу про себя.- О чём говорится в задаче?- Подумайте, удобно ли составить схему к этой задаче?- Поэтому запишем задачу кратко. (Один ученик записывает задачу кратко на доске, остальные - в тетрадях)- Решите задачу самостоятельно, записав выражение. Самопроверка.- Покажите верное решение. (На доске три варианта решений)9 * 37 + 7 = 340 (г)9 * 7 + 37 = 100 (г)9 + 37 - 7 = 39 (г)- Встаньте те, кто решил верно.- Каким свойством пользовались при вычислении? - Молодцы, с задачей справились хорошо. КИТ благодарен вам и прощается с вами. | Нет, т.к. очень долго откладывать 37 мерок по 9 головок чеснока. Переместительным свойством умножения. | | IV. Физ. мин. | 3 мин. | - Встали.- Покажите, как море волнуется?- Как моряки плавают?- Как они чистят палубу?- Как моряки в даль глядят?- Кого увидели?Учитель: дельфина легко научить выпрыгивать из воды, приносить брошенные предметы, плавать в упряжке. Они привязываются к людям. Учёные выяснили, что дельфины сообразительнее собак и обезьян. Дельфин предлагает задания: (На доске таблица)80 : 2090 : 30100 : 5040 : 2060 : 20- Сколько раз ногами топнете?- Сколько раз руками хлопнете?- Сколько раз присядете?- Сколько раз подпрыгнете?- И наклонитесь сейчас?- Ай, да счёт, игра и только. Отдохнули? Покажите, как дельфины танцуют. - А теперь попрощались. Плывём дальше. | Дети выполняют задания.Дельфина.Дети считают и сигнализируют движениями.80 : 20 = 490 : 30 = 3100 : 50 = 240 : 20 = 2 60 : 20 = 3 | | | 3 мин. | 3. Самостоятельная работа.- Перед нами АЙСБЕРГИ.- Что такое айсберги? Самостоятельная работа в тетрадях с печатной основой № 1 с.35 № 80 по вариантам 1в. - 1 столбик, 2 в. - 2 столбик.Проверка.- Назовите цифры, которые вставили в «окошки».На доске: 1 в. 545* 2 в. 2415* 74* 18267* 4173* 3904*- Оцените свою работу, поставьте отметку на полях.- Вижу, что умеете решать выражения на деление с остатком. Смело можем проплывать мимо айсбергов. | Дети дают ответы, один читает определение по словарю Ожегова. | | | 5 мин. | 4. Групповая работа.- Внимание! За бортом бутылка! Что в ней?- Какое слово прочитали в выделенных клеточках? - Да, молодцы вы. Вот и добрались до ОСТРОВА, где зарыт КЛАД. | КроссвордПриложение 5. Молодцы | | V. Д.З. | 2 мин. | (В волшебном сундучке звёздочки, на которых записано домашнее задание в трёх вариантах, дети дома выполняют по выбору.)К.Р. с.213 в.2 №1, №2 (1,2 ст.), №3, №4 - трудолюбивым.с. 64 №129 - знатокам математики. с. 65 №133 - любознательным. | | | VI. Заключе - ние. | 2 мин. | (У ребят на партах «морские камушки» разных цветов.)- Наше путешествие заканчивается, чтобы оставить память о себе на чудесном острове, украсим место для отдыха животных «морскими камнями», того цвета, который соответствует вашему настроению. - Урок закончен. | Рефлексия. | | | Учебно-методическая литература1. В Волина. Праздник числа. - Москва, «Знание», 2002.2. Истомина Н.Б. Математика 1класс, 2 класс, 3класс. 4 класс. - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.3. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебникам «Математика 1, 2, 3, 4 классы» - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.4. Илюшина Е.А. Поурочные планы по учебнику Н.Б.Истоминой «Математика 1,2,3,4 классы» - Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.5. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1,2,3.4 классы (1ч.,2ч.) - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.6. Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике 1 - 4 классы. - Тула, «Родничок»,2002.7. Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи 1 -4 классы» - Москва, « ЛИНКА - ПРЕСС», 2004.8. Козлова М.А. «Я иду на урок в начальную школу 1ч., 2ч.». - Москва «Первое сентября», 2002.9. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. - Москва, «АРКТИ», 2006.10. Федорова Т.Л. Итоговые тесты по математике за курс начальной школы. - Москва, «ЮНВЕС», 2005.Приложение 1Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно вернуться, разгадайте кроссворд1. Результат действия сложения.2. Название компонента действия умножения.3. Фигура, полученная пересечением двух прямых.4. Результат действия деления.5. Число, полученное при умножении.6. Очень плохая оценка.7. Действие, обратное сложению.- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|