|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Семья как источник формирования правового нигилизма у школьниковСемья как источник формирования правового нигилизма у школьников3 Оглавление
Из таблицы видно, что более 80% родителей негативно отзываются о политике государства в присутствии детей, не скрывают от детей факты дачи взяток, а почти 100% не верят в реальность тезиса "право выше власти", при этом большинство опрошенных желают, чтобы их дети жили за границей. Опрос 90 студентов заочной формы обучения, получающих второе высшее образование в одном из коммерческих вузов (все - родители детей разного возраста, были даже 2 бабушки) показал, что большинство опрошенных в большей степени имеют представление о правах родителей и детей, чем об обязанностях, не знакомятся с Уставом школы, в которой учатся дети, будущее детей видят в идеале "за границей", что также является показателя ми правового нигилизма в родительской среде. Результаты опроса отражены на рисунках 3-5. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5 Показательно, что среди причин, по которым был выбран ответ "за границей", наиболее популярными оказались следующие: во-первых, "Выше уровень жизни" (87% выбравших такой вариант) и "Люди защищены государством" (75% выбравших вариант "за границей"). Родители не скрывают проявления правового нигилизма в кругу семьи, более того, считают, что нынешние дети быстро взрослеют и, как выразился один из респондентов: "Пусть не думают, что все в жизни легко дается, да они и сами все видят". Результаты анкетирования детей из этих же семей показывают примерно такую же картину (таблица 2). Дети в основном повторяют своих родителей, но не осуждают их. Школьники искренне считают, что родители делают все возможное, чтобы обеспечить их будущее, а такие "вещи", как взятки - обычное явление. Следует также отметить, что большинство опрошенных родителей отрицательно отнеслись бы к прямому нарушению закона (в виде правонарушения) своими детьми. Более 90% опрошенных родителей не считают себя правовыми нигилистами. Таблица 2. Результаты анкетирования подростков (14-15 лет)
Большинство опрошенных школьников заявили, что мнение родителей, родителей и друзей будет решающим, если придется делать выбор между правомерным и неправомерным поведением. Таким образом, подтверждается мнение ученых - психологов о том, что для подростков из "благополучных" семей решающим является влияние семьи, родителей [15]. Ученые психологи и правоведы считают, что такие привычные для современных школьников явления, как курение, употребление пива, использование ненормативной лексики, нарушение дисциплины в школе являются проявлениями "отклоняющегося поведения", а любое отклоняющееся поведение есть признак правового нигилизма. Более 90% опрошенных школьников не считают эти явления проявлением "отклонений" в поведении, хотя многие это не одобряют. В диссертационном исследовании А. Даниленкова [10], посвященном проблемам девиантного поведения подростков, приводятся данные аналогичного опроса школьников ярославских школ (исследования проводились в 90-х годах группой профессора М.И. Рожкова). Сравнение результатов анкетирования ярославских школьников, калининградских школьников начала века и нынешних дает абсолютно аналогичный результат. Школьники разных регионов в разное время не считают указанные формы поведения отклонением в своем поведении. Кстати, от родителей предпочитают все-таки скрывать данные факты. Важной частью домашнего досуга школьника является компьютер, в частности - работа в сети Интернет. Школьники, которых мы анкетировали и опрашивали имеют жесткий распорядок дня, практически не находятся "на улице", многие занимаются в различных кружках, посещают факультативы. Много времени уходит на уроки. Родители большинства из ребят работают, но контролируют их по телефону. Доступ в Интернет есть у 6 2%, но в ограниченном режиме времени, в основном его используют для "скачивания" рефератов (что по большому счету является воровством интеллектуальной собственности). Школьники искренне уверены, что если реферат находится в Сети, то его можно "брать" и выдавать за свое "исследование" (обман, а подлог, мошенничество). В принципе, этим занимаются все, у кого есть доступ к сети. По проблеме правового нигилизма нами было найдено 4 абсолютно одинаковых реферата под разными фамилиями. Ни родители, ни дети не видят в "скачивании" и присвоении информации нарушения закона. Семейный досуг, особенно в осенне-зимнее время, школьники вместе с родителями посвящают просмотру новостей и отечественных сериалов. Анализ новостей (семь часов утра и 20.00) показал, что в среднем за три месяца - сентябрь-ноябрь 2005 г. - по каналам "Россия", НТВ, ОРТ и СТС в каждых тридцатиминутных новостях информации, связанной с различными преступлениями, коррупцией, страданиями людей, нарушений закона в разных странах разными людьми было дано на 35% больше, чем позитивной информации. Всей семьей респонденты смотрели сериалы: "Бригада" и "Олигархическая сага", "милицейские сериалы. Все они объединены откровенным и сознательным нарушением закона со стороны работников правоохранительных органов (которые выступают и как положительные герои и как "оборотни в погонах").64% взрослых и 78% подростков с симпатией относятся к главным героям и не видят "ничего особенного" в повальном нарушении законодательства и процессуальных норм. Семья - самое дорогое, что есть у человека. К сожалению, можно утверждать, что семья является одним из основных источников формирования правового нигилизма у школьников, точнее, не сама семья, а проявления правового нигилизма со стороны родителей, которые являются примером для подражания и авторитетом для своих детей. Именно в семье формируется в первую очередь представление ребенка о справедливости, законности, нормах поведения, морали и нравственности. Трудно предположить, что если в один миг все станут богатыми и счастливыми, то в этот же момент изменятся внутренние убеждения и отношение к законности и правопорядку. Может быть, если есть столько недовольных и обиженных людей из "нормальных" семей, стоит все-таки государству их поддерживать и поощрять - не для всеобщего скорого обогащения за счет государства, а для того, чтобы показать, насколько большой ценностью для страны являются семьи, пусть "думающие" как нигилисты, иногда поступающие, как "нигилисты", но все-таки сохраняющие семью, любящие детей и старающиеся выжить достойно. Современные родители в нашей стране сосредотачивают усилия на материальном обеспечении детей, их здоровье и поступлении в вузы. Это "приоритетные" направления обычной, "нормальной" семьи. Многие признаки правового нигилизма прочно вошли в быт семьи и не расцениваются как опасное для общества явление. Однако, есть опасность того, что дети, выросшие в атмосфере семейного правового нигилизма, став взрослыми, проигнорируют, например, свою обязанность заботиться о престарелых родителях, тогда будут искать виноватых - наверное, государство окажется крайним, потому что люди не любят признавать своих ошибок. Глава 2. Возможности российского законодательства в профилактике "семейного" правового нигилизмаТеоретики права предупреждают о том, что нельзя делать идола из законодательства, ошибочно думать, что при помощи самого хорошего закона можно исправить положение вещей: нужны какие-то дополнительные меры [14]. Правовой идеализм называют обратной стороной правового нигилизма. Поэтому, я предлагаю не только некоторые поправки в существующие нормативные акты, но примерный механизм того, как можно добиться результата.В Главе 1 отмечалось, что опрошенные родители затруднялись с перечислением своих непосредственных обязанностей, но, обязанность "воспитывать" называли многие. Воспитание в каждой семье понимают по-своему, и законодательство так же не разъясняет это требование. У нас есть предложение дополнить более конкретными требованиями наиболее расплывчатые, неопределенные положения нормативных актов, которые регулируют семейные правоотношения. Конституция РФ будет являться "регулятором", компасом, который не позволит внести поправки, ограничивающие права членов семьи. В рассматриваемых законах курсивом выделены поправки.Семейный кодекс РФ, ст.63. Права и обязанности родителей по воспитанию детей.П.1…обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; обеспечивать их правомерное поведение.Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст.5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, обеспечению правомерного поведения, защите прав и интересов несовершеннолетнего, влечет предупреждение или наложение административного штрафа…Указанные поправки частично обоснуют логичность предлагаемого изменения в Гражданском кодексе РФ, хотя эта поправка, видимо, слабое место в моих предложениях. В Статье 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, п.3, сказано, что если малолетний нанес вред во время нахождения в образовательном учреждении, то это учреждение отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.Я считаю, что родители 13-летнего, например, ребенка, который умышленно портит школьное имущество, специально срывает уроки (кстати, нарушает права своих одноклассников на образование) и при этом является малолетним, должны отвечать за причиненный им вред, как материальный, так и моральный. Почему потом другие родители должны нанимать репетиторов, или учитель должен дополнительно заниматься со всем классом? Так что, нужно продумать, как грамотно внести поправку в эту статью.Многие родители рассказывают о том, что в прежние времена на родителей, дети которых нарушали дисциплину, плохо учились, воздействовали через разные органы по месту работы. Возможно, настало время внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, ст.22. Обязанности работодателя. Например, обязать работодателя реагировать в рамках закона на обращения школы, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органов и т.п. Еще в 70-е годы В. Овчинников писал в книге "Ветка сакуры" о том, как поддерживают работодатели - капиталисты систему семейного воспитания у своих работников, организуют корпоративные праздники с обязательным посещением всей семьей и т.д.Закон РФ "Об образовании", ст.2. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования строится на следующих принципах:1) …Воспитание уважения к Конституции РФ, законам; воспитание трудолюбия и уважения к труду, любви к окружающей природе, Родине, семье; соблюдение и уважение прав и свобод человека.Ст.14. Общие требования к содержанию образования.1. Содержание образования должно быть ориентировано на…. развитие общества, уважение конституционных норм, законность и правопорядок, укрепление и совершенствование правового государства.2. Содержание образования должно обеспечить…формирование человека и гражданина с высоким уровнем правовой культуры, …3. Содержание образования должно содействовать…формированию навыков правового поведения и уважения к закону…Ст.18. Дошкольное образование.1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, прививая ему навыки законопослушного поведения.В ст.16 п.2 указывается, что образовательное учреждение обязано знакомить родителей с Уставом школы, но, как видим, на практике это делается не всегда. Видимо можно в эту статью внести дополнение "о чем должна быть сделана запись на заявлении о приеме и стоять подпись родителей и директора школы".Для того, чтобы родители знали закон и выполняли свои обязанности, нужно, чтобы все формулировки были четкими, чтобы каждый понимал не так как ему удобно, а так, как требует закон. Например, если в словаре написано, что воспитание - это процесс присвоения "социокультурных ценностей", то не каждый родитель будет смотреть в словарь, а если и посмотрит, то может сам определить, что для него является такой ценностью. Если же в законе требуется, чтобы родители обеспечивали правомерное поведение детей, то они задумаются, как организовать их досуг, как воспитать уважение к закону. Многие родители в интервью говорили о том, что не любят посещать родительские собрания в школах, так как "это только информация об учебе, поведении и сбор денег". Практически все родители высказали желание, чтобы хотя бы в школе на собраниях их знакомили с законами, с различными вопросами воспитания, психологии и т.д. Для того, чтобы образовательное учреждение занималось такой просветительской работой с родителями, можно использовать возможности Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", тем более, что органы управления образованием входят в систему профилактики.Данные органы могут издавать различные нормативные акты в этом направлении, влиять на совершенствование, например, регионального Закона об образовании. Вообще Закон № 120 очень интересен, с точки зрения возможности предупреждения формирования правового нигилизма в нормальных семьях, если, конечно, его доработать в этом направлении. Я думаю, что это тема отдельного исследования.Поскольку СМИ играют серьезную негативную роль в процессе формирования правового нигилизма, а цензура конституционно запрещена, можно было бы подумать об обязательной социальной рекламе, по примеру рекламы о последствиях нарушений правил дорожного движения, защиты дикой природы. Можно обязать различных производителей товаров и рекламодателей в обязательном порядке на каждые несколько роликов рекламы товара давать ролик социальной рекламы с текстами закона об обязанностях и ответственности родителей. Можно даже объявить конкурс, гранты для населения за лучшую идею.Во многих странах при регистрации брака супругам дарят памятки, где прописано не только, куда они могут обратиться за помощью и консультацией, но и их обязанности, и ответственность, в том числе - за воспитание и поведение детей. Как видим, можно построить и наладить целый механизм по правовому воспитанию самих родителей и, тем самым укрепить "благополучную" с внешней точки зрения семью, не нарушая при этом конституционных прав и свобод граждан.ЗаключениеПравовой нигилизм как явление в целом достаточно серьезно изучен отечественными теоретиками прав, раскрытии причины и источники его появления, рассмотрены исторические корни и философская база. Проблемы практического проявления данного явления в подростковой среде рассматриваются в основном на примерах отклоняющегося поведения детей из асоциальных семей.Автору не удалось ознакомиться с работами, которые освещали бы достаточно актуальную проблему - правовой нигилизм "внутри" самой обычной, "нормальной", по выражению учителей семьи. Поскольку таких семей значительно больше, чем семей асоциальных, то сегодняшние школьники-подростки, с четко сформированным неприятием закона вряд ли смогут строить правовое государство и гражданское общество.В процессе опытной работы автору удалось установить, авторитет родителей чрезвычайно высок для детей в таких семьях. Родители не скрывают от детей своего неверия в закон, некоторых нарушений закона, объясняя это, как принято, несправедливостью и обидами на государство за нелегкие материальные условия жизни. Вместе с тем, родители слабо представляют свои обязанности и ответственность за противоправное поведение детей.В повседневной жизни люди руководствуются скорее своими представлениями о справедливости, морали, нежели законом. Школьники с законодательством знакомы лучше, чем их родители, но руководствуются в своем поведении тем же, чем самые авторитетные для них люди - своими собственными представлениями, буквально цитируя родителей.Анализ существующего законодательства, регламентирующего права и обязанности, ответственность родителей, позволил сделать вывод о том, что многие нормы родителям просто непонятны, поэтому они трактуют их вольно. Кроме того, многие не знакомятся с законами, так как не верят в то, что "право выше власти".В данном исследовании сделана попытка уточнить наиболее вольно понимаемые формулировки законов для того, чтобы каждый человек мог истолковать требование закона однозначно. Кроме того, предлагается определенная система профилактики правового нигилизма и правовой безграмотности родителей. В практике одной из средних школ по нашей инициативе начинает работу правовой лекторий для учителей и родителей. Опрос общественного мнения родительской общественности и педагогов показал, что большинство родителей и учителей одобряют такую работу.Вместе с тем, автор считает, что большие возможности в профилактике правового нигилизма у родителей и их детей заложены в реализации Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", что, вероятно и послужит продолжением данной работы.Источники и литература1. Конституция РФ. М., 1999, 46 с. 2. Гражданский кодекс РФ. М., 2005, 446 с. 3. Закон РФ "Об образовании". М., 2005, 45 с. 4. Закон № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". М., 2005, 75 с. 5. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2005, 318 с. 6. Семейный кодекс РФ. М., 2005, 65 с. 7. Трудовой кодекс РФ. М., 2005, 205 с. 8. Федеральный закон № 108-ф3 "О рекламе". М., 2005, 42 с. 9. Азаров Н.И. Теория государства и права. М., 2001, 140 с. 10. Даниленков А.Г. Проблемы девиантного поведения подростков. Дисс. Канд. Пед. Наук, Калининград, 2000, 180 с. 11. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Минск, 1999, 221 с. 12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области за 2004 год. Калининград, 65 с. 13. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993, 235 с. 14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004, 512с. 15. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. Дубна, 2001, 245 с. 16. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения. Аналитический вестник СФ ФС РФ. - №16 (83).М., 1998. 17. Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2005, 800с. 18. Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995, 252 с. 19. Тумаков В.А. “О правовом нигилизме" Советское Государство и право № 10/1993г 20. Тумаков В.А. “Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. "Государство и право" №8/1993г. 21. Школьный словарь по обществознанию / под. ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2005. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |