|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная работа в школеСоциальная работа в школеСодержание
Обучение, Воспитание, Развитие, в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.В целом образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать его как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.Условия для успешного развития системы образования:Современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью.В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи.Образованным сегодня может считаться человек: который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.Социальный работник призван не только выполнить в образовании миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит:От возрастных особенностей детей-дошкольников;От научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему.Предметом заботы социального работника являются:Потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции. В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., - и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.В соответствии со ст.18, раздела 2 упоминавшегося Закона "Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность. Можно обозначить соответствующие рабочие поля:Дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);Работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);Воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);Формы, содержание методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);Социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);Социальная работа в школе.Направления деятельности по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит:организационно-профилактический характер:выявление детей с симптомами социального неблагополучиявыяснение причин неблагополучияорганизация системы адресной социальной помощи детям.Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. Учителя не обязаны, стремится устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным педагогом, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.д.В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методом решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.В современный период можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;в школах-интернатах, детских домах, приютах;в лесных школах, детских санаториях;в социально-образовательных центрах;в реабилитационных и коррекционных центрах;в культурных центрах, центрах досуга;в летних лагерях труда и отдыха.1.2 Сущность работы социального педагога в образовательном учрежденииСодержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств.Основные должностные обязанности социального педагога состоят из:Организации воспитательной работы в классе;Направления на формирование общей культуры личности;Адаптацию личности к жизни в обществе;Уважение к окружающей природе;Изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий жизни;Выявление интересов и потребностей воспитанников;Раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;Изучение отклонения в поведении;Оказание своевременной социальной помощи и поддержки обучающимся и воспитанникамВыступать посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти;Способствовать реализации прав и свобод обучающихся;Создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;Создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;Взаимодействовать с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;Участвовать в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, нести ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции;Проводить периодические рейды в семьи учащихся.Направления работы социального педагога:Работа с детьми "группы риска";Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;Профилактика бродяжничества;Работа с детьми-сиротами;Работа с детьми, находящимися под опекой;Работа с неполными семьями;Работа с детьми, родители которых алкоголики;Работа с детьми-активистами;Работа с детьми-инвалидами и т.д.Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:Алкоголизм.Наркомания.Табакокурение.Социальная депрессия.Бродяжничество.Безработица.Инвалидность.Вынужденная миграция.Стихийные бедствия.Душевные потрясения.Социальная дезадаптация.Школьный социальный педагог - в организации своей работы уделяет особое внимание защите ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.Социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании ему помощи. Детей, исключенных из школы, социальный педагог помогает устроить в другую школу.Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношения людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности.Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;2. Должностная инструкция;3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле;8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;12. Методические рекомендации для родителей;13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;14. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:Обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;Организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;Содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;Представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.Если обобщить всю деятельность социального педагога, то она должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобы обеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.1.3 Функции, методы и формы социальной работы в школеВ условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:Выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;Оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;Налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;Изучает общественное мнение в школьном коллективе;Организует социально-психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;Разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;Организует работу школьного телефона доверия;Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.Справочное пособие по социальной работе М.: Юристъ, 1997.Основными принципами деятельности социальной службы являются:Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;Объективность - учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;Коммуникативность - организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;Оперативность - быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;Автономность - социальная служба должна быть независимой от административных школ, органов управления образования и других властных структур;Репрезентативность - представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;Адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.Его задачами являются:Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.Школьная психологическая служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний.Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам.Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами: школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по "вторичной" социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т.д. различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.В свете новой педагогической парадигмы миссия социального педагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения.Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формирование социальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах и приютах.Формы и методы школьной социальной работы:групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);работа с родителями, представление интересов родителей;профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);супервизия;научное обоснование, сопровождение и оценивание.Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.2. Диагностическая, т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.4. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.1.4 Учреждения социального обслуживания, профилактики и реабилитации семьи и детейВ нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организовывается семейный отдых.Наиболее распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяются работа различных служб. К таким центрам относится служба реабилитации, занимающаяся людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В ней оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам.В центрах реабилитации детей-инвалидов - оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка.В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, создаются временные приюты. Более распространенны приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната.В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.В центрах социальной реабилитации детей и подростков занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.На государственные, муниципальные, общественные и частные средства создаются центры семейного досуга. Там работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих службах созданы службы "Телефон доверия", службы социальных педагогов, различные семейные клубы.Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с ребенком и семьей.Глава II. Анализ работы социального педагога моу "сош № 5" города лянтор2.1 Социально-воспитательное направление работы социального педагога школы №5В МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" в системе ведется работа с детьми девиантного поведения. Основные задачи образовательного учреждения:Дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, развить свои потенциальные возможности;Вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.Основное направление работы с такими детьми - изучение семьи, постоянная работа с учащимися и их родителями. Социальный педагог планирует социально-воспитательную работу на весь год (см. приложение 1).Социальный педагог проводит мероприятия по профилактике правонарушений среди подростков:Создание в школе банка данных "Обратите внимание!"Продолжение работы Совета Профилактики (правонарушения, безнадзорность)Проведение общешкольных и классных родительских собраний с вынесением на повестку дня вопроса о профилактике правонарушений среди подростков Организация встреч с работниками милиции, поликлиники Работа в школе педагогического и родительского патруля Вовлечение детей из группы "риска" в кружковую деятельностьПроведение рейдов в трудные семьи"Работа "Службы психологической помощи"Составить и провести ряд внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений. (ПДД, наркомания, курение, алкоголизм)Организация совместной деятельности школы с инспекцией по делам несовершеннолетних, библиотеками, музеем, центром детского творчества Проведение МО классных руководителей, включив в повестку дня вопрос о правонарушениях подростков Проведение в школе месячника по правовому воспитанию Участие в районном мероприятии "Безопасное колесо"Создание в классах школы "Уголков безопасности"Проведение педагогического совета "Игры с беседой".Лянторская средняя общеобразовательная школа №5 совместно с Городским Отделом Милиции проводит работу по профилактики и предотвращению правонарушений (см. приложение 2).Социальный педагог обеспечивает социальную защиту личности в мероприятиях по воспитанию, образованию и развитию школьников, обучающихся в образовательном учреждении. Его задачи:Способствовать гражданскому становлению детей, их духовно-нравственному, патриотическому воспитанию через активное сотрудничество с различными воспитывающими силами.Проведение мероприятий, обеспечивающих вовлечение во внеурочную деятельность учащихся из социально незащищенных семей.Содействовать материальной, юридической, научно-методической поддержке социально незащищенных семей.Содействовать социальной адаптации учащихся к условиям обучения в школе, созданию психологического комфорта и безопасности личности, обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде (см. приложение 3).Также социальный педагог работает с социально незащищенной категорией детей:Корректирует данные и составляет списки детей по социальному статусу: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, с потерей одного из родителей; дети-инвалиды; дети, находящиеся под опекой; неблагополучные семьи; "трудные" дети;Заполняет социальные паспорта классов;Изучает социально-бытовые условия многодетных семей. Посещает их на дому;Изучает социально-бытовые условия детей, лишившихся одного из кормильцев. Посещает их на дому;Изучает социально-бытовые условия жизни неблагополучных семей. Посещает их на дому;Содействует в оказании материальной помощи малообеспеченным детям;Содействует в организации летнего оздоровительного отдыха детям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей;Поддерживает тесную связь с органами ОСЗН для уточнения информации о социально незащищенной категории населения.Социальный педагог вместе с классными руководителями или воспитателями используют индивидуальную профилактическую работу с учащимися и их родителями. В такой работе используются нормативно-правовые документы:ФЗ №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".Положение Управления образования о внутришкольном учете.ИПР проводится с несколькими категориями учащихся на основании ФЗ №120 и положения о внутришкольном учете образовательного учреждения. Вот основные из них:Учащиеся, склонны к пропуску уроков;Учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми);Учащиеся, совершившие преступления и правонарушения;Учащиеся, прошедшие курс реабилитационных мероприятий (состояли на учете в КДН, как находящиеся в СОП, сняты с исправлением);Учащиеся, в отношении которых решался вопрос о присвоении статуса социально опасного положения на заседании КДН, в присвоении статуса было отказано.Мероприятия, которые можно использовать при составлении плана ИПР с учащимися и семьями:Посещение семьи с целью выяснения причины пропусков уроков учащимся;Обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;Индивидуальная или групповая коррекционная работа с ребенком, если отказ от обучения связан с конфликтами со сверстниками, с отклонениями в поведении;Вовлечение подростка во внеклассные, общешкольные мероприятия;Вовлечение ребенка в кружки и секции, если отказ от обучения связан с взаимоотношениями с антисоциальными элементами;Закрепление за учеником общественного поручения;Направление родителей к специалистам школы: психологу, социальному педагогу, психиатру, медицинскому работнику, если пропуски уроков связаны с соматической ослабленностью, с отклонениями в поведении, с межличностными конфликтами;Проведение цикла бесед с родителями и подростками, если пропуски уроков связаны с педагогической безграммотностью родителей, ненадлежащим воспитанием родителей;Диагностирование детей и их родителей методом анкетирования, с целью получения достоверной и значимой информации;Обсуждение подростка и его родителей на Совете профилактики с целью выхода на комиссию по делам несовершеннолетних и постановки учащегося и семьи на учет, как находящихся в социально опасном положении, если проведенная ИПР положительного результата не дала. (см. приложение 4)В конце каждого учебного года социальный педагог готовит отчет по проведенной работе, где анализирует все плюсы и минусы своей работы.2.2 Адаптация и социализация детей из семей мигрантовОсновная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигрантов русского языка ведет к тому, что они плохо понимают или вовсе не понимают речь учителя, не усваивая по этой причине не только русский язык, но и другие школьные предметы учебного плана.Возникает и более сложная проблема - социальной и психологической адаптации таких детей к новой культуре, традициям, нормам морали, ценностям и ориентирам.Педагогический коллектив МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5":Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;Обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;Организует медицинский сервис (учащимся оказывается медицинская помощь, регулярно проводятся профилактические осмотры и иммунопрофилактика, витаминизация);С целью погружения в языковую среду организуется дополнительное обучение, факультативные и индивидуальные занятия. При сложности определения уровня знаний ребенка, а также при очень слабом уровне владения им русским языком, по согласованию с родителями учащегося, администрация школы предлагает продолжить обучение ребенка в классе ступенью ниже);Способствует в организации профильного и предпрофильного обучения.Социальным педагогом разрабатывается и реализуется программа социальной реабилитации несовершеннолетних, направленная на выход из трудной ситуации.Для успешной адаптации детей мигрантов в новых условиях проживания в МОУ "ЛСОШ №5":ведется систематизированный учет детей из семей мигрантов,решается вопрос об организации обучения детей мигрантов, слабо или вовсе не владеющих русским языком, без ущерба для образования других учащихся,социальной и психологической службой ведутся занятия, обеспечивающие координирование личности в новом коллективе, облегчающие коммуникативный процесс;воспитательная служба организует досуговую деятельность детей из семей мигрантов (рекомендует посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам и пр.);классные руководители обеспечивают максимальное общение такого ребенка со всеми членами классного коллектива, по мере возможности или необходимости вовлекают его во внеклассную и внешкольную деятельность;работники библиотеки обеспечивают ребенка из семьи мигрантов необходимыми учебниками, рекомендуют посещение в свободное от учебы время библиотеки, помогают сориентироваться в выборе заинтересовавшей или необходимой литературы;в МОУ организовано бесплатное горячее питание для всех категорий школьников.2.3 Модель организации социокультурного пространства МОУ "ЛСОШ №5"1. Характеристика социокультурной среды школы.Цели:Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.Задачи:Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Организация занятости детей во внеурочное время.Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города.Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и их семей "группы риска".Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.Проблемы:Снижение общего культурного и социального уровня населения;Наличие неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения в микрорайоне школы;Низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);Отсутствие в микрорайоне центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время;Направление работы:Организация досуга и профориентацияЭтапы реализации:1-й этап - подготовительный:диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время. Диагностика осуществляется с помощью методик:составление социального портрета учащихся "группы риска" и неблагополучных семей;характер проведения свободного времени;диагностика уровня посещаемости кружков;анкетирование на приверженность учащихся к вредным привычкам.Наблюдения за изменениями в социокультурной жизни города.Работа Совета профилактики беспризорности и правонарушенийОрганизация родительского патруля Посещение семей учащихся и обследование жилищно-бытовых условий проживания Взаимодействие с ИДН, КДН, центром социальной помощи, учреждениями культуры2-й этап - практическийУчастие во всех мероприятиях микрорайона;Расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями города;Расширение сети кружков по интересам в школе;Организация работы с категориями "группы риска"Главной целью учебно-воспитательной работы школы является формирование всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.Перевоспитание школьника - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. В школе имеются все условия для развития учащихся. Работает социальный педагог, психолог, Совет профилактики беспризорности, Совет школы. Широкая сеть кружков и секций позволяет найти дело по душе каждому. Программа коллективных творческих дел позволяет каждому проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе.Этапы реализации:1-й этап Диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.2-й этап Мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.3-й этап Коррекционная работа с категориями "группы риска".Основные компоненты системы работы Лянторской средней школы №5 с учащимися, имеющими проблемы в поведении и развитии:Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы.Определение причин отклонения в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонении в поведении.Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.Вовлечение учащихся, имеющих проблемы в поведении и развитии, в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.Изменение условий семейного воспитания.Ожидаемые результаты:Отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;Повышение культурного уровня детей и молодежи;Обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;Снижение социальной напряженности в семьях учащихся.В своей работе социальный педагог руководствуется нормативным документом "Положением о социальном педагоге образовательного учреждения", "Конвенцией ООН о правах ребенка", "Конституцией", законом об образовании (см. приложение 5).Работа социального педагога дает не сразу положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.ЗаключениеСегодня назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, поэтому особое значение приобретает новая профессия - социальный педагог. В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, в семье. Это дети больные, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. А также это дети одаренные.Социальный педагог организует внеучебное время школьника. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.Детей исключенных из школы он помогает устроить в другую школу, помогает освоиться в новом коллективе. Он контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями, бесплатные "школьные" завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.Социальный педагог изучает интересы не только детей, но проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и детьми.В моей курсовой работе есть описание практической деятельности социального педагога МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5", что позволяет лучше представить себе суть деятельности социального педагога в школе. В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.В работе социального работника также идет огромная помощь, со стороны милиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Более частые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшей воспитательной работе.Таким образом, можно сказать, что все поставленные цели и задачи в моей курсовой работе были выполнены.Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.Профессия социальный педагог еще мало развита, и пока не каждая школа имеет у себя в штате такую ставку. Но можно надеется, что в скором будущем в каждой школе будет социальный педагог, и вот тогда начнут снижаться очень много проблем, которые появляются во время учебного процесса.Список использованной литературы1. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 512 с.2. Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.3. Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // российский журнал социальной работы. 1997. №2. С.115-117.4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2001.5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1997.6. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 205.7. Справочное пособие по социальной работе. М.: Юристъ, 1997.8. Социальная работа // Российский Энциклопедический словарь. 1997. Т.1.9. Концепция о правах ребенка - Учебник. - М.: Российское пед. агентство. - 1996. - №5. - (С.356-366).10. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. - 1996. - №5. - С.35-38.11. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-3612. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.13. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во "Союз", 1994. - с. 199.14. Социальная работа/Под общ. ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.15. Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Акт. гос. ун-т. Барнаул, 1993. Вып.2. С.94-102.16. Малых В.Н. Социальная работа и общество // Социальная работа: теория, технология, образование. МГСУ. 1997. №2. С.59.17. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1989.18. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1982.19. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. М., 1990.20. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьева, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинова и др.М., 1994.21. Лебедев О. Когда крепости пали // Народное образование. - 1994. - №5. - С.26-30.22. Гуров В.Н., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. - 1994. - №2.23. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5\6. - С.45-49.24. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ "Полиграф. ресурсы". - М., 1998, с.42425. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.ПриложенияПриложение 1
Приложение 2 План совместной работы по МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" с ГОМ г. Лянтор на 2009-2010 учебный год.
Приложение 3 План работы социального педагога по МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" на 2009-2010 учебный год
Приложение 4 План работы Совета профилактики на 2009/2010 учебный год
Приложение 5 Приложение к Приказу Комитета по образованию Положение о социальном педагоге образовательного учреждения 1. Общие положения Социальный педагог - сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций города. Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. Обязанности социального педагога образовательного учреждения может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога. Социальный педагог взаимодействует с руководителем образовательного учреждения, учителем, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателем, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (лицами, их заменяющими). Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства. Прием и увольнение социального педагога производится в порядке, установленном КЗоТ. (Кодекс законов о труде) Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения. Аттестация социального педагога производится аттестационной комиссией в установленном законом порядке. Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Уставом учреждения. 2. Содержание работы социального педагога образовательного учреждения Содержание работы социального педагога определяется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (воспитанников). Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении включает в себя: учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни; контроль за движением учащихся; предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения; изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей образовательного учреждения; учет педагогически и социально неблагополучных семей; осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации; осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города; объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям. 3. Права и обязанности социального педагога В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: 3.1 Руководствоваться Законом "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения. 3.2 Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся. 3.3 Совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога. 3.4 Препятствовать принятию решений, ущемляющих права воспитанников. 3.5 Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции. 3.6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти. 3.7. Планировать и вести регистрацию выполненной работы. С соблюдением сроков и форм отчетности докладывать о результатах своей работы. Социальный педагог имеет право: 3.8. Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 3.9. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся. 3.10. Собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков. 3.11 Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей. 3.12. Делать официальные запросы в государственные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершеннолетних. 4. Организационные вопросы деятельности социального педагога Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы. Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |