рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

3

Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения -- рост в ее среде преступности, наркозависимости, алкоголизма и т.д. Чтобы ее преодолеть, важно определить первопричину асоциальных проявлений среди молодежи, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В результате проведенных в последние годы исследований [1] определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению: это деформации в их побудительно-мотивационной и смысловой сферах. Деформации в мотивационной сфере выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные мотивы, в том числе -- стремление к острым ощущениям негативного свойства. А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей, которые у воспитанного человека должны быть гармонично связаны между собой. Все это отрицательно сказывается на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью и находит свое выражение в самовредительстве и причинении ущерба другим людям.

Предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. Это относится как к традиционной школе, которая в основном принудительным способом формирует знания, умения и навыки, так и к семье, где родители настойчиво стремятся воспитать в ребенке заранее заданные качества -- "подогнать" его под собственные представления. Такое "педагогическое" воздействие противоречит базовым потребностям обучающихся, деформирует их мотивационно-смысловую сферу и обусловливает, в конечном итоге, возникновение психопатологических наклонностей, вредных привычек и асоциальных поступков.

О сложности социально-педагогической задачи реабилитации личности с отклоняющимся поведением свидетельствуют результаты проведенного нами обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии.

Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа:

1) "преступник-рецидивист" с выраженными психопатологическими чертами, склонный к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (примерно 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);

2) личность с усугубляющейся психической деградацией (30%, реабилитация сильно затруднена);

3) личность приспособленца, стремящегося к поддержанию любыми путями благоприятного для себя психо-эмоционального настроя (40%, реабилитация затруднена);

4) "сохранный" стереотип, ориентированный преимущественно на социальные ценности -- творчество и семейное благополучие (10%, возможна полная реабилитация).

У абсолютного большинства молодых людей, отбывающих наказание в колонии, проявляются неблагоприятные для их личностного развития наклонности, которые в будущем, к сожалению, могут только усугубляться. Соответственно, актуальной становится задача реабилитации личности тех из них, кто еще не достиг стадии "преступника-рецидивиста" и способен (с помощью эффективной воспитательной программы) вернуться к нормальной жизни.

Сущность социально-педагогической реабилитации (или перевоспитания) состоит в прохождении взрослеющим человеком основных этапов воспитательного процесса заново -- на значительно углубленной мотивационной основе. Ниже с позиции онтогенетического развития базовых потребностей и потребностно-информационного подхода к воспитанию представлены основные этапы непрерывной социально-педагогической реабилитации личности подростков отклоняющегося поведения. Непрерывность реабилитации обеспечивается за счет восстановления и формирования мотивационной сферы воспитуемых посредством удовлетворения (прежде всего, социально-педагогическими средствами) их базовых потребностей: на первом этапе -- витальных (соматических), на втором -- идеальных (психических) , а на третьем -- социальных.

Этап соматической реабилитации (1-2 года). Его цель -- нормализация функционального состояния организма перевоспитываемых путем удовлетворения материальными (трудовыми, физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей, а через это -- смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения.

Для достижения цели требуется:

1) вовлечение воспитуемых в трудовую коллективную (доступную, социально значимую, формирующую ответственность) физическую деятельность, построенную в соответствии с "трудовым кодексом" (прием на работу, соблюдение режима труда и производственных отношений, меры поощрения и социальной защиты, материальное вознаграждение и т.п.);

2) обеспечение их регулярным и здоровым питанием (частично за счет заработанных денег);

3) предоставление им возможности полноценно отдыхать, заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время -- прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.

Для практической реализации этапа "соматической" реабилитации необходимо создание реабилитационного центра с производственными мастерскими, собственным пищеблоком, медицинским кабинетом, общежитием гостиничного типа, спортивным залом, кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, кинозалом, учебным классом и другими подразделениями.

Этап психической реабилитации (2-4 года). Цель этого этапа -- формирование готовности заниматься регуляцией своих переживаний, мыслей и поступков, а в конечном итоге -- улучшение психического статуса воспитуемых путем удовлетворения педагогическими средствами их потребностей в самопознании и смыслотворчестве.

Для достижения цели требуется:

1) вовлечение подростков в творческую (с учетом их наклонностей) коллективную или индивидуальную деятельность;

2) включение их в продуктивное общее образование, в том числе по культуре здоровья (валеологии);

3) предоставление возможности полноценно отдыхать, заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время.

В практическом плане это предполагает создание учебного заведения нового типа -- "Школы самопознания", включающей в себя общеобразовательные классы и творческие (в том числе производственные) мастерские, а также собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения.

Этап социальной реабилитации (3 года и более). Цель этапа -- подготовка юношей и девушек к профессиональной деятельности и семейной жизни путем удовлетворения педагогическими средствами их социальной потребности в самоопределении.

Для ее достижения требуется:

1) предоставление юношам и девушкам выбора образовательных программ и видов творческой (или практической) деятельности, связанных с будущей профессией;

2) обучение их валеологическим основам семейной жизни (по экспериментально проверенной программе [1; 2; 3]);

3) предоставление возможности полноценно отдыхать, заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время.

В практическом плане это предполагает создание учебного комплекса предпрофессиональной и профессиональной подготовки, включающего в себя "Школу самоопределения" и вуз (колледж) социально-педагогического (или индустриально-педагогического) профиля, собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения.

Соматическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей лучше всего осуществлять в процессе наиболее доступной для них социальной активности -- трудовой деятельности, относящейся к категории ручного детского труда. Для этой цели в Санкт-Петербурге создано специальное предприятие (СП) "Новое поколение" (с филиалами в различных районах города), на базе которого ежегодно проходят социально-педагогическую реабилитацию более 1200 несовершеннолетних правонарушителей -- детей 14--16-летнего возраста обоего пола, не посещающих общеобразовательную дневную школу и состоящих на учете в милиции.

Реабилитационная (воспитательная) работа проводится в три этапа, на которых последовательно решаются следующие задачи.

Первый этап -- выявление трудовых устремлений воспитуемых, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации. Актуальность данного этапа обусловлена тем, что отношение несовершеннолетних правонарушителей к трудовой деятельности чаще всего носит противоречивый характер. Примерно 35% из них, как показал опрос, хотят заняться каким-то видом труда (мальчики чаще всего -- вождением автотранспорта, а девочки -- обслуживанием клиентов), но понимают, что этот труд сегодня им не по силам; другие (около 50%) хотят просто трудиться, т.е. их желание носит "размытый" характер (они мало что знают о видах трудовой деятельности, не знают своих наклонностей и боятся показаться неумелыми). При этом все они не хотят трудиться принудительно -- по указке взрослых.

Далее воспитуемым предлагаются на выбор отдельные виды труда -- от несложных технологических операций (сборка, комплектация и упаковка детских настольных игр) до сложных и творческих видов деятельности (технический контроль готовой продукции, разработка настольных игр в конструкторском бюро, работа в столярном цехе и др.). Выбор вида труда должен активизировать их трудовую мотивацию.

Второй этап -- формирование у воспитуемых предметной трудовой мотивации. После выбора вида труда мастер производства (совместно с психологом или врачем-психотерапевтом) обязаны заниматься повышением заинтересованности воспитуемых в выбранной трудовой деятельности (показывать ее привлекательные стороны, социальную значимость и способность "работника" к ее исполнению).

В СП приоритетное место занимают мастерские по разработке и выпуску (сборке, комплектации и упаковке) детских настольных игр, поступающих в магазины Санкт-Петербурга и других городов РФ (данный вид трудовой деятельности оказался наиболее востребованным воспитуемыми). Социально-педагогическая ценность выбранного ручного труда обусловлена многими факторами. Во-первых, он выполняется коллективно -- это сплачивает участников и формирует социальное чувство ответственности. Во-вторых, он технологически несложен, а его конечный продукт (детская настольная игра) интересен исполнителям в личностном плане (это формирует трудовую мотивацию). В-третьих, труд носит характер законченного производственного цикла, товар ориентирован на рынок и пользуется спросом -- это позволяет работникам увидеть и оценить собственный трудовой вклад, испытать позитивные чувства удовлетворения и социальной значимости. В-четвертых, хорошая работа материально вознаграждается -- работники получают заработную плату и премиальные (это формирует чувство самостоятельности). В-пятых, на работников заводится весь пакет необходимых документов (трудовая книжка, страховой полис, сертификаты и пр.), что создает социальную базу трудоустройства в будущей взрослой жизни.

Третий этап -- усиление у воспитуемых трудовой мотивации, приобретение и реализация ими трудовых навыков. На этом этапе перед мастером производства, а также перед психологами и педагогами вечерней школы (все поступающие на работу в СП автоматически зачисляются в вечернюю школу) ставится задача активно помогать воспитанникам приобретать конкретные трудовые навыки и общечеловеческие качества, расширять свои операционально-технические и личностные возможности, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование в профессиональном учебном заведении.

Важным позитивным фактором соматической реабилитации личности несовершеннолетних правонарушителей является их "полная занятость" и хорошее социально-гигиеническое обеспечение. В СП режим жизнедеятельности включает в себя 5--6-часовой производственный труд (с 10-00 до 15-00 или 16-00 часов), занятия в вечерней школе, физкультурную деятельность или спорт, полноценное трехразовое питание, совместный досуг, качественное медицинское обеспечение (полное медицинское обследование, диспансеризацию, вакцинацию), психологическое сопровождение, проживание в общежитии гостиничного типа (это право предоставляется воспитанникам, которые испытывают дискомфорт дома).

Для проведения психолого-педагогического анализа процесса соматической реабилитации личности несовершеннолетних правонарушителей нами использовался ряд тестов: методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ) [4], адаптированный для СП опросник оценки "внешней-внутренней мотивации" [5], тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) [6], методика Ф.Филлера оценки психологической атмосферы в коллективе [7]. Испытуемыми служила группа подростков (14-15 лет) мужского пола (48 чел.), поступившая в СП осенью 2004 г., которая впоследствии работала в мастерских по сборке, комплектации и упаковке детских настольных игр.

Обработка и анализ полученных результатов показали, что после года работы и пребывания в СП у испытуемых понизились показатели самоактуализации в "компании уличных друзей" и сформировался относительно высокий уровень самоактуализации в условиях СП. Это означает, что испытуемые стали тяготиться "уличной компанией" (асоциально настроенными подростками), испытывать в общении с ними ненужное психическое напряжение и негативные чувства (в том числе неудовлетворенность собой), а главное -- стали ощущать бессмысленность такого времяпрепровождения. Судя по всему, это связано с тем, что испытуемых "согрела" забота в СП, они увлеклись "производством", получили возможность проявить активность и развить свои способности, почувствовать себя причастными к "общему делу", добиться социально значимых успехов. Свое основное время (в том числе досуг) они стали проводить в новой компании -- трудовом коллективе СП. Таким образом, можно утверждать, что предложенная испытуемым новая ситуация способствовала актуализации их базовых соматических потребностей и восстановлению позитивных тенденций развития, иначе говоря -- способствовала реабилитации личности.

Проведенное исследование показало, что в процессе соматической реабилитации мотивационная сфера испытуемых заметно изменилась. Среди них выделись три группы. У одних сформировались устойчивые внутренние мотивы (в познании собственных способностей; реализации себя в продуктивной деятельности; самоутверждении посредством более качественного, по сравнению с другими, выполнения трудовых операций), которые могут служить основой их дальнейшего личностного развития. У других доминирующей стала малоперспективная, но в целом позитивная внешняя мотивация в форме материальной заинтересованности. А у третьих актуализировалась не получившая, к сожалению, полного удовлетворения потребность в восстановлении психики. Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости перехода к новому этапу -- психической реабилитации, в которой нуждались все испытуемые: одни -- для ускорения позитивных тенденций своего психического и социального развития, другие -- для подкрепления с помощью психологических средств экономических подходов к трудовой деятельности, третьи -- для более полного удовлетворения своих психических потребностей и восстановления психического статуса.

Об актуальности перехода к этапу психической реабилитации свидетельствовали также результаты обследования испытуемых по методике Ф.Филлера -- оценки психологической атмосферы в коллективе. После года работы в трудовом коллективе сформировалась умеренно благоприятная психологическая атмосфера (наибольший вклад в нее внесли такие показатели, как "теплота", "дружелюбие", "продуктивность" и "успешность"). В то же время показатели, характеризующие отношение испытуемых к трудовой деятельности ("удовлетворенность", "увлеченность", "занимательность"), оказались у них слабо выраженными, что указывало на необходимость повышения их психологического статуса.

В дополнение к изложенному приведем данные проводимого ежегодно социологического анализа. Так, в течение последних лет (2003-2006 гг.) ежегодно из СП выпускалось примерно по 505--520 человек. Из них 83-88% в настоящее время продолжают свою учебу или работают, 2-3% призваны в армию, остальные 10-14% ведут неопределенный образ жизни, из них 1-2% совершили повторные правонарушения. Важно также отметить, что во время прохождения этапа соматической реабилитации никто из испытуемых экспериментальной группы не совершил новых правонарушений.

Перспективы своей работы в ближайшее время мы связываем с реализацией следующих (психического и социального) этапов реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Это предполагает создание учебного заведения нового типа -- школы "Новое поколение" (НП). Воспитание и обучение в ней должно строиться на основе учета базовых (на первом этапе -- идеальных, или психических, а на втором -- социальных) потребностей обучающихся, что должно обеспечить истинный интерес, подлинную активность, психический комфорт, качество знаний и воспитание высших чувств, т.е. дальнейшую реабилитацию и развитие их личности.

Важным структурным компонентом школы "НП" должна стать служба здоровья, которая призвана обеспечить: 1) сохранение и укрепление здоровья обучающихся благодаря улучшению их физического воспитания, введению в расписание самостоятельного предмета "культура здоровья (валеология)"; 2) разработку и реализацию "здоровьесберегающих" и "здоровьесозидающих" педагогических технологий; 3) создание и реализацию персональных оздоровительных программ; 4) гигиенические условия обучения, профилактику заболеваний и асоциальных поступков; 5) консультирование родителей по вопросам воспитания здоровых детей в семье.

Школа "НП" должна включать в себя две ступени школьного образования, а именно:

-- "Школу самопознания" (V-VIII классы), преподавание в которой протекает не в форме решения частных (рутинных, навязанных учителем) задач, как это происходит в традиционной школе, а в виде свободного творческого поиска решения смысловых проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни;

-- "Школу самоопределения" (IX--XI классы), главная задача которой состоит в том, чтобы помочь учащимся профессионально определиться и хорошо подготовиться к продолжению обучения в других учебных заведениях.

Этап социальной реабилитации должен завершиться поступлением испытуемых в профессиональное учебное заведение, в котором окончательно укрепятся позитивные качества их личности. Получив качественное профессиональное образование, они смогут самостоятельно найти достойное для себя место в социальной жизни.

В заключение отметим следующее. Для распространения и умножения опыта социально-педагогической реабилитации личности несовершеннолетних правонарушителей необходимо создание специального социального института (или факультета), предназначенного для того, чтобы предоставить дополнительное образование (в форме повышения квалификации и переподготовки) педагогам, психологам, социальным работникам по курсу "Научно-практические основы социализации и реабилитации личности".

Содержание указанного образовательного курса, по нашему мнению, могут составить следующие темы: "Основные причины правонарушении среди несовершеннолетних и молодежи", "Воспитание как определяющий фактор социализации личности", "Воспитание в процессе общего и профессионального образования", "Психолого-педагогические основы социализации личности с отклоняющимся поведением", «Психологическое сопровождение "трудных" подростков», "Концепция воспитания здоровой личности", "Научно-практический опыт социализации и реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей" и др. Методика курсовой подготовки должна строиться с учетом актуальных потребностей слушателей (это формирует мотивацию учения) и носить характер научного исследования (это развивает креативность как основу профессионального и личностного самосовершенствования).

Список литературы

1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология взросления. Педагогические основы обеспечения здоровья подростков и молодежи. СПб., 2004.

2. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи). СПб., 2002.

3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Сексовалеология взросления // Педагогика. 2005. № 5.

4. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности // Психологический журнал. 2005. № 5.

5. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1.

6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. Ч. 3. М., 2003.

7. Шапаръ В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: Учеб. пособие. Ростов-н/Д, 2006.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты