|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность социализации учащихсяСущность социализации учащихся5 Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет» Филиал в г. Советском Кафедра ППО Контрольная работа по дисциплине «Педагогика» Вариант №4 Выполнил: студент___ Гр.111СОП Ренев С.М. Проверил: ______________________ г. Советский 2008 Выпишите из словарей обыденное и научное определения следующих понятий: я - концепция, активные методы обучения, педагогическая мотивация, рефлексия педагогическая, пространство образовательное, воспитание
В чем состоит сущность социализации учащихся? Каковы условия социализации? Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж. Мид, М.И. Рожков и др.). Существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитание личности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания. Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства. Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Коренная причина современного кризисного состояния личности - семьи - общества заложена в характере социальности, построенной на первичности государственных интересов, приспособлении человека и семьи к нормативам поведения, которые определяло государство. Семья выступала лишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи - подчинении человека государству. Внимание же педагогики в основном было сосредоточено на школе, детсадах, пионерских, комсомольских и др. коллективах, а не на человеке. В условиях формирования новой социальности, когда ставится цель - содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическом обществе, - именно человек, его индивидуальность становятся первичными. Если же первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек только и может "выделаться" в человека. И, следовательно, направленность модели взаимодействия личности, семьи и общества должна иметь прямо противоположный вектор и строиться на принципиально иной основе. Должен быть признан примат семьи, семейно-бытовой среды (а не производственной, учебной) в проведении процесса социализации. Это ведет к пересмотру исходных установок при практической работе и изменению самих методологических оснований во взаимосвязи семьи и общества - на принципах первичности личности и семьи по отношению к любым общественным институтам. Человек проходит первичную и главную социализацию в нормальной семье. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Не семья должна выступать помощником общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Поэтому в настоящее время во многих странах (Франция, Швейцария, Австрия, Германия и др.) в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Эти специалисты именуются аниматорами (фр. "animer" означает вдохновлять, побуждать к деятельности). Их задача - оказание помощи семье. Таким образом, социализация представляет собой процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Сейчас в обществе происходит интенсивное возрождение роли церкви. Как Вы думаете, может ли церковь выступать гарантом повышения нравственности в обществе? Почему? Все ли, кто носит на груди крестик, поступает по - христиански? Человек идет от обряда к вере или от веры к обряду? Духовность и религиозность - есть ли различие между этими понятиями? Церковные лидеры говорят о необходимости воспитания нравственности, о том, что только Церковь способна воспитать общество. Часть общества этому усиленно сопротивляется. Другая часть сопротивляется молчанием. Горячие головы все громче и громче говорят о необходимости специального "церковного" (православной монархии) правления, что бы спасти нацию. Это совсем не задача Церкви. Как бы не казалось логичным и красивым предложить себя в качестве гаранта повышения нравственности, Церкви с этой задачей не справиться. Она физически не сможет понизить планку, иначе перестанет быть Церковью. Развиваясь сама, воспитывая своих членов, она через них опосредованно может улучшить общую ситуацию, но именно это и вызывает протест в обществе, т. к. ценности Церкви далеко не ценности общества. Нам остается быть самими собой во все дни этой жизни. Действовать так, как подобает христианину. И не важно где, важно как. Мы используем понятия религиозности и духовности зачастую как синонимы, которые вмещают в себя все многообразие нашего опыта постижения того, что лежит за пределами обычной конкретики видения событий и явлений нашего мира. И все наши внутренние состояния ощущений и чувствований управляющей Силы, все многоликие концепции и доктрины учений и верований, все состояния переживаний Запредельного - есть для нас проявление религиозности духовного человека или духовность, растворенная в религиозности. Что же такое на самом деле есть религиозность? Что же такое на самом деле есть духовность? В чем едины они и в чем различны? Религиозность - это состояния переживания реальности внутри любой из созданных человеком системы верований. Внутри ее идей, концепций, видений и энергетик. Состояние религиозности предполагает включенность в саму ткань системы верования, нахождение внутри ее стен. И не имеет существенного значения какова есть система: классическая, признанная, древняя, великая или сектантская, ограниченная, групповая, поверхностная. Ибо по своей сути - религиозность есть видение мира чрез призму системы верований. Безусловно, содержательные различия в верованиях велики; огромны и различия в этических ориентациях верований; как и различны задачи самих систем в те или иные времена, в том или ином обществе или сообществе единоверцев. И проводят различные религиозные люди в мир зачастую взаимоисключающие ценности, и действуют в мире, сея различные всходы; и внутри их присутствуют различные Силы. Все это так. Но от сего не меняется одно - религиозность есть видение мира в преломлении замкнутого пространства своей веры. Видение такого мира, который возникает как отражение систем зеркал, созданных умом самого человека. Зеркал различной степени кривизны и оттеночных гамм, различных конструкций вогнутостей и выпуклостей, фасеточности и затемненности - но всего лишь зеркал. Зеркал многоликих умов и самосознаний. Именно здесь и кроется кардинальное отличие духовности. Ибо корни духовности в видении мира проистекают не из замкнутых зеркальных пространств концепций и верований, не из конструкций ума и построений “эго”, - сколь бы царственно величественными не выглядели их многочисленные своды и залы, сколь бы велики ни были зеркала их окон и сколь глубоки бы ни были их подвалы и погреба; или - сколь незамысловато-минималистически ни смотрелись бы отдельные отшельнические хижины. Корни духовности находятся совсем в другом мире. В мире, где нет грез и снов зазеркалья, - вне пределов ограниченного и фрагментарного ума и его обусловленного управителя - “эго”. Корни духовности произрастают из чистого Сознания и питаются соками самого Творца - Великим Духом Абсолюта. Составьте конспект какой-либо научно-педагогической работы по интересующей Вас теме. Козлова О. Н «Проблемы обучения». Данная работа посвящена выбору между учебой и работой. Перед таким выбором становится каждый человек, окончивший 11-ый класс, когда у человека есть 2 альтернативы: продолжать учиться дальше или сразу начать работать, окончив курсы по будущей специальности. Данная проблема более актуальна для выпускниц, чем для выпускников, так как парни поступают в высшие учебные заведения не только с целью обучения, но и для отсрочки призыва в армию. Авторы данной работы тоже стояли перед данным выбором. Во время выбора, к сожалению, мысли о решении данной проблемы не окончательно сформировались, и поэтому авторам пришлось руководствоваться не столько математическими расчетами, сколько предчувствием, советом подруг и родителей, а также их личным примером. Альтернатива № 1 - начинать работать сразу после окончания школы Школьное образование и усердное самообучение выпускника школы делает его пригодным к большому спектру работ, не требующих специального высшего образования, особенно в организации, где работают родственники и близкие друзья выпускника и родителей. При этом существует возможность поступления на относительно невысокую должность. Достоинства данной альтернативы: - близость к практическим, реальным проблемам позволяют человеку обучаться одновременно с работой, не тратя времени на совершенно бесполезные предметы высшего образования, таких как философия, культурология, химия и тому подобные. - совет коллег и знакомых могут также сыграть большую роль в узком профессиональном образовании. - если речь идет о бухгалтерских специальностях, о которых прежде всего думала одна из авторов, то существует огромное количество литературы, посвященное данному предмету. Также широко распространены курсы по подготовке по различным специальностям, включая менеджера и бухгалтера. Как правило, высшее образование по данным специальностям платное, и стоимость обучения в ВУЗах по данным специальностям гораздо дороже стоимости обучения на всевозможных курсах. К тому же, организаций, ведущих курсы по подготовке к данным профессиям, достаточно много, что нельзя сказать про ВУЗы. При обилии организаций можно подобрать курсы, не отрывающие человека от работы. - что человек, устроившись на работу, имеет возможность на практике отслеживать ситуацию в конкретной профессиональной области - например, какие специалисты требуются и с какими знаниями. - человек имеет возможность подстраивать процесс (само) обучения под себя, выбрать себе отвечающие его уровню знаний курсы, доставать литературу на требуемом уровне знаний. Естественно, эта особенность может проявиться только при наличии относительно высокой культуры самообразования, наличия силы воли у человека, помощи cо стороны окружающих. Недостатки данной альтернативы: - К недостаткам такого пути можно отнести то, что довольно трудно получить высококлассное образование на курсах подготовки по специальностям или самостоятельно. - обучение самостоятельно тоже требует некоторые средства на учебную литературу. - отсутствие диплома о получении высшего образования, который имеет гораздо больший вес, чем дипломы всевозможных подготовительных курсов. Но данный недостаток имеет одно "но". Наличие диплома требуется (или желательно) при приеме на работу. Если человек устроится сразу, то устраиваться ему больше не придется (в идеале). В худшем случае тот же диплом можно купить с любыми требуемыми оценками. Еще одним из достоинств работы после окончания школы является то, Также к достоинствам относится то, что - малый контакт со сверстниками. В коллективе, где будет работать человек, скорее всего будут работать более старшие люди. Значимость данного фактора целиком зависит от личностных особенностей человека. Альтернатива № 2 - сначала окончить ВУЗ, а потом начинать работать Другой альтернативой является обучение в ВУЗе по выбранной специальности. В большинстве случаев обучение в ВУЗе платное. Достоинства данного пути: - углубленное образование в конкретной области и широкий профессиональный кругозор в целом спектре областей. -получение диплома. Престижность диплома зависит от престижности ВУЗа. - учителя в престижном ВУЗе как правило имеют более высокую квалификацию, чем преподающие курсы подготовки по профессиям. Недостатки данного пути: - отсутствие возможности реализовать себя в полной мере. Если студенты группы, в которой учится человек, обладают низкой подготовкой и профессиональными знаниями, то в подавляющем большинстве ВУЗов педагоги будут ориентированы именно на это малознающее большинство. - отсутствие возможности корректировать процесс получения знаний и обратная связь с предметной областью. Таким образом, если человек узнает, что спрос на профессию, которую он получит, резко упал, то ему придется быстро переучиваться на другую профессию. - более высокая плата за обучение, чем на специализированных курсах. - от момента получения знаний до их активного применения проходит довольно значительное время. - невозможность работать параллельно с учебой в ВУЗе. - стандарт на государственное образование вынуждает обучаться всевозможным ненужным предметам. Если человек полностью освоил данный предмет самостоятельно еще до его преподавания, то он может сдать экзамен экстерном по данному предмету. В этом случае плата за обучение не изменится, то есть деньги за сданный экстерном курс не будут возвращены. К тому же не все преподаватели одобряют досрочную сдачу экзамена или перезачет, то есть существует вероятность, что занятия по данному предмету все-таки придется посещать. Таким образом, в некоторых случаях может оказаться предпочтительнее не учиться в ВУЗе, а сразу начинать работу, если таковая есть, и, возможно, самообразование. Данная работа предлагает метод оценки и выбора одного из двух вышеуказанных вариантов. Список литературыЛихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики/ Педагогика. 1997. №6 Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984 Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 Воспитание. М., 1998 Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1997 Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997 Козлова О. Н «Проблемы обучения». М., 1996 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |