|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Ресурсы и факторы производстваРесурсы и факторы производстваСЦЕНАРИИ УРОКА Раздел программы: Основы предпринимательства Тема: Ресурсы и факторы производства Класс: 10 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с основами ресурсов и факторов производства. 2. Ознакомиться с понятием трудовой коллектив. 3. Ознакомиться с понятиями производительность и система оплаты труда. Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1. Знать об основах ресурсов и факторов производства. 2. Знать о понятии трудовой коллектив. Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 1. Уметь воспроизводить понятия о ресурсах и факторах производства. 2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы. Тип урока: урок изучения нового материала Метод проведения урока: эвристическая беседа Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских. Литература: 1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995. 2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007. Место проведения: Учебные мастерские. Ход урока I. Организационный этап Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть). II. Мотивационный этап Учитель: Предприниматель, как уже говорилось, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономиче-ской формации необходимы ресурсы. Учитель: Что означает слово «ресурсы»? Ученики: ??? Учитель: Ресурсы - это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процес-се производства, для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать, прежде чем говорить о том, как ведет свое предприятие, свое производство собственник. III. Сообщение темы и цели урока Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Ресурсы и факторы производства» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали). IV. Изучение нового материала Учитель: Как, по вашему мнению, можно, подразделить ресурсы? Ученики: ??? Учитель: Все ресурсы подразделяются на природные, материаль-ные, трудовые и финансовые. Природные, материальные и трудовые ресурсы -- это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы, возникшие в условиях "рынка, получили название производных. Учитель: В чем их отличие «факторов производства» от «ресурсов производства»? Ученики: ??? Учитель: Давая характеристику ресурсам производства, отме-тим, что это все то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ре-сурсы, реально вовлеченные в процесс производства. Сле-довательно, «ресурсы производства» -- это более широкое понятие, чем «факторы производства». В отличие от ре-сурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому про-изводство всегда есть взаимодействие факторов. Различа-ют три основных фактора производства: земля, труд, ка-питал. Земля в сфере производства имеет троякое значение: а) земля как источник естественных ресурсов, исполь-зуемых в процессе производства; б) земля как объект хозяйствования (в аграрной, добы-вающей, рыбной отраслях и т.д.) -- выступает одновременно и предметом труда, и средством труда; в) земля, как объект собственности (сдача в аренду). Учитель: Что же означает труд, трудовое население? Ученики: ??? Учитель: Труд. Трудовое население -- та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор -- фактор труда -- включает и предпринимательст-во как деятельность, требующую способности к организа-ции производства, умения ориентироваться в рыночных условиях и бесстрашия риска. Предприниматель тоже трудится. Учитель: Капитал объединяет материальные и трудовые ресур-сы производства: здания, машины, сырье, топливо и другое, а также заработную плату рабочим. Учитель: Система взаимодействия трех факторов: труда, зем-ли и капитала -- образует процесс производства Но организовать доходное производство может только предприниматель, так как он заинтересован вложить свой капитал только в такое дело, которое приносит прибыль. Учитель: Кто же является предпринимателем? Ученики: ??? Учитель: Предприниматель -- это новатор, трудолюбивый, поря-дочный, высокой культуры и развитого интеллекта чело-век. Он создает новые товары и услуги, внедряет новые достижения научно-технического прогресса и современ-ные производственные технологии для более рационально-го использования природных, трудовых и финансовых К сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчерпаемыми ресурсами. Учитель: Что же такое трудовой коллектив? Ученики: ??? Учитель: Коллектив -- это объединение двух и более людей, кото-рые имеют общую цель, наличие определенных правил и норм, свою организационную структуру и систему комму-никации, то есть связи, взаимопонимания. В процессе труда возникают отношения между работ-никами и нанимателями, оплачивающими их труд. Эти отношения называют трудовыми. На рынке труда рабочая сила представляет товар, который ее собственник, работ-ник, продает за определенную плату. Происходит акт купли-продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией предприятия и тружеником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, то есть вправе соглашаться или не соглашаться на условия купли-продажи. Законом запрещается дискриминация со стороны нанимателя по признаку пола, национальности, расы. Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором. На предприятии отношения между работниками и ад-министрацией отражаются в коллективном договоре. Коллек-тивный договор обсуждают с одной стороны представители компании (фирмы, предприятия) -- вице-президент компа-нии по трудовым отношениям и адвокаты, а с другой -- ко-митет профсоюза предприятия. Правила ведения перегово-ров определены законодательством Российской Федерации. Учитель: Кто может сказать какие разделы могут быть в этом коллективного договора? Ученики: ??? Учитель: Текст коллективного договора включает следующие разде-лы: 1. Кадровая политика (наем и увольнение, повышение квалификации, гарантии занятости работников). 2. Оплата труда работников предприятия. 3. Рабочее время, время отдыха работников. 4. Охрана труда работников предприя-тия. 5. Организация работы по социальному страхованию. 6. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоро-вительной работы. 7. Социально-бытовые условия труда работников. Учитель: Руководитель предприятия (фирмы) может заключать контракты и с отдельными работниками, где оговариваются все пункты контракта. Учитель: А что включено в контракт? Ученики: ??? Учитель: Контракт с работником предприятия включает: 1. Функции сторон. 2. Права и обязанности. 3. Сроки кон-тракта. 4. Основания для расторжения контракта по иници-ативе руководителя или рабочего. 5. Заработную плату. 6. Рабочий день (с ... до ...). 7. Рабочую неделю с выходными днями (указать какими). 8. Ежегодный отпуск продолжи-тельностью ... календарных дней. 9. Льготы и гарантии. 10. Страхование. 11. Заботу о здоровье. Учитель: А кем защищаются трудовые права людей? Ученики: ??? Учитель: Трудовые права людей защищаются трудовым законодательством, предус-матривающим правила предоставления работы, найма, увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда, ограниче-ние продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности. В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице проку-ратуры и суда. Интересы работников отстаивают также профсоюзные организации, которые создаются на предприятиях. Они являются третьей стороной в отношениях между трудовыми коллективами и администрацией предприятия. Профсоюзы улаживают трудовые споры, конфликты, способствуют заключению трудовых соглашений. Сами работники трудо-вых коллективов имеют широкую возможность отстаивать свои права, создавая органы самоуправления, рабочие ко-митеты, советы трудовых коллективов. Иногда конфликты между администрацией и коллективом приобретают острый характер в виде забастовок со стороны работников. Оста-новка производства, его блокирование порождают огром-ные потери, нарушают производственный ритм всего предприятия. Лучшая форма решения трудовых конфлик-тов -- примирение на взаимоприемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблю-дением работниками трудовых норм и обязанностей, ого-воренных в контрактах. Учитель: Что такое «производительность труда»? Ученики: ??? Учитель: Производительность труда -- способность человека произвести за определенное время некоторое количество изделий или оказать услуги. Это показатель эффективности работы предприятия, и исчисляется он количеством продукции, выпускаемой за час, смену, месяц, год. Он опре-деляется в натуральном и денежном выражении. В натураль-ном выражении производительность труда определяется как объем произведенной продукции, деленный на количество работников предприятия, или как объем произведенной продукции, деленный на затраченное время. В денежном выражении производительность труда определяется как стоимость продукции, деленная на коли-чество работников, или стоимость продукции, деленная на затраченное время. В масштабе региона, отрасли или стра-ны производительность труда измеряется величиной вало-вого национального продукта или национального дохода, приходящегося на одного занятого работника в год. Производительность труда и заработная плата -- это два взаимосвязанных понятия. Чем выше производительность труда, тем больше должна быть заработная плата. В промы-шленности применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и договорная. Учитель: Что такое «сдельная форма заработной платы»? Ученики: ??? Учитель: Сдельная форма заработной платы подразделяется на следующие системы: индивидуальную, где отдельному рабочему обеспечен фронт работ, поддающийся нормированию и учету; коллективную, применяющуюся при коллективных формах организации труда; бригадную, где оплата производится на один наряд с распределением общего заработка между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). На производстве применяются и другие виды оплаты труда, такие, как аккордная оплата (например, при аварии, устранении последствий пожара, наводнения и т.д.). Сдель-ная расценка устанавливается сразу на весь объем работ без разделения на отдельные операции, и до начала работы указывается общая сумма заработка и срок выполнения всего объема работ. Косвенно-сдельная оплата труда -- зара-боток рабочего зависит от результатов работы обслуживае-мых им основных рабочих-сдельщиков. Различают сдельно-премиальную и повременно-преми-альную системы. Здесь рабочие получают премию за выпол-нение и перевыполнение установленных показателей преми-рования. Показателями премирования могут быть: улучшение качества выпускаемой продукции и улучшение качествен-ных показателей работы. Это повышение надежности и долговечности, сокращение брака, повышение произво-дительности труда, увеличение объема производства и т.д. V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Учитель: Сегодня вы познакомились с ресурсами и факторами производства. А также о таких понятиях как трудовой коллектив, производительность и система оплаты труда VI. Задание домашнего задания Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме? Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания! |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |