|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классовСущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классовУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет повышения квалификации специалистов образования Кафедра частных методик СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Кушнерёва А.Г. слушатель базовых курсов Руководитель: доцент Т.А. Шингирей Минск, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1.1 Роль и место способов интеграции в начальной школе1.2 Особенности построения и проведения интегрированных уроковЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков. Но если разработкой курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов. Из сказанного выше можно сделать вывод, что объектом исследования является интеграция как ведущая идея в реализации содержания образования, а предметом - интегрированные уроки, в частности особенности их разработки и проведения в традиционной системе обучения. Изначально целью данной работы не являлось создание чего-то качественно нового, а она заключалась в теоретическом исследовании проблемы интеграции содержания образования в начальной школе с различных точек зрения, что даст возможность разрешить вопрос о том, является ли интеграция очередным модным нововведением или же это неизбежное и вполне нормальное, с педагогических позиций явление. И уже на основании исследования получить подтверждение тому, что интегрированные уроки возможно и необходимо проводить учителю начальных классов, так как они вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания. При обработке литературных источников (опыта педагогов-практиков, исследователей отечественных и зарубежных достижений) по данной теме. Наметились следующие задачи, которые нашли своё воплощение в соответствующих главах данной работы. 1. Каковы условия, факторы, уровни, механизмы интеграции? 2. Какова роль интеграции непосредственно в начальной школе? 3. Как разработать и провести интегрированный урок в традиционной системе обучения учителю начальных классов? Методика подготовки и проведения интегрированного урока является предметом практического исследования данной работы. При подготовке выпускной работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: -изучение психолого-педагогической, философской литературы, публикаций с целью теоретического исследования данной темы; -изучение опыта работы учителей-практиков; Таким образом, проблема интеграции содержания образования довольно актуальна и разносторонняя. Комплексное решение её даст возможность устранить целую группу разногласий, что стоят перед системой школьного образования на протяжении длительного времени. 1. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1.1 Роль и место способов интеграции в начальной школеВведение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения -- это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Беларусь. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности Разных областях жизни, включая образование. По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.), установлено, что 3/4 стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе. [1] Интеграция -- не новая для Беларуси проблема. В детских садах и школах Беларуси находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы: дети, чья «интеграция» не вольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено; дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе. К сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования; дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном (часто только) через родителей; воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными. [3] Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла прежде всего родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90--х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах. [6]Несмотря на такой благоприятный посыл, в Беларуси интеграции предстоит стать полномасштабным явлением и обрести характер общенациональной программы в особых социокультурных условиях, принципиально отличающихся от западноевропейских. Европа подошла к интеграции в условиях уже установившихся, юридически закрепленных норм демократии и, экономического подъема, Беларусь -- в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса. Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется на Западе в рамках жестких законодательных положений, регулирующих процесс интеграции. На Западе существуют богатые традиции благотворительности, широкая сеть негосударственных специальных учреждений, финансовые льготы для филантропов. В Беларуси в настоящее время благотворительность -- еще слабое общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством. [2]В странах Запада, благодаря десятилетиям целенаправленной работы средств массовой информации и Церкви, в общественном сознании глубоко укоренилась идея равенства прав людей, независимо от состояния их здоровья и уровня развития. В России, где на десятилетия была пресечена линия церковной благотворительности, а для СМИ существовало негласное табу на освещение проблем инвалидов, в общественном сознании надолго закрепилось отношение к детям с психофизическими отклонениями, к инвалидам как к маргинальной части общества. [6, с. 54]В Беларуси интеграция часто декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, в обстановке перманентных национальных конфликтов и на практике проводится под лозунгом защиты права аномального ребенка быть таким, как все.Из сказанного следует, что на отечественной почве процесс интеграции имеет свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, нужно развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей белорусской версии.Совершенно очевидно также, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому вторым условием эффективности отечественно версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо, по нашему убеждению создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.Наконец, следует отметить, что не для всех «проблемных» детей интегрированное обучение является предпочтительнее специального. Об этом свидетельствует как западная статистика, так и наш собственный опыт. Интеграция (как и любое другое прогрессивное начинание) ни в коем случае не должна быть тотальной. Безусловно, она может быть полезна лишь той части особых, детей, уровень психофизического развития которых в целом соответствует или близок возрастной норме. В других случаях необходимо определять полезную меру и формы введения особого ребенка в коллектив нормально развивающихся сверстников. Следовательно, для того, чтобы «не навредить», специалистам необходимо выработать научно обоснованные дифференцированные показания к определению форм интегрированного обучения. Нам представляется, что это третье условие продуктивного развития отечественной интеграции. Безусловно, решение, в конечном итоге, принимают сами родители. Они вправе как согласиться с мнением специалистов, так и отвергнуть его.Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей и их адаптации в реальной жизни. [5] Благодаря интеграции, часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей на длительное время, как это бывает, когда ребенок учится в специальной школе-интернате, находящейся, как правило, на большом расстоянии от места жительства. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками, влияя на него адом дома и характером взаимоотношений в семье. Иногда является для семьи решающим аргументом в пользу совместно с обычными детьми обучения. И специалист должен научится понимать и принимать подобные аргументы родителей. Вместе с тем мы хотим подчеркнуть, что интегрированное обучение само по себе не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребенка. Совместное обучение - это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими -- традиционными и инновационными. Он не должен вытеснять и разрушать формы эффективной помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Интеграция -- по сути своей и «детище» самой дефектологии, именно в ней поколениями работников накапливались знания и создавались методы, позволяющие теперь успешно организовать интегрированное обучение. Принятый общеобразовательной средой особый ребенок должен оставаться под ее патронатом: учась даже в обычном классе (группе) общеобразовательного учреждения, ребенок должен обязательно получать коррекционную помощь. Тем более это необходимо ребенку, обучающемуся в специальном классе массовой школы. Поэтому подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы -- общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.1.2 Особенности построения и проведения интегрированных уроковОрганизация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы. Это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется главным образом, на теории познания и понимании того. Что поиск знания является лучшим способом межпредметного исследования.Целью уроков, построенных на интеграции содержания должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Для него существуют не названия учебных предметов - русский язык и природоведение, музыка и др., а многообразие объективов окружающего мира и их звуки, краски, величины. [4, c.28]Анализ действующих программ для начальной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции содержания образования .Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию [8].Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников. Интегрированные знания могут включаться в урок в виде фрагмента (называем животных, имеющих в написании ЖИ, ШИ, ЧА, ША), отдельного этапа (актуализация спорных знаний о нетиповом и типовом в природе при изучении русских народных сказок), на протяжении всего урока (в теме по русскому языку «словообразование»). Таким образом, происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий.На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения:- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;- определить связи между сходными элементами знаний;- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;- получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведёт;- тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;- моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;- выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.В настоящее время имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интегрирования уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде учебных предметов. Причём эти связи должны быть установлены на уровне содержательной стороны урока и обеспечены необходимыми средствами обучения. Итак, можно взять любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматриваются на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства. Интегрированным из них будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остаётся цельным, логически последовательным с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощённым. Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом [9, 4]. Интегративно-тематический подход - такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины. Ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, т.е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Ведущие идеи учебного предмета - это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь «стержнем», «осью» этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы «сшивают» узлы знаний (учебные темы) в единую систему. Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков. Интегрированные связи большей степенью помогают реализации воспитательного потенциала содержания образования. Результатом таких связей является определённый «конгломерат знаний», который увеличивает свой «вес» не вследствие надмерного накопления информации, а путём выполнения синтеза взглядов, ценностных позиций и даже чувств. Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности. Так, на уроке математики вывешивались красочные картины леса, луга, пруда, рисунки детей с изображением бабочек и стрекоз, а на уроке чтения при изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» на столе учителя стояли распустившиеся ветки, полученные путём «выгонки». Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняли признаки неживого и живого в природе, сравнивали движение ручейка (бежит, струится - признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), искали доказательства для разрешения возникшего противоречия. Поскольку интеграция - это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается? В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию, действительности, а художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме. (Приложение). Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» [7] и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения. Только позитивные эмоции побуждают её к обучению, к новой познавательной деятельности. И только предметы художественного цикла приходят на помощь учителю, так как дают ребёнку целостное представление о художественной картине мира, устанавливают связь искусства с жизнью, наполняют её эмоциональным содержанием. В основе принципа интеграции лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (темп, ритм, динамика, импровизация и пр.). Поэтому начинать такую работу следует с детального анализа программ отдельных дисциплин с целью выделения общих тем и составления плана интегрированных уроков. Но прежде чем перейти к анализу программ по музыке, чтению, выясним объединение музыки и литературы в общем. Анализ позволил выявить следующее: І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится: как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой; с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений; как подготовительный фактор - создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия. II. Литература на уроках музыки используется как: подготовительный фактор - вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения; вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения); использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения [6, 4]. Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания. Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение - музыкальный рассказ - будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение). Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 - 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков (Приложение А). Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.). Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды: - вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности; - уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим - обобщающим; - итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы. Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, - к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную - к творческой. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в начальной школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы она дает полный анализ проблемы интеграции в общем и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.Таким образом, необходимо отметить, что интегрированное обучение требует создания особых условий для особого ребенка. K ним относятся:раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.;создание вариативных моделей интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе);наличие адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей.Проведение взвешенной скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит не на словах, а наделе обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка. Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, сами смогут прекратить противостояние и объединиться. Это нужно нам, взрослым, но еще больше в этом нуждаются дети.ЛИТЕРАТУРА1. http://school.msk.ort.ru/ Малофеев, Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы2. Зверев, И.Д. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.3. Зорина, Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория - практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. 1993. - с. 125 - 140.4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО Л.И. Пискунова. - 2-е изд. испр. и дополн. - М.: ТИ Сфера, 2001. - 512 с.5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: 1982.6. Малькова, З.А., Вульфгон, Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебное пособие для пединститутов. - М.: Просвещение, 1975. - 268 с.7. Голубь, В.Т. Работа по развитию речи школьников на уроках природоведения // Начальная школа. - 1998. - № 7. - С. 34 - 38.8. Иванова, И.Н. Реализация идеи интеграции науки в системе базового образования // Начальная школа. - 1993. - № 2. - С. 51 - 53.9. Попова, А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 17 - 21.ПРИЛОЖЕНИЕ Конспект интегрированного урока чтение-письмо Тема Звуки [х], [х']. Буквы Х х. Письмо строчной буквы х. Цели: познакомить учащихся со звуками [х], [х'] и буквами Хх, читать слова с этими буквами; учить писать строчную букву х, показать варианты соединений её с другими буквами в словах; совершенствовать технику чтения; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу. Оборудование: предметные картинки, таблица. Город букв, рушник с хлебом. Ход урока Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Работа над загадкой Отгадать легко и просто: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Эмоциональный настрой урока. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Погореловского, держа в руках рушник с хлебом. Вот он - хлебушко душистый, Вот он - тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём - здоровье наше, сила, В нём - чудесное тепло: Сколько рук его растило, охраняло, берегло! В нём - земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём. Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём! Беседа О чём загадка и стихотворение? Почему так важен хлеб в нашей жизни? Произнесите слово хлеб. Назовите первый звук. Учили мы его? Сообщение темы и задач урока. Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [x], исследуем его. Узнаем какой буквой он обозначается, научимся писать эту букву, соединять её с другими буквами, поговорим о хлебе, услышим мудрые слова о нём, которые запишем в свои тетради. Первичное восприятие и осознание нового материала. Составление звуковой модели слова хлеб. Характеристика звуков. Назовите первый звук. Какой он? Докажите, что согласный. Как узнать, если ли у него пара по твёрдости - мягкости? Я называю слова. Если услышите звук [x'], хлопайте в ладоши Хомяк, халва, потеха, хек, хитрость, хвоя, химик, хлопушка, хирург. Услышали слова со звуком [x']? Назовите их. Сделайте вывод. Что вы сможете сказать о звонкости - глухости этих звуков? Что ещё можете дополнить к характеристике?( непарный). Знакомство с буквами Хх. На что похожа буква х? Х - на ножницы похожа, Но в работе, а не лёжа. Хочешь - пореш, Хочешь - шьёшь, Хочешь - сам себя стрижёшь. Физминутка. Дождик, дождик, поливай - Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти - Дай гороху подрасти. Дождик, дождик, поливай - Будет славный урожай. (Изображая дождик, дети стоят вытянув руки вперёд и встряхивая кистями. Каравай хлеба учащиеся показывают, как бы обхватывая его руками, подрастающие всходы - поднимая руки вверх и подтягиваясь. На последнюю строчку дети разводят руки в стороны.) Работа по таблице. Город букв. - Где место для нашей буквы Х в городе? Почему? Письмо строчной буквы х Сс.26. а) Графический анализ буквы. Рассмотрите строчную букву х. Из каких элементов она состоит? Как они соединены друг с другом? Сравните печатную и рукописную буквы х и х. О какой из них говорится в стихотворении? Бублик разломился Зинка И сложила половинки Спинка к спинке. Учитель может, декламируя стихотворение, разломать бублик и изобразить из него букву х. Отгадайте загадку: На соломинке дом, Сто ребятишек в нём. ( Колосок ) Давайте нарисуем свои полоски, но не простые. Их зёрнышки у нас получаются из букв х. Сначала нарисуем стебель. Затем на нём - буквы х, сверху маленькие, а к низу всё больше. Теперь дорисуем из букв зерна и раскрасим колос. б) Объяснение написания буквы. Буква х состоит из двух полуовалов - левого и правого. Сначала пишем левый полуовал, потом - правый. Нужно писать так, чтобы на середине буквы линия левого полуовала накладывалась на линию правого полуовала. Пишется буква х под счёт и - раз - и, и - два - и. в) письмо буквы. Рассмотрите задание на первой строке. Это подготовительное упражнение. Прежде чем писать строчную букву х, потренируйтесь в изображении левых и правых полуовалов отдельно. После тренировочных упражнений учащиеся пишут строчную букву х под счёт учителя. Закрепление и осмысление знаний учащихся. Работа с учеником, с.98 - 99. А) Чтение слогов и слов, хором, индивидуально. Б) Работа с рисунками. Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, какое отношение они имеют к хлебу? Запись слов с буквой х. Показ на доске написания слова хлеб, уточняются способы соединения букв. Перед написанием слова хорошо, отрабатывается отдельно соединение левого полуовала с правым в воздухе. Словарная работа. Прочитайте слова на доске. Рожь, пшеница Обозначает ли мягкий знак мягкость звука [ж], а буква е - мягкость звука [ш]? Почему? Это хлебные культуры. Из зёрен ржи выпекают чёрный хлеб, а из зёрен пшеницы - белый. Чтение слов с доски. с/к/ло - ни - ла тя - жё - лу - ю х/ле - бо - ро/б со - г/ре - ва - ло о - бе - ре - га - ли Развитие речи учащихся. А) Чтение текста учителем. Рожь склонила тяжёлую голову: Спасибо вам, солнышко и дождик! Солнышко согревало меня! Дождик поливал меня! Спасибо тебе, земля, ты была моим домом! Спасибо рукам человека. Они посеяли моё зерно в землю, они оберегали мои всходы, они убирали мои зёрна с полей. Спасибо, тебе, хлебороб!. Б) беседа по содержанию текста. Кого благодарит рожь? Чем помогло ржи солнышко? Как помог дождик? Чем рожь благодарна земле? Кому рожь адресовала особую благодарность? За что? Запись пословиц о хлебе. А) Списывание пословицы по образцу в тетради. Б) Списывание пословицы с доски. Прочитайте пословицу, записанную на доске. С каким чувством нужно произнести эти слова? Учащиеся выразительно произносят пословицу, а затем списывают её. Уточняются смысл пословицы. Кто пахать не ленится, У того и хлеб родится. Итог урока. О Чём мы говорили на уроке? Что выучили нового? Что было на уроке интересного? Сложного? |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |