|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образованияТехнологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образованияРеферат Тема «Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования» Выполнила: Иванова С.М 2010 г. Содержание 1. Способы повышения качества профориентационной работы 2. Направления профориентации 3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии 4. Заключение 5. Список использованной литературы 1. Способы повышения качества профориентационной работы Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает: 1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры. 2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций. 3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда. 4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования. 5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий. Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области. В результате чего, складывается следующая ситуация: • По окончании учебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений. • Из них 77% поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом 54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям для поступления в ВУЗ. • 23% намерены получать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% - из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% - с ограниченными возможностями здоровья. • В этом году в регионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учреждений начального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов - из образовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов. • На региональном рынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированных рабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаев начинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работать на производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений, составляя 34% безработного населения области. Данные показатели свидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательном пространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорных представлений родителей, требуют активизации профориентационной работы среди школьников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведений области. При этом программы профориентационной работы должны содержать следующие технологии: • Определение и обеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона; • Определение текущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе; • Профдиагностика и оценка качеств учащихся как будущих специалистов; • Повышение эффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных и адаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи. Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на: • средствах профориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт, интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованные специальности; • профессиографическое моделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области; • технологии образовательного, медицинского, социально-психологического, психофизиологического профотбора учащихся; • индивидуально-ориентированные модели трудовой мотивации. 2. Направления профориентации Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления: Работа с учащимися школ Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников. Работа с учащимися Связана с социальной адаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок, направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней. Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы: 1 этап - профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям; 2 этап - анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями; 3 этап - проведение стартового методического семинара со специалистами и центра профориентации по выработке результативных форм профориентационной работы; 4 этап - проведение профориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методических семинаров с педагогами ОУ. Итог работы за год - получение обратной связи и ожидаемых результатов: Для учащихся: - Повышение уровня мотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональную деятельность на 40% - Рост сформированности позитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%. - Получение более полной и качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях, индивидуальных возможностях и способностях. - Рост уровня адаптации к профессии и трудовой деятельности на 35%. - Использование результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики. - Укрепление системы взаимодействия со школами и социальными партнерами. - Привлечение большего количества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям. - Профотбор и подготовка более ориентированных на трудовую деятельность специалистов. 3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся. Работа на данном этапе включает: 1. Составление с учащимися плана самоподготовки 2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед. 3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств. 4. Контроль за реализацией рекомендаций в процессе индивидуальных бесед. 5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности. Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений 2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути 3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения. 4) случайные мотивы выбора профессии 5) неуверенность в своих силах. В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии. Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности , которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта : глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей , умения учитывать возрастные особенности учащихся , составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися , их родителями , педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент. Направленность объединяет отношения личности к различным сторонам действительности, ее морально-нравственные качества. Она не имеет непосредственно природной основы, она включает в себя интересы, склонности, убеждения, намерения. О наличии интереса к профессиональной деятельности у учащихся можно судить по избирательной направленности к той или иной области познания. К ее предметной стороне, положительной эмоциональной реакции к определенной сфере профессиональной деятельности. Под склонностям определяют устойчивое избирательное отношение учащегося, выражающая в стремлении к конкретной практической деятельности. О них судят по тому, чем охотнее всего и подолгу занимается школьник по собственной инициативе в учебной деятельности, во внеклассной работе. Профессиональные намерения определяются, как устойчивое стремления личности овладеть конкретной профессией и получить соответствующие образование. Другой подструктурой личности являются способности. Способности определяют как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием наиболее продуктивной деятельности. О наличии способностей судят по успешной и оригинальности деятельности, по скорости усвоения новых знаний и навыков. Способности формируются в руде. Совокупность устойчивых психических особенностей человека, индивидуальный тип психических реакций на окружающую действительность определяется как характер. Он проявляется в том, как человек относиться к себе, другим людям, порученному делу, к вещам. Характер не являться врожденным качеством личности, он формируется в условиях деятельности людей в зависимости от воспитания. Темперамент означает динамику протекания психических процессов человека. Физиологическая основа его - тип высшей нервной деятельности, характеризующиеся силой или слабостью, уравновешенностью, подвижностью или инертностью процессов возбуждения и торможения. Следует отметить, что темперамент обусловлен прирожденными свойствами, но не остается неизменным в течение всей жизни. Любой темперамент не препятствует развитию всех общественно значимых свойств личности, однако каждый темперамент требует особых путей и способов его формирования. На основе преобладающих интересов учащихся, его склонностей, способностей, стойких характерологических качеств учитель делает предварительной заключение о направленности учащегося при выборе профессии. Для повышения эффективности профориентации учащихся необходимо сочетать учебную работу со специально организованными целенаправленными внеклассными мероприятиями, проводимыми в тесном контакте с представителями профтехучилищ. Хорошо зарекомендовали себя циклы лекций на базе училищ. Широкое распространение получили месячники по профориентации, целью которых являться ознакомление с ведущими рабочими профессиями транспорта, сферы обслуживания., торговли. Следует использовать передвижные выставки, оформление в кабинете стендов, конференции, фильмы, альбомы, использование наглядности являться важным условием профессионального просвещения. Так как оно управляет всеми сторонами чувственного познания учащихся, способствует формированию понятий об окружающем мире, развивает эмоциональную сферу учащихся. Что, в свою очередь активизирует процесс личностного отношения их к миру профессии. 4. Заключение Цель профориентационной работы - подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать социально значимые внутренние регуляторы поведения в деятельности в связи с выбором профессии; создать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профориентационная работа должна осуществляться на основе долгосрочных целевых комплексных программ. Не ограничиваться ориентацией на отдельные профессии, а ориентировать учащихся на конкретную область промышленности, сельского хозяйства с учетом перспективных потребностей в кадрах различной квалификации конкретного района. Приложение № 1 Анкета интересов Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская не одного. Если то занятие, о котором говориться в вопросе, соответствует Вашим интересам (нравиться, хотели бы заниматься), то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить знак ( + ), если не соответствует то знак ( _ ), если не знаете или сомневаетесь то знак (0) 1. Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты. 2. Готовить растворы, смешивать реактивы. 3. Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах. 4. Собирать коллекции минералов 5. Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей. 6. Выполнять работу, используя измерительные и испытательные приборы. 7. Читать произведения классической мировой литературы. 8. Читать книги о работе милиции, 9. Знакомиться с историей искусства. 10. Читать книги о воспитании детей 11. Читать книги о работе врачей. Медицинские журналы. 12. Заботиться об уюте в помещении. 13. Читать военную литературу. 14. Слушать оперную или классическую музыку. 15. Читать книги о художниках. 16. Уроки математики. 17. Решать задачи по химии. 18. Изучать анатомическую структуру растений и животных. 19. Читать о различных странах 20. Читать технические журналы. 21. Читать статье о достижениях радиотехники. 22. Анализировать сравнивать оценивать литературные произведения. 23. Знакомиться с различными законами. Уставами, инструкциями. 24. Изучать историю 25. Помогать товарищам, отстающим в учебе. 26. Уроки анатомии и физиологии человека. 27. Составить и вести картотеки. 28. Знакомиться с военной техникой. 29. Слушать современную популярную музыку. 30. Посещать музеи, выставки. 31. Заниматься в математическом кружке. 32. Уроки химии. 33. Читать книги о растениях и животных. 34. Ездить в экспедиции с геологами. 35. Знакомиться с современными достижениями техники. 36. Заниматься в радиотехническом кружке. 37. Читать литературно - критические статьи. 38. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах. 39. Читать книги на исторические темы. 40. Выполнять общественную работу. 41. Знакомиться с достижениями в области медицины. 42. Организовывать питание в походах. 43. Уроки физкультуры. 44. Заниматься в музыкальной школе. 45. Заниматься в изостудии. 46. Решать задачи по алгебре. 47. Делать опыты по химии. 48. Уроки биологии. Анатомии. 49. Узнавать об открытии новых месторождений ископаемых. 50. Разбираться в технических чертежах. 51. Ремонтировать бытовые приборы. 52. Писать стихи, рассказы. 53. Проводить политинформации 54. Смотреть фильмы об исторических событиях разных стран. 55. Готовить доклады, сообщения и выступать сними. 56. Заботиться о больных, оказывать им помощь. 57. Помогать друзьям выбирать одежду. 58. Участвовать в военных играх, походах. 59. Оформлять стенгазеты, стенды, выставки. 60. Решать задачи по геометрии. 61. Самостоятельно выводить формулы химических реакций. 62. Изучать с помощью микроскопа живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов. 63. Уроки географии. 64. Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипеды, швейную машинку) ит.д. 65. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру. 66. Изучать происхождение слов и выражений. 67. Выступать с докладами перед большим количеством людей. 68. Знакомиться с древней культурой. 69. Работать с детьми младшего возраста. 70. Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах. 71. Оказывать людям различные бытовые услуги. 72. Заниматься в спортивных секциях. 73. Играть на музыкальных инструментах. 74. Рисовать. 75. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках. 76. Заниматься в химических кружках. Олимпиаде. 77. Ухаживать ха растениями или животными 78. Совершать трудные и длительные походы. 79. Уроки труда 80. Разбираться в сложных радиосхемах. 81. Работать со словарем, в библиотеке. 82. Читать политические новости. 83. Знакомиться с законами исторического развития. 84. Проводить время с маленькими детьми. 85. Проявлять чуткость по отношению к людям. 86. Проявлять такт, выдержку в общении. 87. Изучать историю исторических сражений. 88. Смотреть театральные представления. 89. Знакомиться с картинами, скульптурами. 90. Заниматься в математических кружках. 91. Узнавать о достижениях в области химии 92. Участвовать в работе биологического кружка. 93. Составлять географические карты. 94. Уроки физики. 95. Научиться водить машину и уметь самому ее ремонтировать. 96. Писать сочинение. 97. Ввести дискуссии. 98. Анализировать свои поступки, поведение в обществе. 99. Работать над улучшением условиями труда. 100. Заниматься каким-либо видом спорта. 101. Участвовать в школьной самодеятельности. 102. Выпиливать, выжигать, строгать по дереву. 103. Выполнять работу, требующую знаний математических правил. 104. Выполнять работу на открытом воздухе. 105. Работать в полевых условиях. 106. Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки. 107. Работу, требующую большого такта, выдержки, самообладания. 108. Работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения. 109. Постоянно работать с людьми. 110. Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям. Лист ответов.
После того, как вы заполните лист ответов, подсчитайте количество плюсов в каждой вертикальной колонке. Наибольшее количество плюсов в одной из колонок свидетельствует о наличии интереса к определенной области деятельности или знаний. Первая вертикальная колонка (1) свидетельствует интересу к математике; (2)- химии; (3)-биологии; (4)-геологии; географии. (5)-технике ; (6)-электротехнике; Радиотехнике. (7)- истории 910)-педагогике; (11)-медицине; (12)-сфере обслуживания; (13)-спорту и военному делу; (14)- искусству (15)- искусству изобразительному ; Из предлагаемого списка профессий нужно выбрать ту или те (но не более трёх); по которым вы хотели бы работать или продолжать образование. Список использованной литературы: 1. Л.В.Ботякова Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации 2006г. 2. С.С. Гриншпун . Индивидуальная работа с учащимися по подготовке к обоснованному выбору профессии. 2000г. 3. А.В. Голомшток. Формы совместной деятельности школы, училища и базового предприятия. 1995г. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |