|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технология модульного обучения на уроках биологииТехнология модульного обучения на уроках биологииТехнология модульного обучения на уроках биологии Г. Белгород МОУ лицей №32 Учитель биологии Полякова Диана Олеговна Главный ориентир нашего лицея - воспитание полноценной личности - активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и.д. Решить эти проблемы успешно помогает использование модульной технологии обучения. Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть: - гарантированность достижения результатов обучения - возможность работать учащихся в группах, в парах; - паритетные отношения учителя и ученика; - возможность общения с товарищами; - возможность выбора уровня обучения; - возможность работать в индивидуальном темпе; - раннее предъявление конечных результатов обучения; - "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала; Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений. Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение? Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы: 1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д."). 2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им. 3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания. 4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы). 5. Написание модульной программы. Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы: · формулировка темы урока; · определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения; · разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ); · подбор необходимого фактического материала; · определение способов учебной деятельности учащихся; · отбор методов и форм преподавания и контроля; · составления модуля данного урока. Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но я обязательно использую следующие: · УЭ-0 - определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения. · УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д. · УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала. · УЭ-п (где п - номер последнего учебного материала) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих). В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важнейшего процесса. В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. Мной разработаны модульные уроки по темам: "Растения семейства лилейные", "Строение цветкового растения", "Предмет, задачи и методы генетики", "Биологическая концепция вида", "Клеточная теория строения организмов", цикл уроков по теме "Нервная система, органы чувств, гормональная регуляция" и др. Урок по теме: "Строение цветкового растения"
Лабораторная работа "Строение цветкового растения" Цель: изучить строение цветкового растения. Оборудование: гербарии цветковых растений, лупа, препаровальная игла, линейка. Ход работы: 1. Рассмотреть экземпляр растения на вашем столе, найдите у него вегетативные органы. Какие из вегетативных органов вы видите? Определите цвет и размер корня, цвет и длину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев. 2. Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите. Определите размер и окраску по возможности цветов и плодов. 3. Зарисуйте растение в тетрадь, укажите все органы , которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения. 4. Заполните таблицу.
5. Сделайте вывод о том , что это растение относится к высшим цветковым растениям, объясните почему. Лист контроля знаний Фамилия, имя ученика ____________________________________ класс
Первый опыт проведения модульных уроков в курсе биологии показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь я готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей. Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |