|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыковТехнология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыковМуниципальное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №8 Технология полного усвоения программы на уроках английского языка Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков Учитель английского языка Кладова Ирина Сергеевна Березники 2010 Пояснительная записка В данной работе предлагается интерпретация основных идей педагогической системы, разработанной американскими учеными Дж. Кероллом и Б. Блумом. Новизна работы состоит в том, что предложенная ими теория рассматривается как инструмент технологического процесса формирования лексических и грамматических навыков на уроках английского языка. Проблема Разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания. Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Таким образом, "тройки", "четверки", "пятерки" за освоение учеником базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всеми полностью. Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось. Он выделил три категории учащихся: а) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; б) талантливые (около 5%) - могут учиться в высоком темпе; в) обычные ученики, составляющие большинство (90%), чьи способности по усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени. ВЫВОД: при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. 1. Технология полного усвоения программы В рамках представляемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями в соответствии с требованиями образовательных стандартов в части лексических и грамматических умений и навыков. Основным моментом предлагаемой технологии является установка, что все обучаемые способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого им должны быть заданы критерии усвоения. В литературе встречаются два варианта описания этой технологии - по Беспалько, и по Кларину. Гуманность технологии заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения. Модель технологии включает следующие этапы: 1. Точно определяется критерии усвоения темы или урока, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой). 2. Подготавливаются диагностические тесты. 3. Учебный материал разбивается на отдельные учебные единицы. Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала. После выделения учебных единиц определяются критерии, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов - выявить необходимость коррекционных учебных процедур. 4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания. 5. Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов. Ключевым моментом технологии являются точное определение и формулировка критерия полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и всеобщего стандарта). Его основа - научно обоснованные учебные цели. Можно выделить наиболее важные функции учебных целей в обучении: · конструирующую функцию, в которой можно выделить прогнозирование и планирование учебного процесса; план означает расчленение некоторой общей цели на отдельные структурные компоненты; · функцию отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевым ориентирам; · технологическую функцию, которая предусматривает определение методов, приемов, адекватных целям; · перспективную развивающую функцию, так как видение системы целей дает возможность учащимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть се системно, в структурных связях и иерархии содержательных элементов. Научно обоснованные цели, принятые и осознанные учащимися, ведут к сближению смыслов деятельности учителя и учеников, обеспечивают личностную направленность обучения. Можно выделить три уровня усвоения. 1-й уровень - знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. Например, Найди соответствие: 2-й уровень - алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия. 3-й уровень - творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это - продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) - эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют "без правил", но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность. 2. Последовательность шагов при обучении Важно правильно определить цели! В таблице приложения 1 зафиксирована модель зависимости между уровнями усвоения того или иного элемента содержания и формулировкой соответствующей каждому уровню обобщенной цели, возможными видами конкретизированных целей в действиях, адекватными этим целям методами обучения и соответствующими формами проверки. В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного урока; определяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей. Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашей педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знании и типовых умений, а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е., в сущности, на уровне узнавания. Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон - это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания. Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность). Для 1-го уровня характерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида; тесты на различение ("выборочные" тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных ответов (при этом варианты возможных ответов содержатся в самом тесте); тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний. Найди соответствие: Pretty невысокий Short красивый Beautiful хорошенькая Handsome прекрасный 2.Вставь am/is/are: She___pretty. They____short. Her face___thin. Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. Могут использоваться и типовые задания, условия которых позволяют "с места" установить известную разрешающую ее процедуру и получить необходимый ответ. Расшифруй слова: Tbhrgi___________ Llta______________ Tshtgria__________ 2. Вставь местоимение: I am Boris. _____name is Boris. 3. Переведите: Он маленького роста. … В качестве 3-го уровня предлагают нетиповые задания и упражнения на применение знаний в новых ситуациях (для каждой задачи разрабатывают эталон существенных операций, возможно, и альтернативных); проблемы, решение которых приводит учащегося к "открытию" нового для себя знания (перечень необходимых и возможных операций разрабатывается заранее). 1. Переведите на русский язык, найдите соответствия русским фразеологизмам, запишите в таблицу, детям предлагается вспомогательный материал (презентация, картинки)
Такие данные дают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы , как при подготовке к пересдаче при необходимости так и в ходе дальнейшего обучения. Ориентация на посильные и доступные абсолютному большинству учащихся обязательные результаты обучения дает ученику возможность ежедневно и ежечасно, на каждом уроке испытывать учебный успех. Из неуспевающего или посредственного ученика (ведь по сравнению с "идеальным образцом усвоения", оцениваемым пятеркой, все плохо!) ребенок имеет реальную возможность достичь успеха. 3. Практика использования технологии полного усвоения программы в формировании лексических и грамматических навыков на уроках иностранного языка Одним из самых важных направлений в работе учителя иностранного языка является формирование лексических и грамматических навыков, которые являются основой, позволяющей детям овладеть навыками говорения на иностранном языке. Поэтому учителю необходимо добиться полного усвоения необходимого лексического и грамматического минимума, достаточного для коммуникации. На своих уроках, после введения новой лексики и проведения её первичного закрепления, я разрабатываю небольшие диагностические тестовые задания, согласно уровням усвоения материала, данные тестовые задания предъявляются индивидуально в начале урока, так как именно начало урока является залогом его успеха в целом. В дальнейшем для проведения коррекционной работы в начале каждого урока я предлагаю детям упражнения в игровой форме, с элементом игры, с использованием забавных картинок и схем, игр с элементом соревнования и т.п. Дети, успешно справившиеся с диагностическим тестом, получают тесты следующего уровня. Более способные дети получают творческое задание в форме проекта или коллективной работы в форме интеллектуальной лаборатории, после чего проводится контрольная работа с оценкой результата. Диагностические тесты и коррекционные упражнения, которые используются на уроках, отбираются методом выборки и классификации согласно представленной технологии в сборнике упражнений Е.А.Барашковой, часть 1: 6 класс к учебнику В.П.Кузовлева "English-6", так как полностью отвечают целям, поставленным перед педагогом по части усвоения грамматического и лексического материала. Творческие задания на этапе разделения класса на группы формулируются педагогом самостоятельно, с учетом пожеланий детей. Контрольные работы представлены в "Контрольных заданиях English 5-6",которые являются составной частью УМК и построены на материале учебника По результатам работы по данной технологии 90% учеников 6 класса, посещавших уроки в рамках темы "Внешность", усвоили материал полностью и 75 %написали контрольную работу на 4 и5. Список использованной литературы1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии.- 1998.- № 1.- С.68-80.2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: "Нар. образование", 2001.- 87 с.3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).- Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995.- 176 с.4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособ. по спецкурсу.- М.: "Арена", 1994.- 222 с.5. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ //Школьные технологии.- 1988.- № 1.- С. 9-29.6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.7. Эрдниев П.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы //Сов. Педагогика.- 1975.- № 4. - С. 72-80.8. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978.9. Fiske S., Tayler S. Sosial cjqnition. Randon House. - № 4, 1984.Приложение 1Технология постановки цели в процессе конструирования урока (части)
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |