|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль сказки в речевом развитии дошкольниковРоль сказки в речевом развитии дошкольников2 СОДЕРЖАНИЕ
сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, истории о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие. У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей: 1. Слушание и запоминание сказок. 2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей. 3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки. 4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). 5. Рисование сказок. 6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли). 7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. Пластические импровизации на тему сказок. Мы, педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка. Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем. Все упражнения проводились по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию. Педагог-воспитатель должен сам: правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы; ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё; уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе; видеть и исправлять характер движений у детей; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся; слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала. Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. 3. Результативность опытаВ ходе проведения опыта проводились комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, с использованием материала по устному народному творчеству. Программа исследования "Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла..." рассчитана на 4 недели. На первом занятии показ упражнений артикуляционной гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог. На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога). На третьем занятии - показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) - а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего). На четвёртом занятии - и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми. Основные этапы, формы и методы работы со сказкой Педагогические задачи: 1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев. 2). Активизировать словарь через диалоговую речь. 3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного. 4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д. Мотивация: 1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?"). 2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям. 3). Загадка. "Поищем отгадку в сказке". Приемы и методы (рассказываем сказку): 1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.) 2). Герой сказки (игрушка). 3). Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы). 4). Фланелеграф (рассказываем и показываем). Все занятия проходят как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий. Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса. Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал. Вступительная часть. Загадка о лисе: Сама рыжевата Мордочка плутовата Ей не надо пирожка Ей бы скушать петушка (лиса). Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают. Ребята скажите, пожалуйста:- А какие вы знаете сказки о лисе? - Где встречается лиса? "Колобок", "Теремок", "Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Морозко". А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка. Рассказывание сказки. Проводится физкультминутка. "Хитрая лисичка"
Беседа о сказке. Вопросы по содержанию: Ребята, скажите, вам понравилась сказка? А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите. Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку? Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей) Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали? Как вы думаете они грустили, переживали? Вспомните, как про это сказано в сказке? Творческое задание: Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой? Как бы могла закончиться его встреча с лисой? Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка? Как вы думаете, Жихарка веселый человек? Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке. Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный. Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими (см. Приложение). Выводы1. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. 2. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. 3. Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме.4. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа. Библиографический список 1. Алексеева М.М.. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. 1999. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М. 1981. 3. Выготский С.Л. Собрание сочинений. Т4.5. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.. 1961. 5. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1983. 6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс. 2003. 7. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.. 1997. 8. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. - М.: Школьная Пресса. 2004. 9. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение. 1984. 10. Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. 1990. 11. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М.. 1990. 12. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. - М. 1994. 13. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003. 14. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение. 1984. 15. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред.О.М. Дьяченко. Издание второе. исправленное и дополненное. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2000. 16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М. 2002. 17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3. 18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.. 1967. 19. Тихомирова И.М. Школа развивающего чтения. - Нижний Новгород. 1996. 20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред.Н. Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М.. 1984. 21. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - М. 1992. ПриложениеТематический план и содержание занятий Русская народная сказка "Снегурочка" Задачи: 1. Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение. 2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач. 3. Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх. 4. Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей. 5. Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями. 6. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах. Художественное слово: Русская народная сказка "Снегурочка". Загадки про зиму, снег и т.д. Пословицы, поговорки. Весёлые задачи. Физкультминутка "Мороз". Оборудование: иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика. Варианты игровых упражнений: 1. "Когда это бывает..." 2. "Снеговики" 3. "Кто лишний и почему?" 4. Игра "Времена года". 5. Игра "Разные снеговики". 6. "Весёлые задачи". Варианты вопросов по сказке: 1). Какие времена года описаны в сказке? 2). В какое время года появилась Снегурочка? 3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени? 4). Сколько месяцев длится одно время года? 5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу? 6). А почему не лепят снежного деда? 7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь? 8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему? 9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать? 10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень... ? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него? 11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев). 12). Сказка грустная или весёлая? Почему? 13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы: "Не хлебом единым жив человек? " "Без детей горе, а с детьми - двое". "Всему своё время". "Зиме, да лету союзу нету". "Зима кончается, весна начинается". Варианты игровых упражнений: 1). "Когда это бывает..." Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает. (Весна) Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (Осень) Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает Когда это бывает. (Лето) Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю Белю поля, дома, Зовут меня... (Зима) 2). "Снеговики" В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков). 3). "Загадки". Меня не растили Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку, Глаза - угольки, Руки - сучки. Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба) По снегу покатите - я подрасту, На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком) Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое) 4). "Снежные комочки" Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй "комочки" самостоятельно. 5). Игра "Времена года". Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года). Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц". 6). Игра "Разные снеговики". Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика. Вот зайчишка у реки Встал на задних лапках, Перед ним снеговики С метлами и в шапках. Заяц смотрит, он притих, Лишь морковку гложет: Что же разное у них, - Он понять не может. Посмотрите на "лица" снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д. ; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д. ). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д. Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек. 7). "Весёлые задачи". а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (Четыре ребёнка). б) Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут). в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? - Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале. г) Ну-ка, сколько всех ребят На горе катаются? Трое в саночках сидят, Один (двое, трое) дожидаются. 8). "Физминутка" Мороз Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз, Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос) Значит надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (показать движения) |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |