|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьниковРоль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Сущность и виды воображения 3. Функции воображения и его развитие 4. Воображение и творчество. 5. Особенности обучения в младшем школьном возрасте. 6. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте. 7. Воображение младших школьников и природный материал 8. Заключение 9. Список литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Введение. Данная работа посвящена, прежде всего, изучению воображения, как одного из основных объектов, рассматриваемых психологической наукой. Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола индивидуума. Если говорить более конкретно, данная работа затрагивает тему детского воображения и, таким образом имеет прямое отношение к возрастной психологии. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с младенчества до совершеннолетия. Упор в данной работе делается на узкий возрастной интервал периода детства, а именно, на младший школьный возраст. Необходимо отметить, что узким он является только с точки зрения времени, но отнюдь не с точки зрения его значимости для развития ребенка. Значимость этого периода в процессе становления человека как личности огромна, не менее значительна чем, скажем, дошкольный период. Младший школьный период также как и дошкольный является началом сознательного становления личности, в котором закладывается «фундамент» для всего «здания» под названием человек. Несмотря на некоторую общность этих двух периодов, период младшего школьного возраста имеет явное отличие от предыдущего. Этим отличием является начало обучения как такового (плавный переход от полуигровой или игровой формы обучения и воспитания к строго научной). Следует добавить, что в определении данного периода фигурирует понятие «школьный», поскольку четкие возрастные границы здесь обозначить нельзя вследствие некоторой внутренней дифференциации в школьной системе относительно возраста вступления ребенка в эту систему, а также относительно количества классов начальной школы. Данная работа, также имеет ярко выраженный педагогический уклон, поскольку рассматривает воображение младших школьников не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьных занятий, а именно - в зависимости от уроков труда. На уроках труда в начальной школе используется множество разнообразных материалов для творческого процесса учащихся. В данной работе внимание акцентируется на использовании учащимися природных материалов, т. е. не являющихся продуктом создания или переработки промышленности. В последнее время в обществе наметилась тенденция к увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе вообще. Эта тенденция захватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этой тенденцией в системе образования, возник также повышенный интерес к декоративно- прикладному искусству и народным ремеслам (интерес к творчеству предков). На уроках труда в начальной школе эти тенденции проявились в увеличении использования природного материала в ущерб традиционным материалам промышленной переработки. Помимо обыкновенных уроков труда, увеличилось число кружков декоративно - прикладного искусства и народных ремесел. Здесь нас интересуют именно уроки труда. Таким образом, актуальность данной работы продиктована всеобщей тенденцией «возврата к природе». Объектом исследования данной работы является воображение учащихся младшего школьного возраста. Предметом исследования данной работы является развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Поскольку речь идет о создании определенных объектов (поделок), то внимание акцентируется, прежде всего, на развитии творческого (продуктивного) воображения. Развитие других видов воображения, например репродуктивного (воссоздающего), рассматривается в данном контексте как вспомогательный процесс, являющийся лишь ступенью для развития творческих способностей школьников. Цель настоящей работы состоит в доказательстве преимущества использования природного материала, используемого младшими школьниками в процессе творчества, по сравнению с промышленным материалом. Сущность и виды воображения.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени. Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов (см. приложение 1). Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Репродуктивное воображение при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины девятнадцатого века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Для репродуктивного (воссоздающего) и продуктивного (творческого) воображений существует более подробно деление, характеризующее способы создания образов воображения. Первый такой способ - агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс). Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер. Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития. Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия. Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения. Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет. Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх и т.д. Есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты, упоминаемые выше. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Функции воображения и его развитие. Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (см. приложение 2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. Воображение и творчество. Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим. Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел. Во-вторых, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении. В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим, что и как видит художник. Не менее необходимо более или менее развитое воображение в других видах деятельности, например в научном творчестве (в принципе, любой вид деятельности можно считать творчеством). Еще великий английский химик Дж. Пристли, в восемнадцатом столетии открывший кислород, утверждал, что действительно велики открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В.И. Ленин. Он писал: «...нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...». Творческое (продуктивное) воображение - это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового. Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда. Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать - одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла. Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, Бакминстер Фуллер, Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта. Кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности. Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории. В укор современной когнитивной науке за последние двадцать лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса. 1. Подготовка - формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2. Инкубация - отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3. Просветление - интуитивное проникновение в суть задачи. 4. Проверка - испытание и (или) реализация решения. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов. Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса: «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом». Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала. Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести - все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи. Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок. Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы. Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, но вместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы люди и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо? Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) - вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек - это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет, и притом хочет многого. Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами (страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д.). Также могут применяться и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг). Главное в этом деле - научиться максимально использовать эти специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому назначению, т. е. на производство новых идей. Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом. Лучше, пока что называется, «несет», набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором. Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт. Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То есть, нужен своеобразный запал многоразового действия. Такое запальное действие оказывает привычка к прогнозированию. Прогнозировать можно все: грядущие глобальные и мелкие изменения в политике (внешней и внутренней), в социокультурной среде человека, в структуре основных потребностей человека, в науке и технике, в собственной бытовой жизни и жизни ближайшего окружения, в интимных отношениях, в качествах своих детей и родителей, в отношениях с окружающими людьми, в карьерных перспективах собственного и ближайшего окружения и т. д. Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители) процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия. Занимаясь таким прогнозированием, придется проэкстраполировать характер изменения существующего состояния выбранных объектов в будущее. Для этого понадобится хорошо изучить их настоящее. Вот, где пригодятся системный анализ и методы преодоления привычных стереотипов мышления. Только в процессе системного анализа объектов появится масса обстоятельств, возбуждающих желание все изменить, а значит, стимулирующих фантазию. Попытки прогнозировать будущее значимых для человека явлений возбудят желание активно влиять на результаты развития этих явлений, а значит, подвигнут на поиски средств, воздействия на процессы, способные привести к желанному результату. Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей. С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы, т.е. рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту. Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности. Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса, и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и, познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума. Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку - научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного. Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более «творчески» решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения. Гайес полагал, что творчество можно расширить следующими средствами. 1. Развитие базы знаний. Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. 2. Создание правильной атмосферы для творчества. Какое-то время назад в моду вошел прием «мозгового штурма». Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность. 3. Поиск аналогий. Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались. Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают «творческими». Особенности обучения в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка примерно с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др. Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. Для учащихся первых - третьих классов характерным является стремление к положению школьника. С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив - стремление к новой социальной позиции школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные и единственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости. Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности. Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры. Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными (уроки, природные явления, уколы). К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное, игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом. Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы. В начале младшие школьники всецело опираются на мнение учителя. Они смотрят на отношение преподавателя к различным ученикам и даже могут перенять это отношение. Но в процессе общения со своими одноклассниками и учебной деятельности младшие школьники относятся к себе уже более критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошие поступки. Хотя по-прежнему центральное место в учебном процессе занимает общение ученика с учителем. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности. Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, а процесс целостного восприятия еще недостаточно сформирован, внимание носит часто непроизвольный характер. Первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется: величину, форму, цвет или окраску. Ребёнку предстоит ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет самосовершенствоваться, и развивать свои способности, но основы для их дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности - воображение. Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных. Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире. Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё. В играх детей, придуманными ими самими, используется то, что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то, что включается в них, взято из объективной реальности, являются отражением её, хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Таковы, например, образы, фигурирующие в народных сказках. «Баба яга, костяная нога - в ступе летает, метлой следы заметает» - в целом образ фантастический, не реальный, но состоит из реальных элементов (нога, ступа, метла). Воображение проявляется в деятельности конструктора, где идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения. Когда мы видим что-либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Неразрывно воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигаются поставленная цель - создается действительно новое. Источником возникающего элементарного воображения будет то, что воспринимается человеком. Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира. У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Правда среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать. Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими. Несмотря на огромное значение младшего школьного возраста для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчества исследованы, к сожалению, пока недостаточно. Воображение младших школьников и природный материал. Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками. По той же значимости для развития воображения с уроками труда из широко распространенных в младших классах дисциплин можно сравнить только, пожалуй, изобразительное искусство и деятельность разнообразных художественных кружков. Как уже говорилось выше, уроки труда - плавный переход от детсадовских занятий на тему «сделай сам». Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от «трудов» старших классов. Это отличие состоит в том, что осуществляется ярко выраженная переориентация с художественного труда на труд промышленной направленности. Особенно данное явление характерно для мальчиков. Труд девочек в старших классах во многом более художественный, несмотря на промышленную ориентацию. Но вернемся к начальной школе. Здесь в процессе трудового обучения, могут быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на воображение школьника. Как упоминалось выше, воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить «наиболее творческий» процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего «сырья». Так что теперь вопрос в «сырье». Выясним же, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию воображения. Начнем с «конструктора». Всем известен интерес детей к «техническим» игрушкам. Таким образом, создание разнообразных копий реальных технических объектов с помощью «конструктора» является для школьников интересной и приятной задачей. Поскольку многие детали будущих «машинок» уже наполовину собраны, и для каждой будущей модели, как правило, предлагается рисунок, здесь действует исключительно репродуктивное воображение. Ребенок уже видит и знает, как будет выглядеть та или иная модель. Согласитесь, простор для продуктивного (творческого) воображения в данном случае весьма узок. Единственно, как можно увеличить пользу «конструктора» в продуктивном направлении, так это предложить учащемуся собирать свои придуманные модели без использования готовых инструкций и рисунков. Основной группой промышленных материалов, используемых на уроках труда, являются бумага, нитки, ткань, спички, пластилин и т. д. Эти материалы являются более «природными», чем «конструктор» из пластмассы или металла. Перечисленные компоненты - прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Исключениями являются только пластилин и синтетические ткани. Пластилин при желании можно заменить глиной, а синтетику - хлопком, льном или шерстью. Дело в том, что в данном контексте под понятием «природный материал» понимаются материалы именно живой природы, или же легко доступные «подножные» материалы, используемые в быту либо в художественном творчестве нашими предками (глина). Таким образом, пластилин и синтетика в данном контексте не относятся даже к «полуприродным» материалам. Данная группа материалов может «сослужить» куда большую пользу воображению школьника, нежели вышерассмотренный «конструктор», так как развивает творческое воображение в более значительной степени. Здесь простор для воображения куда более велик. Например, чтобы создать те же объекты, что и с помощью «конструктора», используя вышеперечисленную группу материалов, потребуется гораздо большее напряжение ума и гораздо большая работа воображения, чем в предыдущем случае. Перейдем теперь непосредственно к природным материалам, имея в виду, что в итоге школьнику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом. На уроках труда обычно используют следующие простые природные материалы: ветки, шишки, листья, семена, солому, бересту, ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи, куриные яйца и многое другое. Такие материалы как глина и древесина используют, как правило, в специальных кружках декоративно-прикладного искусства и народных ремесел (наличие таких кружков имеет неоценимое значение для развития младших школьников), но использование этих материалов на простых уроках труда тоже имеет место, правда в меньшей степени. Здесь следует отметить, что использование природного материала в чистом виде является в большинстве случаев затруднительным в силу усложнения процесса длительным поиском некоторых необходимых звеньев композиции среди природного материала. Поэтому, как правило, к природному материалу добавляют некоторое количество неприродных компонентов для упрощения работы. Однако, в целом композиция является «природной». Природный материал сам по себе - кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А.С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Начинать процесс обучения работе с природным материалом нужно, конечно, со способов заготовки, хранения и непосредственной подготовки материала к данной работе. Затем несколько уроков следует посвятить изготовлению простых забавных игрушек: птички, животные, сказочные герои, куклы, соломенные человечки и т. д. После этого можно перейти к более сложным композициям из растительного материала, например: «Встреча в лесу», «Лебедь на озере», «Ворона и лисица» и т. д. Можно, также, организовать работу по изготовлению открыток из сухоцветов и аппликаций из листьев, семян и целых форм растений. В качестве примера приведены иллюстрации композиций, изготовленных из свежих каштанов (приложение 3). В роли основных природных элементов этих композиций использовались каштаны, их скорлупа, буковые орешки, желуди, семена клена, еловые шишки, кусочки коры, веточки и др. В роли вспомогательных неприродных элементов использовались спички (зубочистки), английские булавки с разноцветными головками, картон, клей ПВА, подвижные игрушечные глаза, проволока и др. Как упоминалось выше, природный материал сам по себе является «кладезем воображения». Кроме того, чисто природные материалы резко отличаются от вышерассмотренных промышленных материалов своей отчужденностью современному технократическому быту. Другими словами из уже приспособленных в некоторой степени к созданию игрушки промышленных материалов, гораздо легче создать некий творческий объект, нежели из совершенно необработанных «подарков природы». Таким образом, очевидно, что создать нечто из «дикого сырья», гораздо сложнее, чем из «цивилизованного». Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника, При систематических занятиях данным видом деятельности, вследствие упомянутых напряжения и сосредоточения, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению. Заключение. В древности и вплоть до середины восемнадцатого столетия человек был максимально близок к природе. С конца этого периода и до девяностых годов прошлого века длился период повышенной технократизации всех сфер жизни общества, что, к сожалению, повлекло за собой почти полный отход от основных принципов природного бытия. К счастью, в наши дни человек уже практически научился развивать технику, не забывая о природе. Вспомнились традиции ушедших поколений, их неразделимые с природой жизненный уклад и художественные ремесла. Очень радует тот факт, что современное общество внедряет возродившиеся принципы, в том числе и в систему образования и воспитания молодого поколения. Как оказалось нововведения сослужили добрую службу физическому и умственному развитию последнего. Учащиеся младшего школьного возраста с удивлением и восторгом открывают те грани знания, которые еще каких-нибудь десять, двадцать лет назад были бы практически недоступными. И конечно же, в первую очередь, затрагивается воображение детей этой возрастной категории вследствие особенностей сознания данного возраста. Эта работа не только наглядно осветила особенности воображения и его развития у младших школьников, но и раскрыла суть его в психологии человека любой возрастной категории. Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) воображения для жизни и творчества индивидуума и необходимость его интенсивного развития в начальной школе. Данная работа также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала на уроках труда в начальной школе, вследствие наличия огромного развивающего фактора для воображения младших школьников при работе с этим материалом. Список литературы. 1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1997. 4. Брунер Д.С. Психология познания. М.: Мир, 1977. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996. 6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Высш. шк., 1979. 7. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. М.: Высш. шк., 1989. 8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М.: МГОПУ, 1999. 9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С 34 - 50. 10. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Наука, 1975. 11. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников //Вопросы психологии. 1994. № 5. 12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Творческий центр «Сфера», 2001. 13. Запорожец А.В. Младший школьник. М.: Наука, 1986. 14. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. М.: МГОПУ, 1995. 15. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2. 16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 17. Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И Каплан. М.: Знание, 1984. 18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960. 19. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1. 20. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. М.: Просвещение, 1991. Основные виды воображения. Приложение 1. Специфические функции воображения. Приложение 2. Демонстрационные композиции. Приложение 3. Композиция: сценка на рынке. Композиция: олененок. Композиция: сороконожка и гусеница. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |