|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Школы-пансионы: зло или благо?Школы-пансионы: зло или благо?Школы-пансионы: зло или благо? В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей - школу-пансион. С каждым годом число российских подростков, которые учатся и живут в таких школах, увеличивается. Настолько ли новая эта система воспитания ребенка вдали от дома? Что хорошего в этих загадочных образовательных учреждениях? Как могут родители расставаться со своими любимыми детьми, отдавая их в руки пусть профессионалов, но чужих людей? Чтобы ответить на все эти вопросы, было проведено специальное исследование, прочитано огромное количество отчетов и статей, написанных разными общественными, международными, социологическими организациями, но за основу этой статьи были все же взяты исследования и аналитические выкладки, сделанные канадскими и английскими ассоциациями и объединениями, занимающимися проблемами развития образования. Школы-пансионы упоминались еще во времена Древней Греции, но наибольшую популярность такая система воспитания и образования получила в Англии. Многие английские школы-пансионы имеют многовековую историю, которой гордятся, иногда даже тем, чем не следовало бы. В США школы-пансионы стали появляться практически с начала 19 века, но делились они в основном на две категории: школы для детей с достатком и школы для детей с проблемами в поведении. Школы-пансионы до сих пор отличаются разными направлениями в методиках обучения и воспитания: религиозные, военные, специализированные, для мальчиков, для девочек или смешанные. Но школы-пансионы негласно еще делятся на те, которые принимают детей с проблемами в поведении и на тех, которые принимают только «шелковых» учеников, не желая тратить время на возможные проблемы подростков. По данным Международного Канадского Агентства Разработок при Общественной Ассоциации Сервиса для Иностранцев интерес к школам-пансионам ежегодно возрастает, что объясняется следующими факторами: · Чаще всего школы-пансионы - это частные учебные заведения, где четко сохраняются традиции, обозначенные концепциями и Уставами школ; · Большинство таких школ относит себя к элитным учебным заведениям; это заставляет администрацию таких школ набирать небольшие классы и больше внимания уделять каждому учащемуся, проводить дополнительные творческие и спортивные занятия с детьми после уроков; · Такие школы быстрее реагируют на изменения в образовательных программах, так как обычно они лучше оборудованы и имеют попечительские советы. Когда читаешь выкладки из отчетов вышеупомянутой Ассоциации о школах-пансионах, начинаешь подозревать, что эта ассоциация имеет какой-то живой интерес в пропаганде школ-пансионов. Появляются новые вопросы и подозрения: неужели детям лучше учиться в закрытой школе, чем жить дома рядом с мамой и папой? Как дети не страдают от отсутствия родительской заботы и ласки? Ответ был найден в рапорте Христианской Организации Международного Взаимодействия: оказывается, психологами даже придуман термин, которым характеризуют ребенка, учащегося в школе-пансионе. Термин, при расшифровке, дает следующее значение: ребенок третьей культуры. Объясняется такой феномен следующими причинами: · Ребенок третьей культуры - это человек самостоятельный и независимый, умеющий принимать решения; · Учащиеся адаптированы к любой незнакомой обстановке; · Связь между студентами сохраняется в течение многих лет; · У детей третьей культуры развито чувство здорового соперничества между собой не только в учебе, но и в творчестве, без страха быть униженным или осмеянным в силу того, что все хорошо знают друг друга и живут рядом; · Большой выбор дополнительных кружков, секций, клубов побуждает детей третьей культуры пробовать себя в различных областях и сферах; · Строгие правила и отработанная система контроля не только в часы утренних занятий, а круглосуточно не дает ребенку третьей культуры находиться в изоляции или бездействии; · Система общежития учит ребенка нести ответственность за себя и свою комнату, за своих друзей и за школу вообще; · Организация постоянного контроля и помощи со стороны преподавателей и воспитателей, помогает ребенку переживать кризисы подросткового возраста, решать проблемы с учебой и поведением. В заключение утверждается, что практически 90 процентов выпускников школ-пансионов гордятся своими школами и действительно считают себя людьми особенными и приспособленными к жизни. Кастовость, можно сказать. Начитавшись таких статей, хочется бежать бронировать место для своего любимого ребенка в ближайшей школе-пансионе, боясь, что он один останется без должного образования или необходимого ему ухода. Но как только начинаешь искать информацию о таких школах, тут же теряешься не только в названиях, академических программах, но и в количестве стран, где эти самые школы есть. Интернет пестрит самыми негативными отзывами о таких школах: в Ирландии- наркомания; в Англии - менингиты и безобразная еда; у нас - драки, мат и охранники в классах. Конечно, от такой парадоксальной нестыковки между статьями в Интернете и документами различных ассоциаций и организаций, анализирующих работу школ-пансионов, становится не по себе. Кому верить? В такой ситуации нормальный человек отложит все эти новомодные идеи подальше, а ребенка оставит дома, поближе и на глазах. Но «на глазах» ли наши дети? Что делает подросток, пока родители работают? Какой дорогой он идет из школы домой, а от дома к репетитору? Действительно ли он гуляет с собакой во дворе, а не стоит в соседнем подъезде с неизвестными друзьями? От этих вопросов хочется уволиться с работы, быть всегда дома и водить любимого и родного ребеночка за руку в школу, обратно из школы, следить, в какие компьютерные игры играет и с кем в чате общается, какие DVD смотрит. Блаженны те, кто может себе это позволить. Понятно, что в ситуации, когда работа - это не роскошь, а средство выживания, снова начинаешь задумываться о вариантах, при которых и ребенок был бы под контролем и материальный достаток оставался стабильным. Тут хочется привести отрывок из очень информативной статьи, опубликованной газетой «Известия» 18 ноября 2002 года: Неизбежна и другая проблема: даже дружеская атмосфера и самые комфортные, но казенные условия проживания не заменят ребенку родительской любви, домашней обстановки.
Счастье - вещь призрачная и всеобъемлющая, но если кратко выразить элементы его составляющие, то всегда получается, что счастлив человек, когда он спокоен, когда он востребован и когда он получает необходимую долю уважения к себе как личности. Это рецепт Карла Юнга, но спорить с ним или придумывать что-то новое не имеет смысла. Перечитав снова все плохое и хорошее о школах-пансионах, отбросив явно заказные статьи и злобные выкрики, начинаешь уже понимать, что к чему. В Англии есть великолепные школы-пансионы, где налажена не только система контроля, обучения и воспитания, но где созданы человеческие условия для проживания детей в нормальных санитарных условиях. Школа «Дрэгон»- Дракон, кстати, именно в этой школе учится девушка Эмма Уотсон больше известная как Гермиона из «Гарри Поттера», находится в городе Оксфорд. Это дорогая школа, очень, но и уровень подготовки, который показывают дети, заставляет удивляться. В Северной Ирландии - «Королевская школа», которая в отличие от многих ирландских школ, готовит детей к английскому варианту выпускных экзаменов, а не к ирландскому сертификату, который часто потом не принимается университетами в Европе без дополнительных тестов, тоже заслуживает внимания. Школа-пансион «Терзак» во Франции готовит по программе Международного Бакалавриата, что является полноценной альтернативой английскому диплому GCE(A), тем более что этот вариант академической программы кажется даже немного сложнее, чем GCE(A) - английский сертификат о полном среднем образовании. На Мальте - Русская школа-пансион - RBSM, вообще уникальное учебное заведение. Эта школа с почти десятилетней историей, с великолепной материальной базой, прекрасными, даже роскошными условиями проживания детей, предлагает еще и соединение двух академических программ: российской и английской: часть предметов изучается на русском языке, а часть - на английском. Замечательно еще и то, что после окончания школы дети получают два документа: наш аттестат и диплом английского образца - RBSM, что дает возможность ребенку продолжать учебу либо в России, либо в Европе - по выбору. Идеальное место для того, чтобы ребенок плавно адаптировался к жизни в другой стране. В Швейцарии очень понравилась «Американская школа-пансион Лейзин», где есть возможность выбрать академическую программу, по которой ребенок будет учиться: по американской системе или по программе международного бакалавриата, а также заниматься такими видами спорта как горные лыжи, сноубординг, даже альпинизм. Последний важный аспект, который нельзя обойти вниманием и который так часто слышишь от родителей, которые уже отправили или почти готовы отправить своих детей учиться за границу: а много ли в школе русских? Чем русские русским мешают, остается исторической загадкой, но это дело взрослых - разбираться, почему нам друг с другом всегда мало места: то ли аура у нас, у русских большая, то ли в воспитании проблемы, что общаться не можем с себе же подобными. Но когда дело идет о ребенке, который еще не имеет ни опыта, ни психологической силы противостоять давлению незнакомой среды, а вдобавок, чаще всего не знает языка, чтобы суметь защититься и отстоять свое мнение, то вопрос о наличии русских кажется садистским по отношению к собственному ребенку. Если ребенок оказывается в другой стране, то в любом случае он оказывается в другой языковой среде, есть ли там русские, нет ли там нас, (а мы есть везде, не правда ли?) Сама культура, быт и окружение вокруг будут иностранными. Глупо думать, что ребенок, отправленный изучать язык в глухую деревню, домой вернется гением в лингвистике. Да, ребенок будет запоминать фразы, повторять их и использовать в нужном месте, в нужный час, копируя произношение и манеры жителей, например, английской деревни, но это будет не понимание и изучение, а заучивание и повторение. Самое интересное, что, изучая иностранный язык изолированно от грамматики родного языка, дети теряют связь между этими двумя языками и получается еще один феномен: ребенок может сказать фразу на иностранном языке, но не может перевести ее на родной русский и наоборот. Изоляция при изучении иностранных языков хороша, когда у человека уже есть знание грамматики и практика перевода, тогда идет шлифовка произношения, интонации, расширение словарного запаса. Все современные коммуникативные методики изучения иностранных языков рассчитаны на то, чтобы научить вас говорить на бытовые темы, но они не ставят своей задачей подготовить вас к учебе в университете, к написанию конспектов или огромных рефератов. Из всего этого получается, что хорошо бы нашу методику преподавания да в другую страну, чтобы и ребенок здоров и цел был, и знания получил соответственно международным требованиям. Такая вот сложная дилемма. Решайте этот злободневный вопрос во благо ребенка так, чтобы не образ Шарикова, а Профессора Преображенского стал типичным для России. (Эльзе Айнштайн) |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |