|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Современная педагогикаСовременная педагогика11 Министерство образования и науки Украины Харьковский государственный экономический университет Кафедра педагогики РЕФЕРАТ на тему: “Современная педагогика" 2008 Педагогика - наука о воспитании и обучении составляющих единый педагогический процесс. Педагогический процесс - это единство элементов обучения, воспитания, научной и педагогической работы с целью всестороннего развития человека. Предмет педагогики - это пед-кие взаимосвязи всех элементов воспитательного процесса Образование - процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня Модели образования: как государственно-ведомственная организация модель развивающего образования (Давыдов, Рубцов) традиционная (Мажо, Кро) рационалистическая (Блу, Скинер) феноменологическая (Маслоу, Роджерс) неинституциональная (Рудман, Холд) Способы получения образования: стационарное вечернее заочное индивидуальное дистанционное Формы организации образовательного процесса: лекции (диалог, обозрение, деловая игра) семинар (вводно-установочный, обучающий, контрольный, контрольно - нацеливающий, семинар по доказательству теорий, семинар исследовательского типа, семинар-дискуссия, семинар - диалог) практические занятия самостоятельная работа студентов педагогическая практика Инновационные образовательные системы 20 века В процессе развития школы или вуза и образовательной системы в целом учитывают: абсолютную новизну относительную новизну изобретательство, оригинальность Классификация нововведений: основана на соотнесении нового к педагогическому процессу: в целях и содержании образования в методиках, средствах, приемах, технологиях трудового процесса в формах и способах организации обучения и воспитания в деятельности администрации, педагогов и учащихся на применении признака масштабности, объема локальные и единичные не связанные между собой комплексные взаимосвязанные между собой системные, охватывающие всю школу или вуз по признаку инновационного потенциала модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением комбинаторские видоизменения радикальные преобразования на группировке признаков по отношению к своему предшественнику замещающие отменяющие открывающие Современное мировое педагогическое пространство Мировое образовательное пространство - это национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и духовным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Стремятся к демократизации, интерес к одаренным детям, чтобы ребенок имел свободу выбора, уход от "среднего ученика" аразмус - лингва - программа повышения эффективности иностранных языков с младших класов эврика - координация исследований со странами восточной Европы эсприт - объединение усилий европейских университетов, НИИ, в создании новых информационных технологий эипдаст - программа совершенствования и планирования в управлении образованием в арабских странах темпус - общеевропейская программа направленная на мобильность университетского образования ирис - система проектов на расширение возможности проф. образования женщин Типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов регионы позитивно реагирующие на интеграционные процессы инертны к интеграции образовательных процессов Тенденции мирового образования: переход от элитного к высококачественному образованию для всех углубление межгос. сотрудничества увеличение гуманитарной составляющей Модели образования: американская немецкая российская английская Дидактика Выделяют функции обучения: образовательную; воспитывающую развивающую; профессиональную. Преподавание - процесс передачи опыта, знаний, умений и навыков Учение - активная роль обучающегося Подсистемы в структуре образования: выдвижение преподавателем задач и их понимание учащимися создание стимулов у обучающегося формирование и актуализация мотивов учения и тех знаний, которые были выдвинуты получение и восприятие обучающимся нового материала из разных источников осмысление и обобщение нового материала закрепление и совершенствование знаний применение знаний на практике, формирование умений и навыков проверка успехов у обучающегося в овладении знаниями, формировании умений и навыков Движущие силы процесса обучения - противоречия между: объемом знаний общества и отдельным человеком, которые заставляют совершенствовать содержание образования индивидуальной познавательной деятельностью и общественно историческим опытом познания достигнутым уровнем развития обучающегося и учебными задачами, возникающими в процессе обучения и в жизни процесс обучения - специально организованная форма передачи обучающегося и усвоения ими знаний, умений и навыков, исторического опыта накопленного предшествующими поколениями людей процесс обучения - взаимная деятельность преподавателей и обучающегося и направлена на овладение ими знаний, умений и навыков, на развитие у них познавательных возможностей и формирование у них личности Процесс обучения состоит: преподавание - передача знаний, умений, развитие навыков учение - усвоение знание, формирование умений и навыков у обучающегося Мотивы обучения: по длительности действия: дальние близкие по местонахождению: непосредственные косвенные по месту расположения стимулирующих факторов: внутренние внешние по виду эмоций: положительные отрицательные по содержанию: материальные моральные Закономерности: внешние (зависят от общественных процессов и устройств): социально-экономическая ситуация политические уровень культуры потребность общества и государства в определенном типе и уровне образования внутренние (связи между компонентами процесса обучения): Принципы обучения - основополагающие правила, положения, нормы поведения, которых должны придерживаться при осуществлении процесса обучения воспитующего обучения научности последовательности, системности и преемственности в обучении взаимосвязи теории и практики наглядности обучения доступности обучения прочности усвоения знаний, формирования умений и навыков эмоциональности обучения Методы обучения - это способы работы преподавателя и обучающегося при помощи которых достигается передача преподавателем и усвоение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование мировоззрения обучающегося Требования: научность доступность направленность на решение воспитательных задач результативность Классификация: по формам работы преподавателя и обучающегося: м-ды преп-я м-ды обучения по форме умозаключения в процессе обучения: индуктивный дедуктивный по способу изложения материала: сообщающие проблемные в зависимости от источника получения знаний, умений и навыков: словесные наглядные практические Принципы обучения - это отдельные операции п-ля и об-ся, к-е дополняют способ изложения материала Классификация: формирование и оптимизация отдельных операций мышления, активизация мышления; способствующие созданию проблемных поисковых ситуаций активизирующие переживания, чувства учащихся контроль, самоконтроль и самообучение управление коллективными и личными взаимоотношениями учащихся в процессе обучения Виды самостоятельной работы студентов: по месту С.Р. в учебном плане и соотнесению ее с аудиторной работой: С.Р., выполняемая в аудитории и лабораториях в спец. отведенное время С.Р., выполняемая вне аудитории, но строго нормируемая в уч. Плане (все виды практики, курсовые работы) С.Р., к-рая слабо нормируется и закл. в выполнении разл. переводов с иностр. языков, подготовка к самостоятельным занятиям в зависимости от того, какими порциями необходимо выполнять С. Р.: систематическая аккордная (в краткий срок и большими порциями) 3. в зависимости от уровня творчества при выполнении С. Р.: воспроизводящая творческая Контроль Функции: диагностическая обучающаяся организующая воспитательная развивающая Требования к контролю: объективность индивидуальность всесторонность системность гласность единство требований Виды контроля: входной текущий оперативный итоговый рубежный завершающий Методы: устный опрос письменный опрос м-ды комплексной проверки Формы: опрос тестирование проверка выполненных упражнений беседа оценка выступлений на семинарах Воспитание - это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами, организация разнообразной деятельности с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и духовных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми. Воспитание - сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. Методы воспитания -способы воздействия на сознании, чувства, волю и поведение человека с целью формирования из него всесторонне развитой личности Группы м-дов воспитания: м-ды формирования общественного сознания м-ды формирования общ. поведения, выработка у воспитуемых умений и навыков общественного поведения Орг. формы воспитания - это формы педагогически целесообразной орг-ции коллективной и индивидуальной деятельности воспитуемых, в к-й осущ-ся воспитательное воздействие Ср-ва воспитания - предметно-вещественные элементы, а также нек-е идеальные элементы, создающие условия для осущ-ния воспитательного процесса Предметно-вещественные элементы: наглядные пособия, книги, кинофильмы, произведения искусств Идеальные элементы: идеи, знания, теоретические положения, аргументы, факты из практики, действия. Список литературыМетодика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |