|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сравнительный анализ систем производственного обученияСравнительный анализ систем производственного обучения16 Реферат на тему: "Сравнительный анализ систем производственного обучения" 1. Понятие технологического образования Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология». Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч. Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (то есть наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Цель учебного предмета технология: Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. П. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Задачи данного учебного предмета: В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов: Технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. Электронные технологии (электрорадиотехнология: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии - использование ЭВМ в управлении технологическими процессами). Информационные технологии - использование ПЭВМ для решения практических задач. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы). Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Строительные ремонтно-отделочные работы. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. Производство и окружающая среда. 10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов. В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и профессиональной подготовки (приложение 1). С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах материальной базе: в начальной школе: технологии обработки материалов (природных, бумаги, проволоки…), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т.д.), информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ - проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» - механические конструкторы; в средней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов; в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов. 2. Содержание трудового и профессионального образования школьников Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-творческого отношения к профессиональной действительности, овладение которыми обеспечивает подготовку конкурентоспособности специалиста-пофессионала. Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования: - принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники и технологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержания профессионального образования; - принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессионального обучения; - принцип структурного единства содержания профессионального образования на разных уровнях его формирования; - принцип гуманитаризации содержания профессионального образования; - принцип фундаментализации содержания профессионального образования; - принцип интеграции содержания профессионального образования, системности и междисциплинарности и профессионального мастерства. Содержание профессионального образования отражено в следующих документах: государственный стандарт профессионального образования, учебный план подготовки специалиста в области той или иной профессии, программы учебных дисциплин, учебники и учебные пособия. В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу профессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) цикл дисциплин и цикл специальных дисциплин. Содержание производственного обучения в систематизированном виде представляет собой перечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля и которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворяли требованиям квалификационной характеристики. Логика и последовательность формирования необходимых специалисту практических умений и навыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания и логику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию эти дисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения. Дисциплины общепрофессионального (технического) цикла способствуют расширению профессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовки являются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежных профессий. Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражает содержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образом сгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общих компонентов группы Первая группа - учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемого специалистом; Вторая группа - учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюда относятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники. Третья группа - учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно - экономического характера, анализ основных направлений повышения производительности труда. При анализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучение отвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение и навыки), теоретическое обучение - за формирование теоретической базы (знания). На современном этапе особую актуальность в содержании профессионального образования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опыт его эмоционально - ценностного отношения к действительности. Образование сегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого, сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творчески думающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решения профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование их нравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью, профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречий окружающего мира - противоречия между колоссальными темпами роста благ цивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевидным превращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности, потерей нравственного идеала. 3. Системы производственного обучения Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей. Системы профессионального обучения - основные исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладения частями учащимися. Основными элементами, учебными единицами систем могут быть: предметы труда; трудовые операции, приемы, действия, движения; профессиональные обязанности функции специалиста - его профессиональные обязанности производственные ситуации; профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность); Выбор систем обучения зависит: 1. От материально - технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащийся; 2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу; 3. от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии. Рассмотрим основные системы обучения. I. Предметная система обучения Возникла исторически первой в период ремесленнического производства. Ученик изготавливал в процессе своего ученичества набор типичных изделий, характерных для профессии. Достоинства системы: 1. ранее включение учащихся в производительный труд, с первых дней ученики знакомились с технологическим процессом изготовления изделия; 2. система вызывала у учеников интерес к профессии, т. к. они видели результат своего труда; Недостатки системы: система не предусматривала освоение операций в последовательности соответствующей усложнению этих операций; не проводилось специальных упражнений по отработке приемов и операций, ученики часто осваивали ошибки, и им приходилось переучиваться. II. Операционная система обучения. С возникновение мануфактур произошло разделение производства, технологический процесс стал делиться на операции. Появилась потребность в специалистах узкого профиля. Сущность системы заключается в том, что ученики усваивали ряд технологических операций, выстроенных по принципу усложнения. Все изучаемые операции входили в состав технологических процессов изготовления изделий в области той или иной профессии. Достоинства системы: система вооружала учащихся универсальными знаниями и умениями по выполнению технологических операций, т.е. не привязывала учеников к ряду изделий; повышение производительности труда. повышение качества обучения за счет реализации принципа систематичности и последовательности. Недостатки системы: процесс обучения рассматривала как простое соединение технологических операций, т.е. не привязывала учеников к ряду изделий; система не способствовала организации производительности труда учащихся (снижался интерес); часто наблюдались длительные перерывы между изучением операции и выполнением ее в процессе изготовления изделия; трудности с обеспечением учащихся однотипными заготовками; для того, чтобы выполнить технологический процесс в комплексе, нужен ряд дополнительных знаний и умений (организация, планирование, контроль и т.д.) которые не формировались в операционной системе. III. Моторно-тренировочная система. Система получила свое распространение в конце 20 годов ХХ века. Была разработана в Центральном институте труда «Система ЦИТ» Сущность системы заключается в том, что сначала трудовой процесс расчленяется на дробные составные части - трудовые приемы, действия, движения, которые в дальнейшем изучались учащимися отдельно в системе упражнений (тренировки). Система была ориентирована на получение навыков учащихся в работе. Достоинства системы: У учащихся создавались прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудового процесса; в этой системе впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям трудовой деятельности последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовое движение - трудовое действие - трудовой прием - трудовая операция - трудовой процесс; Недостатки системы: Система недооценивала роль производственного труда, особенно его воспитательное значение; учащиеся привыкли к шаблонному выполнению работы, что не способствовало развитию у них творческого подхода к выполнению трудовых операций; механическая тренировка отдельных компонентов трудового процесса, не содержащая новых познавательных элементов, не могла вызывать интереса учащихся к работе; длительные перерывы в работе приводили к деавтоматизации навыков; IV. Операционно-комплексная система Для профессий ручного и машинно-ручного труда - ведущая система обучения. широко применяется на современном этапе. Достоинства системы: Система сохраняла все достоинства операционной системы и предметной систем обучения, так как при обучении учащиеся акцентировали внимание на разделении технологического процесса изготовления изделия на операции и выполняли эти операции в составе постепенно усложняющихся комплексных работ. Недостатки системы: подходит только для специальностей ручного и машинно-ручного труда; иногда возникают трудности с включением учащихся в производство полезной продукции, так как комплексная работа - это не всегда выполнение изделия в целом, а только часть его. V. Проблемно-аналитическая система Проблемно - аналитическая система производственного обучения разработана С.Я. Батышевым для производственного обучения в условиях автоматизации производства и появления рабочих профессий, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. При этой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материал программы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможности самостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, а также элементы умственной деятельности, необходимые при регулировании технологических процессов. Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Состоит в разделении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технологических процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характером участия в нем рабочего. Учебные проблемы связаны с реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что есть на практике. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщено, а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство с технологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы, раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними. Обучающиеся овладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определенной последовательности, соответствующей течению технологического процесса и характеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая учебная проблема является самостоятельным заданием производственного обучения, включает последовательное общее знакомство с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуаций. Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отдельной ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технологического процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и др.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами. Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать основные ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности. Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроительного профиля. Однако практика показывает, что и эта система еще не может считаться полностью отвечающей требованиям. VI. Приемно-комплексная система Поиск продолжается. Так, К.Н. Катханов считает, что в основу современной системы производственного обучения должны быть положены два важнейших элемента профессии - приемы труда и виды работы. Приемо-комплексно-видовая система производственного обучения разработана К. H. Катхановым (сер 1970-х гг.) В этом названии раскрывается важнейшая сторона производственного обучения - необходимость прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего сочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов. Смысл системы заключается в выделении важнейших элементов профессии - приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы. В отличие от операционно-комплексной системы, в этой системе основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формирования умений и навыков - упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения до полного освоения и только после этого приступают к другому виду работы. На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня профессиональной подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения. Она наилучшим образом способствует переносу технологического и трудового процессов на учебно-производственную деятельность учащихся. Недостатки - трудности в отборе для каждого вида работы отдельных приемов, которые, в свою очередь, включают несколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения. Список литературы 1. Горбунова Т.В. методика производственного обучения. Курс лекций. - Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 100 с. 2. Эрнанова Н.Е. основы пофесионольного обучения: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - Екатеринбург, УГППУ, 1999, 138 с. 3. Шалунова М.Г., Эрганова Н. Ею Практикум по методике профессионального обучения: Учебное пособие. - Екатеринбург, Урал. гос. проф. - пед. ун-т, 2001, 61 с. 4. Муравьева Г.Е. теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Под ред. Доктора пед. наук, проф. М.М. Левиной. - М.: Прометей, 2002. - 200 с. 5. Симоненко В.Д. Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.: ил. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |