|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Техника безопасности на уроках физкультурыТехника безопасности на уроках физкультуры2 Оглавление
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту. Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [3, С. 43]. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты: 1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда. 2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. 3. Учитель физкультуры должен: - проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда; - принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования; - вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса; - организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д. 4. Учитель физкультуры должен знать: - подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося; - медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра; - учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащимися, отсутствующих на уроке [10, С. 33]. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведение спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими нормами и должны нести ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физкультурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Общая техники безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. д. оснащению уроков по физической культуре: Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры. Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Особые требования предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции спортивных залов, наличию шкафов, раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита с набором ручного противопожарного инвентаря и т.д.; Влажная уборка должна проводится 2 раза в день; Инвентарь должен находится в хорошем состоянии. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Так же существуют особые требования к другому спортивному инвентарю и оборудованию: дердям брусьев, грифам перекладин, гимнастическим бревнам, опорам гимнастического козла, гимнастическим матам, гимнастическим мостикам, канатам для лазания, шведской стенке, гимнастической скамейке, гимнастической палке, мячам набивным, весу спортивных снарядов для метания, лыжному инвентарю, баскетбольному щиту, баскетбольному мячу, волейбольным стойкам, волейбольным сеткам, волейбольным мячам и т.д. [21, С. 29]; Если в спортивном зале есть какие - то неполадки то занятия не проводятся; После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться; Не выполнять упражнений на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки; 7.Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности; Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов; Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение; 10.Организовывать учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения; 11 .Организованно выводить учащихся с места проведения занятия; 12.Производить тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывать на ключ все подсобные помещения и спортзал; 13.Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса; При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу; Оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае; При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания [21. C. 33]. Для младших школьников предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий: Входить в зал после разрешения учителя; Хорошо ознакомить с правилами технике безопасности; Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам); Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ; Следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках; Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса; Провести тщательный осмотр места проведения занятия; Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений; 9.Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования; Проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции; При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы; 12.Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале. Таким образом мы собрали и подготовили правила техники безопасности для всех школьников и для младших школьников выделили самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры. Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении: Инструкции по технике безопасности на занятиях: легкой атлетикой спортивными играми гимнастикой лыжной подготовки плаванием в тренажерном зале видами единоборств на соревнованиях по организации и проведению туристических мероприятий. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры. Акт разрешение на проведение занятий: в спортивном зале в тренажерном зале на спортивном плоскостном сооружении в бассейне Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года. Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда). Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования. Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования [26, С. 40]. В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы: - общие требования безопасности; - требования безопасности перед началом занятий; - требования безопасности во время работы; - требования безопасности в аварийных ситуациях; - требования безопасности по окончании работы. При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу. Таким образом, учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. 1.2 Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культурыПрофилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам. Основные причины травматизма: 1. Организационные недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке. Это нарушение инструкций и положений о проведении уроков физической культуры, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований и т.д. 2. Ошибки в методике проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок). Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся. 3. Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек. 4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация учащихся. 5. Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся. 6. Отсутствие медицинского контроля. Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся [34, С. 17] . Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися. В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию) [39, С. 186]. На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки. Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила: а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению; б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов. Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся. Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой. Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося. Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах. После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов. Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить. При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов. В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.) [22, С. 59] Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания. Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов - кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки. В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях. Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием. Страховка - это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно [14, С. 19]. Самостраховка - способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки па плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки []14, С. 28. Одна из важнейших функций физкультурных работников - это профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера. Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д. К недостаткам оборудования мест занятий относятся: плохое качество или изношенность снарядов, матов; наличие на местах занятий посторонних предметов; - плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение; - несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей. Используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций. Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава [12, С. 48] . Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стон и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени. Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук. Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов. При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к травмам и падениям [5, С. 22]. Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре. Таким образом, для профилактики спортивного травматизма учителя физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки. 1.2.1 Младший школьный возраст и меры профилактики травматизма на уроках физической культурыЧеловек в своем развитии проходит определенные возрастные периоды. В основу деления положены анатомо-физиологические особенности, объединяющие детей смежных возрастов в один период.Различают следующие возрастные группы [4, С. 51]:преддошкольный возраст - до 3 летдошкольный возраст -3-6 летшкольный возраст:младший -7-10 летсредний - 11 - 14 летстарший - 15 - 18 летТакое деление на возрастные группы соответствует существующей в настоящее время сети детских воспитательно-оздоровительных учреждений и пи в коей мере не противоречит схеме, принятой в международной практике.Изучение процессов роста и развития детей показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.Младший школьный возраст (7-10 лет). Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса тела - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5 -2 см.Продолжаются окостенение и рост скелета. Происходит дальнейшее окостенение позвоночника (тел позвонков, остистых отростков), но завершается оно в более позднем периоде. Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что в свою очередь, приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития [23, С. 30].В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила, более интенсивно, чем в дошкольном возрасте, развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких, точных движений. В 7 лет мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты[23, С. 31].Очень важно учитывать, что глубокие мышцы спины в этом возрасте еще слабы, их сухожилия недостаточно развиты. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывает неблагоприятное влияние на развитие этих мышц.Слабость мышц наряду с податливостью позвоночника является одним из факторов, способствующих развитию сколиозов и травматизму. В системе мер профилактики для младших школьников существуют особые методы:Методика обучения и проведения занятий в спортивном залеОрганизация и планирования уроков в младших классахСпортивный инвентарь в полном составеНаличие медицинской карты каждого учащегосяПравильно оказать первую медицинскую помощь в случае травмыПравильная организация при несчастном случае.Существует 3 группы средств для восстановления:Педагогические: является составной и неотъемлемой частью учебного процесса. Оптимизация учебных нагрузок и отдыха, сопровождается переключением с одного вида на другой (активный отдых).Медико-биологические: к их числу относится рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородные коктейли, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бани сауны, адоптогеные препараты, влияющие на энергетические процессы и т. д.Психологические: к ним относится психорегулирующая нагрузка на уроке физкультуры, упражнения для мышечного расслабления, внушенный сон- отдых и т. д. Саморегуляция - воздействие человека на самого себя с помощью самоубеждения и самовнушения. Между головным мозгом мышцами существует двухсторонняя связь: с помощью импульсов, идущих из головного мозга к мышцам, осуществляется управление мышцами, а импульсы, идущие от мышц в головной мозг дают мозгу информацию о своем физическом состоянии.Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков помогает школьным медицинским работникам правильно оценить физическое развитие школьников, определить их биологический возраст, распределять на медицинские группы для занятия физкультурой. А учителям физкультуры и тренерам школьных секций дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков, тренировочных занятий и соревнований с учетом морфофункциональных особенностей и типов нервной деятельности учащихся.Итак, у детей в младшем школьном возрасте начинается активный рост, они очень энергичны, поэтому надо правильно подбирать проведения уроков, хорошо организовывать и правильно подходить к ним, рационально использовать формы методов проведения занятий.1.3 Оказание первой доврачебной помощи при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на занятиях по физической культуреПервая помощь - это «совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания» [11, С. 4]. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.При оказании первой помощи необходимо:Вынести пострадавшего с места происшествия.Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение.3.Иммобилизовать переломы и предотвратить возможные осложнения (травматический шок, западение языка, аспирация и т. п.).4.Доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:Правильность и целесообразность.Быстрота.3. Обдуманность, решительность и спокойствие.Вид и тяжесть травмыСпособ обработки рапы, места повреждения.Необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.При оказании первой помощи необходимо установить:Обстоятельства, при которых произошла травма.Время возникновения травмы.Место возникновения травмы. Обращение с пострадавшимПри оказании первой помощи необходимо уметь обращаться с пострадавшим, в частности уметь правильно снять одежду. Это особенно важно при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания. Переворачивать и тащить за вывихнутые и сломанные конечности - это значит усилить боль, вызвать серьезные осложнения и даже шок.Пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости и перенести на другое место. Приподнимать раненого следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого нередко требуется участие двух или трех человек [11, С. 37].При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних Конечностей брюки.Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распарывают по швам. Для снятия с пострадавшего одежды и обуви необходимо участие двух человек.При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения. При ожогах, когда одежда прилипает или даже припекается к коже, материю следует обрезать вокруг места ожога; ни в коем случае ее нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожженных участков.Обращение с пострадавшим является весьма важным фактором в комплексе первой помощи. Неправильное обращение с раненым снижает ее эффективность.При оказании первой помощи нельзя обойтись без перевязочного материала. В соответствии с требованиями первой помощи налажено производство средств первой помощи: аптечек, шкафчиков, санитарных сумок - которые должны быть в каждой семье, в школах, в мастерских, в автомашинах.Аптечки (шкафчики) первой помощи оснащены стандартными фабричного производства средствами первой помощи: перевязочным материалом, лекарственными препаратами, дезинфицирующими средствами и несложными инструментами [23, С. 30].Однако бывают такие случаи, когда вместо этих стандартных средств приходится применять то, что имелось в распоряжении оказывающего помощь в данный момент. Речь идет о так называемых импровизированных подручных средствах.При срочном оказании первой помощи в быту, в поле, на автострадах приходится применять импровизированные, временные средства. К ним можно отнести чистый носовой платок, простыню, полотенце и различное белье. Для иммобилизации переломанных конечностей могут служить палки, доски, зонтики, линейки и т. д. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить импровизированные носилки.Кровотечение - это истечение крови из сосудов, наступающее чаще всего в результате их повреждения (травматическое кровотечение). Кровотечение может также возникнуть при разъедании сосудов болезненным очагом (туберкулезным, раковым, язвенным) (нетравматическое кровотечение).Кровотечения, при которых кровь вытекает из ран или же естественных отверстий тела наружу, принято называть наружными кровотечениями. Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называются внутренними кровотечениями. Среди наружных кровотечений Чаще всего наблюдаются кровотечения из ран, а именно1.Капиллярное - возникает при поверхностных травмах; кровь из раны вытекает по каплям.2.Венозное - возникает при более глубоких ранах, как, например, резанных, колотых; при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови темно- красного цвета.Артериальное - возникает при глубоких рубленных, колотых ранах; артериальная кровь ярко-красного цвета, бьет струей из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением.Смешанное кровотечение - возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат одновременно вены и артерии; чаще всего такое кровотечение наблюдается при достаточно глубоких ранах.Первой задачей при обработке любой значительно кровоточащей раны является остановка кровотечения. Действовать при этом следует быстро и целенаправленно, гак как значительная потеря крови при травме обессиливает пострадавшего и даже представляет собой угрозу для его жизни. Если удастся предотвратить большую кровопотерю, это намного облегчит стационарное лечение пострадавшего, уменьшит последствия травмы и ранения.При капиллярном кровотечении нет выраженных признаков пульсации в ране, а потеря крови сравнительно небольшая. Такое кровотечение можно быстро остановить, наложив на кровоточащий участок чистую марлю (покровная повязка). Поверх марли кладут слой ваты и рану перевязывают. Если в распоряжении нет ни марли, ни бинта, то кровоточащее место можно перевязать чистым носовым платком. Накладывать прямо на рану мохнатую ткань нельзя, так как на ее ворсинках находится большое количество бактерий, которые вызывают заражение раны. По этой же причине непосредственно на отрытую рану нецелесообразно накладывать и вату. Остановка венозного кровотечении [11, С. 30].Опасным моментом венозного кровотечения, наряду со значительным объемом потерянной крови, является то, что при ранениях крупных вен, особенно шейных, может произойти засасывание воздуха в сосуды через поврежденные места. Проникший в сосуды воздух может затем попасть в сердце. В таких случаях возникает смертельное состояние ~ воздушная эмболия.Венозное кровотечение лучше всего останавливается давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее неразвернутый бинт или сложенную несколько раз марлю, в крайнем случае сложенный чистый носовой платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давящего предмета к ране просвет сосудов сдавливается и кровотечение прекращается.В том случае, если у оказывающего помощь нет под рукой давящей повязки, причем пострадавший сильно кровоточит из поврежденной вены, то кровоточащее место надо сразу же прижать пальцами ниже места повреждения, а затем туго перебинтовать. Наиболее удобными для этих целей являются карманная давящая повязка или индивидуальный пакет, которые продаются в аптеках.Артериальное кровотечение является самым опасным из всех видов кровотечений, так как при нем может быстро наступить полное обескровливание пострадавшего. При кровотечениях из сонной, бедренной или же подмышечной артерий пострадавший может погибнуть через три или даже две с половиной минуты.Артериальное кровотечение можно остановить при помощи давящей повязки, но при кровотечении из крупной артерии следует немедленно остановить приток крови к раненому участку, придавив артерию пальцем выше места ранения. Однако эта мера является только временной. Артерию прижимают пальцем до тех пор, пока не подготовят и не наложат давящую повязку. При кровотечении из крупных (бедренная) артерий наложение одной только давящей повязки иногда оказывается недостаточным. В таких случаях приходится накладывать петлю жгут или же импровизированный жгут. Если у оказывающего помощь под рукой нет ни стандартного жгута, ни петли, то вместо них можно применить косынку, носовой платок, галстук, подтяжки. Жгут или петлю на конечность накладывают сразу же выше места кровотечения. Для этих целей очень удобна карманная повязка (индивидуальный пакет), исполняющая одновременно роль как покровной, так и давящей повязок. Место наложения жгута или петли покрывают слоем марли для того, чтобы не повредить кожу и нервы. Наложенный жгут, полностью прекращает приток крови в конечность, но если петлю или жгут на конечности оставить на длительное время, то может даже произойти ее отмирание. Поэтому для остановки кровотечений их применяют только в исключительных случаях, а именно на плече и бедре (при отрыве конечности при ампутации). Сразу же после наложения жгута его следует замаркировать: число, месяц, год, часы, минуты! Время безопасного действия жгута - не более 2 часов, после чего его на 3--5 минут нужно снять или ослабить во избежание некроза нижерасположенных тканей.При наложении петли или жгута пострадавшего в течение двух часов в обязательном порядке следует доставить в лечебное учреждение для хирургической обработки.Кровотечение верхней конечности можно остановить при помощи пакетика бинта, вложенного в локтевой сгиб или в подмышечную впадину, при одновременном стягивании конечности жгутом. Подобным образом поступают при кровотечениях из нижней конечности, вкладывая в подколенную ямку клин. Правда, такой метод остановки кровотечения в последнее время применяется лишь изредка.При кровотечении из главной шейной артерии - сонной - следует немедленно сдавить рану пальцами или же кулаком; после этого рану набивают большим количеством чистой марли. Этот способ остановки кровотечения называется тампонированием [33, С.196].После шинирования кровоточащих сосудов пострадавшего следует напоить каким-либо безалкогольным напитком и как можно скорее доставить в лечебное учреждение.Первую помощь приходится оказывать не только при кровотечениях из ран, но и при иных видах наружных кровотечений, среди которых некоторые также относятся к числу травматических.Кровотечения из носа. Такое кровотечение возникает при ударе в нос, при сильном сморкании или же чихании, при тяжелых травмах черепа, а также при некоторых заболеваниях, например гриппе, повышенном артериальном давлении. Пострадавшего укладывают на спину с несколько приподнятой головой, на переносицу кладут холодные компрессы или же лед.При носовом кровотечении нельзя сморкаться и промывать нос водой. Кровь, стекающую в носоглотку, пострадавший должен выплевывать. Если кровь выделяется преимущественно через носовые ходы, их можно затомпонировать ватными тампонами, смочив их физиологическим раствором (мин. водой) или сосудосуживающими каплями (адреналин, глазолин и т. п.)Кровотечение после удаления зуба. При этом виде кровотечений достаточно положить на место удаленного зуба комочек марли или ваты, который больной затем зажимает зубами.Кровотечение из уха. Кровотечение из уха наблюдается при ранениях внешнего слухового прохода и при переломах черепа. На раненое ухо накладывают чистую марлю, а затем его перевязывают. Пострадавший лежит с несколько приподнятой головой. Делать промывание уха нельзя.Кровотечение из легких. При сильных ударах в грудную клетку при переломах ребер, при туберкулезе, когда очаг заболевания разъедает какой-либо легочный сосуд, возникает легочное кровотечение. Пострадавшие откашливают ярко-красную вспененную кровь; дыхание затруднено.Пострадавшего укладывают в полусидящем положении, под спину ему подкладывают валик, на который он может опереться. На открытую грудь кладут холодный компресс. Больному запрещают говорить и двигаться [11, С. 53].Кровотечения из пищеварительного тракта. Кровотечение из пищевода возникает при его ранении или же при повреждении его вен, при некоторых заболеваниях печени. Кровотечение из желудка наблюдается при желудочной язве или опухоли, которые разъедают сосуды, проходящие в стенках желудка, а также при травмах желудка. Признаком является рвота, при которой рвотные массы представляют собой темно-красную и даже свернувшуюся кровь.Пострадавшего укладывают в полусидящем положении с согнутыми в коленях ногами. На брюшную область кладут холодный компресс. Необходим полный покой. Пострадавшему нельзя давать ни пить, ни есть.Оба вида кровотечений требуют немедленного хирургического вмешательства (срочная госпитализация).Кровотечение в брюшную полость. Такое кровотечение возникает при ударе в живот; в ряде случаев при этом наблюдается разрыв печени. У женщин внутрибрюшное кровотечение бывает при внематочной беременности.Внутрибрюшное кровотечение характеризуется сильными болями в области живота. Пострадавший впадает в шоковое состояние или же теряет сознание; живот напряжен, мало участвует в дыхании, болезнен, может быть вздутым. Влажные, холодные кожные покровы. Слабый и частый пульс.Больного укладывают на носилки без подушки, можно дать немного воды, затем транспортировать в больницу.Кровотечение в плевральную полость. Кровотечение такого типа возникает при ударе, повреждении грудной клетки. Кровь скапливается в плевральной полости и в пораженной половине сдавливает легкое, тем самым препятствуя его нормальной деятельности. Пострадавший дышит с трудом, при значительном кровотечении даже задыхается. Его укладывают на носилки на поврежденную сторону. Если есть нарушение целости кожных покровов, накладывается циркулярная повязка. Необходимо обеспечить немедленную транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.В большинстве случаев кровотечение можно остановить, просто зажимая рану носовым платком. Сильно кровоточащая поверхностная рана головы далеко не всегда так опасна, как кажется на первый взгляд: сильно кровоточить может небольшой порез.Следует прижать рану куском чистой сухой ткани. Плотно, но осторожно в течение 5-10 минут прижимайте ткань к ране, пока кровотечение не остановится. Если кровь просочилась через ткань, не нужно убирать ее с раны, чтобы не помешать формированию кровяного сгустка. На первый кусок ткани необходимо наложить другой.Если рана не глубокая, следует промыть ее теплой водой с мылом и просушите. Ненужно промывать глубокие и сильно кровоточащие раны. Если кровотечение приостановилось, пусть даже и не остановилось совсем, перевяжите рану чистой тканью.Если приостановить кровотечение не удается, нужно проверить, нет ли у пострадавшего признаков шока. Если у пострадавшего кружится голова, если он теряет сознание, а кожа его становится бледной, холодной и влажной, если дыхание у него поверхностное и учащенное, а пульс слабый и частый - не нужно прекращать попыток остановить кровотечение.Если у больного глубокая рана и кровотечение остановить не удается, необходимо звонить 03.Если окажется, что рана велика и нужно наложить шов, или если путем обмывания из нее не удалось удалить грязь и песок, доставьте пострадавшего в пункт неотложной помощи. Чем скорее начнется лечение, тем легче избежать инфекции.Чаще всего носовые кровотечения возникают из-за того, что пострадавший дышит воздухом, часто сморкается и залезает пальцами в нос, а также в результате травмы.Необходимо успокоить пострадавшего. Если пострадавший успокаивается, кровотечение уменьшается.Следует попросить пострадавшего наклониться вперед и по крайней мере на 10 минут зажать нос, чтобы образовался кровяной сгусток.Не разрешайте пострадавшему сморкаться и втягивать носом воздух в течение нескольких часов. Если кровотечение не прекращается или возобновляется, нужно попросить повторить прием, описанный выше; наложить холодный компресс на область носа.Если кровотечение прекратилось, следует аккуратно смазать обе половины носа вазелином с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.Если через 15-20 минут после начала оказания первой помощи кровотечение не останавливается или возобновляется, если кровь, не переставая, стекает в горло, вызовите врача [11, С. 176].Повреждение связочно-сумочного аппарата - растяжение связок, надрывы и разрывы.Признаки: боль, отек в области травмы, припухлость сустава, нарушение функций сустава. При полном разрыве связок кроме перечисленного наблюдается изменение оси конечности.Первая помощь: воздействовать холодом на место травмы, наложить давящую повязку, надежно фиксирующую сустав. При необходимости сустав иммобилизовать шиной! Боль можно притупить аэрозолем (хлорэтил и т. п.). Обязательна консультация травматолога.Повреждение мышц и сухожилий - растяжение, надрывы, разрывы.Признаки: боль, кровоизлияние разной степени выраженности, затруднение движения в суставах из-за боли в мышцах, повышенная плотность тканей или углубления под кожей в сочетании с валиком по краям.При растяжении происходит надрыв или разрыв связки, мышцы или сухожилия. Необходимо устроить пострадавшего поудобнее, поднять травмированную конечность выше уровня сердца: это уменьшит отек. Изложить на болезненную область холодный компресс на 10--15 минут: это уменьшит боль и отек. Если конечность продолжает отекать, меняйте холодные компрессы каждые 20--30 минут, пока отек не начнет уменьшаться.При необходимости следует дать болеутоляющее средство, использовать дозы препарата, указанные в инструкции по его применению.Если травмирована область голеностопного сустава или коленного сустава, надо наложить плотную (но не тугую) повязку.Если травмировано плечо, локоть или запястье, следует зафиксировать руку с помощью косыночной повязки и привязатье повязку к туловищу.Через 48 часов, если боль не утихнет, а отек спадет, надо попросить подвигать травмированной конечностью в разные стороны [11, С. 196].Не следует позволять нагружать травмированную конечность, пока боль при нагрузке не пройдет полностью. При легких растяжениях это занимает 7-10 дней.Если сильно болит и опухло место повреждения, подвижность в месте повреждения утрачена частично или полностью, имеется деформация и, возможно, перелом кости, боль в месте повреждения не утихает через 48 часов после травмы или через 48 часов после травмы двигательная активность травмированной конечности не восстанавливается, необходимо обратиться к врачу.Вывих - ненормальное стойкое смещение костей за физиологичекие пределы. При вывихе, как правило, разрываются суставная сумка и связки, повреждаются мягкие ткани.Признаки: сильная боль, вынужденное неестественное положение конечностей, изменение формы сустава и нарушение его функций.Первая помощь: необходимо создать полную неподвижность и немедленно госпитализировать (неспециалисту вправлять вывих запрещается!).Перелом - нарушение целости кости под влиянием остро-механической травмы (удар, падение).Признаки: локальная болезненность, искривление или укорочение конечности, неестественная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности.Переломом называется нарушение целостности кости, вывихом - нарушение правильного положения кости в суставе.Всегда нужно фиксировать травмированную конечность в том положении, в каком она находится. Необходимо остановить кровотечение, прижав рану куском чистой сухой ткани. Завяжите рану чистой повязкой.Если травмировано плечо, то фиксировать следует руку с помощью поддерживающей повязки.Если травмирована кисть или палец, нужно зафиксировать их в том положении, в каком они находятся, с помощью шины, обмотанной куском ткани.Если травмировано предплечье, нужно зафиксировать его шиной и наложить поддерживающую повязку, которую затем привяжите к туловищу.Носилками может служить любая прочная доска (например, гладильная), на которой пострадавший помещается во весь рост. Удерживая голову, шею и спину на одной прямой линии, нужно повернуть пострадавшего на бок и подложить под него носилки. Следует перевернуть пострадавшего на носилки, поддерживая голову и туловище; между ног положить свернутые полотенца, одеяла или одежду; прочно привязать пострадавшего к носилкам с помощью веревок, ремней, лент или полос ткани; при транспортировке удерживать носилки в горизонтальном положении. Чтобы уменьшить боль и отек, нужно наложить холодный компресс [11, С. 200].Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой, контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожирении и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике спортивного травматизма.Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особенно велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осуществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских требований в организации при проведении мероприятий, связанных с физическим воспитанием школьников [20, С. 70].Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспитания -- от урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня.Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физкультуры, информировать об этом преподавателя и врача; определять плотность урока, кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.В определении соответствия физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности учащихся по внешним признакам утомления медицинскому работнику и учителю поможет таблица 1.В обязанности медицинского персонала школы входит обучение школьников оказанию первой помощи при различных травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также наложению повязок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля.Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом, -- это одно из важнейших звеньев профилактики травматизма.Особое внимание следует уделять физическому воспитанию детей, ослабленных в результате перенесенных ими различных заболеваний или травм. В практике часто; встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режимов после перенесенных заболеваний или травм [35, С. 105].Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, легких, под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Подросток чувствует себя здоровым, но патологический процесс скрыто продолжается и на высоте физической нагрузки (особенно соревновательной -- лыжные гонки, кросс, бег на коньках) может дать молниеносное обострение с явлениями острой сердечно - сосудистой недостаточности, вплоть до смертельного исхода.Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий физкультурой. В практической работе школьные медицинские работники могут пользоваться таблицей 2, где указаны примерные сроки возобновления занятий физкультурой после некоторых заболеваний и травм.Глава 2. Опытно- экспериментальная работа2.1 Организация и методы экспериментаПридя на государственную практику, я ознакомился с классом. Моя цель - была провести экспериментальное наблюдение в 2 классах. Один класс я взял под наблюдение с экспериментом, второй класс под наблюдение без эксперимента. Моей задачей было сравнить их показатели.Наблюдение проводилось во время занятий физкультуры с детьми 3 «а» и 3 «б» класса МОУ СОШ школы №38В 3«а» классе 23 человека, из них 15 девочек и 8 мальчиков, в 3 «б» классе 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.Цель эксперимента: практически обосновать наблюдение на повышение интереса учащихся в школе путем строгого соблюдения техники безопасности и путем ознакомления с ней школьников в МОУ СОШ №38 3 «а» класса на уроках физической культуры.Задачи эксперимента:1. Сравнить данные двух классов интереса к урокам физкультуры у учащихся на начало и конец проведения занятий с соблюдением техники безопасности.Для выявления интереса к занятиям физической культурой использовались методы исследования:Беседа.Анкетирование.Урок физкультуры.Антропометрия - это получение данных о физическом развитии и функциональном состоянии детей и степени обладания физическими навыками.Антропометрия позволяет оценить физическое развитие организма.Анкетирование - это получение письменных ответов на вопросы, составленные по определенной форме, с целью изучения практики работы, выявление суждений, мнений, относящихся к проблемам исследования. Все вопросы должны составляться таким образом, чтобы ответы были четкими, логическими.Наблюдение проводилось на базе школы МОУ СОШ №38 с учащимися 3 «а» класса и 3 «б» Оно проводилось на уроках физкультуры. В наблюдении применялась беседа со школьниками были заданы вопросы по теме травматизма, что они знают, о нем какой он бывает. Применялось анкетирование. Наше наблюдение состояло из трех этапов:констатирующегоформирующегоконтрольного
1. Алексеев IIИ., Афанасьев В.З., Бессудное А.И. и др. /Под ред. А.П. Матвеева.Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. - М.: Фрахт, 1995. - 45 с. 2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996 , № 1. - С. 37-40 3. Бальсевич В.К., Болышенков ВТ., Рябин уев Ф.П. Концепция, физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательныхшкол //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2. - С. 42-46 4. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М. 1987. - 109 с. 5. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993. - 128 с. 6. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. Учебно - методическое пособие. - Л., 1996г. - 40 с. 7. Государственный образовательный стандарт. Физическая культура. - М., 1993г. - 35 с. 8. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. Доцента Е.В.Харламова. - М.: ИКЦ «Март», 2005. - 464 с. 9. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. - М.: «ФиС». 2000 -190 с. 10. Залетаев И.П, Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры: М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 92 с. 11. Квартовкин К.К., Мандриков В.Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 1997.- с. 16 12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Просвещение, 2002. - 201 с. 13. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. - М., :«Просвещение», 1996г. - 61 с. 14. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. -М., 1993г. - 84 с. 15. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Турку нов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1-11-х. классов, основанная на одном из видов спорта (баскетболе). - М.: ФиС, 1996. - 219 с. 16. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996 - № 1. - С. 22-28 17. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьника. - М,1998г. - 64 с. 18. Лях В.К, Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. - М.: ФиС, 1996. - 93 с. 19. Массовая физическая культура в вузе: Учеб. посо бие/И.Г.Бердников, А.В.Маглеваный, В.Н.Максимова и др. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мятяжова. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с. 20. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др. Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144с. 21. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001. - 96 с. 22. Немсадзе В.П., Амбернади Г. Детский травматизм. - М., 1999. - 185 с. 23. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997. - №2. - С. 29-34 24. Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2004. - 190 с. 25. ОсокинаТ.И. Физическая культура в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 170 с. 26. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с. 27. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Просвешение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с. 28. Программа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. - М.: ФиС, 1985. - 53 с. 29. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ. - М.: «Просвещение», 1992. - 138 с. 30. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.,: «Просвещение», 1993. - 144 с. 31. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном виде спорта (баскетбол). - М.,: «Просвещение», 1996г. - 133 с. 32. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, Е.Н.Литвинов и др.; Под ред. Ю.М.Соболевой - М.: Просвещение, 1996. - 256 с. 33. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М, 2001. - 295 с. 34. Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001. - №4. - 196 с. 35. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б.А.Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др.; Под ред. Б.ААшмарина. - М.: Просвещение, 1979. -360 с. 36. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Проф.Ю.Ф. Курамшина- 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 401 с. 37. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В.П.Богословский, М.Н. Давыденко, В.И.Дробышев и др.; Черный В. Г. «Спорт без травм» М. 1988. - 247 с. 38. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. - М.: Просвещение, 2005-107 с. 39. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с. Приложение 1
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |