|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Современные парадигмы образованияСовременные парадигмы образования7 Министерство образования и науки республики Казахстан Павлодарский государственный педагогический институт СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОМАРОВА В.К. ПАВЛОДАР 2009 Содержание
Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Гуманистический потенциал идей, заложенных в теориях: развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); воспитывающего обучения (З.И. Васильева, К.И. Дулов и др.); целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин); индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт); приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию (Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр); формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин); диалогизация обучения (С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько). Разработка целостной теории гуманизации образования: М.Н. Берулавы, Г.Б. Корнетов, Н.И. Осухова, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает: новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся. Принципы гуманизации процесса обучения: познания и усвоения обучающимися в педагогическом процессе истинно человеческого; познания обучающимися себя как человека; совпадения интересов обучающихся с общечеловеческими интересами; предоставления обучающимися в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности; очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе; определения качеств формирующейся личности обучающегося, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса. Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований: безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание права личности быть не похожей на других; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций; учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка. ІІ. Личностно-ориентированный подход в образованииЛичностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.Функции личностного подходаохрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);опора (помощь в самоутверждении);помощь в становлении положительной Я - концепции.Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образованияМодель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;учащийся - субъект жизни;"реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;принятие учителем учащегося таким, каков он есть;недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;опора на самоактуализацию личности учащихся.II.2 Психолого-дидактическая концепция И.С. ЯкиманскойКонцепция основана на принципе субъектности.Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение.Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.Личностно-ориентированное образование - есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.Составляющие технологии ЛОО:система знаний;методика проведения личностно-ориентированного урока;оценка ученика в процессе усвоения знании.Позиционно-дидактическая концепция В.В. СериковаВ основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.Личностно-ориентированное образование - это образование:устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.Закономерности ЛОО:при проектировании образования учитывается "событие в жизни личности";проектирование обучения - совместная деятельность учителя и учащихся;образовательный процесс становится источником личностного опыта;обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.II.3 Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.Педагогическая технология рассматривается:как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностейкак принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.II.4 Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)Образование - часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.Цель образования - найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Компоненты культурологического подхода к ЛОО:отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: - природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.Ценности гуманистической педагогической культуры:не знание, а личностные смыслы учения ребенка;не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.Цель аксеологического компонента - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.II.5 Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью, можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих способностей.Вводит категории трех типов развития:категории "изменения" и "самоизменения" для созревания и роста;категории "совершенствования" и "самосовершенствования" - для процессов формирования;категории "развития" и "саморазвития" - для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека как субъекта собственной жизни).Главный вопрос - о самостоятельности человека, его самосознании, самобытности, самодеятельности.Позиция педагога, его личность оказывает влияние на личностно-ориентированное образование.II.6 Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям, умениям и навыкам - средство образования.Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю; учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение; формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; - домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.II.7 Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и самовоспитание.Условие самовоспитания:введение в предмет через генетически исходное понятие, что позволяет ученику строить гипотезы;не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при инициации сотрудничество и учителем;взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек зрения на проблему;взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при обнаружении, фиксации и обсуждении содержании "Я - концепции";обеспечение психологической безопасности работы группы, осуществление педагогической поддержки.Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания; разрешение этических ситуаций; тренинги.II.8 Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.Справка: синергетика - наука, изучающая системы с самоорганизацией.Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)
Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |