|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. КарагандыРезультаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды7 Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич - проректор по развитию образования региона Карагандинского ИПКиПГСРО, к.психол.н., доцент психологии В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды. За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезнейшие изменения. Казахстан стал страной, открытой миру, строящим демократическое общество, правовое государство с рыночной экономикой, в котором на первое место должен быть поставлен, человек, обладающий значительно большей, чем ранее мерой свободы и ответственности. Но здесь возникает ряд далеко непраздных вопросов: 1. Отражает ли система образования республики эти изменения? 2. Обеспечивает ли полноценное функционирование гражданина в обществе? Поиск ответов на эти вопросы и стал основной причиной проведения данного исследования. В исследовании приняло участие 220 учащихся 9-х классов 5-ти Карагандинских школ, из них 118 учащихся гимназий и лицеев и 102 учащихся общеобразовательных школ. Использовалась методика исследования международной программы PISA (Program for International Student Assessment) по оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся, в которой принимала участие Российская Федерация. В данной программе нашли отражение значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.). Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества. Мы использовали часть тестовых заданий данной программы - 8 тестовых заданий или 29 вопросов разного уровня сложности по: § литературной функциональной грамотности (3 тестовых задания или 13 вопросов); § математической функциональной грамотности (3 тестовых задания - 8 вопросов); § естественно-научной функциональной грамотности (2 тестовых задания - 8 вопросов). Нам пришлось адаптировать шкалу оценки результатов тестирования, использованную в программе PISA под нашу традиционную: § правильные ответы на более 90% вопросов - высокий уровень функциональной грамотности - «отлично»; § правильные ответы на 75-90% вопросов - хороший уровень функциональной грамотности - «хорошо»; § правильные ответы на 50-75% вопросов - удовлетворительный уровень функциональной грамотности - «удовлетворительно»; § правильные ответы на менее 50% вопросов - низкий уровень функциональной грамотности - «неудовлетворительно». Результаты исследования 1. Общая учебная компетентность по всем учащимся, принявшим участие в исследовании: § 2% - показали высокий уровень функциональной грамотности; § 12% - хороший уровень функциональной грамотности; § 46% - удовлетворительный; § 40% - неудовлетворительный. 2. Результаты учащихся гимназий и лицеев отличаются от результатов учащихся общеобразовательных школ:
3. Результаты учащихся по литературной, математической и естественно-научной функциональной грамотности представлены ниже:
Результаты по каждой из пяти школ, учащиеся которых приняли участие в исследовании представлены в приложении №1 материалов исследования. Результаты исследования показали, что 40% из числа тестировавшихся учащихся не способны применить полученные знания в жизненных ситуациях, причём в гимназиях и лицеях таких учащихся 22,9%, а в общеобразовательных школах - 66,2%. Хуже всего обстоит дело с естественно-научной и литературной функциональной грамотностью (57,1% и 36,8% учащихся показали низкую функциональную грамотность в этих сферах). Математическую функциональную неграмотность показали меньшее количество учащихся. Данная тенденция характерна как для учащихся гимназий и лицеев, так и для учащихся общеобразовательных школ, хотя результаты учащихся общеобразовательных школ намного ниже, чем учащихся гимназий и лицеев. По результатам пробного тестирования было бы не корректным делать далёко идущие выводы, тем не менее, выявленные тенденции свидетельствуют о недостаточной готовности (в соответствии с современными международными требованиями) наших учащихся к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Полученные результаты соответствуют результатам международного обзора по грамотности взрослого населения стран организаций по экономическому сотрудничеству и развитию, проведенного в 1994-95 гг., которые показали, что до 75% населения стран с переходной экономикой, в возрасте от 16 до 65 лет (от числа принявших участие в исследовании) показали низкие результаты функциональной грамотности, необходимой для современной экономики. Можно предположить, что на результаты тестирования наших учащихся могли повлиять следующие основные причины, которые требуют дополнительного изучения и анализа: 1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования в данных трёх сферах, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей учащихся. 2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами. 3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений. Названные недостатки - следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования (так называемый предметоцентризм). На наш взгляд, следует, не отказываясь от этих лучших традиций советской школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер. Это, в свою очередь, потребует: § пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования; § ввода в программы и учебники материалов практико-ориентированного характера; § усиление диалогического характера гуманитарного образования; § знакомства учащихся с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства. Для реализации этих современных международных требований к образованию необходимо, на наш взгляд, разработать региональный куррикулум по аналогии с региональными куррикулами (базисными учебными планами регионов) в европейских системах образования. Данные базисные учебные планы построены по совершенно иным принципам, нежели наши традиционные. Они базируются на принципах образования ориентированного на результат, на компетентностном или личностно-ориентированном подходе и в частности предполагают сокращение содержания образования по каждому предмету, оставляя учебное время для развития и саморазвития учащихся. По-существу, такой областной куррикулум должен стать областным стандартом содержания образования и стать точкой отчёта для оценки не только уровня образованности учащихся, т.е. их учебной компетентности, но и компетентности педагогов. Кроме того, для повышения объективности оценки состояния нашей системы образования необходимо участие Республики в международных сравнительных исследованиях качества образования, в таких как TIMS, PISA и других. Приложение №1
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |